Дворец Альхаферия в Сарагосе – восточная сказка и замок католических королей

Главная страница » Европа » Испания » Сарагоса » Дворец Альхаферия в Сарагосе – восточная сказка и замок католических королей

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с Сарагосой и посетим резиденцию правителей – дворец Альхаферия (Palacio de la Aljafería). Пожалуй, нигде больше я не видела такого удивительного синтеза арабской и европейской архитектуры. Это и не удивительно – Альхаферия считается жемчужиной исламского испанского наследия. Это самая крупная постройка в Испании, относящаяся ко времени мусульманского владычества.

Сарагоса, дворец Альхаферия

Сарагоса, дворец Альхаферия

История дворца Альхаферия

Дворец Альхаферия расположен в 1,5 км к западу от Кафедрального собора Богоматери Пилар (Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар). В IX-XI веках эта территория лежала уже за крепостными стенами, окружавшими Сарагосу. Во 2-й половине IX века по приказу Абен-Альфака здесь начали возводить укрепленную крепость. С той поры до нашего времени сохранилась Башня Почета (Башня Трубадура), позднее достроенная. Строительство было продолжено в 1065-1081 годах при самом могущественном эмире Аль Муктадире из династии Бану-Худ. Квадратная в плане Альхаферия унаследовала структуру сирийских и иорданских дворцов второй половины VIII века эпохи Омейядов.

После завоевания Сарагосы в 1118 году Альфонсом I Воителем (1073-1134), Альхаферия превратилась в резиденцию арагонских королей. В 1271 году здесь родилась Святая Изабелла (умерла в 1336), будущая королева Португалии.

После того, как в 1384 году Сарагосу захватил Педро IV (1319-1387), Альхаферия стала официальной резиденцией Католических королей. Здесь жили Изабелла I Кастильская (1451-1504) и Фердинанд II Арагонский (1452-1516), при которых началось объединение Испании. Над старыми постройками были возведены новые, отделанные в стиле мудехар (искусство мусульман XII-XVI вв., проживавших на территории Испании на освобожденных христианами землях) и готики.

С 1485 до середины XVIII века в Альхаферии располагались суд инквизиции и тюрьма. В 1593 году была проведена реконструкция, дворец превращен в военный замок в стиле Ренессанс. После правления Фердинанда VI (1713-1759) он использовался в качестве казарм и начал ветшать.

Серьезный урон дворцу был нанесен в годы Войны за независимость (1808-1814), когда французские войска осаждали Сарагосу. Лишь в середине XX века была проведена широкомасштабная реставрация, которая вернула Альхаферии ее исторический облик.

В настоящее время в Альхаферии размещается музей, а также законодательное собрание (кортесы) и суд Арагона. Поэтому при входе действует строгий контроль.

Внешний облик и интерьеры Альхаферии

Над высокими стенами возвышается Башня Почета. Как я уже писала выше, первые этажи были созданы еще в IX веке, впоследствии она была надстроена и соединена с помещениями дворца — два верхних этажа башни относятся к эпохе Педро IV. Вход в башню расположен на уровне 3-4 этажей, попасть в нее можно было только по специальной лестнице.

Первоначально Башня предназначалась для защиты замка при осаде, затем она использовалась в качестве тюрьмы. Самым известным ее узником был испанский государственный деятель Антонио Перес (1534-1611), заключенный сюда по приказу короля Филиппа II (1527-1598). Инквизиция объявила Переса еретиком. В мае 1591 года жители Сарагосы подняли восстание в ответ на нарушение властями фуэрос (свод законов) и освободили Переса.

В XIX столетии Башня стала называться Башней Трубадура – по драме «Трубадур» (1836) Антонио Гарсии Гутьерреса (1813-1884), действие которой происходит в Альхаферии. В 1853 году состоялась премьера оперы Джузеппе Верди (1813-1901) «Трубадур», либретто Сальваторе Каммарано (1801-1852).

Сарагоса, крепостные стены и башня Трубадура дворца Альхаферия

Крепостные стены и башня Трубадура дворца Альхаферия

Сарагоса, вход во дворец Альхаферия

Вход во дворец

Внешне Альхаферия выглядит как неприступная крепость, куда ведет только один вход. Войдя внутрь, мы окажемся во дворе Сан-Мартин.

