Дорога из Дивеево в Муром и утренняя прогулка по Мурому

Главная страница » Россия » Владимирская область » Муром » Дорога из Дивеево в Муром и утренняя прогулка по Мурому

Итак, пришло время отъезда в Муром. От Дивеево до Мурома расстояние не очень большое — всего 150 км. Ехали через Ардатов, Кулебаки, Навашино. Дорога (Р72 ВладимирАрзамас) оказалась весьма сложной — узкая, местами сильно разбитая. Вдобавок встречались довольно крутые повороты. Радовало лишь одно — машин было немного. Впрочем, разгоняться особо не получалось. Еще дома, просматривая трассу, меня немного насторожило, что Яндекс дал 3 часа 15 минут ориентировочного времени в пути — значит, средняя скорость чуть меньше 50 км в час.

Трасса Дивеево-Муром

Трасса Дивеево-Муром

Зато наградой нам были безумно красивые пейзажи — необъятные поля, изредка встречающиеся деревни, абсолютно былинные леса. Одна деревня меня особенно поразила: старинные дома-пятистенки стояли тесно друг к другу, веранды почти соприкасались со стеной соседнего дома.

Перед самым Муромом — удивительной красоты Окский затон. Солнце клонилось к закату, в неподвижном зеркале воды отражались деревья — было время половодья. Пересекли великолепный вантовый мост. А дальше начались наши приключения, вызванные навигатором. Дело в том, что с самого Дивеево навигатор (в айфоне) стал глючить — то и дело отключался от питания. Потом, вроде, все наладилось. Я было вздохнула с облегчением, но в Муроме он нас завел совсем не туда — в какие-то частные дома на окраине города, хотя нам надо было на Октябрьскую улицу, в самом центре города. Народ в машине смотрел на меня недобрым взглядом. Указателей, как водится у нас, не было вообще. Пришлось ориентироваться по Яндекс.Картам, благо интернет был стабилен. Так и доехали до гостиницы «Вирсавия» (г. Муром, ул. Октябрьская, 2а), где нам предстояло провести ночь.

Утренний Муром

На следующий день мы с моей знакомой Ольгой проснулись рано, часов в 6 утра, все остальные члены нашей команды еще спали. И мы решили прогуляться по городу, до жары. Еще из окна гостиницы мы обнаружили очень интересный дворик — площадку для мероприятий при Доме народного творчества.

Муром

Площадка для мероприятий Дома народного творчества

Муром

Площадка для мероприятий Дома народного творчества

А вот и наша гостиница — «Вирсавия» (Муром, ул. Октябрьская, 2а). Еще до поездки, когда мы искали, где переночевать в Муроме, то просмотрели множество вариантов. Остановились на этом. В принципе, гостиница очень уютная, единственное, маленькие номера. Но все, что надо для ночевки, в ней есть. На втором этаже ресторан, где кормят даже очень вкусно.

Гостиница "Вирсавия"

Гостиница «Вирсавия»

Выйдя из гостиницы, мы повернули в сторону Оки. Первое, что бросается в глаза в Муроме — это огромное количество монастырей и церквей. И в целом неторопливая атмосфера большого провинциального города, где любитель старины обнаружит немало интересных памятников архитектуры.

Муром, дорожный указатель

Налево — мужской монастырь, направо — женский

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме

Прошли мимо Спасо-Преображенского мужского монастыря. Первое летописное упоминание о нем относится к 1095/96 годам. Здесь был погребен князь Изяслав, сын Владимира Мономаха, погибший в Муроме в междоусобной битве с черниговским князем Олегом Святославовичем. Впоследствии тело князя было перезахоронено в Софийском соборе в Новгороде. В 1554 году, после успешного похода Ивана Грозного на Казань, на территории монастыря был возведен Спасо-Преображенский собор — древнейший из сохранившихся храмов Мурома. Монастырь серьезно пострадал в декабре 1615 года, когда на него напал польско-литовский отряд А.Лисовского.

В 1918 году монастырь был закрыт, а в 1930 году на его территории разместилась военная часть. В 1995 году начались восстановительные работы.

Сайт монастыря: www.spasmurom.ru

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Муром — родина покровителей брака, благоверных Петра и Февронии. Их мощи находятся в Свято-Троицком женском монастыре (о нем рассказ будет в следующем посте), однако и в других местах города можно встретить памятник этой паре. Один из них — у стен Спасо-Преображенского монастыря.

Муром, Спасо-Преображенский мужской монастырь, памятник Петру и Февронии

Спасо-Преображенский мужской монастырь, памятник Петру и Февронии

Муром, Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь

В Спасо-Преображенском монастыре находится часовня Ксении Петербургской, ее строительство и строительство крепостной стены началось в 1807 году, было закончено в 1811 году.

Муром, Спасо-Преображенский мужской монастырь, часовня Ксении Петербургской

Спасо-Преображенский мужской монастырь, часовня Ксении Петербургской

В небольшом сквере рядом с монастырем расположен памятник русскому социал-демократу Михаилу Игнатьевичу Лакину (1876-1905), уроженцу села Саксино Муромского уезда. Лакин был одним из участников 72-дневной стачки рабочих в Иваново-Вознесенске летом 1905 года. В этом же году он был зверски убит черносотенцами.

Памятник М.И.Лакину

Памятник М.И.Лакину

По Октябрьской улице мы стали спускаться к реке. Кое-где сохранились старинные деревянные дома. Большинство из них — в плохом состоянии. Оно и понятно: дерево — материал недолговечный.

Муром, старинные деревянные дома по Октябрьской улице

Старинные деревянные дома по Октябрьской улице

Правда, в некоторых из них еще живут люди.

Муром, старинные дома по Октябрьской улице

Старинные дома по Октябрьской улице

Навстречу из ворот выскочили две собаки. Правда, мы их не интересовали — у них весна, любофф 🙂

Собаки

Собаки

Муром, старый дом по Октябрьской улице

Старый дом по Октябрьской улице

Набережная Оки в Муроме

Вышли на Набережную улицу, идущую вдоль Оки. Красота здесь необыкновенная. Несмотря на некоторую замусоренность, набережная в Муроме — одна из самых красивых, которую мне доводилось видеть. Ока здесь широкая. К тому же было время разлива, вода подтопила берега. В этот ранний утренний час ничто не нарушало покой реки.

Муром, Ока

Ока, вдали виднеется вантовый мост

На другой стороне Набережной улицы — высокий холм, на котором стоят древние храмы, монастыри и просто жилые дома. Вот так выглядит Спасо-Преображенский монастырь со стороны набережной.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь

К монастырю ведет крутая деревянная лестница.

Муром, Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Оку пересекает железнодорожный мост.

Муром, набережная и железнодорожный мост через Оку

Набережная и железнодорожный мост через Оку

Голубь

Голубь

Мы медленно пошли вдоль набережной в сторону Окского парка и церкви Николая Чудотворца. Время от времени нам попадались редкие прохожие, пару раз даже встретили бегунов.

Муром, набережная Оки

Набережная Оки

Ока

Утренняя Ока

На высокой террасе наше внимание привлекли еще две церкви. Первая — это Смоленская церковь (Новая Космодемьяновская церковь), 1804 года постройки.

Муром, Смоленская церковь

Смоленская церковь

Перед ней, внизу — шатровая церковь Косьмы и Дамиана, построенная в XVI веке. Предание связывает появление здесь церкви с именем Ивана Грозного, чей шатер стоял в этом месте и который приказал основать здесь храм. В действительности же церковь была построена на мирские деньги в 1564 году. Некогда ее украшал высокий шатер, который из-за ветхости рухнул 8 апреля 1868 года.

Некогда при церкви существовал маленький женский монастырь, насельницы которого «кормились по миру», т.е. просили милостыню. В 2009 году начались работы по воссозданию шатра, правда, архитекторы считают, что при этом были нарушены принципы научной реставрации.

Муром, Смоленская церковь и церковь Косьмы и Дамиана

Смоленская церковь и церковь Косьмы и Дамиана

Ока

Утренняя Ока

Муром, набережная Оки

Набережная Оки

Ока

Берег Оки

Муром, берег Оки

Берег Оки

Современным украшением Мурома является Муромский вантовый мост, открытый 1 октября 2009 года. До его открытия пересечь Оку и попасть в соседнюю Нижегородскую область было непросто: только на пароме или по понтонному мосту. Однако развязка в конце моста до сих пор не достроена.

Ока, Муромский вантовый мост

Ока и Муромский вантовый мост

Муром, Никольская церковь и Свято-Благовещенский мужской монастырь

Никольская церковь и Свято-Благовещенский мужской монастырь

В Оке плескались собаки. В этот утренний час вода почти сливалась с небом, что создавало интересную иллюзию.

Собаки

Собаки спускаются с неба

Медленно мы дошли до Окского парка.

Муром, колесо обозрения в Окском парке

Колесо обозрения в Окском парке

Рядом с ним, на смотровой площадке — памятник русскому богатырю, герою былин Илье Муромцу работы скульптора В.М.Клыкова, поставленный здесь в 1999 году. Илья Муромец — самый, пожалуй, знаменитый уроженец города. О нем я расскажу в следующем посте.

Муром, памятник Илье Муромцу

Памятник Илье Муромцу

На углу — какое-то ветхое строение с машиной марки «Ока» на крыше. Может, автомастерская?

Машина

Машина на крыше

Муром, смотровая площадка и памятник Илье Муромцу

Смотровая площадка и памятник Илье Муромцу

Поднявшись на смотровую площадку, мы смогли разглядеть прекрасную церковь Николая Чудотворца (Николо-Набережная церковь) 1700-1714 годов постройки. Первая деревянная церковь на этом месте, известная как «Никола-Мокрый», появилась еще в 1566 году. В начале XIX века к основному объему храма была пристроена трапезная, расширенная в 1847 году. В то же время была возведена и колокольня.

Муром, церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца

Муром, церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца

Дальше мы начали подниматься по Окскому съезду. С одной стороны вдоль него тянется Окский парк, с другой — сохранились деревянные старые дома. Увы, их время ушло — они неумолимо разрушаются.

Муром, деревянная застройка вдоль Окского съезда

Деревянная застройка вдоль Окского съезда

Муром, деревянная застройка вдоль Окского съезда

Деревянная застройка вдоль Окского съезда

Муром

Деревянный дом по Окскому съезду

цветущий сад

Цветущий сад

Дальше мы повернули на Первомайскую улицу и по ней направились в сторону гостиницы. Город постепенно просыпался, из Окского парка доносилась музыка. Открывались магазины, люди спешили по своим делам.

Муром, Первомайская улица

Первомайская улица

Муром, старый дом

Старый дом

Муром, старая застройка

Старая застройка

Муром, старинный дом

Старинный дом

Муром, дом купцов Киселевых, XIX век

Дом купцов Киселевых, XIX век

Муром, старые дома

Старые дома по Первомайской улице

Муром, старые дома по Первомайской улице

Старые дома по Первомайской улице

Муром, бюст

Бюст

Муром, старый дом

Старый дом по Первомайской улице

Муром, старый дом

Старый дом по Первомайской улице

Муром, Наличник

Наличник

Вообще по Мурому можно бесконечно бродить с фотоаппаратом, фотографируя детали старинных храмов и домов. Тем более, что многие деревянные постройки вполне могут исчезнуть в ближайшие годы — как я уже писала выше, в наших условиях дерево — материал недолговечный.

Уставшие, но полные впечатлений, мы вернулись в гостиницу на завтрак. Впереди нас ждал насыщенный день. Продолжение следует…

© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2016. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

    Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

    Обсуждение: 47 комментариев

    1. В Муроме, к сожалению, я был только на вокзале по пути из Иркутска в Питер. Надо бы съездить и погулять по самому городу. По Хельсинки мне не лень было бродить.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Город действительно очень красивый. Хотя, конечно, не такой ухоженный, как Хельсинки 🙂

        Ответить
    2. А нам на Муром времени не хватило, но мы еще вернемся… А город красивый…

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Город да, красивый. Обязательно стоит посетить. Рекомендую в период половодья — Ока необыкновенная!

        Ответить
    3. GranLikha:

      Много старинных домиков… Да, действительно, надо всё это фотографировать, поскольку состояние их оставляет желать лучшего. И не только деревянных, но и кирпичных. У дома на нижней фотографии удивительная резьба…

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Да, каменные дома тоже уходят. Когда готовила этот пост, то посмотрела фото дома Киселевых. Мы видели уже только коробку. А еще недавно это было полноценное здание, с крышей, с какими-то конторами внутри. На капремонт не похоже — где тогда забор, строители?

