Традиционно китайское общество по профессиональному признаку делилось на четыре класса: имперские чиновники (сменившие аристократию), земледельцы, ремесленники и торговцы. Земледельцы, кормившие все остальные классы, пользовались уважением. К торговцам же относились с пренебрежением, поскольку, считалось, они вносят небольшой вклад в общественное благосостояние. В целом, земледелие считалось «корнем» (бэнь, 本), а торговля – «ветвями» (мо, 末), первым нужно было дорожить, а вторым можно было пренебречь. Ряд древнекитайских философов, такие, как Сюнь-цзы, или представители легизма (фа цзя, 法家) очень негативно отзывались о классе торговцев. Мэн-цзы подразделял общество на два класса: «те, кто кормят и кем управляют» (т.е. крестьяне) и «те, кого кормят и кто управляет» (т.е. чиновники).

Однако это, скорее, был политический идеал, нежели социальная практика. Многие удачливые торговцы сколотили огромное состояние и пользовались уважением, в то время как большинство крестьян были бесправными и влачили жалкое существование.

В древности деятельность торговцев регламентировалась строгими правилами: торговать можно было лишь в определенные часы в специально отведенных для этого местах (рынках). Чиновники следили за деятельностью торговцев, проверяли качество товаров. Тем не менее, известно, что Конфуций отрицательно относился к вмешательству правительства в частное предпринимательство. Интересно отметить в связи с этим, что ряд современных китайских исследователей считает Конфуция родоначальником рыночной экономики. Время от времени правительство пыталось монополизировать торговлю и производство товаров, однако эти меры были кратковременными и доказали свою несостоятельность. Исключение составляла лишь соляная промышленность, находившаяся в руках государства.

Также государство вводило специальные контрибуции на торговцев, что позволяло ему получать необходимые товары. Долгое время торговцы оставались зависимой и разобщенной социальной группой. Лишь в начале XVII века появляются первые гильдии торговцев, в задачу которых входило, в частности, защита своих интересов. Торговля также стимулировала создание городов. Однако в отличие от Европы, где города становились оплотами самостоятельности и коммерции, в Китае города служили местом размещения имперских властей.

Развитию торговли в ранний период также препятствовало слабое развитие дорожной сети и почти полное отсутствие судоходных путей. Так, например, Хуанхэ была судоходной лишь на некоторых своих участках. Следствием этого была дороговизна перевозок и долгие сроки поставок.

Настоящая революция в экономике Китая произошла в VIII веке, когда началось освоение долины реки Янцзы. Выращивание здесь риса оказалось более продуктивным, нежели культивирование проса и пшеницы в засушливых районах Северного Китая. Помимо этого, здесь выращивали чай, сахарный тростник. Водные пути Южного Китая также способствовали развитию торговли. Города, возникшие в этих местах, быстро богатели.

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.