Крепостные стены дворца Альхаферия, Сарагоса

Крепостные стены дворца Альхаферия

Крепостные стены и ров дворца Альхаферия, Сарагоса

Крепостные стены и ров дворца Альхаферия

Двор Сан-Мартин дворца Альхаферия, Сарагоса

Двор Сан-Мартин дворца Альхаферия

Крепостная башня дворца Альхаферия, Сарагоса

Крепостная башня дворца Альхаферия

дворец Альхаферия, Сарагоса

Вход в одно из помещений дворца Альхаферия

Дворец Альхаферия, деталь, Сарагоса

Дворец Альхаферия, деталь

Дворец Альхаферия, окно, Сарагоса

Дворец Альхаферия, окно

Следующий двор носит имя Святой Изабеллы (Санта Исабель). Он представляет собой патио, окруженное портиками.

Двор Санта Исабель, дворец Альхаферия, Сарагоса

Двор Санта Исабель во дворце Альхаферия

Мандарины, двор Санта Исабель, дворец Альхаферия

Мандарины, растущие во дворе Санта Исабель дворца Альхаферия

Двор Санта Исабель, дворец Альхаферия, Сарагоса

Двор Санта Исабель, справа — лестница, ведущая в покои Католических королей

В северной стороне двора Санта Исабель расположен удивительный по красоте Золотой зал (Salon Dorado). В XI веке он был отделан в синих и красных тонах с золотой окантовкой, которая выделялась на фоне белого резного алебастра.

Дворец Альхаферия, Золотой зал, Сарагоса

Дворец Альхаферия, Золотой зал

Дворец Альхаферия, Золотой зал, Сарагоса

Дворец Альхаферия, Золотой зал

Дворец Альхаферия, Золотой зал, Сарагоса

Дворец Альхаферия, Золотой зал

Дворец Альхаферия, Золотой зал, Сарагоса

Дворец Альхаферия, Золотой зал

Дворец Альхаферия, Золотой зал, Сарагоса

Дворец Альхаферия, Золотой зал

Дворец Альхаферия, Золотой зал, Сарагоса

Дворец Альхаферия, Золотой зал

Дворец Альхаферия, Золотой зал, Сарагоса

Дворец Альхаферия, Золотой зал

Дворец Альхаферия, Золотой зал, роспись стены, Сарагоса

Золотой зал, роспись стены

Восточнее Золотого зала находится мечеть и молельня. Когда находишься внутри, кажется, что мечеть восьмиугольная. На самом деле, она квадратная в плане, с перегородками в углах.

Дворец Альхаферия, портал, Сарагоса

Портал

Дворец Альхаферия, дверной проем, Сарагоса

Дверной проем

Дворец Альхаферия, мечеть, Сарагоса

Мечеть

Дворец Альхаферия, мечеть, Сарагоса

Мечеть

Дворец Альхаферия, мечеть, Сарагоса

Мечеть

Дворец Альхаферия, мечеть, Сарагоса

Мечеть, фрагмент стены

Дворец Альхаферия, мечеть, Сарагоса

Мечеть

Дворец Альхаферия, колонна, Сарагоса

Колонна

В королевские покои ведет готическая лестница.

Дворец Альхаферия, лестница, Сарагоса

Лестница в покои Католических королей

Дворец Альхаферия, окна, Сарагоса

Окна лестницы

Дворец Альхаферия, лестница, Сарагоса

Лестница, ведущая в покои Католических королей

Королевские покои отличают роскошные панно резного дерева и лепнины в стиле мудехар.

покои Католических королей, потолок, Сарагоса

Покои Католических королей, потолок

Дворец Альхаферия, покои Католических королей, потолок, Сарагоса

Покои Католических королей, потолок

Дворец Альхаферия, покои Католических королей, потолок, Сарагоса

Покои Католических королей, первоначальная роспись потолка

Дворец Альхаферия, покои Католических королей, потолок, Сарагоса

Покои Католических королей, потолок

Дворец Альхаферия, покои Католических королей, дверной проем, Сарагоса

Покои Католических королей, дверной проем

Дворец Альхаферия, потолок Тронного зала, Сарагоса

Потолок Тронного зала

Дворец Альхаферия, потолок Тронного зала, Сарагоса

Потолок Тронного зала

Дворец Альхаферия, покои Католических королей, потолок, Сарагоса

Покои Католических королей, потолок

Дворец Альхаферия, покои Католических королей, потолок, Сарагоса

Покои Католических королей, потолок

Дворец Альхаферия, покои Католических королей, потолок

Покои Католических королей, потолок

Дворец Альхаферия, вид из окна во внутренний двор

Вид из окна во внутренний двор

Дворец Альхаферия, вид из окна во внутренний двор

Вид из окна во внутренний двор Санта Исабель

Больше половины помещений Альхафарии закрыты для посещения, т.к. там располагаются органы власти.

Время работы, стоимость билетов и адрес

Время работы: ежедневно, кроме праздничных дней, вечера четверга и воскресенья. Можно осмотреть дворец как самостоятельно, так и в составе экскурсии.

  • зимний период (с ноября по март) с 10.00 до 14.00 и с 16.00 до 18.30 (начало организованных экскурсий в 10.30, 11.30, 12.30, 16.30 и 17.30);
  • летний период (с апреля по октябрь) с 10.00 до 14.00 и с 16.30 до 20.00 (начало организованных экскурсий в 10.30, 11.30, 12.30, 16.30, 17.30 и 18.30);

Стоимость посещения:

  • взрослые — €7;
  • студенты, пенсионеры (от 65 лет) — €1;
  • группы от 10 человек — €2 за каждого человека;
  • дети до 12 лет — бесплатно.

Адрес: Calle de los Diputados s/n (Parque de la Alfajería), Zaragoza, Испания

© Мария Анашина, блог о путешествиях, природе и культуре «Дорогами Срединного Пути», anashina.com

© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2016. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

    Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

    Обсуждение: 26 комментариев

    1. Очень красивый дворец!!! Фантастика. Необычный для нас — потолки, дверные проемы, Золотой зал… Такое ощущение, что дворец не очень высокий. И в отличном состоянии. Как он только сохранился так хорошо?
      Мандариновое дерево — прелесть. 🙂
      Кстати, цены по нашим меркам вполне нормальные.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Его ведь реставрировали. Во время осады Сарагосы наполеоновскими войсками в начале XIX века он был значительно поврежден. Мне, единственное, не понравилось, что там много современных деталей — какие-то непонятные железные конструкции в дворике Сан-Мартин, потом, где правительственные помещения — стеклянные конструкции.

        Ответить
        1. Снаружи он выглядит очень старинным — во всей первозданной красе. Хорошо отреставрировали. По фотографиям вообще не поймешь, что руки приложили. Все очень естественно и натурально.

          Ответить
          1. Мария Анашина:

            Снаружи — да. А вот внутри много современных достроек — какие-то непонятные конструкции из металла, большие окна. Вся Сарагоса такая — рядом со старинным дворцом может быть современная скульптура. Как в Москве — такое же ощущение. Лично у меня не сложилось какого-то ощущения цельного старого города.

            Ответить
    2. Дворец снаружи словно игрушечный! Не хватает шахматной доски под ногами 🙂

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Точно! При своих размерах он очень компактный.

        Ответить
    3. Это же надо было создать такое великолепие! Да еще и века назад! Сейчас так не делают…

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Ну, думаю сейчас делают — просто скрывают от глаз. Думаю, что президентские дворцы и дворцы миллионеров не менее роскошны.

        Ответить
        1. Хм, наверное — об этом я не подумал… Но простоят ли творения для сегодняшних миллионеров века — тогда люди душу в труд вкладывали, а сейчас только деньги хотят заработать… (ну так по крайней мере, со стороны выглядит. И гарантию на все любят аж 50 лет давать 🙂 )

          Ответить
          1. Мария Анашина:

            Кто знает… Нравы что тогда, что сейчас были примерно одинаковы. Знать прошлого в большинстве своем не отличалась высокими моральными принципами и благородством. Это мы сейчас восхищаемся — ах, дворцы, ах, усадьбы, уникальные памятники архитектуры и т.п. Но когда начинаешь изучать биографии их владельцев — становится грустно. Конечно, есть и исключения…

            Ответить
    4. Интересно, те, у кого мандарины растут по окнами, вздыхают от того, что у них нет под окнами яблок или слив? )))

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Не знаю 🙂 Мандарины — такие радостные, солнышки!

