31 августа (18 августа по старому стилю), последний день лета. Сегодня все лошадники отмечают праздник Флора (Фрола) и Лавра — покровителей лошадей. На конюшнях часто можно увидеть икону этих святых.
Святые мученики, братья Флор и Лавр жили во II в. в Иллирике и были каменотесами. На одном из построенных языческих храмов они водрузили крест. Разгневанный правитель области приказал истязать их, но они «и в муках славили Бога». Затем братьев бросили в пустой колодец и засыпали землей. Впоследствии их мощи были перенесены в Константинополь. После этого в Царьграде прекратился падеж скота.
На Руси имена святых оказались неразрывно связаны с лошадьми. Согласно поверью, бытовавшему на Орловщине, Флор и Лавр рыли колодцы. Но однажды колодец обвалился и братья оказались погребены заживо. Из-под обвала стала сочиться вода и вскоре там образовалась лужица. Сюда стала ходить на водопой одна худосочная лошаденка, которая быстро раздобрела. Слава о чудодейственном источнике быстро распространилась по округе, сюда стали пригонять старых и больных лошадей, и все они поправлялись. Тогда местные мужики решили на этом месте вырыть колодец. И вскоре произошло чудо: Флор и Лавр обнаружились живыми и невредимыми, с железными лопатами в руках.
Согласно другому поверью, на второй день Спаса некий мужик выехал в поле пахать, чтобы посеять озимые. Однако лошадь его остановилась и отказалась работать. С бранью и проклятиями крестьянин стал бить своего коня, угрожать. Лошадь упала на колени и заржала. И вдруг на поле появились двое странников с посохами и грозно сказали: «За что ты бьешь лошадь? Ты в ответе за нее перед Богом, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У людей на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день — Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним». Крестьянин раскаялся, а с тех пор 31 августа стал отмечаться как конский праздник.
Часто на иконах Флор и Лавр изображаются вместе с архангелом Михаилом. Согласно одному из поверий, однажды пастухи обратились к святым, чтобы те помогли им вернуть пропавших коней. А те, в свою очередь, умолили архангела Михаила помочь им. Согласно другому толкованию, архангел Михаил возвещает об обретении мощей святых мучеников, благодаря чему прекратился падеж лошадей.
Конский праздник широко отмечался в дореволюционной России. Так, в Москве на Мясницкой улице, напротив здания Почтамта устраивалась бесплатная выставка орловских рысаков. В Фроловской церкви неподалеку проводился специальный молебен.
В селах Вологодской губернии на молебны приводили до 300-400 лошадей местной породы — в основном рыжей масти, часто с хохлатой шерстью, низеньких и неказистых, но очень выносливых, работоспособных и неприхотливых в пище.
На Русском Севере, в Вологодской, Костромской, Новгородской губерниях существовали специальные деревянные часовни в честь святых братьев-мучеников. Многие из них строились в удалении от сел, на лесных полянах рядом с источниками и пустовали весь год. Но в день Флора и Лавра сюда стекалось множество людей с лошадьми. Просфоры с молебна приносили домой и раздавали скотине. После неподалеку устраивались скачки, отчего сам праздник получил второе название — «скакалки».
В ряде мест лошадей прогоняли через «живой» огонь, добытый трением. Эти костры разводили как правило во рвах или оврагах, а иногда и на высоком берегу реки. Во время этого действа священник кропил табуны святой водой прямо через пламя. Часто вместе с конями через пламя прогоняли и другой рабочий скот, чтобы защитить животных от мора.
В этот день было принято вволю кормить лошадей, водить их купать, пастись, украшать, но ни в коем случае нельзя было работать на них. Считалось, что даже запрягать лошадь в этот день нельзя, иначе начнется падеж скота. На скачках в праздник Флора и Лавра было запрещено седлать лошадей. Люди тоже старались в этот день обильно есть и пить, причем выпить лишнего разрешалось и женщинам. Пекли специальное печенье с изображением конского копыта, которое жертвовалось священнику за молебен, а также раздавалось лошадям. До конца XIX века также в ряде мест сохранялся языческий обычай жертвоприношения скота.
Молитва святым мученикам Флору и Лавру:
Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.
С этим днем по народному календарю связано много примет:
- Фрол и Лавр — покровители лошадей.
- «Фрол-Лавр до рабочей лошади добр».
- «Умолил Флора и Лавра, жди и лошадям добра».
- В день мучеников Фрола и Лавра не выжигают тавра.
- «На Фрола и Лавра — досевки» — последний срок посева озимых.
- Кончается посев ржи — после этого дня он считается запоздалым.
- Коли на Фрола не отсеешься — фролы (то есть сорняки) и родятся.
- После Флора родятся фролы.
- Начинаются вечерние «засидки» — женские работы в избах при свете свечей: «С Фролова дня засиживают ретивые, а с Семена (14 сентября) и ленивые».
- Начинаются осенние утренники.
* Работать лошадь — профессиональный термин конников, означает «тренировать лошадь».
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.