До зимней советско-финской войны 1939-1940 годов основное население Карельского перешейка составляли финны, исповедующие лютеранство. Несмотря на все перипетии бурного XX века и активную антирелигиозную пропаганду в Светском Союзе, некоторые финские кирхи дошли до нашего времени. В Приозерске (Ленинградская область) расположена одна из самых больших лютеранско-евангелических кирх — Käkisalmen kirkko, или, как её ещё называют, новая финская кирха.
♦ По теме: Приозерск и окрестности: достопримечательности и интересные места
Приозерск — типичный порубежный город. Основанный в XIII веке, он за свою долгую историю сменил несколько названий: Корела, Кексгольм, Кякисалми, Приозерск. В разные годы принадлежал новгородцам, Московскому царству, Швеции, Российской империи, Великому княжеству Финляндскому и Финляндии, СССР, России. Новые власти нередко изгоняли жителей со своих насиженных мест.
В 1759 году в Кексгольме, как в то время назывался Приозерск, по проекту знаменитого финского архитектора Туомаса Суйкканена была построена кирха Святого Андреаса (Андрея Первозванного). Существовавшие до неё кирхи были деревянными и рано или поздно погибали в огне.
В 1904 году было принято решение строить новую, более вместительную церковь: ремонт старой был признан нецелесообразным. В 1908 году проект кирхи заказали известному финскому архитектору Иозефу Стенбеку (в нашей стране сохранилось несколько его построек — кирхи в Зеленогорске, Приморске и Мельникове). Однако денег на её строительство не было. Одно время предлагали даже переоборудовать под кирху здание Старого Арсенала в крепости Корела, но вариант был отклонен по причине небольшой вместимости проектируемого храма и его отдаленности от центра города.
Тогда решили собирать средства из пожертвований прихожан и взять государственную ссуду. К тому же, в конце 1917 года на территории Новой крепости расквартировали 2-ой батальон егерского полка «Саво», который пожертвовал довольно крупную сумму на строительство. Наконец, в 1928 году Кякисалмский приход заказал проектирование новой кирхи известному финскому архитектору, одному из основоположников финского национального романтизма Армасу Линдгрену (1874-1929).
Кирха в Кякисалми, как тогда назывался Приозерск, стала последним творением Армаса Линдгрена, его лебединой песней. Наружные стены церкви были облицованы цельными камнями из местного гранита красноватого оттенка. По замыслу архитектора, кирха и старинная крепость Корела (Кексгольм) должны были визуально перекликаться друг с другом.
После смерти Армаса Линдгрена работы возглавила его дочь Хелена Руотула-Стений. Оформлением интерьеров занимался архитектор Артур Куллман, вход в кирху и площадку перед ней выполнил мастер Адольф Лайтинен. Зять другой дочери, дизайнер и декоратор Антти Салменлинна создал изысканные канделябры и подсвечники.
14 декабря 1930 года епископ Выборгский, доктор богословия Эркки Кайла, освятил новую кирху. Она была великолепна.
Из старой кирхи Святого Андреаса в новую перенесли алтарную картину Б. Годенхьелмина «Распятие» и канделябры, изготовленные в 1870-х годах на средства кексгольмской купчихи-благотворительницы Авдотьи Андреевой. На колокольню были подняты два колокола из старой кирхи: один был отлит в 1877 году в России, а другой — в 1897 году в Германии. Скульптор Албин Каасинен, проживавший в то время в Кякисалми, вырезал из дерева фигуры четырёх евангелистов, которые в 1934 году были установлены в нишах церковной кафедры.
На первых порах в кирхе установили орган из старой церкви. Новый 36-регистровый орган был изготовлен в 1937 году по проекту мастера Вени Куосма на органном заводе в городе Кангасала (Финляндия). Его отличал особый ударный звук.
В 1940 году, когда советская авиация бомбила Кякисалми, кирха получила серьезные повреждения. Одна из бомб проломила крышу и взорвалась на полу, разметав скамьи. После вхождения бывших финских территорий в состав СССР, здание кирхи было передано в ведение НКВД. В алтаре оборудовали сцену, здесь часто выступали с концертами ленинградские артисты. Покидая Приозерск в августе 1941 года, советские войска сняли с кирхи медную крышу, а здание подожгли. Старую кирху 1759 года также сожгли. Врагу ничего не должно было достаться.
Вернувшиеся в 1941 году финны начали восстанавливать кирху, но богослужения в ней не проводились.
24 сентября 1944 года Приозерск был освобожден советскими войсками. Финны оставили город, который был почти полностью разрушен в ходе боевых действий и налетов авиации. В 1945 году кирху передали местной партийной ячейке под организацию городского дома культуры. Здание отремонтировали, но все следы религиозной принадлежности были уничтожены. Убрали массивный гранитный крест, венчавший бельведер на башне. Когда его снимали, он проломил крышу, повредил стропила и мебель, а также выбил глаз одному из рабочих.
В 1961 году кирха была вновь отреставрирована: расширена сцена, переоборудовано фойе, реконструированы подсобные помещения. Под крышей появился чердачный полуэтаж, где разместились комнаты для кружковой работы. В 1987 году кирху ремонтировали еще раз. Бывший Городской дом культуры был преобразован в «Центр досуга молодёжи», появились игровые автоматы, бар и дискотека.
В 1990 году Приозерск посетил известный ярославский поэт Василий Пономаренко, который был возмущен танцами в бывшем храме и написал такое гневное стихотворение:
Богатырски вверх уходит башня,
Смотрит на окрестные дома…
Звук молитвы — день её вчерашний,
Нынче клуб здесь: танцев кутерьма.
В сатанинском ритме содрогаясь,
Скачет зал подобием горилл:
Над своей культурой надругались,
То же над финляндскою творим.
После открытия «железного занавеса» в Приозерск стали приезжать бывшие жители Кякисалми, которые по мере возможности старались поддерживать бывшую кирху в надлежащем состоянии. В 1995 году здесь несколько раз проводили церковные службы.
6 июля 1997 года у западной стены кирхи на месте воинского захоронения 105-ти финских военнослужащих, погибших в годы Второй Мировой войны, был поставлен гранитный памятник, выполненный по проекту архитектора Кауко Кокко.
В 2001 году на средства Приозерского мясокомбината был сделан косметический ремонт внутренних помещений. В бельведере разместился выставочный зал с поделками местных мастеров декоративно-прикладного искусства. Основной объем здания по-прежнему занимала дискотека с баром.
Ночью 21 августа 2002 года в бывшей кирхе вспыхнул пожар, уничтоживший всю внутреннюю отделку здания и крышу. В середине 2000-х годов последствия пожара были частично ликвидированы. В марте 2014 года прокуратура Ленинградской области, проведя проверку объектов культурного наследия города Приозерска, признала неудовлетворительное состояние здания. Администрации было объявлено дисциплинарное взыскание и выдано предписание о проведении противоаварийной и реставрационной работ.
К моему сожалению, двери бывшей кирхи оказались закрыты. Когда я рассматривала её снаружи, меня окликнула какая-то женщина. Мы разговорились. Она оказалась из Петербурга. А вот меня она приняла за финку, приехавшую на бывшие финские территории.
Мне было очень грустно смотреть на нынешнее состояние бывшей лютеранской церкви. Если многие православные храмы сейчас восстанавливаются, то кирхи на Карельском перешейке, в Карелии, в Калининградской области и многие другие неправославные храмы на территории России нередко используются крайне нецелевым образом. На мой взгляд, оптимальным решением была бы организация в приозерской кирхе концертного зала с органом, кружками искусств, картинной галереей и возможностью совершать лютеранские богослужения.
Адрес финской кирхи: Ленинградская ул., 8, Приозерск, Ленинградская область, Россия
При написании поста использованы материалы статьи А.П.Дмитриева «Кирха профессора Линдгрена».
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.