Гатчинский дворец. Парадная лестницаСейчас с удовольствием занимаюсь по книге психотерапевта Сергея Ковалева «На врача надейся, а сам не плошай! Или программы самоисцеления без врачей и лекарств». Там много техник чисто нлпшных, но одна из них, как мне показалось, выходит за пределы чистого НЛП. Это техника создания новой роли:

Дети обычно обучаются, играя в игры и примеривая на себя то Роль родителей, то любимых кино- или телегероев, то Роль персонажей книг (хе-хе, в детстве я постоянно играла роль Алисы Селезневой из «Девочки из будущего» Кира Булычева — М.А.). Они играют и обучаются одновременно.
Уметь войти в роль — значит соответствовать ситуации. Как к каждому замку требуется определенный ключ, так и к каждой ситуации требуется свое поведение. А когда ключ не соответствует — либо человек не может войти в комнату, либо очень долго возится с замком, открывая его со скрипом.
Роль — это только шаблон. И чем больше у человека этих шаблонов, тем к большему числу замков он может подобрать ключи.
В данном случае идеалом считается способность соответствовать любой ситуации.
Старая роль.
Подумайте о том, какую Роль вы играете по жизни (к сожалению — пока только больного). Придумайте или вспомните метафору к этой Роли.
Это может быть некий образ, фраза, плюс настроение:
«Вообще-то я просто болен»;
«Мне так грустно болеть»;
«Никто меня не любит, такого вот, больного»;

2. Выбор новой Роли.
Подумайте и выберете для себя такую Роль, которая вам интересна и которая вам может дать что-то новое, обучить чему-то интересному (для вас это роль выздоравливающего или здорового).
Может, стоит взять Роль, противоположную той, которую вы обычно играете по жизни. Или ту, которую вообще никогда на себя не примеряли. И придумайте обозначение — фразу, действие, эмоцию — для этой Роли:
«Я просто здоров»;
«Мне так весело выздоравливать»;
«Все будут любить меня, здорового».

3. Создание образа.
Представьте себе образ, который для Вас означает эта Роль. Для этого существует три способа:
1) Вы можете представить себя, играющего эту Роль. Как вы выглядите со стороны?
2) Вспомните человека, который прекрасно играет эту Роль. Это может быть ваш знакомый, киногерой и даже герой книги.
3) Создайте как бы архетип Роли. Здоровяк, Герой, Супермен. Это как бы чистая Роль, без всяких нагрузок.
Естественно, у каждого способа есть свои достоинства и недостатки. Когда вы выбираете образ самого себя, играющего эту Роль, то все зависит от того, хорошо вы ее умеете играть или не очень. А если вы выбираете другого человека, то вместе с Ролью рискуете получить и его болезни и комплексы.
Архетип же не несет в себе никаких нагрузок, но он слишком неестественный, как герой в мексиканском телесериале. Если это негодяй, то ничего человеческого в нем нет. А если она порядочная девушка, то все вокруг гады и делают подлости, а она всегда хорошая и тут ни при чем. От архетипа хорошо обучаться Роли, но брать его за образец я бы не особо рекомендовал. Он лишен человеческого наполнения.

4. Вхождение в образ.
А теперь войдите в этот образ. И предоставьте ему свое тело. Разрешите ему делать то, что оно считает нужным. Если оно захочет как-то изогнуться, сменить позу, расслабиться или напрячься, то разрешите ему это сделать. Будьте просто сторонним наблюдателем. Разрешите Роли играть вас. Но не забывайте, что пульт управления находится у вас. И она вас играет только до тех пор, пока вы ей это разрешаете.

С одной стороны, это чрезвычайно простая техника, а с другой стороны — чрезвычайно сложная. Простота в исполнении. Трудность в отказе от контроля. В том, что нужно «отпустить» себя, в пассивности. Я не говорю о страхе перед чем-то новым. Это само собой.

5. Вживание в Роль.
Для того, чтобы лучше вжиться и лучше осознать все те изменения, которые произошли, немного поговорите, пройдитесь, займитесь делами и подумайте о разных вещах. Вживитесь в этот образ. Вернее, разрешите этому образу на время вжиться в вас.
Попробуйте несколько раз войти и выйти из этой Роли. Прочувствуйте отличия между вашим обычным состоянием и этим новым. Вхождение в Роль напоминает примерку новой одежды. К ней нужно привыкнуть.

6. Взгляд со стороны.
А теперь отойдите в сторону и взгляните на обе ваши Роли — Старую и Новую. Чем они отличаются? Как меняется ваше восприятие и ваше мышление? Найдите и опишите эти различия вслух.
После этого подумайте о том, к каким ситуациям подходит ваша старая Роль, к каким — новая. А где они не подходят обе и нужно что-то другое. Найдите то, что объединяет эти типы ситуаций, и попробуйте это сформировать. (с. 154-156)

Мне кажется, что техника создания новой роли вполне может работать в любой ситуации. Создать себе Роль. И что если для этих целей использовать Старшие Арканы Таро? По мнению Юнга, это архетипы. Думаю, что для целей оздоровления должны подойти арканы Императрица, Солнце, Мир. Если в момент медитации войти в Аркан именно с целью решения конкретных задач и затем по мере необходимости снова и снова вживаться в этот образ. Тем более, что он дает визуальный образ, с которым довольно легко работать в отличие от абстрактного образа, например, гексаграмм китайской Книги перемен.

Еще один вариант есть, как мне кажется, если работать с раскрытием сущности, например, следуя методикам Гурджиева и его последователей. Сущность идеальна, без изъянов. Хотя, будучи облечена в словесные описания, она неизбежно становится уже.

А что вы думаете по этому поводу? Насколько вам подойдет техника создания новой роли?

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.