Что общего между игрой на фортепиано и верховой ездой? Баланс. Cидя за фортепиано, надо держать баланс точно так же, как в седле на лошади. Тогда инструмент «зазвучит», игра на нем будет более естественной и непринужденной. Удивительно, как перекликаются эти две, казалось бы абсолютно разные вещи!

Размышляя об этой взаимосвязи занятий музыкой и верховой езды, я пришла к выводу, что и в том, и в другом случае мы имеем дело с духом, выражающим себя через тело. Музыка не зазвучит по-настоящему, если будешь неправильно сидеть за фортепиано или если будут зажаты руки и напряжены плечи. И к тому же это неизбежно аукнется на здоровье. Так и с верховой ездой: нужна максимальная расслабленность и вместе с тем собранность, ощущение себя с лошадью единым организмом, кентавром. Помню, когда я впервые поймала это состояние правильной посадки и контакта, я поразилась тому, как изменился подо мной Кубик, как свободно и размашисто он побежал, хотя по своему телосложению он упряжник, а не чистокровная лошадь.

Все больше убеждаюсь, что нельзя изучать один предмет в отрыве от других. Например, занятия каллиграфией значительно углубили мое понимание принципов китайской философии. Как и китайский язык, долгие прогулки по китайским паркам, погружение в китайскую архитектуру, наслаждение китайской едой, знакомство с китайской живописью и музыкой и т.п. Изучение европейской философии было для меня изначально проще в силу лучшего знания европейской культуры, однако занятия верховой ездой и знакомство (со стороны, конечно, я этих высот выездки никогда не смогу достичь) с принципами Haute Ecole, а также игра на фортепиано способствуют лучшему пониманию её принципов. Есть общий культурный субстрат, из которого вырастают разные дисциплины, перекликаясь и обогащая друг друга.

Высшая школа (верховой езды) создавалась и была адресована людям, в высшей степени артистически одаренным, интеллектуально развитым и глубоко и разносторонне образованным. Она была безусловной потребностью эпохи гуманизма — эпохи Возрождения, с ее эстетическими, этическими и военными запросами.

— Лидия Артамонова, тореадор

Испанская школа верховой езды в Вене. Балет белых жеребцов
Испанская школа верховой езды в Вене. Балет белых жеребцов

Так, в первых классах детской музыкальной школы проходят простые, но вместе с тем очень мелодичные произведения композиторов XVII-XIX веков. Однако в детстве они казались мне весьма скучными, хотелось играть что-то более динамичное и современное, соответствующее моему детскому восприятию. В этом отношении занятия музыкой во взрослом возрасте имеют массу преимуществ. Прежде всего тем, что уже есть представление об эпохе изучаемого произведения — философии, культуре, экономическом укладе, политических реалиях, благодаря чему ощущаешь музыку прошлого гораздо глубже. Для ребенка же старинные произведения звучат в отрыве от эпохи, когда они были созданы, и в силу этого он неспособен полностью прочувствовать и передать через музыку дух того времени.

Еще одна удивительная грань музыки — её связь с математикой. На это обращали внимание Пифагор, Лейбниц, Эйлер, Шопенгауэр и многие другие ученые, философы, музыканты. Но увидеть её можно только тогда, когда знаешь и музыку, и математику.

Музыка есть скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей считать.

— Лейбниц в письме Гольдбаху

Музыка – это проявление скрытой математики.

— Ответ Гольдбаха Лейбницу

Невозможно быть профессионалом во всем. Но чтобы быть по-настоящему разносторонним, образованным человеком, нужно ориентироваться в разных дисциплинах. Знакомство с ними улучшает понимание каждой из них. И, думаю, в этом и заключается подлинная суть философии — обнаружить глубинную взаимосвязь абсолютно несвязанных, на первый взгляд, предметов.

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.