        Ответить
        1. GranLikha:

          Забор и строители могут появиться, когда дом ещё сильней развалится.
          Только заниматься они будут вовсе не ремонтом…

          Ответить
          1. Мария Анашина:

            Боюсь, что да 🙁

            Ответить
    4. Очень красивые места. А какая лестница крутая к монастырю. Подняться по ней — испытание.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Как говорят китайцы, «путь к святыне не может быть легким» 🙂

        Ответить
    5. Какой Муром разноликий. Храмы и монастыри такие красивые! А дома деревянные — жутко страшные, чёрные от времени, кривые-косые, того и гляди рухнут. И как в них люди жить не боятся?

      На всех набережных одинаковые фонари. Куда ни приедешь — везде одно и то же. Грустно. Хоть в таких старинных городах могли бы делать свои фонари, а не ставить современный ширпортеб. Неужели перевелись кузнецы да литейные мастерские на Руси?

      Муж мой был в Муроме, но недолго. А вместе мы так и не добрались туда в этот раз. Но, надеюсь, возможность будет. Хотя, смотрю, город очень противоречивый. Мне в таких интересно бывать, но всё равно всеобщий упадок вызывает грусть.

      Наверное, очень бедно там люди живут. Я таких страшных домов в жизни в городах не видела… Только в полузаброшенных хуторах… А ведь это не Крайний Север, а самый центр России! Сколько там до Москвы? Километров 300?

      Фразу «Грядущего ко мне не изжену вон», судя по всему, надо было в Дивеево написать над входом в тот храм, из которого малого ребёнка выгнали. 🙂 Чтобы помнили служки околоцерковные если не о совести, так хоть о Святом писании.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        На русском Севере много черных домов — древесину специально смолят, чтобы дольше сохранялась. Возможно, и в Муроме так, правда, не берусь судить. Беда в том, что у нас еще очень гуляет почва — если присмотреться, то и многие церкви стоят чуть покосившись. Это все из-за климата. Жаль только, что в Муроме действительно чувствуется некоторая неряшливость, так и хочется его прибрать, обустроить. Но мне вообще показалось, что Владимирская область, в отличие от Московской и Нижегородской, более бедная. По крайней мере, в Александрове были аналогичные эмоции.

        А насчет монастырей… В Муроме мы тоже столкнулись с некоторым хамством — не таким, как в Дивеево, но тоже было неприятно. Скажу честно — из этой поездки я приехала антиклерикалом.

        Ответить
        1. Ого! Даже антиклерикалом?! Хорошо хоть не атеистом. )) Я давно уже поняла, что церковь (сама система), религия и вера — это несколько разные понятия. И Бог иногда вообще от них далеко. Как бы ни парадоксально это звучало. Без веры жить нельзя, тяжело это даже в нашем современном мире.

          Вот, возможно, из-за такого поведения околоцерковных людей (церковными язык не поворачивается назвать) и идут люди в секты, где каждого облизывают с ног до головы, по домам ходят с занятиями, чтениями Библии и пр.

          Я уже привыкла не обращать внимания на эти вещи. Да, неприятно. Да, обидно. Да, иной раз горько. Но человек идёт к Богу, а не в конкретную церковь, не к конкретному батюшке. Церковь да и батюшку всегда можно выбрать по душе. Хотя среди моих знакомых есть тоже такие, кто навсегда отвратился от церкви из-за церковного хамства.

          Но я вообще не понимаю другого. Ведь может же человек вообще не верующий или иной конфессии придти в тот же католический храм в Европе и никто там не будет ему хамить, учить его, воспитывать, изгонять и т.п.? Главное — чтобы вёл себя тихо и пристойно, никому не мешал. Может с нами вообще что-то не так? И проблема не только в самой церкви?

          А русский Север мне всегда казался тоскливым именно из-за таких чёрных домов. Я понимаю, что раньше и красок не было таких, как сейчас, и деньги не у всех были на краску. Но сейчас то как жить в таких? Ни уму, ни сердцу… Только от безысходности можно в наши дни жить в таких неприглядных домах.

          Грустный финал поездки у тебя получился, Машенька. А я вот ездила по той же Владимирской земле и как-то так получилось, что всё, где была — светлое, чистое, нарядное, дома в основном крашеные, резные, ухоженые. А Муром да Дивеево — совсем другие, получаются.

          Ответить
          1. Мария Анашина:

            Ну, антиклерикалы — это все-таки не атеисты. Как раз атеистом я никогда не была.

            Что еще поражает меня в русском православии — святыми объявляются люди, которые совершили немало преступлений. Например, равноапостольная княгиня Ольга. Да одна ее расправа над древлянами чего стоит! Да, понимаю — убили ее мужа. А нефиг было второй раз за данью ездить, нечего было жадничать. А Владимир-креститель? Что он творил — и со своими женами, и с пленными. И, не будем забывать, по его приказу немало людей было умерщвлено. А Николай Второй? Ведь в том, что случилось с Россией в ХХ веке — и его вина тоже, причем немалая. Быть хорошим семьянином — это еще не все. Быть расстрелянным — это тоже еще не все. Давайте тогда канонизировать всех невинно расстрелянных и убиенных. А святые русские князья, которые ездили на поклон в Орду и получали там ярлык на княжение? Чем они лучше рэкетиров?

            Вот так, если начинаешь раскручивать ниточку, то получается не слишком радостная история. Где тут Бог, где заповеди Христа? Есть лишь море крови и политическая целесообразность.

            Да, в конкретном храме может быть прекрасный батюшка. Но он — в той же системе ценностей. Что Николай Второй (которого не зря называли Кровавым) — святой, Владимир и Ольга — святые. Что девочка должна ходить в юбочке и платочке, хотя времена сейчас уже изменились.

            Ответить
            1. Так я поняла, что ты не атеист точно. Мне кажется, умный человек обязательно во что-то должен верить. Хотя атеисты тоже ведь верят. В то, что Бога нет. 🙂

              Да, есть и святые воины в РПЦ и вообще в христианстве. Убивать ради убийства и убивать ради Отечества — это ведь разное. А история — такая сложная штука.

