«В Москве — 15.00, в Петропавловске-Камчатском — полночь». Эта с детства знакомая фраза каждый раз подогревала во мне интерес к загадочному краю под названием Камчатка. Когда-то мои бабушка с дедушкой побывали там, привезли кучу фантастических слайдов. И Камчатка стала мечтой — недостижимой, но такой привлекательной.

Камчатка, Авачинская бухта
Утро в Авачинской бухте

И вот, несколько лет назад как-то зимой собрались старые знакомые, не раз ходившие в походы, и решили: «А почему бы и нет?» Вскоре началась подготовка к путешествию на Камчатку. Надо было составить маршруты, закупить недостающее туристическое оборудование, специальную еду. Еще бы: предстоял очень непростой маршрут.

Полуостров Камчатка расположен в северо-восточной части Евразии. На западе омывается водами Охотского моря, на востоке — Тихим океаном и Беринговым морем. Протяженность с северо-востока на юго-запад около 1200 км, максимальная ширина (на широте мыса Кроноцкий) — до 450 км. С материком соединяется узким Парапольским долом (93 км). Площадь полуострова — 370 тыс. кв. км. Восточная береговая линия сильно изрезана, наиболее крупные заливы — Кроноцкий, Камчатский, Корфа. Западные берега изрезаны слабо.

Через весь полуостров протягиваются два параллельных хребта — Срединный и Восточный, между которыми расположена Центральнокамчатская низменность, через которую протекает река Камчатка. Из 160 вулканов около 28 — действующие. Наивысшая точка Камчатки и самый высокий вулкан Евразии — Ключевская Сопка (4750 м). Камчатка известна своими многочисленными выходами минеральных и термальных вод, многие из которых имеют уникальный химический состав и широко применяются для лечения ряда заболеваний.

На большей части полуострова климат умеренный муссонный, в центральной и северной частях — умеренно-континентальный. Средний температуры февраля -13°С, августа 12°С. В год выпадает до 1000 мм осадков. Площадь современного оледенения — 866 кв. км.
Крупнейшие реки — Камчатка (758 км), Авача, Большая и др. Озера — Голыгинское, Карымское, Кроноцкое и др.

Насчитывается около 1200 видов высших растений. На дерново-подзолистых почвах преобладают редкостойные березовые и хвойные леса, на склонах гор — заросли кедрового стланника, в понижениях — луга, на севере полуострова — моховые тундры. Богатый животный мир: морская и пресноводная фауна, около 220 видов птиц, из млекопитающих наиболее распространены камчатский соболь, горностай, выдра, заяц-беляк, ондатра, лисица, лось, северный олень, снежный баран, рысь, полярный волк, росомаха, ласка и др. Из крупных хищников наиболее известен камчатский бурый медведь.

На территории Камчатки созданы 3 государственных заповедника, 5 природных парков, 8 заказников федерального значения и 23 — местного, 105 памятников природы, 2 санаторно-курортные зоны и некоторые другие виды охраняемых территорий. (из Википедии)

Поездку мы запланировали на август. Но билеты покупали за полгода — в феврале. В результате авиабилет на одного человека обошелся в 21 тысячу рублей в оба конца. Учитывая, что в сезон цена может дойти до 60-70 тысяч, мы здорово сэкономили!

♦ Подробнее: Как купить дешевые авиабилеты в Петропавловск-Камчатский

Камчатка, Авачинская бухта
В Авачинской бухте

Летели на Трансаэро, из аэропорта Домодедово. Очень удобный рейс: вечером мы вылетели из Москвы, а спустя 9 часов были уже в Петропавловске, вернее, в Елизово — там расположен аэропорт. На поезде на Камчатку не проехать — железная дорога туда не проложена. С материка — только воздушный или водный транспорт.

Сам перелет был безумно интересным. Дело в том, что если наложить траекторию полета на карту, то окажется, что самолет летит не по прямой, а по дуге — с учетом шарообразности Земли это наиболее короткий вариант. Так вот, мы летели через северную часть России. Утром, когда рассвело, я стала с интересом смотреть в иллюминатор. Очертания береговой линии и хребты на суше показались мне подозрительно знакомыми. Ну да, конечно: море Лаптевых, Восточно-Сибирское море… Лена, хребет Черского… А впереди — Охотское море и, наконец, Камчатка. Это был незабываемый полет именно из-за возможности пусть с высоты 10 тысяч метров, но взглянуть на великий Северо-Восток, Норд-Ост.

И вот, мы в Елизово. Дальше предстоял переезд в Петропавловск-Камчатский. Знакомые нашего знакомого одолжили нам свою необжитую квартиру. Правда, квартира была на первом этаже пятиэтажки, на крутом склоне, поэтому из окон некоторых комнат был виден только крутой холм. Вдобавок, в доме отключили горячую воду.

Зато перед домом открывался восхитительный вид на Авачинскую бухту.

Авачинская бухта, Камчатка
Авачинская бухта

А чуть левее — прекрасный вид на сам Петропавловск-Камчатский и порт:

Петропавловск-Камчатский, Камчатка, порт Петропавловска-Камчатского
Вид на Петропавловск-Камчатский и порт

Этот район носил необыкновенное название — Сероглазка. До центра города можно было добраться на автобусе. Вообще Петропавловск-Камчатский мне очень понравился, хотя жалко, что дома там временами очень неказистые.

♦ Подробнее: Петропавловск-Камчатский: Авачинская бухта и Никольская сопка

Петропавловск-Камчатский, Камчатка, порт Петропавловска-Камчатского
Петропавловск-Камчатский

Три дня было отведено на знакомство с городом, закупку того, что не купили (или забыли купить) в Москве, а также переговоры с местной туристической фирмой относительно второй части нашего путешествия.

Дело в том, что природа Камчатки весьма специфична. Прежде всего тем, что это зона современного вулканизма, много мест, которые представляют опасность для незнающего человека. Во-вторых, на Камчатке плохо развита сеть автодорог — фактически, через полуостров проходит единственная грунтовая дорога с небольшими ответвлениями. И передвигаться по ней удобнее всего на машинах повышенной проходимости. Пешеходные маршруты также далеко не везде обозначены. Ну и наконец, значительная часть полуострова — это природоохранные зоны с довольно жесткими ограничениями по поводу их посещения.

♦ По теме: Вулканы Камчатки — путешествие в прошлое Земли

Паромная переправа через реку Камчатка

Через три дня мы выехали в наш первый маршрут — на Толбачик. Предполагалось, что мы там проведем три дня (не считая дороги), осмотрим окрестности и совершим восхождение на Плоский Толбачик. Увы, погода внесла свои коррективы — большую часть времени стоял густой туман (а наш лагерь как раз находился на высоте 1300 м над у.м. в зоне облачности), и солнце прорывалось сквозь пелену туч лишь на несколько часов. Так что восхождения на вершину Плоского Толбачика не получилось — лишь часть нашей группы рискнула отправиться туда. Зато мы посмотрели другие красоты этого места — конуса прорыва, ручей Водопадный.

Камчатка, Толбачик, База луноходчиков
Один из конусов на Толбачике
Камчатка, Толбачик, База луноходчиков, туман
В тумане
Камчатка, Острый Толбачик, Плоский Толбачик, вулканы
Острый и Плоский Толбачики
Камчатка, ручей Водопадный
Камни на ручье Водопадном

Несмотря на неудачи с погодой, эта часть маршрута действительно удалась. Нам повезло с проводниками — Сан Санычем, прекрасным знатоком Камчатки, и водителем нашей вахтовки — Игорем.

Камчатка, дорога на Мутновский вулкан, вахтовка
Мастерство Игоря

Затем у нас был перерыв в Петропавловске перед следующим маршрутом. В холодный дом в Сероглазке нам не захотелось возвращаться, а Игорь предложил остановиться у него на горнолыжной базе, недалеко от побережья Тихого океана. Мы съездили и на сам океан, полюбовались пляжем, песок на котором был черного цвета, совершили поездку на Паратунку.

Камчатка, река Паратунка
Река Паратунка

А через два дня вылетели на вертолете в Налычево.

Камчатка, Налычевская долина, термальные источники
Панорама Налычевской долины

В Налычево у нас был другой проводник — Максим, с фирмой которого мы договорились еще в начале нашего пребывания на Камчатке. Для меня это был урок, что о проводниках надо узнавать все заранее. С Максимом нам откровенно не повезло. Парню под два метра ростом было явно скучно идти с группой, где собрались люди не с самой лучшей физической подготовкой и которые приехали на Камчатку полюбоваться природой, а не штурмовать одну вершину за другой. Тем не менее, мы прошли к Таловским источникам, совершили восхождение на Дзензур, искупались в горячих источниках, осмотрели травертиновый щит.

Камчатка, Дзензур
Путь к вершине Дзензура

Из Налычевской долины в сторону Петропавловска два пути: либо через Авачинский перевал, либо по тропе WWF через Пиначевский перевал.

Мы избрали второй маршрут — было понятно, что с Максимом будем рвать когти, нестись аки лоси с жуткой скоростью. Поэтому пусть будет более спокойный вариант. Впрочем, Пиначевский перевал — безумно красивый. Так что я нисколько не жалею, что прошла через него.

♦ Подробнее: Переход через Пиначевский перевал

Камчатка, Авачинский вулкан
Авача

По возвращении в Петропавловск мы с радостью распрощались с нашим проводником. У нас опять было несколько дней на базе у Игоря. Мы ездили на лошадях, знакомились с Петропавловском и его окрестностями. На один из дней у нас была запланирована поездка в Долину Гейзеров и кальдеру Узон. Увы, вертолет — транспорт капризный. Если облачность закрывает перевалы, если дует сильный ветер, полеты отменяются. Поэтому нам удалось попасть лишь в кальдеру Узон и посмотреть на Камчатку с высоты птичьего полета во время нашего полета на вертолете.

Камчатка, кальдера Узон
В кальдере Узон

А затем мы отправились с Игорем на Мутновский вулкан — как его называют, Малую долину гейзеров. Вулкан в эти дня проявлял некоторую активность. Тем не менее, нам удалось осмотреть и его, и его окрестности. Опять-таки, благодаря водительскому таланту Игоря мы проехали в самые труднодоступные места этого уголка Камчатки.

Камчатка, Мутновский вулкан
Гранд-каньон Мутновского вулкана
Мутновский вулкан

Накануне нашего отъезда мы съездили на Козельский вулкан — обычно его редко посещают туристы. С его склонов открываются прекрасные виды на Тихий океан.

♦ Подробнее: Поездка на Козельский вулкан

Камчатка, Козельский вулкан
К вершине Козельской сопки
Камчатка, вид с Козельской сопки в сторону Тихого океана
Вид с Козельской сопки в сторону Тихого океана

Собственно, вот таким получилось наше камчатское путешествие: три больших маршрута на Толбачик, в Налычево и на Мутновский и несколько коротких выездов — на Паратунку, к Тихому океану, в кальдеру Узон, на Козельскую сопку. Плюс прогулки по Петропавловску-Камчатскому и окрестностям.

Конечно, для того, чтобы узнать Камчатку, посмотреть все ее красоты, месяц — очень мало. Это край, куда хочется возвращаться еще и еще раз. И я надеюсь, что судьба предоставит мне такой шанс — совершить еще одно путешествие на Камчатку.

О том, как сэкономить на авиабилете из Москвы и других городов России и стран СНГ, я написала подробный пост-инструкцию: «Как купить дешевые авиабилеты в Петропавловск-Камчатский».

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.