Древний Псков Юрия Павловича Спегальского

Главная страница » Россия » Псковская область » Псков » Древний Псков Юрия Павловича Спегальского

К своему стыду, о Юрии Павловиче Спегальском я узнала только тогда, когда стала готовить цикл статей по Пскову. Ни один экскурсовод во время нашего пребывания на Псковской земле не обмолвился о нём. А ведь именно благодаря трудам Спегальского мы имеем возможность прикоснуться к древностям Пскова, увидеть, как выглядел этот прекрасный город в допетровскую эпоху. И не только Псков должен быть благодарен Спегальскому, но и Санкт-Петербург, и многие другие русские города.

Богатство русской допетровской культуры

Сохранилось очень мало памятников гражданской архитектуры допетровской эпохи. Да и те, что дошли до наших дней, часто искажены последующими переделками. В основном мы судим о том времени по величественным храмам и монастырям, отчего складывается весьма неверное представление о русской культуре. В литературе и исторических исследованиях нередко проводится идея, что в допетровскую эпоху Россия была отсталой дикой страной, и только при Петре Великом она присоединилась к семье цивилизованных народов. Это не совсем так.

В истории нет ни черного, ни белого. Россия в допетровскую эпоху была, без сомнения, великой цивилизацией, создавшей свою неповторимую, самобытную культуру, которая во многом отличалась от западной, хотя и имела с той общую составляющую — греческую культуру и христианство. На протяжение столетий русская культура соприкасалась с европейской — и противостоя ей в многочисленных войнах, и сотрудничая посредством торговых и личных связей.

Но какой она была, допетровская Русь? Оказываясь в странах Западной Европы, путешественник с восторгом взирает на средневековые дома, замки и дворцы, тесно застроенные уютные улочки и просторные площади, вертикали готических церквей и пышные фасады времен ренессанса и барокко. Ну почему, почему у нас нет такой красоты, почему на Руси жили иначе, — с грустью вопрошает он. И вот, складывается ощущение, что Русь долгие века была нищей, подавленной то Золотой Ордой, то местными царями да князьями, то иными причинами. И лишь экспозиции в российских исторических музеях свидетельствуют о богатстве и зрелости этой культуры, являя на своих витринах роскошные предметы быта, облачения и книги.

Неустанно укрепляли и украшали псковичи свой город, обносили его стенами, строили башни и церкви, заменяли деревянные постройки каменными, настилали мостовые, строили мосты и переходы через реки и топкие места, расширяли посады. Вражеские нашествия, пожары и повальные болезни не могли остановить роста города. Всё с удивительной быстротой восстанавливалось, расширялось и делалось еще краше. Псков сделался сильнейшей крепостью: важнейшим торговым центром и красивейшим городом. «Мы уже в миле от Пскова. Любуемся Псковом! Боже, какой большой город! Точно Париж», — писал польский царедворец Пиотровский, видевший Псков во время его осады в 1581 году. «Город чрезвычайно большой, какого нет во всей Польше, весь обнесен стеной, за ней красуются церкви, как густой лес, всё каменные; домов за стенами не видно», — добавляет тот же Пиотровский.

— Ю.П.Спегальский. «Псков. Историко-художественный очерк». Искусство, 1946 год

Жизнь Юрия Павловича Спегальского

Юрий Павлович Спегальский родился 3 июня 1909 года в Пскове. Его отец был мастером по орнаментальной лепке. Мать принадлежала к древнему дворянскому роду Печенко. В 1918 году отец Спегальского погиб, отношения с отчимом не сложились. В 13 лет Юрий убежал из дома и поступил в помощники к печнику. Спустя два года его семья переехала в Ашхабад, а он остался в Пскове, совмещая учебу в школе и работу каменщиком в псковской строительной артели.

Жил он в старинном доме Печенко. Еще в детстве у Юрия проявилась страсть к изучению русской истории и культуры, которая передалась ему от отца. В школе он организовал краеведческий кружок, вместе с друзьями-членами кружка проводил натурные исследования памятников, принимал участие в реставрационных работах. В 1927 году в сборнике «Псковского общества краеведения» была опубликована его статья «О значении памятников древнепсковской архитектуры», где он заявил о себе как о серьезном исследователе. В 1928 году Спегальский поступил в Академию художеств в Ленинграде, а после её реорганизации попал на архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института.

После окончания учебы Спегальский работал в отделе охраны памятников при Леноблисполкоме, исследовал памятники архитектуры Ленинградской и Псковской областей. В 1939-1940 годах мы застаем его за обследованием Кирилло-Белозерского монастыря, затем — на восстановительных работах Гремячей башни, Вторых палат Меншикова (дом Яковлева).

«Думая о Пскове, о его восстановлении, думая об этом еще в 1941 – 1942 годах, я самостоятельно пришел к псковскому варианту идеи сохранения остатков старины путем создания архитектурных заповедников» — Ю.П.Спегальский
В годы Великой Отечественной войны Юрий Спегальский жил в блокадном Ленинграде, участвовал в работах по маскировке и ремонту куполов Никольского Морского собора, шпилей Адмиралтейства, Инженерного замка, Петропавловского собора. В самую жестокую, голодную зиму 1941-1942 годов он создал серию рисунков-реконструкций Пскова XVII века. Современники сравнивали её с Седьмой симфонией Д.Д.Шостаковича. На выставке в 1944 году его работы вызвали восхищение специалистов: Спегальский оказался не только блестящим историком, реставратором, но и превосходным графиком. В 1943 году, работая на лесозаготовках вместе с группой архитекторов Государственной инспекции охраны памятников, он не прекращает думать о создании архитектурных заповедников в Пскове. Наверное, именно эти мысли и сила духа сохранили ему жизнь в те страшные годы.

Спегальский Юрий Павлович

Спегальский Юрий Павлович, фото 1940-х годов

В октябре 1944 года Спегальского назначают начальником Псковской областной инспекции охраны памятников. Перед ним разворачивается огромный фронт работ: в разрушенном войной Пскове (где пострадало более 40% застройки) исследовать и спасать памятники архитектуры, решать задачи послевоенного восстановления города с учетом органического включения исторической застройки в строящийся современный город.

Увы, далеко не все удалось сделать. В то время господствовало мнение, что большое количество древних зданий тормозит развитие города. Нужно оставить лишь несколько наиболее значимых памятников архитектуры, все остальное, менее значимое, снести, а освободившееся место застроить многоэтажными зданиями. Если бы все идеи Спегальского были воплощены в жизнь, мы бы сегодня увидели совершенно другой Псков, где древние памятники архитектуры были бы органично вплетены в современную застройку. Он разработал проекты двух- и трехэтажных домов, которые сочетались со старинными постройками.

Тем не менее, труды Спегальского принесли свои результаты: многие его идеи вошли в общий генеральный проект планировки Пскова, разработанный ленинградскими специалистами. Благодаря этому Псков избежал участи многих других российских городов, потерявших после войны свое историческое лицо.

Стараниями Спегальского в феврале 1946 года была организована реставрационная мастерская, которая в тяжелейших экономических условиях, в которых в то время находился Советский Союз, смогла начать ремонтно-восстановительные работы. Юрий Павлович был не только руководителем мастерской, но и собственноручно занимался работами, без лесов поднимался на самый верх восстанавливаемых объектов, подготовил каменщиков, штукатуров, плотников. Тем не менее, ни средств, ни кадров не хватало.

… никем ничего не было сделано — мастерские задыхаются от недостатка рабочей силы и не имеют никакого помещения. Совершенно ясно, что постановление Советского правительства о сохранении памятников древнепсковской архитектуры сорвано, благодаря недопустимо равнодушному отношению к выполнению постановления правительства, так как возможности были, но не хватило желания его выполнять. Если нельзя требовать от всех, чтобы они понимали, что такое культура, искусство и зачем нужно что-то еще, кроме удовлетворения самых примитивных потребностей, т.е. чтобы все сами сознавали значение памятников народного искусства и старались их сохранять, то я полагаю, что следует требовать от всех без исключения уважения к постановлениям Советской власти… Прошу Вас принять меры в отношении лиц, не выполняющих решения Псковского облисполкома, упомянутых здесь мною.

— Докладная записка к председателю облисполкома В.Д.Семину, 16 сентября 1946 г.

В 1946 году Юрий Павлович написал историко-художественный очерк «Псков», живо рисующий в сознании читателя образ старого города. Художественное оформление книги было выполнено автором.

После Великой Отечественной войны мы были поставлены перед необходимостью восстановления многих памятников, поврежденных в результате военных действий. И нужно подчеркнуть, что эти вынужденные реставрации даже в тех случаях, когда значительные части памятника оказались уничтоженными, приносили огромную пользу. Достаточно привести один пример: церковь Пятницы в Чернигове. Благодаря реставрации ее раскрылись неожиданные и блестящие страницы истории древнерусской архитектуры, наука сделала большой шаг вперед. Мы по иному стали представлять себе историю древнерусской архитектуры. Это пример, конечно, не единичен. Нужно в тоже время отметить, что хотя именно разрушения, нанесенные войной, вызвали подъем реставрационных работ в нашей стране, этот подъем был неизбежным и в мирных условиях, так как само развитие исследований древней архитектуры в силу его внутренней логики приводило к необходимости реставрации памятников архитектуры.

— Спегальский Ю.П. «Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова»

По мнению Спегальского, в своей работе реставратор должен сочетать научную работу и практику. Одновременно с консервацией и восстановлением памятников Юрий Павлович проводил тщательное исследование памятников. На основании полученных данных он подготовил проекты реставрации церквей Николы со Усохи (XVI в.), Богоявления с Запсковья (XV в.), Вторых палат Меншикова (XVII в.).

Бескомпромиссность и принципиальность Спегальского вызывали раздражение у местной администрации. В результате конфликтов он был вынужден покинуть Псков. В 1947 году Спегальский переехал в Ленинград, где поступил в аспирантуру при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Академии Художеств. Во время учебы он по-прежнему занимался вопросами охраны и реставрации памятников архитектуры Пскова.

Русский народ очень талантлив, но его неумение хранить свои богатства, неуважение к себе достигают чудовищной степени… Псков XV — XVI веков был одним из крупнейших и богатейших культурных центров не только России, но и всего тогдашнего мира. Ведь это-то всем известно на наш взгляд, взгляд современного человека, это был огромнейший музей сокровищ искусства, которым цены не было… Если бы современный человек мог побывать в Пскове XV — XVI вв., он был бы потрясен до глубины души открывшимся перед ним богатством…

Я считаю, что Ваши слова о том, что «я потерпел неудачу и что это было столь печально для меня», освещают не ту сторону, которую важно было бы осветить… неудачу в данном случае потерпел Псков, и ее плоды едва ли когда-либо в должной мере удастся исправить… Исследуя архитектуру, я постоянно убеждаюсь, что именно архитектура наиболее объективное и точное зеркало, отражающее жизнь такой, какая она есть… Думая над проектом заповедников, я переоценил современных псковичей, идеализируя их, считая, что они поймут и оценят то, о чем они оказались совершенно неспособными судить.

— Спегальский Ю.П. Письмо знакомому из Пскова

В 1948 году в сборнике «Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР» под редакцией И.Э.Грабаря вышла статья Спегальского «Памятники зодчества Пскова». В 1951 году он защитил кандидатскую диссертацию «Псковская каменная жилая архитектура XVII века», в которой доказал существование верхних деревянных жилых этажей на каменных палатах XVII века. Таким образом, допетровская гражданская архитектура Пскова и других русских городов предстала в совершенно новом свете.

Крыльцо богатых палат

Крыльцо богатых палат

После защиты диссертации Юрий Павлович остался в Ленинграде, хотя его душа рвалась в родной Псков. В 1951 году он поступил на работу в ленинградский филиал Академии архитектуры СССР. Впрочем, и Ленинграду есть за что благодарить этого удивительного человека: он участвовал в ремонтных работах на здании главного корпуса Публичной библиотеки, производил обмерные работы под куполом церкви Ильи Пророка на Пороховых, обследовал высотную часть Александровской колонны на Дворцовой площади; в составе бригады верхолазов участвовал в разборке дымовых труб Монетного двора. В 1956-1957 годах с бригадой альпинистов-верхолазов он участвовал в реставрации куполов Исаакиевского, Петропавловского, Смольного соборов, шпиля Петропавловской крепости, проявив себя талантливым исследователем архитектуры, инженером и верхолазом.

«…Думаю все время о Пскове. Без сознания, что делаю все то, что обязан делать, к чему призывает честность, я никогда не смогу быть не только вполне счастливым, но и просто спокойным…»
В 1963 году вышли из печати две его монографии: «Псков. Художественные памятники» и «Псковская каменная жилая архитектура XVII века». Свою квартиру в Ленинграде он превратил в псковскую средневековую повалушу. Его руками были сделаны вещи и предметы обихода традиционного псковского дома: изразцовая печь, расписные завесы, столы, шкафы, паникадила (деревянные расписные люстры), украшенные старославянской вязью и картинами с сюжетами из псковской средневековой жизни. Было создано немало других графических, живописных и декоративно-прикладных произведений на псковскую тематику.

В 1958 году Юрий Павлович перешел на работу в Ленинградское отделение Института археологии Академии Наук СССР. Здесь он, наряду с основной темой научной работы, смог продолжить изучение средневековой архитектуры Пскова и древнерусского искусства в целом. Десятилетие работы в ЛО ИА стало для него одним из самых плодотворных в жизни. Увидели свет его статьи, посвященные церквям Козьмы и Дамиана с Примостья, Николы со Усохи, Богоявления с Запсковья, Василия на Горке и другим.

В 1963 году была опубликована книга «Псковские каменные жилые здания XVII века», написанная на основе материалов диссертации. Её выводы оказали влияние на реставрацию памятников гражданского зодчества XVII века в Горьком, Гороховце и других древнерусских городах. Одновременно Спегальский занимался изучением русской деревянной гражданской архитектуры домонгольского периода. В 1972 году на основании исследований Спегальского была опубликована монография «Жилище Северо-Западной Руси IX – XIII веков».

Плавучий мост

Плавучий мост

В 1968 году, наконец, исполнилась долгожданная мечта: Юрия Павловича снова пригласили на работу в Псков. Осенью того же года он вместе со своей женой Ольгой Константиновной Аршакуни переехал в Псков. Увы, здесь он прожил совсем недолго: всего 150 дней. 17 января 1969 года, после первого производственного собрания в реставрационной мастерской, Спегальский скоропостижно скончался.

Спегальский Юрий Павлович

Спегальский Юрий Павлович (1909-1969)

Последней его работой стал «Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова», более усовершенствованный вариант его первого проекта планировки архитектурных заповедников, созданного в 1945 – 1947 годах.

1. Планомерная и целеустремленная работа по сохранению остатков древнепсковской архитектуры, по их включению в общую систему застройки города и использованию в воспитательных, просветительных, научных и практических целях, не может быть налажена без всякого представления о конечном результате, к достижению которого нужно стремиться, без соблюдения определенной последовательности исполнения работы и сроков отдельных ее этапов.

2. Результат этой работы должен заключаться не только в каком-то количестве реставрированных или спасенных от уничтожения древних зданий, а и в создании наилучших условий для их показа как памятников древнерусской культуры, для их освоения в практических целях и использование как средство украшения города.

3. Наилучшее решение этих задач может быть найдено только при учете всех имеющихся возможностей реставрации и консервации памятников в масштабе всего города, при верной оценке перспектив использования их после реставрации, во вполне законченном и благоустроенном виде, и перспектив создания вокруг памятников обстановки наиболее благоприятствующей выявлению подлинных художественных качеств.

4. Эффективная работа в указанных направлениях возможна при условии не только выполнения реставраций отдельных объектов, но и создания ряда более или менее обширных комплексов с восстановлением дворов и ближайших участков древних улиц, с изучением территории этих комплексов методами археологии и учетов результатов изучения. Любые остатки древних псковских зданий, как бы они ни были малы, могут оказаться очень ценными при создании комплексов и должны на этих площадях закрепляться и восстанавливаться тем или иным способом.

— Ю.П.Спегальский, «Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова»

Похоронен Ю.П.Спегальский на Мироносицком кладбище в Пскове.

Книга Ю.П.Спегальского «По Пскову XVII века»

Книга Спегальского «По Пскову XVII века» произвела на меня совершенно неизгладимое впечатление. Перед моими глазами предстал город, словно сошедший с полотен Васнецова, Билибина, оживший Федоровский городок… И если раньше это все казалось некоторым художественным преувеличением, то во многом благодаря исследованиям Спегальского я ощутила, что так оно и было на самом деле.

Для того, чтобы посмотреть рисунки-реконструкции Пскова XVII века, кликните на картинку:

По Пскову XVII века

Сайт и музей, посвященные Спегальскому

Сайт, посвященный Ю.П.Спегальскому: spegalsky.narod.ru

Музей-квартира Ю.П.Спегальского: 180000, Псковская область, г.Псков, Октябрьский пр., д.14/1, кв.74. Время работы музея: с 11.00 до 18.00. Выходные дни: воскресенье, понедельник. Вход в музей — со двора.

Мой совет: когда будете планировать свою поездку в Псков, прочитайте перед этим книги Спегальского. Благодаря им вы увидите гораздо больше.

© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2016. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Обсуждение: 4 комментария

  1. Я тоже раньше ничего не слышала о Спрегальском. Верно он подметил: «Русский народ очень талантлив, но его неумение хранить свои богатства, неуважение к себе достигают чудовищной степени…»

    Ответить
    1. Мария Анашина:

      Я долго размышляла о том, почему у нас сложилось такое отношение к своей истории, к самим себе. Прихожу к выводу, что это не потому что мы такие плохие, а потому что наша история была такова. Подсечно-огневое земледелие, постоянные набеги врагов, огромные пространства, куда можно переселяться — все это не сформировало чувства оседлости, воспитало отношение ко всему как временному.
      А неуважение к себе… Может, нам самим пора перестать неуважать себя, свою культуру? Считать ее чем-то второсортным?

      Ответить
  2. Борис:

    Спасибо за знакомство с таким выдающимся человеком как Ю.П.Спегальский. Действительно, это человек который так талантливо раскрыл старинный облик Пскова. Псковичане должны преклонятся перед памятью такого человека, но память о нем в городе как-то не видна, хорошо, что музей ему есть. Правда в путеводителе 2010 г. я про музей и про самого Спегальского информации не нашел. Интересно, его именем что-то в городе увековечено?
    Почему-то на память пришла одна нехорошая история с Саввой Ямщиковым, еще одним человеком, много потрудившимся над исследованием культуры и истории Пскова. Это когда буквально за год до его кончины городские депутаты проголосовали против присвоения ему титула почетного гражданина Пскова. Истиной причиной этого была борьба С.Ямщикова с бесконтрольной и варварской застройкой исторической части Пскова, где коммерческий интерес имели многие «слуги народа». Так они ему отомстили.
    Хочется надеяться, что и в Пскове, и в других городах будут с большим почтением относится к таким людям.

    Ответить
    1. Мария Анашина:

      В Пскове есть небольшая улица Спегальского — она идет перпендикулярно улице Гоголя, недалеко от знаменитой Солодежни — здания XVII века, который исследовал Спегальский. Как я понимаю, Спегальского в Пскове в свое время очень не любили — на это указывает и его отъезд из любимого Пскова в Ленинград и жизнь там, и скоропостижная кончина в Пскове.
      К сожалению, до сих пор в нашей стране преобладает варварское отношение к старине. Такие люди, как Спегальский, Ямщиков берегли именно старину. А возобладало другое течение — новодел. Та же «Золотая набережная» около Крома — новодел. Да, красиво, но не исконное. Меня поразило, сколько старинных домов XVII века в Пскове либо перестроены до неузнаваемости, либо вовсе лежат в руинах. Не говоря уже о более поздних постройках. Церкви далеко не все отреставрированы…

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2016 Путешествия с Марией Анашиной ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru