Мы привыкли спать на мягких подушках. Поэтому старинные китайские подушки, сделанные из фарфора или других твердых материалов, современному человеку кажутся весьма странными. Конечно, в Китае помимо твердых подушек существовали и мягкие. В этой статье речь пойдет о твердых подушках, сделанных из фарфора.
Согласно словарю ханьского времени «Шовэнь цзецзы» 说文解字 «Происхождение китайских иероглифов», в слове «подушка» 枕 zhěn графема 木 mù (древесина) является ключом, 冘 yín – фонетиком. Таким образом, сам иероглиф подсказывает нам, что первоначально подушки делали из дерева или других твердых материалов.
Согласно археологическим данным, начиная со среднего палеолита древние люди в качестве подголовников для сна использовали камни, дрова, шкуры животных. Использовалась и собственная рука, согнутая под головой. Со временем появились каменные, деревянные, бамбуковые, керамические, из нефрита, янтарные, медные, кожаные, шелковые и другие подушки. Бедняки в качестве подушки использовали солому. Нефритовые подушки демонстрировали богатство их владельца. Наибольшую популярность получили фарфоровые подушки — 瓷枕 cízhěn.
Считалось, что фарфоровые подушки очень полезны для здоровья: они очищают сердце, улучшают зрение и освежают тело. Они охлаждали голову и, тем самым, были незаменимы в летнюю жаркую погоду. Кроме того, благодаря таким подушкам можно было сохранить прическу. Идеальной считалась высота подушки 9-15 см. Слишком высокая или слишком низкая подушка, как полагали, приводит тело в состояние напряжения, не способствующее отдыху. Более высокие подушки являлись погребальными предметами.
Фарфоровые подушки передавались по наследству из поколения в поколение, и, таким образом, дошли до наших дней. Также большое их число было обнаружено в ходе археологических раскопок. Они были разной формы: круглые, квадратные, трапециевидные, с изображениями растений, животных и людей.
Во времена династии Цзинь были популярны подушки в виде тигров в разнообразных позах. В традиционной китайской культуре тигр является символом силы и мощи, воплощением справедливости и благоденствия, а также стражем между мирами живых и мертвых. Знаменитый ученый-даос Гэ Хун (283-343) в своем сочинении «Справочник рецептов в экстренных случаях» 肘后备急方 Zhǒu hòubèi jí fāng писал о том, что подушки в форме тигра 虎头枕 hǔtóuzhěn особенно хороши, поскольку избавляют от ночных кошмаров.
В эпоху Тан широкое распространение получили фарфоровые подушки с разноцветной глазурью: трехцветной, коричневой, черной и др.
Своего расцвета фарфоровые подушки достигли в эпоху Сун, когда их стали использовать даже простые люди. Поражает разнообразие форм подушек того времени: как геометрические, так и в форме животных и людей. Такие подушки были богато украшены росписями и гравировкой, представляя собой скульптурные композиции. Многие из них имели определенный смысл. Так, детская фарфоровая подушка в виде фигурки мальчика символизировала, что в будущем её владелец обязательно будет иметь много детей и внуков, а также настоящих друзей.
В последующие эпохи популярность фарфоровых подушек начала постепенно снижаться. В эпоху Цин большой популярностью пользовались подушки, набитые чайным листом, считавшиеся целебными. В наши дни весьма популярны плотные подушки из бамбуковых планок и волокон, которые приятно холодят голову в жаркие летние ночи.
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.