Одно из древних названий Китая — Цзю-чжоу 九州 jiǔzhōu, что дословно переводится как «Девять областей». Откуда оно пошло?

Девять областей Древнего Китая согласно "Историческим запискам" Сыма Цяня
Девять областей Древнего Китая согласно «Историческим запискам» Сыма Цяня
Девять областей Древнего Китая на современной карте
Девять областей Древнего Китая на современной карте

Разделение Китая на девять областей связано со знаменитой древнекитайской историей «Великий Юй борется с наводнением» 大禹治水 dà yǔ zhì shuǐ. Согласно китайским историческим преданиям, отраженным, в частности, в знаменитых «Исторических записках» 史记 shǐjì ханьского историка Сыма Цяня 司马迁 (145/135? — 86/85? гг. до н.э.), а также многочисленным легендам, во времена правления императора Яо 尧 (трад. 2356-2255 гг. до н.э.), в Поднебесной случилось особо сильное наводнение.

Река Хуанхэ, проходя через Лёссовое плато, несет в себе большое количество лёсса и других отложений, которые оседают на её дне. Воду из реки Хуанхэ характеризовали так: «Одна чаша воды, половина чаши глины». Из-за этого Хуанхэ неоднократно меняла свое русло, затапливая огромные пространства плодородных густонаселенных равнин, вызывая многочисленные жертвы среди населения и уничтожая имущество. Чтобы предотвратить наводнения, местные жители строили защитные дамбы, в результате чего заключенная в них река поднималась над окружающей местностью. Согласно историческим данным, на протяжении последних 2000 лет, до 1949 года, произошло более 1500 прорывов дамб и наводнений. Недаром говорили, что «каждые три года происходят два прорыва дамб».

Изменение русла реки Хуанхэ со времен Юя (2278 г. до н.э.) по настоящее время
Изменение русла реки Хуанхэ со времен Юя (2278 г. до н.э.) по настоящее время

Яо поручил борьбу с наводнениями Гуню 鲧. Гунь строил вокруг поселений защитные дамбы, однако вода прорывала их. После того, как Яо уступил свой престол Шуню 舜 (трад. 2285-2184 до н.э.), тот продолжил борьбу с катастрофическим наводнением. Увидев, что Гунь не справляется с поставленной задачей, Шунь приказал казнить его на горе Юйшань 羽山. Задание было поручено сыну Гуня Юю 禹 (Юй Великий 大禹 dà yǔ, трад. ок. 2297 до н.э. — ок. 2197 до н.э. или 2025 до н.э.).

Юй Великий
Юй Великий. Изображение времен династии Хань

Юй тщательно изучил уроки своего отца и решил бороться с наводнением иначе. Вместе со своими многочисленными помощниками он расчищал русла рек и направлял их на восток в море. Во время борьбы с наводнениями Юй исходил всю Поднебесную и в соответствии с природными границами в виде гор и рек разделил её на девять областей, которые получили название Цзи-чжоу 冀州, Янь-чжоу 兖州, Цин-чжоу 青州, Ян-чжоу 扬州, Цзин-чжоу 荆州, Сюй-чжоу 徐州, Юй-чжоу 豫州, Лян-чжоу 梁州 и Юн-чжоу 雍州.

За 13 лет Юю удалось успешно справиться с природным катаклизмом, после чего он стал ближайшим помощником Шуня. После смерти Шуня Юй предложил передать престол сыну Шуня Шан Цзюню 商均, однако люди посчитали Юя более достойной кандидатурой.

Свою столицу Юй утвердил в городе Янчэн 阳城 (букв. «город Солнца»), а государство назвал Ся 夏. Чтобы упрочить свой авторитет, Шунь созвал на горе Тушань 涂山 Великое собрание чжухоу 诸侯 zhūhóu (вассальные князья) всех племен, населявших Китай и сопредельные страны.

Юй Великий
Юй Великий. Художник Ма Линь 马麟 (1195-1264). Из серии «Пять портретов преемников конфуцианского учения» 道统五像

После Великого собрания, чтобы выразить свое почтение, чжухоу стали присылать в Янчэн бронзу. Когда бронзы стало много, Юй, вспомнив, что некогда Хуан-ди 黄帝 (досл. Желтый император, 2711-2597 гг. до н.э.) успешно выплавлял ритуальные сосуды-дин 鼎 dǐng, а также чтобы увековечить память о Великом собрании на горе Тушань, приказал отлить девять больших сосудов-дин, по числу девяти областей. На каждом сосуде были изображены знаменитые горы и реки, птицы и звери соответствующей области. Согласно одной из легенд о Юе Великом, чтобы сдвинуть с места один такой сосуд, требовались усилия 90 тысяч человек. Однако, по подсчетам историков на основании исторических источников и веса других сосудов-дин, их вес мог составлять от 6,6 до 7,5 тонн каждый.

Девять сосудов-дин 九鼎 jiǔdǐng и девять областей 九州 jiǔzhōu Древнего Китая
Девять сосудов-дин 九鼎 jiǔdǐng и девять областей 九州 jiǔzhōu Древнего Китая. Триподы (ян) символизируют центр и основные стороны света, тетраподы (инь) — промежуточные стороны света.

Девять ритуальных сосудов-дин, которые хранились в столице, считались драгоценностью, защищающей государство, а также символизировали положение Юя Великого как главы Девяти областей и выражали единство Поднебесной.

Следуя существовавшему в то время принципу шань 禅 shàn — уступать свой престол достойному из другого рода, Юй назначил наследником своего сподвижника Гао Яо 皋陶, однако тот скончался еще при жизни Юя. Поэтому после смерти Юя престол перешел к другому сподвижнику Юя — И 益. После трех лет траура по Юю И передал престол сыну Юя Ци 启, а сам удалился в горы Цзишань 箕山 на юге Китая.

Отныне престол Сына Неба стал передаваться по наследству, поэтому Ся считается первой китайской династией. Она просуществовала более 400 лет. Историки и археологи всё чаще отождествляют её с урбанистической археологической культурой раннего бронзового века Эрлитоу 二里头文化 (2100—1800 или 1500? гг. до н.э.), существовавшей на территории нынешних провинций Хэнань и Шаньси, в более поздний период — также Шэньси и Хубэй.

Область распространения памятников археологической культуры Эрлитоу
Область распространения памятников археологической культуры Эрлитоу

Согласно древнекитайским письменным источникам, после падения династии Ся бронзовые сосуды-дин перешли к династии Шан, а после её падения — к правителям династии Чжоу. В конце правления династии Чжоу (III в. до н.э.) девять ритуальных сосудов-дин, отлитых Юем, были утеряны.

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.