Успенский собор в Смоленске и достопримечательности Соборной горы

Главная страница » Россия » Смоленская область » Смоленск » Успенский собор в Смоленске и достопримечательности Соборной горы

Успенский собор в Смоленске стоит на высокой Соборной горе. Величественный белый с бирюзовым пятиглавый храм в стиле барокко не оставит никого равнодушным. Его пощадили и французы, и большевики, и немцы. Кажется, что он парит над городом, защищая его. В архитектуре храма и композиции строений Соборной горы уже чувствуется некоторое европейское влияние. Официальное его название — Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский собор Смоленска

Успенский собор

Детинец на Соборной горе

Смоленск — один из древнейших городов Руси. Самые древние археологические слои, обнаруженные на Соборной горе в районе Школьной улицы, относятся к IX веку. В XI-XII веках здесь находился детинец — религиозный и административный центр не только города, но и всего Смоленского княжества. Он был окружен деревянной стеной, валом и рвом. В восточной части Соборной горы археологи обнаружили остатки каменного терема, к юго-западу от Успенского собора — фундаменты каменной церкви.

В XV-XVI веках, когда Смоленск оказался в составе Великого княжества Литовского, детинец превратился в религиозный центр, утратив свои административные функции. Хотя внешне он по-прежнему производил впечатление крепости. Вот почему в Смоленске отсутствует кремль как таковой.

Успенский собор, Смоленск

Успенский собор со стороны Школьной улицы

Первый Успенский собор в Смоленске и его гибель

Первый Успенский собор в Смоленске был заложен в 1101 году князем Владимиром Мономахом, бывшим некоторое время князем Смоленским (1073-1078), а затем — князем черниговским, переяславским и, наконец, Киевским. Возможно, храм возводился по образу Спасского собора в Чернигове. Ипатьевская летопись гласит:

…в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью.

Это был большой городской собор, первый каменный храм в Смоленске. В 1150 году его освятили. В последующие годы он сохранял свои первоначальные черты. Но ему не суждено было пережить Смутное время.

В сентябре 1609 года польское войско под предводительством короля Сигизмунда III осадило Смоленск. Долгих 20 месяцев продолжалась осада. Несмотря на то, что среди защитников города началась цинга и дизентерия, город успешно оборонялся. Но предатель Андрей Дедешин указал полякам слабое место — восточную стену Смоленской крепости, построенную в крайней спешке мокрой осенью 1602 года. Неприятель, сосредоточив все свои силы на том участке, 3 июня 1611 года ворвался в город.

Успенский собор, Смоленск

Успенский собор в Смоленске

Защитники города спрятались в Успенском соборе. О причинах дальнейшей трагедии существуют две версии. Согласно одной из них, смоляне сами взорвали храм, предпочтя смерть позорному плену и пыткам. По другой — взорвались пороховые склады, которые находились поблизости от собора в толще Соборной горы. Как бы то ни было, но страшный взрыв разрушил весь верх собора. Горожане оказались погребены под грудами камня. Уцелевших добивали поляки.

Однако захватчики не стали разрушать собор. Они перекрыли его досками и устроили в нем костел. Рядом был возведен дом епископа. Сохранились гравюры В.Гондиуса, сделанные в 1634-1635 годах, по которым можно примерно предположить, как выглядел Успенский собор в Смоленске в то время. Даже в таком полуразрушенном виде собор производил сильное впечатление: польские источники называют его «огромным» и «красивым»

Успенский собор, гравюра В.Гондиуса

Успенский собор. С гравюры В.Гондиуса

Строительство нового Успенского собора

После того, как Смоленск снова стал русским, были предприняты попытки восстановить древний храм. Однако они не увенчались успехом — ремонт полуразрушенного здания был признан невозможным. В 1674-1675 годах собор разобрали. 30 ноября 1676 года царь Алексей Михайлович прислал Смоленскому архиепископу Симеону план нового собора, который надлежало поставить на месте прежнего. Из Москвы прибыл мастер Алексей Корольков. На строительство из казны было отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.

Торжественная закладка нового Успенского собора Смоленска состоялась 2 августа 1677 года. Строительство шло быстро, и уже через 1,5 года стены поднялись до уровня окон. За усердие царь даже возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Однако в 1677 году работы были приостановлены. Причиной послужило то, что из-за недостатка материалов Корольков не стал возводить стену за иконостасом. Иконостас оказался не соединен с капитальными стенами собора и отошел от них по всей высоте. Был принят указ о прекращении строительных работ.

Строительство возобновилось лишь в 1712 году при Дорофее. Алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, что исказило его пропорции.

Архитектор Шедель: отец или сын?

В 1728 году архиепископ Гедеон принял решение о продолжении строительства собора. Архитектором, как считается, был назначен Антон Иванович Шедель, сын русского архитектора немецкого происхождения Иоганна Готфрида Шеделя (около 1680-1752). Но здесь кроется одна загадка. Версию о том, что новый собор строил Антон Иванович Шедель, выдвинул С.Д.Ширяев*.

*Сергей Дмитриевич Ширяев (1898—1961) — историк и музейный деятель. Один из разработчиков плана Музея старого Смоленска. В 1922 году принимал непосредственное участие в изъятии ценностей из смоленского Успенского собора. С октября 1923 года — директор Музея искусств и древностей. Автор «Этюдов по истории архитектуры Смоленска и белорусской Смоленщины» (Смоленск, 1924).

Успенский собор Смоленска

Окно Успенского собора

Он пишет:

Дух западно-русского барокко, который обнаруживается в архитектуре Успенского собора, создался вероятно под влиянием тех художественных впечатлений, которые Шедель-сын мог получить в том же Смоленске. Характерно отметить ту же склонность к западно-русскому искусствопониманию архитектуры барокко и у Шеделя-отца… Едва ли мы всё же имели бы право связать достроение Успенского собора с именем Шеделя-сына, если бы не могли ссылаться на архитектуру собора, определенно говорящую о большом мастере, а главное, на некоторые приемы её, типичные для построек Шеделя-отца, с которым Шедель-сын вполне естественно мог быть духовно связан… Этот приём двухъярусного карниза, вообще свойственный барокко, типичен для Шеделя-отца… Верхние же окна трактованы в виде круглых «oeil de boeuf», встречающихся также у Шеделя-отца в воротах Ораниенбаумского дворца…

Но здесь есть такой нюанс. Источники не сообщают о том, что у Иоганна Готфрида Шеделя был сын, говорится только о дочери. Возможно, Иоганн Готфрид, сменивший неблагозвучное имя Ивана Ивановича, данного ему в России, на Антона Ивановича, стал творцом величественного храма.

Южные врата Успенского собора, Успенский собор, Смоленск

Южные врата Успенского собора

Гораздо более вероятно, что смоленский епископ Гедеон Вишневский, получивший первоначальное свое образование в Киевской духовной академии и выписывавший впоследствии оттуда учителей для основанной им в Смоленске духовной семинарии, обратился вовсе не к воображаемому сыну, а к самому Готфриду Иоганну Шеделю, работавшему в то время в Киеве. И известный архитектор вполне мог сделать проект достройки громадной каменной коробки, стоявшей на Соборной горе Смоленска с 1679 года.

О том, что такой проект существовал, известно из цитируемого всё тем же Ширяевым текста договора с подрядчиками из Рославльского уезда «достроить церковь соборную каменную по абрису архитектом данному». При этом Ширяев обращает внимание на то, что постройка собора была поручена недостаточно опытным «каменного дела подрядчикам» и, кажется, велась иногда в отсутствие архитектора, который «в деле о достроении Успенского собора упоминается один только раз в 1735 году». Напомним, что в 1735 году Готфрид Шедель закончил перестройку корпуса Духовной академии, а уже в следующем, 1736 году приступил к выполнению крупного и ответственного заказа — строительству лаврской колокольни. — В.М. Аникеев: Святыни и подвижники смоленские. Смоленск, 2009. Стр. 48-51.

Так что, возможно, именно знаменитый Иоганн Готфрид Шедель, строивший дворцы Меншикова в Петербурге и в Ораниенбауме (1713—1727); дом Меншикова в Кронштадте (совместно с И.Ф.Браунштейном), дворец «Фаворит» в Стрельне (1716), домовую церковь Воскресения Христова при василеостровском дворце, создавший ансамбль Киево-Печерской лавры — колокольню, галереи на Ближних и Дальних пещерах, ключни с кельями и другие знаменитые здания, является автором величественного Успенского собора Смоленска.

Смоленск, Успенский собор

Вновь построенный храм был увенчан 7 главами. 13 августа 1740 года Успенский собор в Смоленске был освящен. Но вскоре после этого в сводах и куполах появились опасные трещины. Вследствие этого было принято решение заменить тесовую крышу жестяной. К 1760 году большой каменный купол провалился вовсе.

По ходатайству Преосвященного Парфения, возглавлявшего в то время Смоленскую кафедру, было дано высочайшее разрешение на переделку верхних сводов. На 11900 рублей, пожертвованных императрицей Екатериной II и 45 тысяч рублей пожертвований, собранных стараниями Парфения, удалось капитально отремонтировать собор. По проекту архитектора Петра Ивановича Обухова (около 1735 — после 1768) главы Успенского собора были перестроены. Большой каменный купол переделан на деревянный, а вместо 7 глав сделано традиционное пятиглавие. Для укрепления верхних сводов были протянуты железные связи.

Купола Успенского собора, Смоленск

Купола Успенского собора

В 1772 году строительство Успенского собора было завершено. С тех пор никаких особенных изменений в облик собора не вносилось, лишь в 1890 году к западному фасаду было пристроено застекленное крыльцо.

Западный фасад Успенского собора, Смоленск

Западный фасад Успенского собора

Памятная надпись на стене Успенского собора, Смоленск

Памятная надпись на стене Успенского собора

Невероятно, но Успенский собор в Смоленске уцелел и в Отечественную войну 1812 года, и в бурные послереволюционные годы, и в Великую Отечественную. По личному распоряжению Наполеона, очарованного красотой собора, к нему даже была приставлена охрана. В послереволюционные годы в соборе некоторое время располагался музей атеизма, позволивший сохранить все ценности. В 1941 году, когда фашисты захватили Смоленск, командующий немецкой танковой группы генерал Гудериан отдал распоряжение об охране собора. Советским артиллеристам было запрещено использовать собор как ориентир для наведения орудий.

Успенский собор, Соборная гора, Смоленск

Разрушенные здания и уцелевший Успенский собор

Успенский собор, Смоленск

Успенский собор

Панорама церковных строений Успенского собора, Смоленск

Панорама церковных строений Успенского собора

Внутреннее убранство и святыни Успенского собора

Главный престол Успенского собора освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел — во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Площадь внутри собора огромна — более 2000 кв. метров, что почти в два раза больше Успенского собора в Московском Кремле. Четыре колонны делят собор на 3 нефа и несут на себе своды. Высота стен четверика достигает 29,7 метров. На высоте 18,65 метров расположены хоры.

Пятиярусный барочный иконостас собора был выполнен в 1730-1740 годах украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Ими же были написаны, вероятно, и иконы.

Успенский собор, Смоленск

Внутреннее убранство Успенского собора в Смоленске. Источник: Смоленская народная газета, http://smolnarod.ru

В Успенском соборе хранилась главная святыня — первообраз Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Однако после оккупации Смоленска в Великую Отечественную войну она безвозвратно исчезла. Сейчас в соборе хранится икона начала XVII века, перевезенная из церкви Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, расположенной над Днепровскими воротами Смоленской крепости.

Главная достопримечательность Смоленского собора — св. чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, благоговейно чтимая не только Смоленскою губернию, но и всею православною Россией. Она написана была, по словам Никифора Каллиста, евангелистом Лукою по просьбе правителя Сирии Феофила; поэтому она называется также первописанною.

По словам Димитрия Ростовского, эта икона впоследствии перенесена была в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, во Влахернский храм; это было в V в. Здесь икона подавала многим верующим помощь и исцеления. После исцеления пред иконою двух слепцов, приведенных Божией Матерью во Влахернский храм, к Ее образу, верующие присвоили ей название Одигитрии, т. е. Путеводительницы. В 1046 г. греческий император Константин Мономах, выдавая дочь свою Анну за одного из сыновей Ярослава — Всеволода, благословил ее этой иконой. Княгиня Анна до своей кончины хранила икону в Чернигове, перед смертью же благословила ею своего сына Владимира, Смоленского удельного князя, вследствие чего икона была перенесена в Смоленск и поставлена в новоустроенном соборе в 1103 г.

Доска, на которой написана икона, очень тяжела и от времени так почернела, что трудно определить из какого она дерева; длиною она 1 арш. 2 верш., шириною 14 верш. Во время нашествия татар на Смоленскую область, Богоматерь призвала св. воина Меркурия спасти город, и в память своего избавления смоляне установили празднование 24 ноября.

В начале ХV в. Смоленский князь Юрий Святославич (Юрга) отправился в Москву с иконою Одигитрии просить помощи великого князя и, когда узнал о завоевании Смоленска, оставил ее в Москве. Только через 50 слишком лет, в 1455 г., вел. князь Василий Васильевич по просьбе смолян, возвратил им св. икону. Во время осады Смоленска Сигизмундом св. икона заблаговременно отправлена была в Москву, а по занятии Москвы поляками, — в Ярославль. Здесь она находилась до окончательного присоединения Смоленска к Московскому государству царем Алексеем Михайловичем. 1812 г. 6 августа, в день штурма, икона вынесена была из собора и отправлена в Москву, а затем в Ярославль, откуда возвращена была 25 декабря. — «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я. Н. Подземского, 1897 г.; цит. с сайта sobory.ru

Другая святыня Успенского собора — сандалии святого Меркурия Смоленского. Меркурий, иностранец по происхождению, молился перед иконой Богородицы, когда услышал повеление напасть ночью в стан Батыя, войска которого подошли к Смоленску. Ему удалось почти исполнить задуманное и перебить множество монголов и их главаря-батыра. Наутро перепуганные монголы отошли от стен Смоленска. Погибший в схватке с ними Меркурий был причислен к лику святых.

Еще одна святыня Успенского собора — плащаница «Положение во гроб», которая находится в левом опорном столбе. Согласно вышитой на ней надписи, она была создана в 1561 году в мастерской княгини Ефросиньи Старицкой, тетки Ивана Грозного. Первоначально плащаница хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, откуда была похищена французами в 1812 году. Смоленские партизаны сумели отбить её, за что она была пожалована Успенскому собору в Смоленске. Еще две плащаницы из мастерской Старицкой хранятся в Троице-Сергиевой лавре (1561) и в Русском музее (1560).

Успенский собор, Смоленск

Окно в алтарной части Успенского собора

Западный фасад Успенского собора, Успенский собор, Смоленск

Западный фасад Успенского собора

Соборная колокольня

В 1766-1772 годах у северо-западного угла Успенского собора была построена колокольня. В её нижний ярус были включены части более ранней колокольни XVII века. Нижний ярус украшен 24 колоннами тосканского ордера. Главка на небольшом барабане венчает шлемообразную кровлю. В восточной части находится пристройка с часами, изготовленными в 1795 году смоленским мастером В. Соколовым. Рядом с колокольней стоит колокол 1636 года, как явствует из надписи на нем.

Соборная колокольня, Успенский собор, Смоленск

Соборная колокольня

Соборная колокольня, Успенский собор, Смоленск

Соборная колокольня

Колокол 1636 года, Успенский собор, Смоленск

Колокол 1636 года

Ансамбль Соборной горы

Во второй половине XVII века на Соборной горе началось строительство других церковных зданий, которые ныне составляют целостный ансамбль. Были сооружены колокольня, церковь Иоанна Предтечи (1703), Богоявленский собор, Архиерейский дом (ныне Смоленское межъепархиальное православное духовное училище), консистория, хлебный корпус. Вокруг них была возведена каменная стена с тремя воротами. Кроме того, стена была построена между Архиерейским домом и Успенским собором.

Ансамбль Соборной горы, Смоленск

Ансамбль Соборной горы

На территории около Успенского собора, Смоленск

На территории около Успенского собора

Богоявленский собор

Теплый Богоявленский надвратный собор (собор Богоявления Господня) был возведён по проекту смоленского губернского архитектора М.Н.Слепнёва в 1785-1787 годах в формах раннего классицизма. Прежде на этом месте стоял одноименный деревянный храм на высоком основании 1708-1713 годов постройки.

Богоявленский надвратный собор, Смоленск

Богоявленский надвратный собор

Надвратная часовня и здания Смоленского межъепархиального православного духовного училища, Смоленск

Надвратная часовня и здания Смоленского межъепархиального православного духовного училища

С западной стороны для входа с Большой Благовещенской улицы (ныне Большая Советская) была построена парадная лестница с гульбищем. К северу от неё возвели здание служб архиерейского дома. В XIX веке с юго-востока построили новое здание консистории, на гульбище Богоявленского собора появилась новая ограда. Позднее ниже по оси парадной лестницы была построена новая деревянная лестница, перестроенная в камне в начале XX века.

Лестница к Успенскому собору, Смоленск

Лестница к Успенскому собору

Богоявленский надвратный собор, Смоленск

Богоявленский надвратный собор

Успенский собор и Соборная колокольня, Смоленск

Успенский собор и Соборная колокольня

Смотровая площадка на Соборной горе

К северо-востоку от Успенского собора расположена смотровая площадка, откуда открываются великолепные виды на Смоленскую крепость, Днепр, храмы и новые городские кварталы. Здесь стоит побывать обязательно.

Восточный участок крепостной стены, Смоленск

Восточный участок крепостной стены

Смоленск, Смоленская крепость, Соборная гора

Панорама восточного участка крепостной стены Смоленска

Смоленск

Вид на север: крепостные стены и заднепровская часть Смоленска

Смоленск, Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Днепровские ворота)

Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Днепровские ворота)

Нижне-Никольская церковь, Смоленск

Нижне-Никольская церковь

Церковь Георгия Победоносца, крепостная стена, Смоленск

Церковь Георгия Победоносца и крепостная стена

Информация для путешественников

  • Припарковать машину лучше всего на автостоянке около памятника М.Кутузову, расположенной между улицами Соборная гора и Большая Советская.
  • К Успенскому собору можно также подъехать со стороны Школьной улицы, но парковки там нет, придется разворачиваться и ставить машину на другую стоянку.
  • Около Успенского собора много нищих и попрошаек.
  • В киоске рядом с Успенским собором продается очень вкусный хлеб местной выпечки, обязательно купите его.
  • В Успенском соборе фотографировать запрещено.
  • Для женщин лежат юбки и платки, однако во время службы их может на всех не хватить.
Успенский собор Смоленска, Большая Советская улица, Смоленск

Успенский собор в конце Большой Советской улицы

Успенский собор и Соборная гора на карте

Адрес: 214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5

Рассчитать маршрутЭкспортировать KML для Google Earth/Google MapsОткрыть автономную карту в полноэкранном режимеСоздать изображение с QR кодом для автономной карты в полноэкранном режимеЭкспортировать GeoJSONЭкспортировать GeoRSS
Успенский собор в Смоленске

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Успенский собор в Смоленске 54.788376, 32.054136 Успенский собор, улица Соборная Гора, Смоленск, Смоленская область, Россия (Рассчитать маршрут)
© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2016. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

    Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

    Обсуждение: 12 комментариев

    1. Невероятно красивый собор! Как настоящий дворец!

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Да! Абсолютно дворцовый облик. И от него веет какой-то особой силой. Удивительное место!

        Ответить
    2. Не пройдёт и полгода, как я увижу своими глазами это чудо! (Буквально 🙂 ) Конечно, зимой он будет выглядеть несколько иным, но тем не менее…. Барочные храмы люблю гораздо больше помпезных византийских конца XIX века. Мария, блестящий анализ храма, с большим удовольствием прочитала статью!

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Татьяна, на Новый год поедете? Смоленск — очень красив. Мне кажется, зимой тоже можно будет много чего увидеть, походить вволю по музеям.
        Я тоже больше люблю барочные соборы, нежели в псевдо-византийском стиле. А уж Смоленский собор — один из самых красивых. Если получится, чуть спуститесь потом по Школьной улице, чтобы полюбоваться им с той стороны.

        Ответить
        1. Да, Маша, забронировали гостиничку на три новогодние ночи. Спасибо тебе за советы. Теперь осталось только молиться, чтобы поездка состоялась. Знаешь поговорку — «Хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах»

          Ответить
          1. Мария Анашина:

            Буду держать за вас кулачки, чтобы поездка состоялась. Я вот тоже подумываю, чтобы еще раз в Смоленск съездить — и в самом городе очень много чего не посмотрела, и в окрестностях много чего интересного.

            Ответить
    3. Успенский собор великолепен. Потрясает душу его красота и стройность, а также его трудная судьба. Главное, что он выстоял и радует нас сейчас своей величавой легкостью! Непременно надо побывать в Смоленске. Спасибо, Мария, за прекрасный рассказ.

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Я тоже давно еще, когда только впервые увидела фотографии Успенского собора в Смоленске, загорелась увидеть его воочию. Он действительно потрясает!

        Ответить
    4. В первом абзаце про первый Успенский собор не совсем понятно про князя. Предполагаю, что Владимир Мономах был отцом тогдашнего Смоленского князя?

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Борис, спасибо за замечание. Внесла небольшое изменение в текст статьи, чтобы было понятнее. Владимир Мономах был князем Смоленским в 1073-1078 годах, затем княжил в Чернигове (1078-1094), Переяславле (1094-1113) и, наконец, в Киеве (1113-1125). Получается, что Успенский собор в Смоленске был заложен в бытность его князем Черниговским. Но связь со Смоленском княжеством не терял. В это время в Смоленске княжили его сыновья — Святослав Владимирович и Ярополк Владимирович. Но Ипатьевская летопись указывает именно на Владимира Мономаха как заказчика храма. Кстати, тогда понятно предположение, что древний Успенский собор возводился по образу Спасского собора в Чернигове — ведь Владимир потом княжил там.

        Ответить
    5. Меня всегда удивляют истории про то что храм строили так долго. Как он за такой длительный период времени в недостроенном состоянии находился, без крыши, под дождем? У меня отец профессиональный строитель, он всегда говорил, что если здание не подведено под крышу за определенный период времени, не припомню сколько именно, то его следует разобрать и строить заново, во избежании последующего обрушения строения. А сандалии Меркурия выставлены на обозрение или спрятаны? Очень любопытно, есть ли у них крылышки?

      Ответить
      1. Мария Анашина:

        Меня тоже этот вопрос всегда занимал — была ли какая-то временная крыша у подобных долгостроев. К сожалению, нигде в книгах — ни про этот храм, ни про других, об этом ничего не говорится 🙁 Остается только предполагать. С другой стороны, приходилось видеть реставрацию храмов, дворцов, домов, которые долгое время стояли без крыш. Тот же Царицынский дворец в Москве восстановили же. Но сейчас по-любому другие технологии.
        А сандалии Меркурия Смоленского стоят. Не уверена, что всегда, но вот фотографию их в интернете нашла (источник: pobeda.ru). Крылышек на них нет 🙂
        Сандалии Меркурия Смоленского

        Ответить

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    © 2016 Путешествия с Марией Анашиной ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru