Сегодня мы продолжим прогулку по пейзажной части Екатерининского парка. Если вы не читали предыдущие статьи о Екатерининском парке, то сначала посмотрите их:

Екатерининский парк, канал
Канал

А теперь познакомимся с другими достопримечательностями пейзажной части Екатерининского парка.

Екатерининский парк, аллея в пейзажной части парка
Аллея в пейзажной части парка
Екатерининский парк, Английский парк
Английский парк
Екатерининский парк, аллея в парке
Аллея в парке
Английский парк в Екатерининском парке
Английский парк в Екатерининском парке

Гранитная терраса – бывшая Катальная горка

На том самом месте, где сейчас находится Гранитная терраса, в середине XVIII века находилась Катальная горка. Катальные горки в то время были излюбленным развлечением как знати, так и людей других сословий. По пандусам, на которых были установлены рельсы, на большой скорости с высоты скатывались специальные коляски, в которых помещалось два человека: один садился внутрь, второй вставал сзади. Чем тяжелее были люди, тем быстрее мчался экипаж.

♦ По теме: Русские горки: от ледяных и катальных горок к знаменитому аттракциону

На катальных горках нередки были и несчастные случаи. Пыляев описывает такой эпизод:

Он (граф Орлов) спас Екатерину от неизбежной смерти, когда на устроенных в Царском Селе высоких деревянных горах она катилась в колеснице и медное колесо выскочило из колеи. Граф Орлов, стоя на запятках, на всем раскате спустил ногу на ту сторону, где была опасность, а рукой схватился за перила и таким образом удержал колесницу.

До нашего времени сохранился только Павильон Катальной горки в Ораниенбауме (1762-1774).

Строительство Катальной горки в Царском Селе продолжалось с 1754 по 1757 годы. Архитектурный проект выполнил Ф.-Б.Растрелли, а технический проект и расчеты – А.К.Нартов. Она представляла собой двухэтажный павильон со скатами для катания. Павильон, в котором находился восьмиугольный зал, был перекрыт высоким куполом, наверху которого стояла статуя. К нему примыкало два малых круглых зала: обеденный зал и зал для игры. Фасады были украшены колоннами, пилястрами, вазами и статуями.

К павильону на уровне второго этажа было пристроено два форса – площадки, от которых отходили катальные горки. В 1765 году по проекту архитектора В.И.Неелова был построен третий форс. Длина самого большого спуска составляла 302 м., он был проложен до «Зала на острову» и использовался круглый год. После несчастного случая с Екатериной и графом Орловым катальные горки постепенно пришли в забвение.

Павильон "Катальная горка" в Царском Селе
Павильон «Катальная горка» в Царском Селе
Павильон "Катальная горка" в Царском Селе
Павильон «Катальная горка» в Царском Селе

Катальную горку в Царском Селе разобрали в 1792-1795 годах. На этом месте по проекту Ч.Камерона предполагалось возвести 32-колонную галерею. Однако в конце 1790-х годов и она была сломана, а пудостский камень пошел на строительство Михайловского замка.

Наконец, в 1809-1810 годах по проекту архитектора Л.Руски была возведена Гранитная терраса. К сожалению, фотографии гранитной террасы я показать не смогу — во время моего посещения Екатерининского парка она находилась на реставрации. Выкладываю фотографию, сделанную другим автором.

Гранитная терраса
Гранитная терраса, фото с сайта spbfoto.spb.ru

В продолжении Гранитной террасы на берегу Большого пруда была построена Большая гранитная пристань, украшенная статуями «Боргезский боец» и «Дискобол». В конце XIX — начале XX века на склоне холма был разбит цветник. В 50-е годы ХХ столетия здесь появился декоративный партер, по проекту Т.Б.Дубяго.

Екатерининский парк, Боргезский боец
Боргезский боец

В центре партера находится статуя Нервы, цезаря римского, являющейся гальванокопией с античного оригинала I в. н.э., отлитая в 1852 году в мастерской И.-А.Гамбургера. Нерва является символическим основателем просвещенного периода правления Рима, предшественником Траяна.

Екатерининский парк, статуя Нервы, цезаря римского
Статуя Нервы, цезаря римского

Неподалеку расположена статуя «Венера с Амуром»:

Екатерининский парк, Венера с Амуром
Венера с Амуром

Фонтан «Девушка с кувшином»

Пожалуй, этот фонтан является своеобразным символом Царского Села. Действительно, он был создан специально для Екатерининского парка. Другие его названия – «Молочница», «Царскосельская статуя». Он был создан в 1816 году скульптором П.П.Соколовым на сюжет басни Ж.Лафонтена «Молочница, или кувшин с молоком».

Молодая девушка по дороге на базар стала мечтать о своем будущем богатстве. Представив свои мечты осуществленными, она подпрыгнула от радости, выронив при этом из рук кувшин. Он разбился, молоко разлилось. Так воздушные замки мечтателей разбиваются при столкновении с реальной действительностью.

А.С.Пушкин в 1830 году написал стихотворение «Царскосельская статуя»:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Фигура девушки и разбитый кувшин отлиты из бронзы в мастерских Императорской Академии Художеств. Пьедестал – гранитная скала. До середины XIX века бассейн, куда поступала вода, был оформлен в виде грота, куда вела лестница из пудостского камня. В первые дни Великой отечественной войны статую спрятали в земле, и она не пострадала. В настоящее время оригинал хранится в фондах Царскосельского музея-заповедника, а в парке находится копия, отлитая в 1990 году.

Екатерининский парк, фонтан "Девушка с кувшином"
Фонтан «Девушка с кувшином»
Екатерининский парк, фонтан "Девушка с кувшином"
Фонтан «Девушка с кувшином»

Концертный зал

Концертный зал – один из шедевров русской садово-парковой архитектуры. Он был построен в 1780-е годы по проекту Дж.Кваренги и первоначально назывался Храмом дружбы. В 1788 году по решению Екатерины II его переименовали в Музыкальный или Концертный зал. Также иногда его называли Храмом Цереры, о чем свидетельствует панно «Жертвоприношение Церере» в большом зале.

Внешне здание выглядит изысканно простым, а внутри роскошно украшен. В большом зале находились 28 мраморных бюстов – копии с античных оргиналов, к сожалению, они были утрачены в годы войны. К залу примыкают восточный и западный кабинеты, оформленные в античном стиле. Здесь находятся вставки римской мозаики рубежа I-II вв. н.э. Помещения оформлены художниками Д.Валисини, Ф.Даниловым, И.Кристом, И.Богдановым, Д.Скотти и др.

Екатерининский парк, памятник А.Д.Ланскому и Концертный зал
Памятник А.Д.Ланскому и Концертный зал
Екатерининский парк, Концертный зал
Концертный зал
Екатерининский парк, Концертный зал
Концертный зал

На этом месте прервем нашу прогулку. Окончание: «Пейзажный (Английский) парк Екатерининского парка Царского Села, часть 3».

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.