        Ответить
    5. Неожиданная архитектора, сочетание монументальности и тонкости, золотой зал просто потрясает воображение, даже не сразу понимаешь, что это и как это выполнено.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Золотой зал — вообще вне конкуренции.

        Ответить
    6. Невероятная красота! Внутри даже лучше, чем снаружи.

      Увидела фото этих невероятных потолков — и вспомнила смешную (и одновременно грустную) историю. Быи мы как-то во Дворце Алфераки (Таганрог) — там тоже великолепные потолки. Снимаю потолок. Подбегает служительница музея и шипит на меня: «Снимать нельзя! Я возмущаюсь — я же заплатила за съёмку.
      В ответ слышу — снимать отдельно интерьер нельзя. Только с человеком!
      Интересно, как она себе представляла человека на потолке?!

      И хотя у меня прекрасные отношения с научными сотрудниками этого музея и много там знакомых (по работе) и я могла бы договориться о съёмке заранее и получить те снимки, что хотелось — всё равно было очень обидно. В тот раз я пришла просто как рядовой посетитель, с мужем и дочкой. Хотела показать им всю красоту этого дворца, а получила только испорченное настроение…

      А тут не запрещали снимать всё это великолепие?

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        В Европе я нигде, кажется, не сталкивалась с запретом на фотосъемку. Разве что в музеях было запрещено пользоваться вспышкой, но это оправданно — яркий импульсный свет не лучшим образом сказывается на экспонатах. Более того, в том же Кафедральном соборе Падерборна служительница показала мне все его сокровища и посоветовала их сфотографировать — я сначала стеснялась.
        И в Сарагосе, насколько помню, я свободно все фотографировала.

        Ответить
        1. Вот это правильное отношение. Один турист может ещё десяток привести — только уже тем, что фото друзьям покажет. Ну а блогеры в этом плане вообще бесценны. ))

          Ответить
          1. Мария Анашина:

            А об этом, кажется, не думают. Если честно, я подчас вообще теряюсь и не знаю, о чем они думают. Заметила, что со многими верующими приходится говорить очень осторожно — как бы не обидеть их чувств.

            Ответить
    7. Снаружи этот дворец действительно кажется неприступной крепостью. Зато внутри ощущения меняются. Гладя на двор Изабель, кажется, что здесь и сейчас живут люди, и вот-вот по дорожке пройдет нарядная красавица-синьора.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Двор просто потрясает воображение, согласна.
        Впрочем, в Альхаферии жизнь, можно сказать, бурлит — здесь же размещены органы власти.

        Ответить
    8. Ольга:

      Представила себя в стенах этого шедевра. Ощущения ошеломляющие, просто головокружительные. У меня такое бывает. Я — визуал, и когда много фотографий, улетаю путешествовать. Так что, Мария, благодаря Вам мое субботнее путешествие удалось.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Рада, что путешествие удалось!
        Я тоже очень сильный визуал. Возможно поэтому стараюсь много фотографировать и выкладывать фото — чтобы можно было ощутить «эффект присутствия».

        Ответить
    9. Впечатляет )) Хотя дворец по высоте стен и не так уж высок, но вот по мощи своей красоты внутренней.. Архитектура необыкновенная. Словами и не передать. А мандариновые деревья-то как аккуратно сформированы, загляденье! ))

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Дворец да, не производит впечатление громады, скорее, легкости, но вместе с тем монументальности.

        Ответить
    10. Интересно, стоимость в этом году ниже на 2 евро чем в прошлом) Кризис коснулся и музеев)

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Забавно 🙂 А у нас и в Китае стоимость билетов только растет.

        Ответить

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    © 2016 Путешествия с Марией Анашиной ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru