Ламбушка

Главная страница » Россия » Онежское озеро » Ламбушка

В тот год у нас как-то не задалось с поездкой на Онежское озеро. То одно, то другое не то чтобы откладывало или отменяло поездку, но вносило лишнюю суету и осложнения. Опоздали на Ленинградский вокзал, откуда уходил наш поезд на Мурманск. Примчавшись на платформу, увидели лишь его хвост. Не возвращаться же домой! На наше счастье, вечером должны были дать еще один состав, дополнительный.

Совсем старые вагоны, с деревянными полками. Но зато свободно, купе полупустые. Вольготно разместились в двух: в одном мы — мои родители и я, а также две наших собаки. А в другом купе — наши рюкзаки и лодка. Ехать должны были до станции Кяппесельга, чтобы оттуда добраться до Онеги.

Проехали Петрозаводск, потом Кондопогу, Лижму. Вглядываемся в полустанки-разъезды, чтобы не пропустить нужную остановку. На одной проводница говорит, что вроде вот она, Кяппесельга. Всматриваемся — вроде она и не она, похожа и не похожа. До этого мы были там только однажды.

Поезд останавливается на пару минут. Мы в темпе сбрасываем вещи, выпрыгиваем сами. Мне даже пришлось дергать стоп-кран, чтобы поезд не поехал дальше — все-таки разъезд, а дальше снова одноколейка. Поезд идет по расписанию и не может ждать каких-то сумасшедших путешественников.

И вот, мы на станции. Поезд ушел. И тут с ужасом понимаем, что вышли не на той остановке. Карельская тайга. Маленький полустанок. Двое тогда еще молодых взрослых с дочерью-подростком, две собаки. И рюкзаки. И лодка. Что делать? Когда следующий поезд? Дело было давно, еще в 80-х. Информации никакой.

Неподалеку видим домик станционного смотрителя. Идем туда, чтобы разузнать хоть что-то. Да, поезд будет. Но вечером, электричка. Конечно доедете. А пока располагайтесь. И за дочку не волнуйтесь — вон, только что козьего молочка надоили — попробуйте.

Тогда впервые в жизни я пила парное козье молоко. А потом меня пригласили покататься на лодке по Ламбушке.

Ламба — есть такое слово в карельском языке. Глухое небольшое озерцо, спрятанное в карельской тайге. Много их в Обонежье. А Ламбушка — это что-то маленькое, домашнее… На карте вы не найдете этого названия. Очень много в Карелии таких безымянных ламб, ламбушек.

И вот, мы на Ламбушке. Сейчас, разыскав её на карте, я смотрю на неясные очертания её берегов. Озеро-малютка рядом со станцией Викшезеро. Где-то дальше — уже большие Чапозеро, Викшезеро, еще дальше — Уницкая губа. Но нам туда не надо.

Синее-синее небо, которое только и может быть в Карелии, отражается в прозрачной воде Ламбушки. Лесистые берега, до которых едва ли 500 метров, сияют изумрудным светом в послеполуденном солнце. И мы посередине Ламбушки — на черной, недавно просмоленной деревянной лодке. Долго потом я еще буду оттирать эту смолу с ног. Станционный смотритель и его внучка пробуют ловить рыбу, но, кажется, безуспешно — не время. Хотя такие озера что рыбный суп — опусти леску с крючком, тут же клюнет.

Тогда, с высоты своего юношеского максимализма я свысока смотрела на Ламбушку. Так, лужица… Не то что Онега с её бескрайними просторами! А сейчас вспоминаю ту Ламбушку с нежностью. В таких ламбушках таится душа Карелии. Как и в тысячах других её озер, лесов, бараньих лбов и сельг.

Вечером пришел поезд. Тепловоз, плацкартные вагоны — но все вместе это называлось электричка. Разные люди ехали там. В основном — работяги, возвращающиеся домой из Петрозаводска и Кондопоги. Туристы — только мы одни. На сей раз вышли на нужной нам остановке.

© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2016. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Обсуждение: 12 комментариев

1. Честно, даже прослезилась. Вот она жизнь: раньше мы такие, сейчас — другие. И действительно, сколько нежности находишь в себе, вглядываясь в прошлое.

В Карелии была только раз и недолго, но северные области, эту особенную природу, до сих пор обожаю.

1. Мария Анашина:

И чем больше проходит времени, тем с большей теплотой вспоминаешь те места, где когда-то бывала.

2. Да,красота необыкновенная!

Верно!

3. Карелия необыкновенна своей красотой, и спасибо за такой теплый трогательный рассказ

1. Мария Анашина:

Да, карельская природа необычайно красивая. И она очень разная. Скучаю по Карелии, очень.

4. Какое яркое и нежное воспоминание. Даже вспомнилась вятская деревня, в которую ездила в детстве с бабушкой. А ещё рассказ напомнил мне журнал «Юность», которым я зачитывалась в своей юности. Что-то такое в нём неуловимо ностальгическое.

1. Мария Анашина:

Да, ностальгия действительно присутствует. Онега — это ведь моя вторая «малая родина», я там, фактически, выросла, самые яркие воспоминания детства связаны именно с ней.

5. Нина:

А мой муж с Ладоги, места там умопомрачительные!

1. Мария Анашина:

Да, места на Русском Севере великолепные! Люблю их!

6. Какой чудесный рассказ, Мария! Сразу повеяло юностью, максимализмом юности! ))) На всё смотрели с иронией, типа, то ли ещё будет, а это лучшее, что было!Эх,ностальгия! Твит

1. Мария Анашина:

Точно! В юности всегда хочется какого-то размаха, просторов. А с возрастом понимаешь, что ценность вовсе не в размерах.