Даосский монастырь (храм) Белых облаков (白云观 Байюньгуань) — одна из достопримечательностей Пекина и всего Китая. Он носит титул «Первого храма под Небесами» и входит в число Трех патриарших дворов (三大祖庭) Школы совершенной истины (全真道 Цюаньчжэндао). У него долгая история, интересная архитектура. В монастыре размещается клиника, где лечат методами традиционной китайской медицины.

Знакомимся с Пекином:

Монета в пролете моста Вофэнцяо, храм Белого облака, Пекин
Монета в пролете моста Вофэнцяо

История монастыря Байюньгуань

Монастырь был основан в 741 году по приказу Танского императора Сюаньцзуна (685-762, на престоле 712-756), который ради «очищения души, почитания Дао и совершения молений Лао-цзы, учредил даосскую обитель». Она получила название Тяньчангуань 天长观, что значит «Обитель Вечных небес»*. Монастырь был привилегированным и спонсировался из государственной казны.

* Даосские монастыри называются 观 гуань, что значит «обитель», «скит». Основное значение иероглифа гуань — «созерцать», «смотреть», «воззрение».

С 1125 по 1215 год, когда территория, где ныне находится Пекин, находилась под властью династии Цзинь (1115-1234), в монастыре проводились важнейшие государственные церемонии. В эпоху Юань (1271-1368) монастырь стал резиденцией путешественника-даоса Цю Чанчуня* 邱长春 (1148-1227), основателя ордена Лунмэнь 龙门 («Врата дракона»). Здесь же он и похоронен.

* Цю Чанчунь прославился своим путешествием ко двору Чингисхана, с которым в результате встретился на берегах реки Амударьи. Чингисхана, в первую очередь, интересовали эликсиры для продления жизни, которые изготавливали даосы. По преданию, Чанчунь предсказал смерть Чингисхану, которая произойдет в тот же год, когда умрет он сам. Так оно и получилось. Свои путешествия Чанчунь описал в книге «Записи о путешествии монаха Чанчуня на Запад» 長春真人西遊記 Чанчунь чжэньжэнь си ю цзи. Она переведена на русский язык отцом Палладием (Кафаровым) и опубликована в IV томе «Трудов членов Пекинской духовной миссии». Впрочем, члены секты «Врата дракона» считали это сочинение подделкой, призванной обелить династию Юань.

В честь Чанчуня монастырь был переименован во Дворец Вечной весны 長春宮 Чан чунь гун. Преемник Чанчуня, Инь Чжипин 尹志平 (1169-1251) построил над его могилой мемориальный павильон, получивший название «Храма Белых облаков». Он сохранился до наших дней. В конце XIII века монголы сожгли монастырь, однако храм Белого облака остался нетронутым и взял на себя функции монастыря.

В эпоху Мин (1368-1644) монастырь находился под управлением даосской школы Подлинного Единства 正一道 Чжэн и дао. Однако последователи школы Совершенной истины по-прежнему имели возможность совершать здесь свои обряды и рукоположения. При наставнике Ван Чанюэ (王常月 ?-1680) монастырь снова перешел к школе Цюаньчжэньдао и находится в ее ведении по настоящее время. После 1949 года религиозная деятельность здесь была прекращена, однако постройки счастливо избежали уничтожения в годы Культурной революции. Сейчас в стенах монастыря размещается резиденция китайской даосской ассоциации.

Фотографии и основные достопримечательности монастыря Байюньгуань

А сейчас пройдем по монастырю. Перед входом в монастырь расположились гадатели, продавцы ароматических палочек, даосской атрибутики. Среди них попадаются очень колоритные личности.

Гадатель, монастырь Байюньгуань, Пекин
Гадатель перед входом в монастырь

Постройки монастыря, как и в других храмах Поднебесной, сосредоточены по центральной оси юг-север, с двух сторон от которой находятся другие храмы и жилые помещения.

План храма Белого облака, Пекин
План и описание храма Белых облаков

Напротив стены-экрана Чжаоби 照壁 стоит арка Пайлоу 牌楼, построенная в 1443 году. В то время она назывались Врата Духов.