              Религии без убийств не бывает. Ведь религия — это часть жизни человечества. А люди всегда убивали и будут убивать. Во имя того или иного. Несмотря на заповедь «Не убий», у которой тоже столько трактовок, что лучше в эти дебри вообще не заходить. Ты знаешь, для меня это всё так сложно, я со многими священниками знакомыми разговаривала об этом и поняла, что я многого не понимаю, а ещё — и это главное — многое понимать не хочу и не могу. ну то ли состояние души и ума у меня такое, то ли ещё чего, но сложно мне понять и принять некоторые вещи.

              Ох, что-то нас не в ту степь занесло совсем. Начали за здравие… ))

              Наверное, я эгоистична и вообще по сути не религиозная нисколько, потому что меня больше интересует светлая сторона всего божественного. И вот это я хочу видеть в наших храмах. А не злых тёток в платочках и юбочках, глядя на лица которых иной раз и спросить чего-то боишься. ))

              Ты права, церкви давно надо идти в ногу со временем, а не навязывать патриархальные и архаические ценности. Настоящие ценности — они духовные, а не во внешних проявлениях, атрибутике веры. Но это всё уже философия в чистом виде, что тоже сфера скорее твоя, чем моя. 😉

              Уж лучше говорить о достопримечательностях Мурома. Хотя, кстати, в истории Петра и Феврониии тоже не всё однозначно. )) А вот резные окошки мне очень понравились… 🙂

              Ответить
              1. Мария Анашина:

                Ну, иной раз, бывает, глядя на все безумства этого мира, действительно начинаешь сомневаться в Его существовании. А тема религии, как ни крути, когда говоришь о религиозных памятниках, обязательно всплывает. Наверное, я даже пост на эту тему напишу. Правда, по нынешним временам можно залететь под статью «Об оскорблении чувств верующих» в УК.

                Но тоже говорить о достопримечательностях. Вот весной мы с Галей Лукас были в московской Меншиковой башне. Уникальный памятник инженерного искусства, помимо всего прочего. Но снимать внутри нельзя. Они словно приватизировали себе памятники культуры, забывая о том, что это уже принадлежит всему человечеству.

                Беда в том, что все эти религиозные догмы начинают заслонять живую веру в Бога. У нас религия сильно сопряжена с идеологией и русской культурой. Обрати внимание: даже современные храмы строятся по классическим образцам, копируя стиль той или иной эпохи нашего прошлого. А в Европе и Америке, тем временем, столько современных храмов необычных архитектурных форм! Кстати, неслучайно, что среди тех, кто называет себя православным, много тех, кто в церковь не ходят и в Бога не верят (был очень интересный соцопрос)! Православие из веры в Бога превращается в государственную религию с соответствующими атрибутами. В советские годы были красные уголки и все ходили на линейки и партсобрания, а сейчас эту функцию стала играть церковь. И это, на мой взгляд, ужасно. Ибо закрывает самую суть христианства.

                Ответить
                1. О, у нас в городе есть современная церковь, я её показывала мимоходом как-то. Она светлая, красивая, но горожане говорят, что неуютно в ней как раз по той причине, что слишком современная.

                  Но я тоже люблю больше старые церкви. В них живёт дух истории, какое-то иное ощущение.

                  Не стоит, наверное, писать такую статью. Поверь, не изменит ничего. А вот негатива наберёшься массу. Тебе это абсолютно ни к чему! Береги здоровье и то, что ещё осталось от веры в душе.

                  Я тоже иногда (не по этой теме) занимаюсь правдоискательством, но чем старше становлюсь, тем отчётливее понимаю — надо с этим завязывать. Ну ничего не изменишь, только нервы портишь — и всё. А в мире столько прекрасного, о чём стоит рассказать! Что ты видела, а другие — нет.

                  Ответить
                  1. Мария Анашина:

                    В принципе да, ты права. Но надо ведь как-то менять ситуацию. Понимаю, что я одним своим постом ничего не изменю. Наверное, что-то должно перещелкнуть у людей при храмах. Но если все поют дифирамбы, как узнать, что есть и проблемы, причем серьезные проблемы?

                    Я не знаю, как разрешить это противоречие.

                    Ответить
                    1. Могу дать ссылки на ваши с Галей проблемные посты знакомым священникам, которые (тут два варианта) — 1. после этого перестанут со мной общаться, 2. призадумаются, но тоже ничего не смогут изменить.

                      А, есть ещё третий! Могут сделать вид, что не получили моего письма и не читали эти посты вообше. 🙂

                      Маш, не стоит однозначно. Вот увидишь — не изменишь ни-че-го! Ни одним постом, ни десятком, ни сотней. Просто прослывёшь скандалисткой, диссиденткой (ага, по нашим временам и такое возможно) и т.п.

                      Ты ещё вспомни про тех служителей церкви, которые на дорогущих машинах людей насмерть сбивают… И что им за это бывает… И что обычным смертным… И что — большой резонанс был в церкви? А тут всего-то — церковное хамство…

                      Неа, даже и не думай.

                      Ответить
                      1. Мария Анашина:

                        Галин, спасибо, но, думаю, не надо. Я сама несколько раз порывалась поговорить со знакомыми священниками и воцерковленными людьми на эту тему. Диалога не получалось.

                      2. Диалога и не получится. Я пыталась. Сколько раз пыталась. Но желание пропало…

                        Это надо быть Достоевским как минимум, чтобы так горько верить в Бога, чтобы понимать, что Он — не всесилен (а это уже противоречит канонам) и при этом верить, сомневаться в себе, в смысле жизни и всё равно верить… До добра всё равно такие мысли не доводят. И чище и светлее жизнь от них не станет. Уж лучше увлекаться позитивной психологией. Вреда будет куда меньше. 🙂

                      3. Мария Анашина:

                        А позитивная психология, как мне кажется, это такая же вера, только атеистическая и с невозможностью объяснить проблемы зла и страдания.

                      4. Вот-вот. В мире много необъяснимых вещей. И лучше просто жить и наслаждаться жизнью, чем искать объяснения необъяснимому. ))

    6. И ещё — если ты надумаешь удалить всю эту переписку нашу с тобой — я нисколько не обижусь. А то мы всех читателей распугаем. Пусть лучше ахают и восхищаются красивыми храмами. 😉

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Ни в коем случае!!! В конце концов, умные читатели все поймут. А те кто не поймут — зачем такие читатели нужны? 😉

        Ответить
        1. Просто у меня так бывало в блоге — пока все пишут ох да ах, сплошной восторг, все последующие читатели присоединяются к ахающему хору. А потом кто-то напишет проблемный комментарий — и всё, остальных читателей ветром сдувает. Ахнуть ведь куда проще, чем проблему обсудить. А таких опасных тем люди вообще в последнее время боятся…

          Ответить
          1. Мария Анашина:

            И все-таки проблемные комментарии и темы нужны, как мне кажется. Я очень рада, что мы затронули с тобой эту тему, хотя бы в комментариях. Все-равно от этого никуда не деться, это, как ни крути, есть. Все-равно мы, кто вне церкви, будет задавать себе и другим неудобные вопросы и пытаться на них ответить — хотя бы для себя. Я пока знаю одно — в ближайшее время по монастырям ездить не хочу. Хотя была у меня давняя мечта — Оптина пустынь. Но честно, боюсь очередного разочарования.

            Ответить
            1. Знаешь, если правда очень интересует эта среда, то лучше примыкать к паломникам, находить знакомства в монастырях и храмах через знакомых священников. Тогда не будет разочарований. И поснимать дадут, и всё покажут, и разместят и накормят очень вкусно, без тараканов. Мне доводилось вкушать трапезу за одним столом с настоятелем. Ох, какая же вкусная кухня! Даже в пост!

              Но для начала надо решить — что ты ждёшь от этого. Чтобы не было разочарований никаких и ни в чём. А вообще, чтобы не было разочарований, лучше просто не очаровываться. Хотя я и сама такая — хочется посмотреть всё, и снаружи и внутри, и просто проходить мимо церкви или монастыря мне недостаточно.

              Но надо, наверное, проще к этому относиться. Хотя привыкнуть к хамству невозможно, но хамят-то везде — и врачи, и продавщицы, и водители на дорогах. Хамство — это, похоже, уже какая-то черта русского народа. Неотъемлемая.

              Ответить
              1. Мария Анашина:

                В свое время я ездила в паломническую поездку в Александров. С одной стороны посмотрели монастырь, побывали на службе. Но вот те же музеи посмотреть не дали (там монастырь сосуществует с музеем), довольно грубо сказали, что вы не за этим сюда ехали. А вот в Лукиановой пустыни действительно было интересно. Хотя опять-таки, надо быть верующим, чтобы выстоять службу, не для галочки совершить все поклоны.

                Наверное от таких поездок я жду просто нормального отношения. Чтобы ко мне никто особо не приставал, чтобы можно было отдаться своим мыслям и чувствам. Чтобы, проделав длинный путь, я не увидела табличку, что храм заперт на уборку. Чтобы ко мне не бросались толпы нищих, среди которых — молодые здоровые люди и не требовали бы подаяния. Чтобы мне не говорили, сколько поклонов нужно бить на входе и выходе из храма и сколько раз себя нужно осенять крестным знамением. Чтобы была возможность (не во время службы!) подойти и спокойно рассмотреть уникальные фрески и иконы. Чтобы не требовали надевать юбку, если я в дороге… Я ведь не требую ничего сверхъестественного. Это просто желание нормального человеческого отношения. Я не собираюсь нарушать какие-то внутренние правила, лезть с песнями на амвон.

                Да, хамят все. Я тут заметила, что для меня кажется чудом, когда не хамят. Но когда это хамство встречается среди церковных людей, которые занимаются самосовершенствованием и взяли на себя определенные обязательства, это огорчает во много раз сильнее, чем хамство продавщицы в магазине.

                Ответить
                1. «Не за этим сюда ехали». Да, вот дочка моя как раз этим летом хотела поехать в Дивеево пожить в монастыре, она думала, что пофотографирует монастырскую жизнь, привезёт кучу красивых фото. Я её спустила с небес на землю. В монастырь пожить не за этим ведь едут.

                  Просто чтобы не было у неё разочарований. Вот она и не поехала. Турпрогулка от паломничества в нашей стране сильно отличаются.

                  Ответить
                  1. Мария Анашина:

                    Дело даже не в турпрогулке. Ведь люди разными путями приходят к Богу, видят разные его проявления. А тут навязывается только одна модель поведения, которая во многом не соответствует реалиям сегодняшнего дня.

                    Мне когда-то мама рассказывала. Была у нее знакомая в Туле, очень известный искусствовед. И как-то мама приехала в Тулу на один день, и Таня (так ее звали) повела показать кафедральный собор. Так оказалось, что собор закрыт на уборку и уборщица чуть ли не тряпками и с бранью выгнала их. Мама до сих пор с содроганием вспоминает тот случай. Конечно, после такого приема мама до сих пор не любит заходить в церкви.

                    И, с другой стороны, я вспоминаю Кафедральный собор Падерборна. Когда я пришла туда, очень робко, а меня встретили, все показали, рассказали и посетовали, что нет у них книги о соборе на русском языке, только на английском. У нас подобный прием я встречала только однажды — в Николо-Прозорово. Единственное исключение из правил.

                    А ведь это, именно это должно быть нормой. Не важно, пришел ли ты помолиться в неурочное время, поговорить со священником или просто посмотреть на уникальные росписи. Главное, что человек приходит в храм, есть некоторое движение души. И когда оно разбивается о грубость церковных людей, это больно ранит. И дальше, как я уже где-то писала в комментариях, начинаешь ожидать подобного отношения везде. Священники вот говорят, что на это не стоит обращать внимание.

                    Или, сегодня по ссылке ФБ перешла на пост в ЖЖ, где люди, называющие себя православными христианами, радовались тому, что кто-то сильно избил руководителя Femen, так что тот на себя теперь не похож. Пусть даже этот человек сделал много гадостей, но как можно радоваться? Где евангельская заповедь о любви к врагам?

                    Или, на Мосфильмовской улице в Москве во дворах восстановили храм. И отгородили забором часть и без того небольшой детской площадки! Получается, прихрамовая территория важнее детской площадки…

                    Именно эти вопросы постепенно накапливаются, заставляют задуматься. На чьи деньги в Москве строятся новые храмы? Подозреваю, что на деньги налогоплательщиков. Почему при этом старые церкви, являющиеся памятниками архитектуры, до сих пор не восстановлены, особенно в удаленных деревнях?

                    К сожалению, этих «почему» слишком много. И никто из церковных людей пока не смог дать ответа на эти вопросы.

                    Ответить
    7. olga:

      фото достойные уважения.городок изумительно красив и самобытен.спасибо

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Ольга, спасибо! Город действительно хорош!

        Ответить
    8. Очень бы хотелось побывать в Муроме, но пока не доводилось(

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Город очень милый, так что обязательно включайте его в свои планы!

        Ответить
    9. Mik:

      Прочитал пост и комментарии к нему, теперь не знаю, что самому написать. Поскольку про Илью-тимуровца, Мария, обещаешь написать пост, то про Муром там и поговорим, а вот пожалуй о вере продолжу здесь ваш с LADYBLOGER разговор, тем более, что я представитель другой страны и другой христианской конфессии. Сейчас только скажу, что очень долго на фотографии искал памятник Лакину, из-за дерева мне он виделся стеной здания.

      В одном из блогов я написал целый пост, где оставил свое мнение о православных атеистах и святых католических инквизиторах. Чем ближе у меня происходило знакомство со священниками, тем больше антиклерикальных настроений появлялось. В жизни так случилось, что пришлось очень близко познакомиться с баптистами, мусульманами, протестантами и мы смогли поговорить очень откровенно на закрытые для многих темы веры и религии.

      Мы действительно видим соринку в глазу соседа, а у себя не видим бревна. Отношение к женщине в исламе… Знаете, какими словами многие это называют, какое отношение к парандже и хиджабу. А платок и юбка в православии? Понятно, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Если уж православие так дорожит этим, то отправляясь в путь возьмите с собой платок и юбку, в которых не будете выглядеть, как чучело.

      Сам лично хожу в другие храмы и меня тоже хотели учить правильно крестится и бить поклоны, но на этот случай у меня уже давно заготовлены ответы, где сообщаю, что я католик и зашел в храм помолиться одному единому Богу, я не буду креститься и кланяться иначе, чем требует моя религия и не собираюсь никого склонять делать иначе, чем принято в вашей религии. Потом спрашиваю, где в этом храме находится главная святыня, можно ли мне поставить там свечу и помолиться, став на колени, как это принято у католиков, после этого ко мне претензий не имеют, а я общаюсь с Богом. Естественно, что такие разговоры с прислуживающими тетями стараюсь не вести, если проводится служба священником, прошу просто не мешать мне слушать службу и выполнять то, что делают все, но немного по своему.

      Мария, я уже давно заметил, что у тебя не совсем верное представление о позитивном мышлении. То, что называют позитивным мышлением представители сетевого или многоуровневого маркетинга — не есть еще позитивное мышление. Могу частично согласиться, что «позитивная психология… это такая же вера, только атеистическая», которую предлагают атеисты, а вот родоначальники этой психологии были глубоко верующими, просто они в своих трудах конкретно не говорили какому Богу православному, католическому или исламскому надо верить, поклоняться конкретному Высшему Разуму или Силе коллективного мышления.

      Очень рекомендую протестантского священника Нормана Винцента Пила почитать, да и Наполеон Хилл тоже писал много о вере. Читая книги протестантов я остаюсь католиком, не таким покорным, как хотели бы меня видеть католические священники. Если хочешь, то можем продолжить разговор в личной переписки, а можем и здесь оффтопить к посту о Муроме. Галина Лукас не торопиться с рассказами о поездке, а уж очень хочется и ее точку зрения услышать. О том инциденте с девочкой, неужели в храме были только женщины, позволившие выгнать ребенка, конечно, с трудом представляю, как ее выгнали, но хотел бы видеть, как из храма выгоняют отца с ребенком на руках.

      Не согласен с советом Галины не трогать трудных тем, если их не будем трогать — они не решатся. Мы блоггеры стали выносить свое мнение на всеобщее обозрение и должны быть готовы получать по самое не хочу. многие блоги, создаваемые для зараьотка канули в лету, свои же блоги и блоги, которые читаю с интересом хочется, чтобы остались, может быть когда-нибудь будут изучать, что писали о своей современности дедушки и бабушки. Сам трогаю очень много трудных тем, но не всегда написанное публикую на горячую руку. Другое дело с комментариями, там меня может и понести, если уж на больной мозоль наступили. Есть желание написать — пишу и храню в черновиках пока не угаснут эмоции, на многое еще не угасли до сих пор, поэтому посты ждут изменений и дополнений, чтобы их увидели читатели, а у самого ощущение высказонности есть, если опять заболит сильно, то смогу доработать и сказать. Не стоит конкретно кого-то тыкать пальцем, типа дать ссылки знакомым священникам почитать, уж лучше им намекнуть, чтобы они сами нашли и почитали, что думают их прихожане. Мои блоги читают священники, я с ними общаюсь, но обсуждать уже сказанное — согласен только публично. В храме, в котором они служат я не обсуждаю поведение окружающих, а в блоге представляю такую возможность. Я не идеален, заблуждаюсь и ошибаюсь, они тоже люди со своими характером, у каждого свое предназначение, которое мы сами выбрали или нам предначертано, мы не призываем к насилию и причинению кому-то вреда. Если кто-то прочитает и увидит соринку в собственном глазу — избавиться от нее будет легче. Мы ищем путь, у кого-то он длинный, у кого-то средний, а кто-то в тупик попал, может он в этом тупике проложит самый короткий путь — не будем мешать, только пусть он нам не мешает идти своим путем… Вот как меня понесло… 🙂

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Мечислав, прежде всего, спасибо за такой развернутый комментарий — всегда приятно, когда пост и другие комментарии вовлекают людей в обсуждение, разговор. Постараюсь ответить на все.

        Продолжение поста про Муром уже есть: http://anashina.com/blagoveshhenskij-i-svyato-troickij-monastyri-i-istochnik-ili-muromca/ , там и про муромские монастыри, и про Илью Муромца. Сейчас здесь чуть подредактирую текст, спасибо, что заметил.

        Наверное, разговор о религии — один из самых сложных. Ибо речь идет о вере, которая, по определению, не требует доказательств. Мне очень нравится хрестоматийный пример про сожженного на костре Джордано Бруно и осужденного судом инквизиции Галилео Галилея. У первого была вера, которая поддерживала его во время 8-летнего заключения и из-за которой он взошел на костер. У Галилеля же было знание, что позволило ему на словах принять требования инквизиции и тем самым избежать смерти, хоть в душе он и не был согласен: «А все-таки она вертится». Для Бруно же отречься от своих взглядов было подобно отречению от самого себя, духовной смерти. Так что он предпочел смерть физическую.

        К чему этот пример? Именно к тому, что вера, какая бы она ни была, связана с самими основами человеческого бытия. «Верую, ибо это абсурдно», — писал Тертуллиан (Credo quia absurdum est). Вера не нуждается в доказательствах. Причем это касается не только христианской веры, но и любой другой, и даже атеизма (ибо атеист тоже верит, упуская из внимания те фаты, которые противоречат его картине мира и не могут быть объяснены с позиций атеизма). Именно поэтому так трудно говорить со священниками и религиозными людьми. По сути, здесь сталкиваются две веры: их, освященная традицией, и наша, выстраданная из нашего жизненного опыта.

        Я сейчас довольно часто читаю сайт «Православие и мир». Иногда в ФБ попадаются ссылки и на «Фому» — муж моей знакомой там регулярно публикуется. Одно время я пыталась спорить с ними — и поняла, что не могу. Не потому что у меня нет их уровня философской или религиозной подготовки — есть. А именно потому, что этот спор бессмысленен. «Верующему человеку нельзя доказать, что Бога нет, а неверующему — что Он есть», — это слова Канта.

        К чему это я говорю? К тому, что у всех этих монахов, воцерковленных — непоколебимая вера. Равно как и у меня, но другая. Мои нападки на определенные нормы, установленные в РПЦ, будут восприняты как личное оскорбление. Убудет ли от них, если я выскажу свое «фе»? Нет, конечно — полно других приезжих, паломников, которые радостно понесут свои денюжки в надежде на чудо.

        Означает ли это, что не надо вообще не писать о тех проблемах, с которыми сталкиваешься при посещении русского православного храма? Думаю, что все-таки надо. Только получается, как мне кажется, достаточно неопределенная ситуация: мы изначально друг друга не переспорим. Я могу тысячу раз твердить, что заставлять женщину при входе в храм надевать юбку и платок — это прошлый век, что вся система церковной жизни — это попытка вернуться в царские времена, что в ней христианство подменяется русскими культурными традициями и ценностями. Но возымут ли действие мои слова? Наверное, нет. Это понимание должно рождаться именно в недрах церкви. А если его нет — что ж, нам не по пути. Остается только посмеиваться над бессмертным высказыванием Вольтера: «В раю климат лучше, зато в аду компания веселее».

        А вот о том, что в Дивеево из храма выгнали 2-летнюю девочку только потому, что она была без платка — говорить надо. Потому что с моей точки зрения, это кощунство. Это сделал человек, который прислуживает в храме. Но то, что монахини не заметили этого, или сделали вид, что не заметили, не делает им чести. Равно как и то, что в супе, поданном в монастырской трапезной, плавал таракан. Что еда была слишком жирной. Что те, кто подавал еду, буквально швырял тарелки. Что от туалетов воняло. Вот об этом нужно говорить, это нужно обличать. Как и то, когда под территорию храма отводят часть детской площадки, когда монахи на дорогих иномарках гоняют, не соблюдая правил дорожного движения и попадают в аварии, часто с трагическим исходом, а потом суды их или оправдывают вовсе, или назначают минимальное наказание. Но вот только опять это — мы входим в область веры. И здесь любые логические аргументы не имеют смысла…

        Вот такой парадокс. Казнить нельзя помиловать. Лично я для себя выбрала такой путь — все-таки говорить об этом. Но, действительно, рискую прослыть скандалисткой и потерять часть читателей.

        Ответить
        1. Mik:

          Вот, когда разобрались с тем, что называем позитивным мышлением — можно продолжить разговор в этой ветке. Вот и получается, что мы часто говорим об одном и том же, но разными словами, а иногда теми же словами называем совершенно разные вещи. Вчера мне не хотелось в бытовой суете писать на такие серьезные темы, тем более ты привела цитаты, затронула дополнительные темы, которые хотелось проверить, достаточно ли их помню, а некоторые даже не знаю, чтобы ответить здесь.

          Вера не требует доказательств, но она требует проверки на прочность, при этом вера должна быть прочной и не иметь сомнений. Вот ты посещаешь храм и там вызывает раздражение отношение прислуги, но если ты пришла с целю общаться с Всевышним, то не должна реагировать на мирскую суету — общайся. Храм — это не только место позитивной энергии, здесь очень много страданий, люди чаще приходят с грехом, раскаянием, чем тогда, когда все у них благополучно, а это тоже оставляет свой след. Поэтому некоторые в храме ощущают прилив энергии, облегчение души, а некоторые испытывают дискомфорт и раздражение. Сам предпочитаю бывать в храмах, когда там немноголюдно, но в особые торжественные моменты там нужно ощутить силу коллективной молитвы, увидеть, что ты не один обращаешься к Богу, увидеть таинственный блеск в глазах одухотворенных прихожан…

          Слова Тертуллиана: «Credo quia absurdum est,» — дословно ему не принадлежат, что-то подобное им было сказано в сочинении «О плоти Христа», если читать, то смысл фразы совсем другой. Стоит ли это применять к атеизму или к другой вере? Я бы не стал, но не могу это запретить сделать другим. Когда я говорю о вере, то в ответ слышу сомнения, разрушающие ее. И здесь тоже ничего не надо доказывать.

          «Православие и мир» я тоже иногда читаю, потому что очень часто встречаю ссылки в лентах друзей в социальных сетях. То, что там обсуждается иногда и спором-то назвать нельзя, ибо там происходит трактование истин каждым по своему. Нет трактовки правильной или неправильной, нсть верная и неверная, которая тебе помогает или не помогает трактование. Если ты понимаешь по своему и тебе это помогает — значит верно, я понимаю по своему и мне это помогает — значит тоже верно.

          Канта и Вольтера я не хочу трогать, особенно последний — совсем не мой философ, но есть его изречения, которые мне нравятся. Приведу цитату Льва Тольстога: «Чем ближе к церкви — тем дальше от Бога.» Ее тоже можно по разному трактовать. Можно иметь ввиду священников, о которых ты сказала, а можно иметь и себя ввиду, когда приходишь в церковь, то притягиваешь к себе негатив прихожан и становишься там дальше от Бога, а не ближе. Вот и получается, что многие проблемы мы создаем сами. А стоит ли о них писать — каждый решает для себя самостоятельно. Но если писать, то надо ответить себе на вопрос: «Зачем?» Изменить церковь — не сможешь, а изменить свое отношение — легко. Хочешь узнать мнение других — узнаешь и оно будет диаметрально противоположным твоему. Надо быть готовым принять, а возможно и поменять свое, потому что оно совсем не обязательно истинное и единственное правильное. Примерно, коротко всё сказал, как смог.

          Ответить
      2. Мария Анашина:

        И насчет позитивного мышления. Мое понимание позитивного мышления сложилось после прочтения книг Луизы Хей, авторов фильма «Секрет», книг Мартина Селигмана, а также «Трансерфинга реальности» Зеланда. Главный посыл там — «Думай о хорошем и все будет хорошо», «Вселенная позаботится о тебе». И вот именно такое понимание позитивного мышления мне претит, потому что знаю немало примеров, опровергающих эти положения.

        Скорее, мне ближе на данном этапе Виктор Франкл, то, что он пишет в книге «Скажи жизни «Да». Когда и твоя жизнь, и твоя смерть, и твое счастье, и твое страдание имеют смысл. Это, как мне кажется, уже ближе к Хайдеггеру. Здесь есть что-то и от Ницше, и от Гессе. Как-то так…

        Ответить
        1. Mik:

          Сначала отвечу на твой ответ по позитивной психологии, а потом продолжу разговор о вере. Я получил дозу озверина, от которой попробую успокоиться и объясниться. 🙂

          Зеланда давно пора предать анафеме — это чистейший бизнес на псевдоучении, типа алхимии. Я раньше относился к нему спокойнее, но это было давно. Одна моя очень добрая знакомая в Вильнюсе помешалась на нем, но какое-то чудо случилось и у нее хватило ума понять, что это мошенничество чистейшей воды. Специально для тебя нашел информацию о Вадиме Зеланде http://www.scorcher.ru/art/mist/zeland.php

          Таких течений «позитивной психологии» предостаточно, еще какая-то векторная психология есть — сторонники которой тебе Юнга и Фрейда откроют по новому, почти как астрологи предскажут будущее по знаку зодиака друидов на кофейной гуще. 🙂 Других авторов, что здесь назвала — не знаю, погугли сама, может и о них что-то интересное найдешь. Если кого-то такая вера интересует в позитивную психологию — пожалуйста, верь надейся, люби, но не принуждай меня к этой вере и не говори, что у меня негативное мировосприятие, иначе я покажу насколько я негативен и нетолерантен, к тому, что манипулирует мной. 🙂

          Давно собираюсь поговорить об этом в блоге, но как-то больше душа лежит к позитивному. Набрал в поисковике Яндекса (с Гуглом у белорусов проблемы) «позитивное мировосприятие» — мама дорогая чего он выдал — на докторскую диссертацию и три высших образования без начального потянет, продвижение сайтов рулит. В СССР позитивное мировосприятие, основанное на мотивации не было нужным, как и в современных государствах, идущих по пути диктатуры и тоталитаризма. Лучше средневековое мракобесие и страх, чем любовь к окружающему.

          В одном комментарии не рассказать о позитивном мышлении, чувствую, что надо этому в блоге рубрику отвести. для начала советую поискать книгу «Путь к уверенной жизни» Нормана Винсета Пила, а после прочтения можно поговорить. В позитивном мышлении нужно найти своего автора и свою книгу. Моей книгой стала Библия, которую верующим раньше нельзя было читать, чтобы не трактовали писание по своему.

          Ответить
          1. Мария Анашина:

            Так я и толкую, что я против такой позитивной психологии. Возможно, проблема в том, что благодаря таким авторам и их многомиллионным изданиям термин «позитивная психология» исказился. Я посмотрю Пила, спасибо за наводку. Но почему-то у меня ощущение, что мы с тобой говорим об одном и том же, но называем это разными терминами.

            Что касается Библии, то, на мой взгляд, нет ничего выше того, что сказано в Нагорной проповеди. Но вот как раз то, о чем толкует Новый Завет, противоречит современным позитивным авторам!

            Ответить
            1. Mik:

              Под терминами «позитивная психология» и «позитивное мировоззрение» у нас с тобой разные понятия. Я не силен в теории философии — это твоя прерогатива, ты гораздо больше авторов прочитала и знаешь, но если учение отвергает самые древние учения, начиная от Библии, Корана и заканчивая Юнгом и Фрейдом, запудривая мозги новой терминологией — сторонись. Думал, что найду что-то о теории «похитивного мышления» с перечнем авторов. Ничего близкого не встретил. Если чесно, то немного в шоке. Сплощной бизнес. В любом случае у истоков будет Наполнон Хилл. Конечно же его знаменитая книга «Думай и богатей», но я уже боюсь за ее перевод на русский и там столько толкователей есть. Может найди эту книгу в оригинале, а моя книга, которая зацепила — это «Добейся успеха с помощью позитивного мышления» Наполеона Хилла и Уильяма Клемента Стоуна, но это не панацея или безоговорочное руководство к действию. 🙂

              Ответить
              1. Мария Анашина:

                Наполеона Хилла «Думай и богатей» я читала. Но это все-таки нечто другое — там подчеркивается важность действия. Против этого я никогда не спорила. Давай продолжим в личке, чтобы не размывать здесь тему.

                Ответить
    10. По дорогам класса Р* средняя скорость действительно не высокая. А, например, по Р1 (в Каргополь) иногда без полного привода не проехать — так что 50 км/ч это очень не плохо.
      В муроме, кстати ни разу не был. Проезжали то севернее, то южнее, а вот туда как-то не завернули.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Обязательно съездите!!! Город очень живописный, много чего есть и посмотреть, и пофотографировать. До него недалеко — меньше 300 км.

        Ответить
    11. А как называлась деревня, которая поразила между Муромом и Дивеево? Я тоже запомнил одну красивую деревню, хочу найти её название.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        К сожалению, не запомнила 🙁 Я была за рулем, уже уставшая.

        Ответить

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    © 2016 Путешествия с Марией Анашиной ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru