Ещё немногим более столетия назад умение играть на музыкальных инструментах было одним из обязательных навыков образованного человека. Домашнее музицирование, как и чтение вслух, было одной из излюбленных форм досуга. Многие свободно играли с листа незнакомые музыкальные произведения.

Une Romance. Santiago Rusiñol, 1894
Une Romance. Santiago Rusiñol, 1894

К сожалению, в детстве я не уделяла чтению с листа особого внимания, надеясь, что этот навык придет сам собой по мере разучивания все большего числа произведений. Однако этого не произошло. Регулярно я стала заниматься чтением с листа лишь в 2020 году, когда возобновила свои занятия музыкой после почти 20-летнего перерыва.

На первых порах я взяла «Школу игры на фортепиано» Николаева. Сначала каждое произведение проигрывала не один раз, чтобы вспомнить основы. Вскоре я начала заниматься с преподавателем, и на пару месяцев оставила занятия по чтению с листа, сосредоточившись на разучивании новых произведений, которые мне давали.

По теме: Нужен ли взрослому пианисту-любителю преподаватель музыки? Мой опыт

Сейчас я, как правило, уделяю игре с листа полчаса-час времени ежедневно, обычно утром, когда голова свежая. Все это произведения более низкого уровня, нежели те, что я разбираю с преподавателем: играю подряд все произведения из хрестоматий для 1-2 классов ДМШ, «детские альбомы» разных композиторов, пособия для чтения с листа и т.п. Также преподаватель посоветовала мне на первых порах брать произведения блоками — в одной тональности, чтобы «утвердиться» в ней и не задумываться о знаках.

Перед тем, как играть новое произведение, я внимательно просматриваю ноты: смотрю размер, знаки при ключе, определяю тональность, где получается — гармонии, прохожу ритм и фактуру, если надо, отмечаю аппликатуру. Особое внимание уделяю сложным местам. Также смотрю, что можно опустить при первом проигрывании (играть все ноты при чтении с листа необязательно, главное — передать суть). Постепенно появляется «предслышание» музыки.

После этого приступаю непосредственно к игре. Играя, считаю ритм. Каждое произведение проигрываю два раза, после чего перехожу к следующему. Некоторые произведения даются мне легче, другие — сложнее. Пока играю медленно, в комфортном для себя темпе, стараясь не делать ошибок. Хотя все равно ошибки бывают, особенно если много знаков при ключе и в тексте.

При чтении с листа рекомендуется смотреть вперед. У меня это получается пока не всегда, но я стремлюсь к этому и уже чувствуется небольшой прогресс. Также советуют играть вслепую, лишь изредка бросая взгляд на клавиатуру. Я работаю над этим: иногда просто сижу с закрытыми глазами перед пианино, и, подобно слепому, ощупываю клавиши, играю мелодии и аккорды.

По мере того, как увеличивается число проигранных таким образом произведений, я запоминаю некоторые «паттерны» — устойчивые формы, которые встречаются в разных произведениях. Чтению с листа также способствуют занятия по сольфеджио, работа над этюдами и другими музыкальными произведениями, которые мы разбираем с преподавателем.

Чтение с листа значительно расширяет репертуар по сравнению с заучиванием музыкальных произведений. Теперь я воспринимаю музыку совершенно иначе, глубже: я становлюсь активным участником музыки, а не пассивным слушателем. И, конечно, сейчас мне гораздо легче разбирать новые произведения. Кроме того, по мере улучшения навыка чтения с листа, у меня заметно улучшилась скорость реакции.

Надеюсь, что со временем количество обязательно перейдет в качество, и однажды я смогу с легкостью и в нужном темпе играть разные произведения (конечно, не очень сложные). Но на формирование этого навыка требуется немалый срок.

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.