Собор Ла Сео в Сарагосе

Главная страница » Европа » Испания » Сарагоса » Собор Ла Сео в Сарагосе

Еще один уникальный памятник архитектуры в Сарагосе — это Собор Ла Сео, расположенный неподалеку от Базилики Богоматери Пилар. Его полное название — La Catedral del Salvador en su Epifanía de Zaragoza, что можно перевести как Собор Крещения Спасителя в Сарагосе, сокращенно La Catedral del Salvador, Собор Спасителя. Название La Seo (Ла Сео) происходит от названия площади Пласа де ла Сео (Plaza de la Seo), на которой он находится. Его история, пожалуй, может лечь в основу увлекательного фильма — столько в ней переплетений и поворотов.

Площадь Пласа дель Пилар и собор Ла Сео

Площадь Пласа дель Пилар и собор Ла Сео

Античный форум и мусульманская мечеть

В античные времена на этом месте располагался форум Цезарагусты, как тогда назывался город (подробнее об истории Сарагосы можно прочитать в посте «Сарагоса — место встречи Запада и Востока»). Форум был гражданским и коммерческим центром города, здесь же находился главный храм. В настоящее время под площадью Пласа дель Пилар находится Музей Форума.

В VIII веке по приказу Ханас бен Абдуллы ас Сан’ани (?-718), потомка одного из сподвижников пророка Мухаммеда, на месте форума была построена главная мечеть Сарагусты аль Байда, как тогда назывался город. Эта мечеть считается одной из старейших в мусульманской Испании. Здание дважды достраивалось — в IX и XI веках. Вход в мечеть был расположен в том же месте, что и позднее вход в собор. Во время реставрации, завершившейся в 1998 году, удалось открыть некоторые детали этой мечети — фрагмент минарета на внешней стене и древний пол.

После того, как в 1118 году Сарагоса была освобождена Альфонсо I Воителем (1073-1134), местное мусульманское население должно было в течение года покинуть город. Мечеть была закрыта и реконструирована. 4 октября 1121 года бывшее здание мечети было освящено во имя Святого Спасителя (Сан Сальвадор).

Собор Ла Сео — история строительства

В 1140 году старая церковь, переделанная из мечети, была почти полностью разрушена, и на ее месте началось строительство собора в позднероманском стиле. Новая постройка была каменной, в форме базилики. Как свидетельствуют архивные документы, при ней были трапезная, родильный дом и два монастыря. Две апсиды, а также ряд скульптур в алтарной части, дошли до нашего времени.

Апсиды собора Ла Сео, Сарагоса

Романские апсиды собора Ла Сео с позднейшими дополнениями в стиле мудехар

Коронация арагонских королей в Соборе Спасителя

С 1204 года до начала XV века все арагонские короли короновались в Ла Сео, в соответствии со специальной привилегией, дарованной папой Иннокентием III (ок 1161-1216, папа  с 1198 года). Это была торжественная церемония. Ночь перед коронацией властитель проводил в карауле во дворце Альхаферия. Затем процессия шествовала в Собор Спасителя, где начиналась пышная церемония, состоящая из четырех этапов: вручение оружия, помазание елеем, возложение короны и вручение королевских регалий, присяга фуэрос (уставу) и привилегиям королевства Арагон. После XV века короли приносили лишь присягу фуэрос Арагона. Здесь же происходили крещения, венчания, отпевания членов королевской семьи.

Переделка собора в стиле мудехар

В 1318 году в Сарагосе было создано архиепископство, Ла Сео стал главным собором. В 1346 году, для того, чтобы обеспечить светом алтарную часть, начали возводить купол в стиле мудехар. Работы были завершены в 1376 году. В 1360 году в стиле мудехар был перестроен главный фасад, к которому была пристроена Паррокуэта (Parroquieta) — церковь архангела Михаила (Сан-Мигель) — усыпальница Педро Лопеса де Луны (Pedro López de Luna, архиепископ Сарагосы в 1317–1345). В создании этой изящной постройки в стиле мухедар принимали участие арагонские и севильские мастера.

Апсиды и Паррокуэта собора Ла Сео, Сарагоса

Слева — апсиды, сохранившиеся от романского храма с позднейшими дополнениями в готическом стиле и мудехар, справа — Паррокуэта в стиле мудехар

Паррокуэта собора Ла Сео, Сарагоса

Паррокуэта в стиле мудехар собора Ла Сео (фото из Википедии)

В 1403 году старый купол рухнул, и по приказу антипапы Бенедикта XIII (Педро Мартинес де Луна, Pedro Martínez de Luna; 1328-1423, антипапа с 1394 года), арагонца по происхождению, началась реконструкция Собора Спасителя. Новый купол по форме напоминал папскую тиару. В XVI-XVII веках Ла Сео становится одним из центров арагонской школы полифонической музыки.

Спор между соборами Ла Сео и Дель Пилар за звание кафедрального

К XVII веку относится еще одно интересное событие. Дело в том, что между соборами Ла Сео и Дель Пилар существовала давняя конкуренция за звание кафедрального. В XVII веке глава собора Богоматери Пилар даже подал судебный иск, чтобы получить место епископа. Однако иск был отклонен испанским королем Филиппом IV (1605-1665), который отдал это место настоятелю Ла Сео. Споры не прекращались вплоть до 1676 года, когда папа Климент X (1690-1676, папа с 1670)  принял соломоново решение: 6 протоиереев и 12 каноников жили в Ла Сео, столько же и в Дель Пилар, а настоятель жил по полгода в каждом из соборов. С тех пор в Сарагосе два кафедральных (со-кафедральных) собора — Ла Сео и Дель Пилар.

Современный вид собора Ла Сео

В 1686 году на месте рухнувшей башни начали возводить новую, по проекту римского архитектора Жана Батиста Контини которую завершили в 1704 году. Фасад Собора Спасителя был построен в XVIII веке в стиле итальянского барокко с элементами классицизма.

Фасад и башня собора Ла Сео

Фасад и башня собора Ла Сео

Башня Собора Ла Сео, Сарагоса

Башня Собора Ла Сео

С 1975 по 1998 год собор долгих 23 года находился на реконструкции, в результате которой были раскрыты детали его долгой истории.

Внутреннее убранство собора Ла Сео, правый трансепт, Сарагоса

Внутреннее убранство собора Ла Сео, правый трансепт (фото из Википедии)

Алтарь собора Ла Сео, Сарагоса

Алтарь собора Ла Сео (фото из Википедии)

Собор Ла Сео — одна из жемчужин Сарагосы, удивительное сочетание наслоений разных эпох. По нему можно изучать историю испанских архитектурных стилей!

© Мария Анашина, блог о путешествиях, природе и культуре «Дорогами Срединного Пути», anashina.com

© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2016. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

    Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

    Обсуждение: 26 комментариев

    1. А меня мечети отпугивают.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Мечети очень красивые.

        Ответить
    2. Ого, какая стена у собора резная, расписная.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Это и есть стиль мудехар (мадьяр).

        Ответить
    3. Сколько деталей утонченных, как они красивы, эти соборы! Голубое небо, яркое солнце — дополнение к замечательным твоим снимкам. Маш, ты для меня профессионал в фотографии.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Лена, я только учусь! А соборы действительно красивые, их хочется фотографировать и фотографировать.

        Ответить
    4. Стенами он мечетью и остался ))) Очень не обычно для христианского собора.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Это стиль мудехар — мусульман, которые остались в христианской Испании. В Испании, как я поняла, много памятников архитектуры в таком стиле.

        Ответить
    5. Анна:

      Необыкновенное сооружение, красота:)))
      У нас в городе есть мечети, но одна — самая древняя — Хан-Джами, времен Роксоланы и султана Сулеймана, красивое сооружение.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Да, собор необычный — и историей, и архитектурой.
        Ничего себе, какие у вас древности!

        Ответить
    6. Вот уж точно, встреча запада и востока…!!!

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Да, в Испании такое встречается 🙂

        Ответить
    7. Алекса:

      23 года на реконструкции !!! Надеюсь украинские власти не возьмут подобные факты на заметку, а то станут оправдывать непередаваемо плохое состояние наших дорог такими вот западными курьезами. Очень самодостаточный и цельный собор, несмотря на смешение стилей и культур. И как хорошо за ним присматривают — очень аккуратный и ухоженный. И название — легкое и запоминающееся.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Как я поняла, это была не простая реконструкция, но еще и исследование, с открытием старых стен, их консервацией.

        Ответить
        1. Алекса:

          Кстати, в мечетях была часто, но о таком стиле не слышала. После Вашего поста заинтересовалась.

          Ответить
          1. Мария Анашина:

            Мудехар — это стиль мусульманского населения, которое осталось жить на территории Испании после Реконкисты. Получилось вот такое интересное смешение.

            Ответить
    8. Согласна со всеми — мудехар — шикарный стиль. Чудо как красиво. 🙂

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Я просто покорена мудехаром.

        Ответить
    9. Потрясающе красиво! Про стиль мудехар я раньше не слышала. Я вообще только сейчас поняла, что ни разу в жизни не была в мечети. Даже не заглядывала.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Я несколько раз была в мечети, вернее, заглядывала. Очень они красивые.

        Ответить
        1. У нас в городе одна мечеть есть, но современная. А в старинной — да ещё в такой! — я бы побывала с удовольствием.

          Ответить
          1. Мария Анашина:

            В Сарагосе уже давно церковь, не мечеть. Хотя, возможно, мечети тоже есть.

            Ответить
    10. Стены и скульптуры — уникальные по своей красоте. Мне такие постройки очень нравятся, хотя и встречаются на пути очень редко. Спасибо, Маш ))

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Подобные постройки все-таки характерны для европейской архитектуры. Православные храмы очень редко украшали скульптурой.

        Ответить
    11. Ух ты какой собор, интересная кладка, сразу видно ее восточное происхождение, напоминает мечети в северной Африке.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Да, арабское влияние здесь чувствуется очень сильно. Интересный получился синтез культур.

        Ответить

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    © 2016 Путешествия с Марией Анашиной ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru