Дом Пашкова в Москве: усадьба, музей, библиотека. Легенды и тайны Пашкова дома

Главная страница » Россия » Москва » Дом Пашкова в Москве: усадьба, музей, библиотека. Легенды и тайны Пашкова дома

Дом Пашкова — одно из самых красивых зданий Москвы. Наверное, нет москвича, который не знал бы его. Горделиво высится Пашков дом на Ваганьковском холме, напротив Московского Кремля. Перед ним — широкое пространство, где сходится несколько дорог: когда-то в древности здесь был торг. Сейчас это здание принадлежит Российской государственной библиотеке, бывшей «Ленинке».

Дом Пашкова, Москва

Дом Пашкова со стороны Боровицкой площади

История дома Пашкова

Много загадок и тайн таит в себе этот дом-дворец. Кто был его архитектором? Кто такой Пашков и чем он знаменит? Как связан этот дом с библиотекой Ивана Грозного и есть ли отсюда проход в таинственные московские подземелья? Здесь ли танцевала свой первый бал Наташа Ростова и проходил знаменитый бал Сатаны?

Дом Пашкова

Дом Пашкова во времена правления Павла Первого (1796-1801)

Ваганьково: древнее капище, Государев двор и опричные земли

Ваганьковский холм… Москвичи наверняка по аналогии вспомнят старинное Ваганьковское кладбище. Как же они связаны? Топонимика может немало рассказать об истории этого места.

Вот Боровицкий холм, у самого места впадения реки Неглинной в Москва-реку. Бор… Когда-то здесь росли непроходимые леса. Внизу были поселения, а здесь, на холме — языческое капище. Потом здесь появится первая деревянная крепость, основанная Юрием Долгоруким. А спустя несколько веков поднимется Боровицкая башня Московского кремля.

Ваганьковский холм — напротив. Согласно словарю Даля, на вологодском наречии «ваганить» означает «забавлять, играть, шутить, баловаться». Помните историю про древний Киндяковский камень в Шутовом лесу? Возможно, так и здесь: языческое объявили шутовским, дьявольским. Очень вероятно, что в древние времена на вершине Ваганьковского холма было языческое капище, где приносили жертвы, хоронили и совершали тризны по умершим. Об этом косвенно свидетельствует большое количество церквей: по некоторым источникам, одно время их число доходило до 12.

В XV-XVI веках на Ваганьковском холме был построен Потешный царский дворец, где шуты и скоморохи веселили царя — ваганили. О том времени косвенно напоминает и храм Николы на Старом Ваганькове: Николай Чудотворец считается покровителем скоморохов и путешествующих.

Может именно потому Булгаков описал Пашков дом в своем бессмертном романе?

На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев.Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг. Азазелло, расставшись со своим современным нарядом, то есть пиджаком, котелком, лакированными туфлями, одетый, как и Воланд, в черное, неподвижно стоял невдалеке от своего повелителя, так же как и он не спуская глаз с города.

Воланд заговорил:

– Какой интересный город, не правда ли?

Азазелло шевельнулся и ответил почтительно:

– Мессир, мне больше нравится Рим!

– Да, это дело вкуса, – ответил Воланд. (Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»)

Воланд и Азазелло на крыше дома Пашкова

Воланд и Азазелло на крыше дома Пашкова, кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Впрочем, есть и другая версия происхождения названия, более приземленная. В русском языке некогда существовали слова «вага», что значит «весы» и «важить» — «взвешивать». В прошлом торговцы были обязаны платить за ввозимый в Москву товар. Один из постов по взиманию платы стоял где-то здесь, неподалеку от переправы через Москва-реку.

Есть и другие гипотезы происхождения названия. «Вазан» — «мужик», «крестьянин»; «ваган» — выдолбленное деревянное корыто, из которого казаки и малоросы ели кулеж.

В Симеоновской летописи упоминается, что в 1446 году великий князь Василий II поставил на Ваганьковском холме загородный двор Софьи Витовтовны (в постриге Ефросинья, 1371-1453), вдовы великого князя Василия Дмитриевича. С этого времени начинается история Государева Двора, загородной резиденции московских князей.

Следующим его владельцем стал дмитровский князь Юрий Васильевич. Часть своего владения на Ваганьках он подарил Николо-Пешношскому монастырю, который находился в его дмитровском уделе. Так появилось Московское подворье этого монастыря, была поставлена деревянная церковь Святителя Николая.

После смерти бездетного князя Юрия Васильевича владение на Ваганьках перешло к его брату, московскому князю Ивану III, став, таким образом, собственностью московских правителей. В 1531 году по проекту Алевиза Фрязина на месте деревянного Никольского храма появился каменный.

По легенде, в этом дворце на Ваганьковском холме укрывался от московского пожара 1547 года Иоанн Грозный, бежавший затем на Воробьевы горы. Позже Ваганьковский холм вошел в состав опричных земель. Сам Опричный дворец располагался ближе к нынешним старым зданиям Московского университета. Старинные московские легенды утверждают, что отсюда в сторону двора Малюты Скуратова на Волхонке вели подземные ходы.

Библиотека Ивана Грозного и вход в подземную Москву

Еще одна загадка Ваганьковского холма связана с Библиотекой Ивана Грозного (Либерея, или Либерия). Считается, что первоначально она принадлежала византийским императорам, которые собирали книги на протяжении столетий. После падения Константинополя в 1453 году библиотека была вывезена в Рим, а оттуда в Москву (вспомним фразу «Москва — третий Рим»), в качестве приданного Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XI и бабушки Ивана Грозного.

Москва в те годы часто горела, поэтому книги хранили в подвале церкви Рождества Богородицы в Московском Кремле. О том, что библиотека действительно существовала, свидетельствует ряд источников, в частности, «Сказания о Максиме Греке» и «Ливонская хроника» Франца Ниенштеда (XVI век). Впрочем, некоторые историки считают упоминания о либерии позднейшей вставкой.

Следы библиотеки теряются после 1571 года, когда царь удалился в Александровскую слободу. Есть версия, что он забрал книги с собой. Однако возможно, что книги были спрятаны где-то в Москве. В качестве одной из версий выдвигается Пашков дом, под которым были обнаружены пустоты и колодец. Впрочем, несмотря на все усилия и финансирование, никаких следов библиотеки обнаружено не было.

Вместо раздувания ажиотажа вокруг поисков и тайны библиотеки Ивана Грозного нам важнее было бы спасать книжные сокровища, которые гибнут в наши дни … даже если библиотеку Ивана Грозного обнаружат, находка не будет представлять большой научной ценности (в средствах массовой информации ее ценность явно преувеличивается), ведь значительную часть этого собрания составляли церковные книги, которые Софья Палеолог привезла на Русь из Византии, чтобы молиться на своем родном языке. (Академик Д.С.Лихачев)

Впервые на подземные галереи на Ваганьковском холме наткнулись еще в 1930-е годы, при строительстве первой линии московского метрополитена и станции «Библиотека имени Ленина». Впрочем, исследовать их не стали, а входы туда замуровали — время-то было неспокойное.

Позднее во дворе дома Пашковых со стороны Старо-Ваганьковского переулка обнаружили большой колодец. Его изучение началось только в 1970-е годы. Стенки колодца выложены белым камнем. Его диаметр до 5 метров, глубина — более 16 метров, по некоторым оценкам — около 25 метров. Внутри идет винтовая лестница. По одной из версий, этот колодец в прошлом снабжался механизмом, который позволял заполнять его водой и, наоборот, сливать её. Тогда обнажался подземный ход, через который защитники Кремля (возможно) могли покидать крепость. Есть и более прозаическая гипотеза: колодец появился позднее и предназначался для полива сада.

Дом Пашкова, колодец

За этой стеной под металлическим бараком находится каменный колодец

Колодец, дом Пашкова

Колодец, дом Пашкова Обделка ствола колодца диаметром 4 м. Укладочная схема элементов обделки выполнена по результатам фотографических разверток и натуральных измерений. Высота каждого кольца 175-180 мм Кольца с 55 по 71 представлены условно ввиду невозможности визуального осмотра. Количество колец обделки и общая глубина ствола могут уточняться после вскрытия затяжки в нижней части. Источник: Проектная компания Метро-стиль. Реконструкция подземного пространства с усилением фундаментов «Дома Пашкова» в Москве на улице Моховая

Колодец в доме Пашкова

Колодец в доме Пашкова

Впрочем, сотрудники «Ленинки» не прочь сами подшутить над доверчивыми искателями таинственных сокровищ. Так, несколько лет назад на сайте РГБ появилась информация:

27 марта 2013 года при проведении очередного обследования состояния коммуникаций, примыкающих к подземному колодцу архитектурного комплекса Дома Пашкова, слесарем-сантехником РГБ Иваном Васильевичем Буйным в одной из стен колодца было зафиксировано частичное обрушение кладки. В образовавшейся нише слесарь РГБ обнаружил сильно поврежденную в результате длительного нахождения в земле рукопись. … По словам Ивана Васильевича Буйного, обнаруженная в обломках кладки рукопись была в столь плохом состоянии, что сначала бригада слесарей вместе с обломками кирпича просто отбросила ее в сторону, планируя затем, при уборке территории, выбросить вместе с другим строительным мусором.

«Часть сотрудников Дома Пашкова в это время пришли понаблюдать за работами в колодце. Я шла в главное здание, за справкой в генеральный каталог, — рассказала главный хранитель научно-исследовательского отдела рукописей РГБ Ольга Леонидовна Соломина. — Случайно бросив взгляд на груду кирпичей, сразу заметила торчащий оттуда уголок запыленного тома. Конечно, я не смогла пройти мимо. Так что работе наших слесарей и моему случайному визиту мы обязаны теперь уникальной находкой».

… При первичном обследовании находки, проведенном сотрудниками научно-исследовательского отдела рукописей РГБ, было установлено, что это рукописное Евангелие, предположительно 1164 года. Состояние рукописи оценивается как удовлетворительное, на некоторых листах можно прочитать записи, сделанные в более позднее время. Так, на одном из листов фрагментарно читается надпись: «В лето 7081 Святое Сие Евангелие Благочестиваго Великаго Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича Всея Русии…». Эти строки, а также первичное микробиологическое обследование бумаги и чернил, которыми сделана эта запись и другие фрагменты, позволяют с большой долей вероятности предположить, что обнаруженная книга является частью библиотеки Ивана Грозного, которая, согласно многочисленным выводам российских и зарубежных ученых-историков и археологов, находится в подземных катакомбах Ваганькова холма, на котором возведен Дом Пашкова.

… На следующий день после обнаружения рукописи и проведенного специалистами РГБ анализа, было принято решение провести дальнейшее обследование колодца во дворе Дома Пашкова, однако за истекшие сутки он был затоплен грунтовыми водами. (Находка во дворе Дома Пашкова, 1 апреля 2013 года)

Ваганьково в XVII-XVIII веках

После смерти последнего из московской ветви Рюриковичей — царя Федора Иоанновича, в Государевом Дворе поселился Василий Шуйский, а нынешний Старо-Ваганьковский переулок стал называться Шуйским.

Царь Михаил Федорович, родоначальник династии Романовых, устроил здесь Псарный двор, а земли вокруг подарил Стрешневым, родственникам своей жены. Затем они перешли к Нарышкиным, из рода которых происходила царица Наталья Кирилловна, мать Петра Великого.

Во второй половине XVII века царь Алексей Михайлович, не особо любивший Ваганьково, распорядился перенести Потешный и Псарный двор на Пресню, в район современной Трехгорки. В 1771 году, во время эпидемии чумы, свирепствовавшей в Москве, Екатерина Великая повелела открыть там большое кладбище, названное Ваганьковским. Впоследствии там нашли свое последнее пристанище многие выдающиеся деятели — военные, художники, литераторы, актеры, жертвы сталинских репрессий и многие другие.

В петровскую эпоху на Ваганьковском холме был построен дворец в голландском стиле, принадлежавший Александру Меншикову. После опалы и ссылки светлейшего князя малолетний царь Петр II подарил дворец племяннице Петра I царевне Прасковье Ивановне. Царевна вскоре умерла, и следующим владельцем стал сын Меншикова — Александр Александрович. После него владение перешло к герою Семилетней войны, генералу-аншефу Петру Григорьевичу Племянникову (1711-1773). После его смерти оно досталось его вдове, Екатерине Григорьевне Матюшкиной (Племянниковой), приходившейся родной сестрой московскому главнокомандующему графу Захарию Григорьевичу Чернышеву (1722-1784).

Пашков и Баженов: месть императрице

В 1783 году капитан-поручик лейб-гвардии Семёновского полка Пётр Егорович Пашков (1726-1790, другие варианты: 1721-ок.1800) выкупил эти земли, получив у графа Чернышева документы «на вечное потомственное владение». И здесь мы можем только удивляться: одно из самых значимых мест Москвы, напротив Кремля, получает человек не самого высокого социального происхождения.

Его отцом был денщик Петра I Егор Иванович Пашков (1684-1736). В 1717-1719 годах он принимал участие в следствии по делам о расхищении казны и сепаратизме в отношении сибирского губернатора князя Матвея Петровича Гагарина (Гагарин был казнен в 1721 году). В 1722 году Пашков был назначен прокурором Военной коллегии, а в 1723 году стал членом «Вышнего суда». Затем Пашков входил в бестужевский кружок сторонников возведения на престол Петра II и в 1727 году был назначен членом Военной Коллегии с пожалованием чина бригадира. В 1728-1734 годах занимал должность вице-губернатора Воронежа. В 1735 году был назначен губернатором Астрахани, однако вступить в должность не успел, скончавшись по дороге туда в следующем году.

Свое огромное состояние Пашков нажил во многом благодаря пожалованию имений казнокрадов, чьи злоупотребления он расследовал. После его смерти все богатства унаследовал его сын, Петр Егорович Пашков. Петр Егорович приумножил отцовское состояние, став богатым московским откупщиком и  первым русским водочным королем. В то время далеко не все дворяне желали общаться с подобным человеком. Как бы мы сказали сейчас, Пашков был нерукопожатным. Но очень тщеславным. И он задумал возвести дом, который бы потряс всю Москву.

Здесь мы сталкиваемся с еще одной тайной дома Пашковых. Дело в том, что не сохранилось документальных свидетельств того, кто же был автором проекта этого прекрасного дворца. Ибо в 1812 году архив дома Пашковых сгорел.

Практически во всей литературе и путеводителях архитектором дома Пашкова называется имя Василия Ивановича Баженова (1738-1799).

Его авторство подтверждается и необычайной смелостью архитектурного решения, и градостроительным мастерством постановки здания. (Памятники архитектуры Москвы. Белый город. С.55)

Впрочем, И.Э.Грабарь одно время называл другого великого архитектора — француза Николу Леграна (1741-1791):

Указы 1940-х гг о борьбе с космополитизмом «изменили» взгляды многих исследователей; не случайно И.Э. Грабарь с первых слов о Легране делает сильный акцент на то, что архитектор «может и должен почитаться русским мастером, как были русскими его сын, тверской губернский архитектор, его внуки и правнуки» … «баженовское авторство не подлежит сомнению» … Однако, в ряде перечисленных на докладе 1947 г. построек исследователь все же сохранил имя Н.Леграна как исполнителя проектов В.И.Баженова. К сожалению, многие из его новых доказательств 1950-х годов носят противоречивый характер, обусловленный уже упоминавшимся обстоятельством. Тем не менее, даже в современных публикациях, можно встретить сведения об обнаруженных И.Э.Грабарем проектных чертежах дома П.Е.Пашкова, подписанных Н.Леграном. До настоящего времени эти документы остаются вне поля зрения исследователей. (Клименко Ю.Г. Творчество архитектора Н. Леграна, 1738/41 — 1791 гг)

Впрочем, повторюсь, в настоящее время практически все исследователи считают автором дома Пашкова В.И.Баженова.

По одной из московских легенд, однажды в 1784 году в Царицыно, где в то время велось строительство роскошного дворцового комплекса для императрицы Екатерины Великой, приехал роскошный экипаж. Оттуда вышел немолодой господин, пожелавший увидеть архитектора Баженова. И сделал ему необычное предложение: построить напротив Кремля дворец, не уступающий по красоте Большому Кремлевскому дворцу, который проектировал Баженов и который так и не был построен на Боровицком холме.

Строительство Большого Кремлевского дворца по баженовскому проекту было прекращено в 1774 году — грунт дал подвижки, в результате чего Архангельский собор стал сползать в сторону реки, по его стенам пошли трещины, а другие древние строения были или разобраны под строительную площадку (в том числе и участок кремлевской стены с башнями вдоль Москва-реки), либо разрушены.

В первых числах июня 1785 года императрица неожиданно приехала в Царицыно и осталась крайне недовольна обликом своего дворца: деньги на строительство затрачены понапрасну, лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны. Екатерина приказала «учинить изрядные поломки». Баженов был отстранен от строительство и попал в опалу.

И если действительно правда, что архитектором Пашкова дома был именно Баженов, то здесь мы видим стремление архитектора (а заодно и тщеславного Пашкова) отомстить императрице. Дом Пашкова визуально кажется выше башен Кремля. Более того, он стоит «спиной» к древней крепости, а своим главным фасадом обращен в сторону Старо-Ваганьковского переулка. Впрочем, вряд ли можно было устроить парадный подъезд к дому по крутому склону Ваганьковского холма.

Дом Пашкова

Главный фасад дома Пашкова

Перед архитектором стояла сложная задача: дом-дворец должен был выглядеть гармонично и внушительно со всех сторон. С этой задачей он справился блестяще. Склон Ваганьковского холма образует естественный постамент для всего ансамбля. Фасад почти точно ориентирован на Боровицкие ворота Кремля. В прошлом между ними располагалась долина реки Неглинной.

Дом Пашкова

Завершал дворец пышный бельведер, окруженный колоннами. По некоторым данным, его венчала огромная статуя Минервы — реверанс в сторону Екатерины, олицетворявшей себя с Богиней мудрости.

На склоне перед дворцом был разбит прекрасный сад. В нем били фонтаны, разгуливали павлины и другие экзотические птицы (их разведение было страстью Пашкова). Вдоль дорожек стояли слуги, в обязанности которых вменялось рассказывать гостям обо всех диковинках сада.

В XX веке сад был сильно урезан из-за расширения проезжей части улицы Моховой (проспект Маркса), в 1930-х годах была снесена ограда (сохранился её фрагмент со стороны улицы Знаменки) и построена декоративная лестница, соединившая дом с улицей и тем самым нарушив его обособленность.

Дом Пашкова

Дом Пашкова

В последние годы жизни Петра Егоровича разбил паралич. Будучи бездетным, все свое состояние, к тому времени отягощенное огромными долгами, он передал своему кузену, Александру Ильичу Пашкову (1734-1809). Впрочем, не важно, кем был Александр Ильич, важно то, на ком он был женат. А женат он был на Дарье Ивановне Мясниковой (1743-1808), дочери Ивана Семеновича Мясникова (ок.1710-1780) — симбирского купца, владельца горнодобывающих заводов и одного из богатейших людей России XVIII века.

Для Мясниковых долги Пашковых были сущим пустяком. Так, Дарья Ивановна оказалось хозяйкой красивейшего дома Москвы. Молодые супруги жили на широкую ногу. Рядом на Моховой они построили еще один «Пашков дом», где проходили балы и театральные представления, собирался весь высший свет. Ныне в нем располагается Аудиторный корпус Московского университета, а во флигеле — университетская церковь Святой Татианы.

Отечественная война 1812 года и визит прусского короля

В 1812 году Пашков дом был сильно поврежден пожаром. Сгорел бельведер, который для облегчения конструкции был сделан деревянным, частично обрушился парапет, погибли интерьеры. У наследников денег на восстановление не было.

Дом Пашкова

Москва, сожженная пожаром

Однако Пашков дом уже в то время имел важное градостроительное значение, поэтому его восстановили за казенный счет в формах, близких к допожарным, чего обычно не делали в других случаях. Работы были поручены архитектору Осипу Бове, который хорошо знал первоначальный облик дома. Тем не менее бельведер лишился статуи Минервы, его коринфские колонны были заменены на ионические, что несколько утяжелило его. Прежде открытые боковые галереи были перекрыты двухскатной кровлей.

В 1818 году Москву посетил прусский король Фридрих-Вильгельм III с сыновьями, отец будущей русской императрицы Александры Федоровны (супруги императора Николая I). Он попросил показать ему самый красивый вид на Москву. Их провели в Пашков дом, откуда с высоты открывался вид на разоренный, еще не оправившийся после войны город. По преданию, они преклонили колени и король воскликнул: «Вот она, наша спасительница!» В память о том событии в чугунную ограду балкона была вмурована корона, а сам балкон с тех пор стали именовать «Балконом трех императоров»: Фридриха-Вильгельма III и его сыновей, впоследствии взошедших на престол: Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I. Впрочем, короны в решетах балконов дома Пашковых — часто встречающийся элемент.

Корона в ограде "Балкона трех императоров", дом Пашкова

Корона в ограде «Балкона трех императоров»

Румянцевский музей

Несмотря на то, что дом Пашкова был восстановлен, у последней его владелицы — Полтавцевой, не было средств на его содержание. Дом ветшал, окна стояли заколоченными, прекрасный сад зарос. В 1839 году казна выкупила его под Московский дворянский институт, бывший Благородный пансион Московского университета, который прежде находился в Газетном переулке. Никольская церковь стала домовым храмом. Здесь часто бывал Николай Васильевич Гоголь. В 1851 году, когда Москва праздновала годовщину коронации императора Николая I, он поднялся на бельведер и глядя на празднично украшенную Москву, произнес: «Как это зрелище напоминает мне Вечный город».

В 1852 году в доме Пашкова была размещена Четвертая мужская гимназия. В 1861 году гимназию переместили в особняк Апраксиных на Покровке, а в доме Пашкова разместился Московский публичный и Румянцевский музеум, первое художественно-просветительское учреждение в Москве. Парадокс, но прежде в Москве, второй российской столице, подобного музея не было, только лишь частные собрания и коллекции.

Дом Пашкова, Румянцевский музей

В основу Румянцевского музея была положена богатейшая коллекция графа Николая Петровича Румянцева (1754-1826), которая насчитывала 28512 томов книг, 710 рукописей и рукописных книг, а также предметы искусства и этнографии. Перед смертью он завещал передать всё «на пользу Отечеству и на благое просвещение». Спустя пять лет указом императора Николая I в особняке Румянцева, расположенном на Английской набережной в Санкт-Петербурге, был открыт «Румянцевский музеум». Однако из-за недостатка финансирования музей оказался на грани разорения, денег не было даже на дрова.

Тогда князь Владимир Федорович Одоевский (1804-1869), бывший в то время директором «Румянцевского музея», предложил перевести его в Москву. Попечитель московского учебного округа Николай Васильевич Исаков (1821-1891) взялся на его основе «создать в Москве публичную библиотеку наподобие петербургской, приводившей его тогда в восторг, как вообще и всё русское общество».

Музей подразделялся на три отдела: живописный, гравюрный и Дашковский музей, куда вошли собрания русских путешественников, в частности, Крузенштерна и Лисянского. Румянцевская библиотека, входившая в состав музеума, в 1863 году была провозглашена публичной.

Музейные коллекции пополнялись за счет частных пожертвований и приобретения коллекций. В 1863-1864 годах на средства, пожертвованные Александром Ивановичем Кошелевым, было приобретено собрание исследователя-библиографа Сергея Дмитриевича Полторацкого, насчитывающее свыше 22000 томов отечественной литературы XVIII-XIX веков, коллекцию первых «Русских ведомостей», ценные библиографические пособия, старопечатные книги, рукописи, гравюры и др. В 1868 году Полторацкий  передал музею две собственноручные записки Екатерины II и отрывок собственноручной записки Петра I. В 1880 году Александр Александрович Пушкин передал в Румянцевский музей рукописи Александра Сергеевича Пушкина.

В 1897-1898 годах Софья Андреевна Толстая передала в музей часть рукописей Льва Николаевича Толстого, с его согласия. Многие писатели, философы, литераторы передавали в библиотеку свои книги. Среди них были П.А.Флоренский, М.С.Шагинян, В.И.Вернадский, Ю.В.Готье, В.О.Ключевский и другие.

Александр II, посетив Румянцевский музей, преподнес ему в дар картину Александра Иванова «Явление Христа народу», которая экспонировалась в специально построенном для этих целей здании, чашу из черной яшмы, созданной алтайскими мастерам, другие ценные экспонаты из Эрмитажа. Великая княгиня Елена Павловна передала в дар коллекцию слепков знаменитых скульптур Британского музея.

Ваза из черной яшмы, дом Пашкова

Ваза из черной яшмы

14 января (2 января по ст.ст.) 1863 года в Библиотеке Румянцевского музея был открыт первый читальный зал, рассчитанный на 20 мест. В нем устанавливались определенные правила:

Зала для чтения Библиотеки Московского публичного музея открыта посетителям только для занятий. Читальная зала открыта круглый год, кроме воскресных и табельных дней, от 10 часов утра до 3-4-х по полудни, смотря по времени года. Занятия допускаются вообще только в читальной зале. Для работ, требующих отдельного помещения, испрашивается особое разрешение директора… («Правила для посетителей залы для чтения Библиотеки Московского публичного музея», «Московские ведомости» от 30 декабря 1862 года)

В 1870-е годы в левом флигеле Пашкова дома был открыт новый двухсветный читальный зал на 80 мест, позднее расширенный до 120 мест. В конце XIX века в нем было установлено электрическое освещение, сменившее газовое. Однако вскоре и этот зал стал мал.

Читальный зал в доме Пашкова. 1880 г.

Читальный зал в доме Пашкова. 1880 год

Шкафы в хранилище с рукописными книгами из собрания Н.П.Румянцева, Румянцевский музей

Шкафы в хранилище с рукописными книгами из собрания Н.П.Румянцева, Румянцевский музей

Шкафы в хранилище с рукописными книгами из собрания Н.П.Румянцева

Шкафы в хранилище с рукописными книгами из собрания Н.П.Румянцева

В 1915 году в центральной части Пашкова дома была проведена реконструкция и открыт новый читальный зал на 300 мест. Для этих целей были снесены междуэтажные перекрытия и разобраны стены комнат. Большой зал, занимающий большую часть пространства второго и третьего этажей, был очень красив. Вскоре возникла легенда, что именно в нем проходил первый бал Наташи Ростовой. В советские время этот зал был главным читальным залом Ленинской библиотеки.

Дом Пашкова, читальный зал

Читальный зал в доме Пашкова до революции

На 1 января 1917 года в Библиотеке Румянцевского музея насчитывалось 1 миллион 200 тысяч единиц хранения. Около 80% фонда было сформировано за счет обязательного экземпляра, который стал поступать в библиотеку начиная с 1862 года.

В 1913 году, когда отмечалось 300-летие дома Романовых, Румянцевский музей был переименован в Императорский Московский и Румянцевский музей. В феврале 1917 года он стал называться Государственным Румянцевским музеем (ГРМ).

На старых фотографиях из альбома «Московский публичный Румянцевский музей» можно увидеть, что представляли собой в то время залы музея, какие в них хранились экспонаты.

Статуя Графа Задунайского, Румянцевский музей

Библиотека Государыни императрицы Александры Федоровны, Румянцевский музей

Каринные галереи, русская школа, Румянцевский музей

Каринные галереи, русская школа, Румянцевский музей

Библиотека Румянцевского музея

Зал Дашковского этнографического музея, Румянцевский музей

Дом Пашкова после революции и в наши дни

После 1918 года, когда Москва стала столицей Советского государства, Библиотека Государственного Румянцевского музея получила статус главной библиотеки страны. На поддержание и систематизацию фондов, научную работу были выделены значительные бюджетные средства.

Собрание книг и произведений искусства постоянно пополнялось не только за счет «обязательного экземпляра», но и конфискованных ценностей из бывших частных библиотек и собраний искусства. В большом двухсветном читальном зале коробки стояли буквально до потолка. В последующие годы в библиотеку передавались запрещенные книги, авторы которых были вынуждены покинуть Советский Союз или были репрессированы. Их хранили в особом закрытом фонде, куда требовался специальный допуск.

В 1924 году на базе Румянцевского музея и библиотеки была создана Российская публичная библиотека имени В.И.Ульянова (Ленина), переименованная в следующем году в Государственную библиотеку СССР имени В.И.Ленина (ГБЛ). Музейная коллекция произведений искусства была расформирована. Полотна европейских художников были переданы в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, собрание отечественной живописи — в Третьяковскую галерею, экспонаты Дашковского музея — в Музей народов СССР. В доме Пашкова разместился отдел редких рукописей.

Читальный зал в доме Пашкова

Читальный зал «Ленинки» в доме Пашкова в советские годы

История Библиотеки имени Ленина и Российской государственной библиотеки требует отдельного рассказа, поэтому вернемся снова к Пашковскому дому.

В 1988 году здание было закрыто на ремонт: из-за строительства станции метро Боровицкая Серпуховско-Тимирязевской линии метрополитена старинное здание могло попросту «сложиться». В 1990-е годы для для дома Пашкова наступили совсем мрачные времена. Протекали крыши, сквозь выбитые стекла вовнутрь проникал холод. Говорят, что здесь нередко можно было встретить и бомжей. Ходили слухи, что его могут передать то ли под торговый центр, то ли под зал собраний.

Дом Пашкова в 1999 году

Дом Пашкова в 1999 году

Тем не менее, в 2007 году Пашков дом снова открыл свои двери. Сейчас в нем располагаются научно-исследовательский отдел рукописей, отдел картографических изданий, отдел нотных изданий и звукозаписей, культурно-выставочный комплекс Российской государственной библиотеки. В воскресенье в Пашковом доме проводятся экскурсии и любой желающий может попасть на них и другие общие и тематические экскурсии, которые проводит РГБ.

Информационный стенд, дом Пашкова

Экскурсия по дому Пашкова: достопримечательности и фотографии

А теперь настала пора войти в этот дворец и навсегда попасть под его очарование. Разумеется, все внутри — это результат последней реконструкции. Но это нисколько не умаляет значения этого великолепного памятника архитектуры.

Залы и ценности дома Пашкова

Знакомство с домом Пашкова мы начнем со стороны Старо-Ваганьковского переулка. Роскошные въездные ворота оформлены в виде триумфальной арки, фланкированной двумя парами ионических колонн. По обе стороны в землю вкопаны пушечные стволы, которые заменяют каменные колесоотбойные тумбы, защищающие постройку от неаккуратных извозчиков.

Дом Пашкова

Дом Пашкова, главный фасад (со стороны парадного двора)

Пушечный ствол, дом Пашкова

Пушечный ствол в качестве колесоотбойной тумбы

Въездные ворота, дом Пашкова

Въездные ворота

С двух сторон парадный двор обрамляют флигели. В том, что слева, во времена Пашковых располагались конюшни, в правом флигеле — манеж.

Переход и флигель (бывшая конюшня), дом Пашкова

Переход и флигель (бывшая конюшня)

Статуя, дом Пашкова

Статуя

Внутри дом Пашкова кажется больше, чем снаружи. Эту его особенность обыграл Булгаков в «Мастере и Маргарите», описывая бал Сатаны.

Лестница, дом Пашкова

Лестница в холле

На стене лестницы висит барельеф-камея генерала-фельдмаршала графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского (1725-1796), отца основателя Румянцевского музея. Камея — копия с могилы генерала, похороненного в Киево-Печерской Лавре у левого клироса соборной церкви Успения. Церковь была взорвана в годы Великой Отечественной войны, восстановлена в 1995-2000 годах.

Копия барельефа с надгробия графа Румянцева-Задунайского, Пашков дом

Копия барельефа с надгробия графа Румянцева-Задунайского

Лестницу украшает черная ваза, о которой мы уже говорили выше, работа алтайских мастеров, дар императора Александра II.

Ваза из черной яшмы, дом Пашкова

Ваза из черной яшмы

Все пространство второго и третьего этажа здания со стороны Моховой улицы занимает огромный зал, который иногда называют Большим, или Бальным. Это тот самый читальный зал, который был создан в 1915 году и который наверняка помнят среднее и старшее поколения. Во времена Пашковых здесь были помещения и междуэтажное перекрытие. Так что Наташа Ростова при всем своем желании танцевать здесь не могла. В наши дни в Большом зале устраивают тематические выставки, проводят тотальный диктант.

Большой зал, дом Пашкова

Большой зал, бывший Читальный зал

Большой зал, дом Пашкова

Большой зал, бывший Читальный зал

Очень красив потолок зала, отделанный в стиле ампир. Благодаря кессонам здесь замечательная акустика.

Большой зал, дом Пашкова

Балюстрада балкона и лепнина потолка в Большом зале

Большой зал, дом Пашкова

Большой зал

Очень красивы бра с зеркальной подложкой. Аналогичные можно увидеть в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. И это не случайность: дело в том, что в 1901-1910 годах руководителям Румянцевского музея был Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), инициатор создания и первый директор (1911-1913) Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им.Пушкина).

Настенный светильник в Большом зале, Пашков дом

Настенный светильник в Большом зале

Настенный светильник в Большом зале, дом Пашкова

Настенный светильник в Большом зале

С балкона Большого зала открывается великолепный вид на Москву: Боровицкую площадь, Александровский сад, Кремль, Большой каменный мост, Москва-реку, Балчуг, Кадашевскую слободу. Конечно, еще лучший вид будет с балкона вокруг бельведера, но он пока закрыт для посещения. Пашков дом был первым светским зданием, с которого можно было посмотреть на Московский Кремль сверху вниз (о, сладкая месть Баженова и Пашкова). До этого единственным таким сооружением была колокольня Ивана Великого на Соборной площади Кремля.

"Балкон трех императоров", дом Пашкова

«Балкон трех императоров», откуда прусский король Фридрих-Вильгельм III с сыновьями обозревал разоренную Наполеоном Москву

Из окна хорошо виден памятник Святому равноапостольному князю Владимиру Крестителю, недавнее открытие которого всколыхнуло не только московских градозащитников, но и подстегнуло дискуссии об исторической преемственности Киевской Руси.

Памятник Владимиру Крестителю

Памятник Владимиру Крестителю

Вид на Большой каменный мост

Вид на Большой каменный мост

С лестничной площадки открывается красивая панорама парадного двора, въездных ворот и церкви Николы на Старом Ваганькове.

Въездные ворота, Пашков дом

Въездные ворота

В небольшой комнате на третьем этаже можно увидеть замечательную скульптуру «Саломея, или танец смерти» работы женщины-скульптора Екатерины Ивановны Беклемишевой (Прохорова, 1866-1912). Утверждают, что голова Иоанна Крестителя на блюде является образом мужа Беклемишевой.

Саломея, дом Пашкова

Саломея, или Танец смерти

Неподалеку, в лестничном холле 3-го этажа еще одна удивительная скульптура — «Читающая девушка» работы Пьетро Маньи. Глядя на нее даже не верится, что можно создать такой тонкий, детально проработанный образ.

Читающая девушка, дом Пашкова

Пьетро Маньи. Читающая девушка

Люстра, дом Пашкова

Люстра в зале на 3-м этаже

Настенный светильник, дом Пашкова

Настенный светильник

Пройдя через один из залов 3-го этажа, можно выйти на балкон Большого зала.

Деталь потолка Большого зала, дом Пашкова

Деталь потолка Большого зала

Большой зал, Дом Пашкова

Большой зал

Большой зал, дом Пашкова

Большой зал

Второй ярус Большого зала, дом Пашкова

Второй ярус Большого зала

Из окон третьего этажа открываются еще более захватывающие панорамы Москвы.

Храм Христа Спасителя, дом Пашкова

Вид на Храм Христа Спасителя

Памятник Владимиру Крестителю, Кремль

Памятник Владимиру Крестителю и Кремль

Вид в сторону Балчуга, Кадашевской слободы и Замоскворечья

Вид в сторону Балчуга, Кадашевской слободы и Замоскворечья

Лестница в доме Пашкова

Лестница в доме Пашкова

Кроме центральной лестницы в доме Пашкова сохранились две чугунные лестницы во флигелях. В некоторых источниках утверждается, что это каслинское литье. Особенность чугунных лестниц заключается в том, что их надо отливать целиком, сварка невозможна.

Чугунная лестница, дом Пашкова

Чугунная лестница

Чугунная лестница, Дом Пашкова

Чугунная лестница

Конечно же, главное сокровище дома Пашкова в наши дни — это его книги и рукописи. Как я уже говорила, здесь расположены три отдела: рукописей, картографических изданий, нот и звукозаписей. В программу экскурсии по Пашкову дому входит их посещение.

Витрина со старыми пластинками и граммофоном, дом Пашкова

Витрина со старыми пластинками и граммофоном

Старинные ноты

Старинные ноты

Старые программы

Старые программы

Отдел картографических изданий

Фонд картографических изданий Российской государственной библиотеки входит в число крупнейших в мире. Он насчитывает около 250 тысяч экземпляров карт, атласов, планов, картосхем, глобусов. Самые старые карты датируются XVI веком. Здесь можно увидеть атласы великого картографа эпохи Возрождения Герарда Меркатора. Представлены и современные интерактивные карты. Перед входом в отдел можно увидеть небольшую коллекцию камней и минералов.

Стеллаж с минералами и камнями, дом Пашкова

Стеллаж с минералами и камнями

Минералы и камни

Минералы и камни

Стеллаж с глобусами и картами

Стеллаж с глобусами и картами

Отдел картографических изданий, дом Пашкова

Отдел картографических изданий

В центре читального зала стоит «Глобус ацтеков», созданный Константином Владимировичем Деевым в 2006-2007 годах. В декоративном оформлении использованы элементы мифологии индейцев Центральной Америки: Кетцалькоатль — «оперенный змей», символ мудрости и красоты, один из создателей мира и Черепаха, символизирующая Землю, Вселенную и Время.

Глобус ацтеков, отдел картографических изданий

«Глобус ацтеков»

Отдел картографических изданий

Каталоги Отдела картографических изданий

Стенд со старинными картами, отдел картографических изданий

Стенд со старинными картами

Старинные карты, отдел картографических изданий

Старинные карты

Старинные карты, отдел картографических изданий

Старинные карты

Старинные карты, отдел картографических изданий

Старинные карты

Отдел нотных изданий и звукозаписей

Фонд нотных изданий и звукозаписей – крупнейший в мире. Здесь хранится около 400 тысяч отечественных и зарубежных нот, которые датируются с XVI века и по настоящее время, более 30 тысяч звукозаписей на различных видах носителей. В отделе есть совершенно уникальные издания: например, прижизненные издания нот Баха, Моцарта, Гайдна, Генделя, Вивальди, Глюка, первые издания сочинений Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Шостаковича, Бетховена, Вагнера, Верди, Штрауса, ноты разных размеров. Среди звукозаписей можно увидеть и услышать самые первые пластинки, «кости» — подпольные самодельные пластинки на рентгеновских снимках и многое другое.

Отдел нотных изданий и звукозаписей, дом Пашкова

Отдел нотных изданий и звукозаписей

Отдел нотных изданий и звукозаписей

Отдел нотных изданий и звукозаписей, балкон

Нотные издания, Отдел нотных изданий и звукозаписей

Нотные издания

Старые пластинки, отдел нотных изданий и звукозаписей

Старые пластинки

Стенд в музыкальном салоне, отдел нотных изданий и звукозаписей

Стенд в музыкальном салоне

Старые пластинки Апрелевского завода, отдел нотных изданий и звукозаписей

Старые пластинки Апрелевского завода

Старый проигрыватель, отдел нотных изданий и звукозаписей

Старый проигрыватель

Читальный зал Отдела нотных изданий и звукозаписей

Читальный зал Отдела нотных изданий и звукозаписей

Научно-исследовательский отдел рукописей

Отдел рукописей — уникальное место в доме Пашкова и во всей библиотеке. Здесь хранятся подлинные богатства. Объем фонда составляет 610 тысяч единиц хранения. Самые старые рукописи датируются VI в. н.э. Состав фонда процитирую с сайта РГБ:

Основной фонд — это универсальное собрание письменных и графических рукописей на древнерусском, древнегреческом языках, латыни, славянских, западноевропейских и восточных языках. В нём собраны рукописные книги светского и духовного содержания, архивные коллекции, личные (семейные, родовые) архивы, архивные фонды различных государственных, церковных, частных учреждений и общественных организаций. Имеются фонды Петра I, М. И. Кутузова, П. А. Румянцева-Задунайского, Г. Р. Державина, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, В. О. Ключевского и других выдающихся деятелей русской истории и культуры. Уникальная часть собрания — памятники славянской и древнерусской книжной культуры.

В дополнение к основному формируется научно-вспомогательный фонд, содержащий литературу, необходимую для работы с рукописями. Он представляет собрание книг и сериальных изданий XIX—XXI веков на русском и иностранных языках по истории, вспомогательным историческим дисциплинам, литературоведению, языкознанию, богословию, философии, книговедению, искусству. Научно-вспомогательный фонд располагается в Румянцевском зале в Доме Пашкова.

Отдел рукописей, дом Пашкова

Отдел рукописей

Говоря об отделе рукописей, нельзя не упомянуть имя «Московского Сократа» — известного русского философа, футуролога и знатока библиотечного дела Николая Федоровича Федорова (1829-1903). В историю русской философии он вошел как оригинальный мыслитель, мечтающий воскресить мертвых. Идеи Федорова собраны его друзьями и учениками в собрании «Философия общего дела». Смерть — это то зло, которое должно быть преодолено. А для того, чтобы воскрешенным людям было где жить, нужно открывать новые планеты, другие миры. Федоров стоит у истоков русского космизма. Он был дружен с Константином Эдуардовичем Циолковским, Владимиром Сергеевичем Соловьевым. Соловьев писал Федорову:

Прочел я Вашу рукопись с жадностью и наслаждением духа, посвятив этому чтению всю ночь и часть утра, а следующие два дня, субботу и воскресенье, много думал о прочитанном. „Проект“ Ваш я принимаю безусловно и без всяких разговоров… Со времени появления христианства Ваш „проект“ есть первое движение вперед человеческого духа по пути Христову. Я со своей стороны могу только признать Вас своим учителем и отцом духовным… Будьте здоровы, дорогой учитель и утешитель.

Николай Федорович Федоров много сделал для развития Библиотеки Румянцевского музея. Он был очень непритязателен в быту, мало спал, ходил в поношенной одежде и питался весьма скудно. Многие принимали его за нищего и подавали милостыню, на которую он покупал книги для библиотеки. Федоров считал, что библиотеки — это «очаги духовного наследия, центры собирания, исследования и просвещения, нравственного воспитания. В них происходит общение с великими предками и потому они должны стать центром общественной жизни, аналогом храмов, местом, где люди приобщаются к культуре и науке».

Мемориальная табличка Н.Ф.Федорова, работавшего в Румянцевском музее

Мемориальная табличка Н.Ф.Федорова, работавшего в Румянцевском музее

Читальный зал отдела рукописей

Читальный зал отдела рукописей

Читальный зал отдела рукописей

Читальный зал отдела рукописей

В центре читального зала висит копия портрета основателя Румянцевского музея, почётного члена Императорской Российской академии Николая Петровича Румянцева (1754-1826). Он вошел в историю также как меценат, коллекционер, покровитель первого русского кругосветного плавания на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского.

Портрет Н.П.Румянцева кисти Джорджа Доу

Портрет Н.П.Румянцева кисти Джорджа Доу

Стол с рукописями

Стол с рукописями

Книжный шкаф, отдел рукописей

Книжный шкаф

Аппарат для чтения с разных носителей

Аппарат для чтения с разных носителей

Шкафы, отдел рукописей

Шкафы

Старая книга

Старая книга

Рукописи

Рукописи

Рукописи

Рукописи

Рукописи святителя Игнатия (Брянчанинова)

Рукописи святителя Игнатия (Брянчанинова)

Рукописи святителя Игнатия (Брянчанинова)

Рукописи святителя Игнатия (Брянчанинова)

В зале каталогов есть не менее интересные раритеты.

Каталоги отдела рукописей

Каталоги отдела рукописей

Три философа (Федоров Н.Ф., Соловьев Вл.С. и Толстой Л.Н.). Рисунок Пастернака Л.О.

Три философа (Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев и Л.Н.Толстой). Рисунок Пастернака Л.О.

Картина на стене

Картина на стене: Федоров — родоначальник русского космизма

Ниже — уникальный портрет Николая Федоровича Федорова. Дело в том, что мыслитель не любил позировать, фотографироваться. Живописец Леонид Осипович Пастернак (1862-1945), желая написать портрет Федорова, стал приходить в Румянцевский музей и делать вид, что работает в читальном зале. А сам, тем временем, рисовал портрет с натуры.

И еще одна небольшая ремарка о том, как причудливо сплетаются идеи и судьбы. Николай Федоров был внебрачным сыном князя Павла Ивановича Гагарина (1798-1872). Федоров — это фамилия его крестного отца. Идеи Николая Федоровича вдохновляли Циолковского и других создателей русской космонавтики. «Философию общего дела» изучал Сергей Павлович Королев. Первым человеком, отправившимся в космос, стал Юрий Алексеевич Гагарин. Вот так космос соединил двух Гагариных.

… космос нуждается в разуме для то­го, чтобы быть космосом, а не хаосом, каким он (пока) есть: ра­зумные же существа нуждаются в силе. Космос (каков он есть, но не каковым он должен быть) есть сила без разума, а человек есть (пока) разум без силы. (Н.Ф.Федоров)

Портрет Николая Федорова работы Леонида Осиповича Пастернака

Портрет Николая Федорова работы Леонида Осиповича Пастернака

В зале каталогов Отдела рукописей у окна стоит неприметный шкаф. Этот шкафчик из квартиры на Мойке, 12, Санкт-Петербург, передал в Румянцевский музей сын Пушкина Александр Александрович вместе с рукописями поэта. Позже рукописи были переданы в Пушкинский Дом в Санкт-Петербурге, а шкафчик остался в Москве

Шкаф с рукописями Пушкина

Шкаф с рукописями Пушкина

Подвалы дома Пашкова

Быстрое строительство дома Пашкова было возможно потому, что архитектор использовал фундаменты более старых строений Ваганьковского холма. В подвалах можно в некоторых местах увидеть фрагменты старой кладки.

Одноколонная палата, дом Пашкова

Одноколонная палата

Фрагмент белокаменной стены, дом Пашкова

Фрагмент белокаменной стены

Белокаменная кладка фундамента Пашкова дома со стороны Знаменки

Белокаменная кладка фундамента Пашкова дома со стороны Знаменки

Ивановский зал РГБ

Со двора дома Пашкова можно увидеть Ивановский зал РГБ. Он был построен в 1915 году в качестве картинной галереи Румянцевского музея. В нем экспонировалась картина Александра Иванова «Явление Христа народу» — дар императора Александра II Румянцевскому музею. Говорят, что именно в этом помещении картина производила наиболее сильный эффект на зрителя, которого не удалось достичь в Третьяковской галерее, где сейчас находится это полотно.

В советские годы Ивановский зал был частью книгохранилища «Ленинки», а в наши дни здесь снова проводятся выставки, на которых можно увидеть предметы из фондов Российской государственной библиотеки: редкие книги, уникальные рукописи, гравюры, старинные географические карты, произведения живописи, коллекции Румянцевского музея и многое-многое другое.

Ивановский зал РГБ

Ивановский зал РГБ

Здесь, в доме Пашкова воочию убеждаешься, что пространство нелинейно. Внутри оно таит себе удивительные сокровища, позволяет совершать путешествия во времени и прикоснуться к уникальным сокровищам. Говорят, здесь можно встретить призрак русского библиотекаря, библиографа и писателя Николая Александровича Рубакина (1862-1946). Обитает он на этаже, где хранятся книги его фонда, однако заходит и в другие места, помогая библиотекарям отыскать нужные книги, а читателям сориентироваться во всем их многообразии — ведь ныне фонды «Ленинки» составляют более 45,5 миллионов еди­ниц хра­не­ния на 367 язы­ках ми­ра, это крупнейшая публичная библиотека мира!

Книгохранилище

Книгохранилище

Дом Пашкова

Дом Пашкова

Дом Пашкова, деталь

Дом Пашкова, деталь

Фасад дома Пашкова

Фасад дома Пашкова

Флигель дома Пашкова

Флигель дома Пашкова

Бельведер дома Пашкова

Бельведер дома Пашкова

Дом Пашкова со стороны Боровицкой площади

Дом Пашкова со стороны Боровицкой площади

Дом Пашкова на карте и информация для посетителей

Заказать экскурсии в дом Пашкова, другие здания Российской государственной библиотеки и по отдельным темам можно на сайте экскурсионных программ РГБ.

  • Экскурсии в РГБ: http://leninkatour.ru/ekskursii/
  • Сайт РГБ: http://www.rsl.ru/
  • Адрес дома Пашкова: Москва, улица Воздвиженка, 3/5, строение 1
  • Станции метро: Боровицкая, Библиотека имени Ленина, Александровский сад.

© Мария Анашина, anashina.com

© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2017. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены



Комментарии к статье

avatar
Татьяна

Фундаментальное исследование — все аспекты жизни дома освещены! Отрадоно, что сейчас проводят экскурсии и можно в подробностях узнать об истории дома, музея и библиотеки на месте. Экскурсоводы в доме Пашкова замечательные!
Ивановскую картину своим клиентам показываю издалека. Вернее, сначала рассказываю в зале, где она висит, а потом отхожу к Брюллову и ещё раз оглядываюсь на полотно и прошу экскурсантов сравнить эффект от полота. В Ивановском зале она сразу производила бы должное впечатление.

Виктория

Спасибо, Мария! Очень интересно.

Юлия

Одна только лепнина на потолке уже стоит того, чтобы отправиться сюда на экскурсию! Очень интересная получилась у Вас статья! Спасибо, что познакомили с таким интересным зданием и его историей.

Vladimir
Vladimir

Всю жизнь прожил в Москве.
Теперь вот благодаря Вам побывал и в Ленинке.
Вырвалось по привычке.
Был в Питере’ экскурсовод’ когда автобус проезжал площадь Ленина прочитал стихи’ которые впились в память:
А это памятник Ленину’
На площади имени Ленина
У станции метро площадь Ленина
Ленинградского’ ордена Ленина
Метрополитена имени Ленина
В городе который построил Петр.

Спасибо за экскурсию.
Странно это. Где только не побывал’ только по 3 раза Прадо’ Роден’ Дрезденка…
А вот Московские прелести только с Вашей помощью.
Спасибо!

Елена Шикова

Какое полное описание дома Пашкова!!! В Питере есть усадьба Кушелева-Безбородко к строительству, которой тоже приложил руку Баженов. Архитектура очень похожа на дом Пашкова, такие же башенки и галереи, их сделали закрытыми позже строительства.

Ариника

С большим интересом прочитала. Одно дело, когда просто любуешься красивым зданием, проходя мимо него, и совсем по-другому смотришь на это здание, когда хоть немного знаком с его историей… Да, в старой Москве каждый дом, каждый клочок земли дышит историей…
Спасибо!

Татьяна

Великолепное здание и очень интересная экскурсия. Спасибо, Мария, за столь детальное представление замечательного дворца.

Руснак Виктор

восхищен такой подробной историей! Вы не гидом работаете? И все-таки, не согласен, что библиотека Ивана Грозного несущественна, ведь, кроме византийских церковных книг, там наверняка были и летописи, документы, проливающие свет на истинную историю Руси, а не ту за которую Ломоносов сломал нос немцу-историку

Ladycharmed

Спасибо за интересную статью! Буду в Москве — обязательно надо побывать.

wpDiscuz
© 2017 Путешествия с Марией Анашиной ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru