Помимо самих драконов, в китайской культуре почитаются еще «Девять сыновей дракона» 龍生九子. Они перечисляются в различных текстах минского времени, а известный ученый того времени Се Чжаочжэ (謝肇淛, 1567-1624) в своей работе «Уцзацзу» (五雜組, около 1592) дает перечисление с описанием детей драконов. Он указывает, что изображения сыновей драконов используются в качестве орнаментов в соответствии с их натурой:

  • Пулао 蒲牢 любит кричать, поэтому его изображают на колоколах, выступая в качестве рукояток.
  • Циньню 囚牛 любит музыку, он украшает музыкальные инструменты.
  • Чивэнь 螭吻 нравится глотать, потому его располагают на обоих концах крыши на месте конька, чтобы он глотал все злые энергии.
  • Чаофэн 嘲風 имеет львиный облик, любит пропасти, его можно встретить на углах крыши.
  • Яцзы 睚眦 нравится убивать, и его изображения потому украшают орнаменты мечей.
  • Биси 贔屭 – любитель литературы, его место – по сторонам могил.
  • Би’ань 狴犴 любит тяжбы, потому он расположен над тюремными воротами в качестве охранника.
  • Суаньни 狻猊 любит посидеть, поэтому его часто можно встретить у ног буддийских святых, будд и бодхисаттв.
  • Бася напоминает огромную черепаху и носит тяжести, поэтому его часто можно встретить поддерживающим саркофаги.
Девять сыновей дракона
Девять сыновей дракона

Кроме того, Се Чжаочжэ говорит, что видов драконов, на самом деле, неисчислимое множество: природа драконов непристойна, они совокупляются со всеми животными, в результате чего появились разнообразные помеси. Они также изображаются в качестве орнамента в соответствующих местах в соответствии со своими наклонностями: тюрьмы, вода, ранги, запах недавно пойманной рыбы или свежего мяса, ветер и дождь, орнаменты, дым, закрытый рот (можно встретить как украшение замочных скважин), стояние на откосах (помещают на крышу) и др.

Поэт Ян Шэнь (楊慎, 1488-1559) дает другие пятое и девятое имена детей дракона и их качества:

  • Таоте 饕餮, который любит есть и потому помещается на изделиях, связанных с едой, и
  • Цзяоту 椒圖, имеющий облик раковины или моллюска и не любящий быть потревоженным – его помещают над дверью или на пороге.

Старейший же список «детей дракона» содержится в «Различных записях из бобового сада» (Шуюань цзацзи, 椒园杂记), принадлежащих перу ученого Лу Жуна (陆容, 1436-1494). Однако он отмечает, что в действительности никаких детей дракона нет, это просто перечисление различных качеств и атрибутов дракона.

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.