Арка Пайлоу, монастырь Белого облака, Пекин
Арка Пайлоу у входа в монастырь

За аркой находятся трехпролетные ворота Шаньмэнь 山门 — «Горные врата». Три арки символизирую три мира: Небо, Землю и Человека. Считалось, что пройдя через них, человек отрешается от всего земного и попадает в горний мир святых и небожителей.

Ворота Шаньмэнь, храм Белого облака, Пекин
Ворота Шаньмэнь

Врата охраняют лев и львица.

Каменная львица, храм Белого облака
Каменная львица у ворот Шаньмэнь

Первое, что мы увидим, войдя во двор храма, это мост Вофэнцяо 窝风桥 «Обитель ветра». Вокруг него всегда много людей, которые кидают монетки в огромную монету с колокольчиком в центре, висящую в пролете.

Мост Вофэнцяо, храм Белого облака, Пекин
Мост Вофэнцяо

Когда-то в Пекине существовал обычай загадывать здесь желание на китайский Новый год (праздник Весны). А чтобы оно сбылось, монетой нужно было попасть в колокольчик. Сейчас рядом находится киоск, где можно приобрести специальные монетки, чтобы попытать счастья.

Мост Вофэнцяо, храм Белого облака, Пекин
Огромная монета с колокольчиком в пролете моста Вофэнцяо

В жаркий день на территории монастыря стоит особенно плотная дымка: дым от благовоний смешивается с традиционным пекинским смогом.

Монах около жертвенника, храм Белого облака, Пекин
Монах около жертвенника

Следующая постройка — Зал Лин Гуань 靈官殿, построенный в 1443 году. Ван Лин Гуань почитается в даосизме как «Законный бог справедливости», в задачи которого входит поддержание порядка и уменьшение зла на Небе и Земле, изгнание дьявола и излечение от хворей.

Зал Лин Гуань, храм Белого облака, Пекин
Зал Лин Гуань

Статуя Лин Гуаня в высоту 1,2 метра, она была изготовлена из дерева в эпоху Мин. У бога красное лицо и три глаза, он одет в золотые одежды, в правой руке держит кнут, а в левой — манускрипт.

Статуя Лин Гуаня, монастырь Белого облака, Пекин
Статуя Лин Гуаня

Зал Нефритового императора 玉皇殿 Юйхуандянь был построен в 1438 году. Нефритовый император — верховное божество даосского пантеона, который правит Небом и миром людей. Небесный мир, где живет Юйхуан, организован так же, как и мир людей: есть свои канцелярии, ведомства, чиновники.

Зал Юйхуандянь, храм Белого облака, Пекин
Жертвенник перед залом Юйхуандянь

Ароматические палочки, которые курятся в жертвенниках, поджигают от огня, который горит в специальных шкафчиках.

Верующие зажигают палочки, храм Белого облака, Пекин
Верующие зажигают палочки

По территории монастыря ходят и монахи. Кажется, словно они сошли со старинных картин — они носят традиционную одежду и прическу.

Монах, храм Белого облака, Пекин
Монах

Перед храмами установлены каменные стелы с изречениями. Стелы покоятся на спине у черепахи, а завершаются барельефами драконов.

Каменная стела, храм Белого облака, Пекин
Каменная стела

Перед залом Нефритового императора, справа, расположен зал Трех небесных правителей 三官殿 Сань гуань дянь: правителя Неба, правителя Земли и правителя Воды.

Зал Сань гуань дянь, храм Белого облака, Пекин
Зал Сань гуань дянь

Напротив него, т.е. слева — Зал Богов богатств 财神殿 Цай шэнь дянь. Внутри установлены статуи божеств: Би Цань, Чжао Гунмин и Гуань Юй. Считается, что они отзываются на молитвы верующих, помогают быстро заработать деньги, способствуют процветанию бизнеса. Южнее зала находится Колокольная башня 钟楼 Чжун лоу. В храме Белых облаков, вопреки традиции, Барабанная башня находится с восточной стороны, а Колокольная — с западной; это связано с тем, что после перестройки в эпоху Мин храм был смещен в сторону.

Жертвенник и Зал Цайшэньдянь, храм Белого облака, Пекин
Жертвенник и Зал Цай шэнь дянь
Зал Нефритового императора, храм Белого облака, Пекин
Зал Нефритового императора
Алтарь в Зале Нефритового императора, храм Белого облака, Пекин
Алтарь в Зале Нефритового императора
Зал Трех Правителей и Барабанная башня, храм Белого облака, Пекин
Зал Трех Правителей и Барабанная башня
Верующие во дворе монастыря, храм Белого облака, Пекин
Верующие во дворе монастыря
Колокол, храм Белого облака
Колокол

За залом Нефритового императора находится Зал Древнего закона 老律堂 Лао люй тан. Первый зал на этом месте был построен в 1228 году и назывался Зал Семи истинных святых — бессмертных школы Цюаньчжэньдао: Цю Чуцзи (его статуя установлена в центре зала), Лю Чусюань, Тань Чудуань, Ма Даньян (справа), Ван Чуи, Хао Датун, Сунь Буэр (слева). Здесь проводились церемонии посвящения, а также обучение молодых монахов. Поэтому впоследствии павильон переименовали в Зал Древнего закона. Это самый большой зал в монастыре, в настоящее время здесь совершают службы и читают каноны.

Зал Древнего закона, храм Белого облака
Зал Древнего закона
Жертвенник
Жертвенник

Слева находятся корпуса, где располагается больница, в которой диагностируют и лечат методами традиционной китайской медицины. Перед ней находится стена с цитатами из даосских канонов, посвященные сути китайской медицины.

Даосская больница в монастыре, храм Белого облака, Пекин
Даосская больница в монастыре

Дальше на север находится Зал святого Цю 邱祖殿 Цю цзу дянь, посвященный истинному святому Цю Чанчуню (речь о нем шла в начале статьи). На этом месте он умер в 1227 году. В зале установлена его статуя, а на стенах — красочные барельефы, рассказывающие о путешествии святого к Чингисхану.

Зал святого Цю , храм Белого облака, Пекин
Зал святого Цю
Жертвенник, храм Белого облака, Пекин
Жертвенник перед Залом Цю Чанчуня
Путешествие Цю Чанчуня, храм Белого облака, Пекин
Путешествие Цю Чанчуня ко двору Чингисхана, фрагмент

К востоку от Зала Цю Чанчуня находится довольно большой аппендикс, где находится несколько интересных залов.В частности — Зал Трех звездных божеств 三星殿 Сань син дянь и Зал Корабля милосердия 慈航殿 Цы хан дянь.

Зал Трех звездных божеств, храм Белого облака, Пекин
Зал Трех звездных божеств
Дракон с колокольчиком, деталь жертвенника, храм Белого облака, Пекин
Дракон с колокольчиком, деталь жертвенника
Жертвенник, храм Белого облака, Пекин
Жертвенник
Монах, храм Белого облака, Пекин
Монах
Арка, храм Белого облака, Пекин
Арка
В монастыре, храм Белого облака, Пекин
В монастыре
Вход в монастырскую больницу, храм Белого облака, Пекин
Вход в монастырскую больницу

В западной части монастыря, где находится монастырская больница,можно увидеть бронзовую статую Мула. Считается, что он исцеляет от всех болезней — для этого нужно на его теле потереть ту часть, которая болит у вас.

Бронзовый мул, храм Белого облака, Пекин
Бронзовый мул
Деталь жертвенника, храм Белого облака, Пекин
Деталь жертвенника
Проходы между монастырскими зданиями, храм Белого облака, Пекин
Проходы между монастырскими зданиями

Севернее Мула находятся два павильона, стоящие один напротив друга: Зал бессмертных фей 元君殿 Юань цзюнь дянь и Зал небесного правителя Вэнь Чана 文昌殿 Вэнь чан дянь. Перед входом в зал Вэнь Чана стоит статуя бога Куйсина. Сюда приходят школьники и студенты просить об успешном прохождении экзаменов, а также о даровании им ума и сообразительности. В зале Небесных фей установлены статуи богинь, которым молятся о любви, браке, потомстве и удачных родах, а также излечении от некоторых болезней.

Монах перед статуей бога Куйсина, храм Белого облака, Пекин
Монах перед статуей бога Куйсина
Старинная надпись на яшме, храм Белого облака, Пекин
Старинная надпись на яшме
Стена с изображением божеств и святых, храм Белого облака, Пекин
Стена с изображением божеств и святых
Верующие перед жертвенником и храмом Цю Чанчуня, храм Белого облака, Пекин
Верующие перед жертвенником и храмом Цю Чанчуня

Еще одна достопримечательность монастыря — стена из белой яшмы, на которой вырезаны животные 12-летнего китайского зодиакального цикла.

Стена с изображением животных 12-летнего цикла, храм Белого облака, Пекин
Стена с изображением животных 12-летнего цикла

Рядом вырезаны сцены жизненных стадий человека.

Стена с изображением сцен из жизни, храм Белого облака, Пекин
Стена с изображением сцен из жизни
Стена с изображениями животных 12-летнего цикла, храм Белого облака, Пекин
Стена с изображениями животных 12-летнего цикла

В северной части монастыря находится большой сад. Здесь есть и галереи, и скалы, символизирующие горы, где обитают даосские святые, и беседки, и камни причудливой формы.

Гора и беседка в монастырском саду, храм Белого облака, Пекин
Гора и беседка в монастырском саду
Галерея, храм Белого облака, Пекин
Галерея

Здесь же, в саду находится платформа, где происходит церемония посвящения. Когда-то она была довольно трудной. Для этого соискатель должен был прожить три года в монастыре. Затем следовал этап 100-дневных тренировок, настолько трудных, что некоторые не выдерживали их и умирали. Сейчас этот этап уменьшен до 53 дней и испытания уже не такие экстремальные. Далее следовали экзамены по даосской классике, поэзии и канонам. И только после этого следовала церемония посвящения. В XX веке последняя такая церемония состоялась в 1927 году, в 1989 году они были возобновлены.

Помост, храм Белого облака, Пекин
Помост, где проходит церемония посвящения
Камень и телефонная будка в монастырском саду, храм Белого облака, Пекин
Камень и телефонная будка в монастырском саду

И, напоследок, еще немного фотографий из монастыря.

Велосипед, храм Белого облака, Пекин
Велосипед
Цветок, деталь стены, храм Белого облака, Пекин
Цветок, деталь стены
Залы Сы Юй и Сань Цин, храм Белого облака, Пекин
Залы Сы Юй и Сань Цин
Стены и переходы, храм Белого облака, Пекин
Стены и переходы
Монастырский двор, храм Белого облака, Пекин
Монастырский двор
Каменный лев, храм Белого облака, Пекин
Каменный лев
Цилинь, храм Белого облака, Пекин
Цилинь (существо, похожее на пегаса)
Барельеф с драконами, храм Белого облака, Пекин
Барельеф с драконами
Каменная львица, храм Белого облака, Пекин
Каменная львица
Каменная стела, храм Белого облака, Пекин
Каменная стела
Химеры на крышах монастыря, храм Белого облака, Пекин
Химеры на крышах монастыря
Колокольная башня, храм Белого облака, Пекин
Колокольная башня
Монах около жертвенника, храм Белого облака, Пекин
Монах около жертвенника
Деталь крыши, храм Белого облака, Пекин
Деталь крыши

Информация для посетителей

Стоимость билета: 10 юаней.

Время работы: 8:30-16:30 (1 мая — 7 октября); 8:30-16:00 (8 октября — 30 апреля).

Адрес: Район Сычэн, ул. Байюньгуань цзе, 9; 西城区白云观街9号.

Проезд: автобусы 26, 特19, 80, 695, 717, 特5, 特6 до остановки Байюньгуань 白云观; 3, 19, 42, 46, 662, 691 до остановки Тяньнинсыцяо бэй 天宁寺桥; 78 до остановки Чжэньумяо саньли 真武庙三里. Также можно проехать до станции метро Мусиди 木樨地 (1-я линия), а потом пройти до монастыря вдоль красивого канала.

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.