Даосский храм Восточного пика (Дунъюэ) в Пекине

Главная страница » Китай » Пекин » Даосский храм Восточного пика (Дунъюэ) в Пекине

Одно из интереснейших мест Пекина, которое непременно нужно посетить — Дунъюэмяо (东岳庙), Храм Восточного Пика. Это даосский храм, посвященный духу горы Тайшань 泰山, Восточному пику (东岳, Дунъюэ). Тайшань — одна из пяти почитаемых в даосизме священных гор, расположенная к северу от города Тайань в провинции Шаньдун в Китае.

Храм принадлежит даосской Школе Истинного Единства (正一道 Чжэнъидао), основанной в эпоху Сун (宋, 960-1279) и продолжающей традиции Школы Небесных Наставников (天师道 Тяньшидао).

В настоящее время Дунъюэмяо охраняется государством, здесь проводятся службы. Также в его стенах размещается Пекинский музей фольклора.

Храм Дунъюэ

Каменные стелы в храме Дунъюэ

История храма Дунъюэ-мяо

Храм Восточного пика был основан в 1319 году чиновником и последователем учения Школы Небесных Наставников Чжан Люсунем (1248-1321). Он собрал деньги на строительство и приобрел землю для храма, но вскоре умер. Строительство продолжил его ученик, даосский наставник У Цюаньцзе (1269-1346).

В 1322 году было завершено строительство парадных залов и главных ворот храма. В 1447 году, в царствование императора Чжу Цичжэня (朱祁鎮, 1427-1464) династии Мин, храм был отремонтирован и получил свое нынешнее название. В эпоху Цин (1644-1911) Дунъюэмяо был расширен и дважды перестраивался — в 1698 году, в царствование императора Канси (康熙, 1654-1722, император с 1661), и в 1761 году, в царствование императора Цяньлуна (乾隆, 1711-1799, император в 1736—1795).

Серьезный урон Храму Восточного пика был нанесен в годы Культурной революции (1966-1976). Многие помещения были разрушены, другие использовались под школу, правительственные учреждения и даже жилье. Постановлением Государственного Совета № 4-113 от 20 ноября 1996 года он был объявлен Национальным достоянием и вскоре начались реставрационные работы. К 2002 году Дунъюэмяо был восстановлен, общая сумма затрат составила 5,8 млн. юаней.

Планировка и основные достопримечательности

Храм Восточного пика занимает площадь в 4,7 га. Он разделен на три внутренних двора, общее число помещений — 376. Главным сокровищем храма является коллекция каменных скрижалей. Первоначально их было около 140, они датировались эпохами Юань, Мин, Цин и Республиканским периодом. К настоящему времени восстановлено 90. На одной из них высечены надписи знаменитого каллиграфа, художника и государственного деятеля Чжао Мэнфу (赵孟頫, 1254-1322), где рассказывается о жизни основателя храма Чжан Люсуня.

В храме три основных зала: Юйдэ 育德殿, Дайцзунбао 岱宗宝殿 и Юйхуан. Вдоль центрального двора тянется череда небольших комнат, открытых вовне, где находятся гипсовые статуи даосских божеств, распределенные по различным «канцеляриям».

Фотографии и прогулка по храму

Теперь, вооружившись необходимой информацией, отправимся на фотоэкскурсию по храму. Но сначала, перед входом, посмотрим на противоположную сторону улицы. Там стоят «Стеклянные арки» (琉璃牌坊 Люли пайфан) с тремя проходами, крытые зеленой и желтой глазурованной плиткой, принадлежащие к храмовому комплексу.

"Стеклянные арки", храм Дунъюэмяо, Пекин

На другой стороне улицы, напротив входа в монастырь, расположены «Стеклянные арки» (Люли пайфан)

А теперь войдем в храм. Над входом — табличка с его названием.

Ворота храма Восточного пика, Пекин

Ворота храма Восточного пика

Рядом висит схема расположений зданий и краткая информация.

Дунъюэмяо, храм Восточного пика, Пекин

Схема строений храмового комплекса

Войдя на территорию, мы оказываемся в первом дворе, который завершают ворота Чжаньдаймэнь 瞻岱门

Храм Дунъюэ, Пекин

Ворота Чжаньдаймэнь

На стенах развешаны всякие благопожелания, наиболее часто встречается иероглиф 福 фу — счастье.

Храм Дунюэ, Пекин

На дверях здания написан иероглиф «фу» 福 — счастье

Около ворот Чжаньданьмэнь выставлены садовые бонсаи в кадках — в Китае принято выращивать миниатюрные деревья, без них не обходится ни один сад.

Храм Дунюэ

В кадках растут садовые бонсаи

Пройдя через ворота Чжаньдаймэнь, мы оказываемся в большом дворе. Повсюду развешены табличка с благопожеланиями.

Монастырь Дунъюэ, Пекин

Двор в монастыре Дунъюэ

К павильону Дайюэдянь 岱岳殿 (Павильон горы Тайшань, главный в комплексе) ведет дорога, которая называется Шэньлу 神路, буквально «Божественная улица». Вдоль нее, а также рядом на деревьях развешены красные таблички с благопожеланиями — своеобразная жертва храму.

Храм Дунъюэ, Пекин

«Божественная улица» в храме Дунъюэ

Храм Дунъюэ, Пекин

Фонарик с изображением божества и иероглифами «счастье»

Храм Дунъюэ, Пекин

Таблички с благопожеланиями

С двух сторон от Божественной дороги находятся павильоны с императорскими табличками (御碑亭 Юйбэйтин). Они были построены в 1761 году в царствование императора Цяньлуна (1711-1799, на престоле 1736-1795); таблички в них были написаны императором собственноручно.

Перед западным павильоном (слева) находится статуя Яшмовой лошади 玉马 Юйма. Считается, что если дотронуться до нее, то она дарует счастье и успех в бизнесе.

Яшмовая лошадь, монастырь Дунъюэ, Пекин

Яшмовая лошадь Юйма

У восточного павильона (справа) — Медный осел 铜特 Тунтэ. Вернее, это гибрид нескольких существ: у него голова лошади, тело осла, хвост мула и копыта быка. Верят, что если до него дотронуться, он сохранит от всяких бед и обеспечит счастливое будущее.

Медный осел, монастырь Дунъюэ, Пекин

Медный осел Тунтэ

Еще в одном из павильонов есть вот такие замечательные счеты. Если я правильно поняла, по ним отсчитываются добрые и злые деяния человека, в соответствии с которыми решается посмертная судьба.

Монастырь Дунъюэ, Пекин

Счеты

По внутреннему периметру храма расположены 76 комнат-ниш со статуями даосского пантеона (七十六司 цишилю сы, семьдесят шесть департаментов). Именно столько, 76 департаментов, существует в даосском пантеоне. Дело в том, что китайцы создали совершенную бюрократию. Бюрократический аппарат существует не только на земле, но и на Небе. Каждый департамент ответственен за какой-либо аспект жизни человека. Есть, например, департаменты земных богов, судей намерений, своевременного воздействия, сопровождения (в рай), богов дождя, дверей, животных, по реализации 15 видов насильственной смерти… На все случаи жизни. Причем пекинцы просят здесь на полном серьезе, обижаются на богов, если те не исполнили просьбу. В общем, вполне конкретные отношения между земным и горним мирами.

Монастырь Дунъюэ, Пекин

Божества одного из 76 департаментов

Монастырь Дунъюэ, Пекин

Галерея с 76 департаментами даосского пантеона

В конце Божественной улицы высится Павильон горы Тайшань (岱岳殿 Дайюэдянь; Дайюэ — одно из названий Восточного пика, горы Тайшань).

Павильон Дайюэдянь, храм Дунъюэ, Пекин

Павильон Дайюэдянь

Павильон Дайюэдянь, храм Дунъюэ, Пекин

Павильон Дайюэдянь

Рядом — каменные стелы и ленточки с благопожеланиями. Красный цвет — это цвет юга, счастья, огня, всего самого лучшего. Именно поэтому все благопожелания как правило пишутся на красном фоне, китайская невеста облачается в красные одежды.

Храм Дунъюэ, Пекин

Ленточки с благопожеланиями

Храм Дунъюэ, Пекин

Курительницы и каменные стелы в храме Дунъюэ

Храм Дунъюэ, Пекин

В храме Дунъюэ

В одном из павильонов удалось увидеть даосских монахов.

Храм Дунъюэ

Даосские монахи в одном из павильонов

И, конечно, какой же монастырь без кошек? Кошки в Пекине знатные, пушистые.

Кошка в храме Дунъюэ, Пекин

Кошка в храме Дунъюэ

В храме Дунъюэ

В храме Дунъюэ

Храм Дунъюэ

Каменные стелы в храме Дунъюэ

Храм Дунъюэ

Каменные стелы в храме Дунъюэ

Пройдя через храмовый комплекс, мы оказались около Музея фольклора (民俗展览 Миньсу чжаньлань).

Выставка фольклора, храм Дунъюэ

Выставка фольклора

Внутри — многообразие рисунков, предметов декоративно-прикладного искусства.

Музей фольклора, храм Дунъюэ

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Лунный заяц

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Экспонаты Музея фольклора

Еще поразила экспозиция, посвященная восстановлению храма Дунъюэ. Можно только низко поклониться реставраторам, которые по крупицам восстанавливали комплекс, почти полностью разрушенный во времена Культурной революции.

Храм Дунъюэ

Фотографии восстановления храма Дунъюэ

Храм Дунъюэ

Фотографии восстановления храма Дунъюэ

Храм Дунъюэ

Фотографии восстановления храма Дунъюэ

Храм Дунъюэ

Фотографии восстановления храма Дунъюэ

Храм Дунъюэ

Фотографии восстановления храма Дунъюэ

Храм Дунъюэ

Фотографии восстановления храма Дунъюэ

А вот так выглядел район вокруг храма Дунъюэ в 1990-х годах. С тех пор он очень изменился.

Храм Дунъюэ

Фотографии восстановления храма Дунъюэ

Реставраторы храма Дунъюэ

Реставраторы храма Дунъюэ

Как добраться до храма Дунъюэмяо и карта

Адрес храма: Dongyue Miao, 141 Chaowai Dajie, Chaoyang District, Beijing (东岳庙朝阳门外大街141号).

Проезд: станция Chaoyangmen 朝阳门, линия 6, далее пройти по улице в восточном направлении примерно 700 метров.

Рассчитать маршрутЭкспортировать KML для Google Earth/Google MapsОткрыть автономную карту в полноэкранном режимеСоздать изображение с QR кодом для автономной карты в полноэкранном режимеЭкспортировать GeoJSONЭкспортировать GeoRSS
Храм Восточного пика

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Храм Восточного пика 39.923935, 116.443952 Даосский храм Восточного пика (Дунъюэ) 东岳庙 — восстановленный из руин даосский храм, выставка фольклора.Адрес: 141 Chaoyangmen Outer St, Chaoyang, Beijing Ближайшая станция метро — Chaoyangmen 朝阳门 (линии 2,6) или Dongdaqiao 东大桥 (линия 6).中国北京市朝阳区朝阳门外大街东岳庙 (Рассчитать маршрут)

 

© Мария Анашина, блог о путешествиях, природе и культуре «Дорогами Срединного Пути», anashina.com

© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2016. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

  • Экскурсии в Пекине

Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Обсуждение: 13 комментариев

  1. А в дацанах почему-то нет кошек, но есть собаки.

    Ответить
    1. Тибетские монахи очень любят собак. У них даже питомники есть. Прямо в монастырях.

      Сергей, а ты в каких дацанах был? Я вот пока только мечтаю побывать…

      Ответить
      1. В Иволгинском под Улан-Удэ.

        Ответить
      2. Мария Анашина:

        Галь, от вас ведь Калмыкия недалеко — там дацаны есть.

        Ответить
    2. Мария Анашина:

      Интересно. Хотя в наших я встречала и кошек тоже.

      Ответить
  2. Петербурженка:

    Когда долго гуляю с тобой по китайским достопримечательностям, редкие фотографии с людьми в современных костюмах, как озарение что ли…
    Вот здесь у тебя туристов немного в кадры попало: погружаешься в сказочный мир, идешь, идешь, бац! Споткнулась! Это же 21 век!
    Вот такое у меня и сегодня случилось)))

    Ответить
    1. Мария Анашина:

      Ага — и когда вдруг за старинными строениями вдруг в дымке появляются современные многоэтажки — прям когнитивный диссонанс.

      Ответить
      1. Петербурженка:

        Ты представляешь, я даже знаю, что это за зверь «когнитивный диссонанс»)))
        И именно он и выскакивает вместе с небоскребами

        Ответить
        1. Мария Анашина:

          Воот 🙂

          Ответить
          1. Петербурженка:

            Да-а-а!!!!

            Ответить
  3. Спасибо за познавательную статью , как будто там побывал.

    Ответить
  4. Интересно, почему этот храм определяется словом «мяо» (庙), а Храм Белого Облака — словом «гуань» (观)? Оба они производят впечатление одноплановых. Слово 观, насколько я понимаю, означает что-то вроде школы или концепции.
    И чем отличается «мяо» от «сы» (寺)?
    Пока никак не могу разобраться в этой терминологии.

    Ответить
    1. Мария Анашина:

      Здесь грань весьма тонка. Слово 寺 в прошлом применялось по отношению к буддийскому монастырю. 庙 — кумирня, храм — традиционные даосские или конфуцианские храмы; например: 孔庙 — Храм Конфуция. 观 — изначально даосский скит, место, где предаются созерцанию. Если строго, то разница такая. А дальше все эти слова переплетались, одно могло быть названо другим.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2016 Путешествия с Марией Анашиной ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru