Белокаменный Георгиевский собор XIII века — то, ради чего обязательно стоит ехать в Юрьев-Польский. Он — последний в числе домонгольских белокаменных храмов Северо-Восточной Руси. На мощных стенах отразилась вся его непростая история. Глядя на него, замечаешь многочисленные следы катастрофы, постигшей храм.

Георгиевский собор в Юрьев-Польском
Георгиевский собор в Юрьев-Польском, северный фасад

Георгиевский собор стал лебединой песней Владимиро-Суздальского белокаменного искусства. Храмы Юрия Долгорукого — церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, — сдержанны и лаконичны, словно крепости. А стены Георгиевского собора покрыты резьбой, напоминая Дмитриевский собор во Владимире. Сейчас можно только гадать, каких высот могло бы достичь белокаменное искусство Руси, если бы не было батыева нашествия.

Известный советский археолог, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Николай Николаевич Воронин писал:

Существенным техническим и художественным новшеством декоративной системы Георгиевского собора является соединение отдельных изображений и фигур, выполненных в высоком рельефе, с тончайшим ковровым орнаментом, обтягивающим и свободные плоскости стен и фон вокруг горельефов. … Та же система сочетания коврового узора с горельефными фигурами святых, зверей и чудовищ распространялась и на второй ярус фасадов над поясом.

Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Георгиевский собор, западный и южный фасады

В 1152 году князь Юрий Долгорукий построил здесь белокаменный собор, освященный во имя святого Георгия. Однако менее чем за сто лет он обветшал, и его внук, князь Святослав Всеволодович (1196-1252), приказал поставить новый храм. Строительство продолжалось с 1230 по 1234 год. В Тверской летописи говорится, что князь Святослав Всеволодович «сам бе мастер», то есть был архитектором храма. Чуть позднее к собору был пристроен Троицкий придел, также богато украшенный резьбой.

Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Георгиевский собор, южный и восточный фасады

Это был четырехстолпный, трехпритворный, трехапсидный храм. Стены были построены из белого камня среднего качества и забутованы булыжником на известковом растворе, своды сложены из пористого туфообразного известняка. Без учета апсид и притворов длина собора составляла 13,5 м, ширина – 14 м, сторона подкупольного квадрата — 4,7 м.

План Георгиевского собора (по Н.Н.Воронину)
План Георгиевского собора (по Н.Н.Воронину)

В начале или середине XV века разразилась катастрофа. Под тяжестью тяжелого барабана и главы, вознесенных на высоком постаменте, обрушились своды; затем вода стала разрушать белокаменную облицовку стен, в результате чего они частично обвалились. Сейчас трудно представить первоначальный облик Георгиевского собора. Покрывала ли его белокаменная резьба полностью или только до аркатурно-колончатого пояса? Какой была глава, ставшая причиной трагедии? На этот счет специалисты выдвигают разные гипотезы.

Георгиевский собор. Реконструкция Д.П.Сухова
Георгиевский собор. Реконструкция Д.П.Сухова
Георгиевский собор. Реконструкция Н.Н.Воронина
Георгиевский собор. Реконструкция Н.Н.Воронина
Реконструкция Георгиевского собора
Георгиевский собор. Реконструкция С.В.Заграевского

В 1471 году московский купец и зодчий Василий Дмитриевич Ермолин восстановил Георгиевский собор. Согласно Ермолинской летописи, «Во граде Юрьеве в Полском бывала церковь камена святый Георгий, а придел святая Троица, а резаны на камени вси, и розвалилися вси до земли; повелением князя Василеи Дмитреевь те церкви собрал вси изнова и поставил как и прежде».

Мастер пытался воссоздать первоначальный рисунок, совмещая резные камни, но не всегда это было возможно. Новый собор получился более приземистым, рисунок оказался во многих местах нарушенным. До нашего времени дошло около 450 резных белокаменных фрагментов.

Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Георгиевский собор, восточный и северный фасады

В XVII веке к Георгиевскому собору пристроили шатровую колокольню, перестроенную в 1781 году. Храм перекрыли кровлей на четыре ската. В начале XVIII века появилась новая глава «луковицей». В 1809-1827 годах построили ризницу и теплый придел. В результате облик храма оказался полностью искаженным.

Георгиевский собор в Юрьев-Польском
Георгиевский собор в Юрьев-Польском, дореволюционное фото
Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Георгиевский собор, дореволюционное фото

В 1920-1930-х годах собор был отреставрирован под руководством Пётра Барановского и Игоря Грабаря. Реставраторы удалили все позднейшие пристройки, раскрыв первоначальный объем храма.

Когда подходишь к Георгиевскому собору, испытываешь какой-то трепет: он словно живой. Можно бесконечно бродить вокруг него, пытаясь разгадать замысел князя-архитектора, искать недостающие детали, находить несоответствия.

Северный фасад был главной, лицевой стороной храма, обращенной к городской площади. Он уцелел лучше всего. От собора XIII века сохранились притвор и значительная часть стен. На центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс с изображением святых воинов. Они напоминают статуи готических соборов, но плоские.

Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Северный фасад Георгиевского собора

Над северным порталом помещено изображение Святого Георгия, которому посвящен храм. В средней закомаре помещалось «Распятие» с надписью Святослава и двумя парными драконами у его подножия, в левой — «Три отрока в пещи огненной», в правой — «Даниил во рву львином».

Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Фрагмент северной стены и портала
Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Северный портал, фрагмент

В углу между северной стеной храма и восточной стеной притвора в прошлом находился небольшой Троицкий придел. Он представлял собой маленькую одноапсидную часовню с крошечным внутренним помещением 1,80 х 3,50 м. С наружной стороны храма виден заложенный аркасолий, где в 1252 году был погребен князь Святослав. В восточной стене притвора видна заложенная дверь, которая вела в княжескую «грОбницу».

Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Следы утраченного Троицкого придела

Западный фасад был вторым по значимости после северного. От собора XIII века сохранились первый ярус притвора и северная половина стены до верха аркатурно-колончатого пояса.

Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Западный фасад Георгиевского собора

Западный притвор значительно выше северного и южного. В прошлом здесь был второй этаж с ложей, куда поднималось на богослужение княжеское семейство. В архивольте портала в круглых медальонах вырезан деисус, повторенный выше в пяти нишах, заложенных позднее кирпичом.

Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Западный портал
Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Торец западного и южного фасадов
Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Западный притвор

От южного фасада сохранились притвор и окружающие его стены. Над порталом изображена Богоматерь Оранта.

Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Южный портал Георгиевского собора

Восточную закомару занимает композиция «Вознесение Александра Македонского». Здесь хорошо заметно, как перепутаны рисунки белокаменной резьбы.

Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Восточная закомара южной стены
Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Западная закомара южной стены
Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Южный портал, фрагмент
Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Южный портал, фрагмент
Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Южный портал, фрагмент
Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Ступени южного портала

От первоначального восточного фасада сохранился лишь цоколь апсид.

Георгиевский собор, Юрьев-Польский
Восточный фасад
Георгиевский собор, Юрьев-Поьский
Апсида

Хотя площадь собора невелика, внутри он кажется просторным. Это достигается за счет сужения боковых нефов и отсутствия лопаток стен. Фрески внутри собора датируются 1826 годом. Внутри хранится главная реликвия — Святославов крест («Распятие»), вырезанный Святославом в честь своего чудесного спасения на Волге во время похода против Волжских булгар. Кроме того, в соборе выставлены уцелевшие белокаменные резные блоки XIII века.

Фрески Георгиевского собора, Юрьев-Польский
Фрески Георгиевского собора

К сожалению, в настоящее время Георгиевский собор страдает из-за магниевых солей, которые всасываются в белый камень и разрушают его. На стенах и фресках можно найти уродливые подтеки — высолы. Если не начать реставрацию как можно скорее, неповторимому памятнику архитектуры будет нанесен существенный урон.

Существует предание, что тот, кто найдет на резном фасаде Георгиевского собора изображение слоника, может загадать любое желание, которое непременно сбудется! Маленькая подсказка: на одной из фотографий в этой статье он есть 🙂

Литература:

  • Воронин Н.Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польский. Книга-спутник по древнейшим городам владимирской земли. М., 1967
  • Заграевский С.В. Вопросы архитектурной истории и реконструкции Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. М., 2008. http://www.rusarch.ru/zagraevsky22.htm

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.