В экспозиции практически любого российского краеведческого музея представлено необычное деревянное кресло (а подчас и не одно), спинка которого выполнена в форме дуги — элемента конской упряжи, подлокотники — двух топоров, а сзади на сиденье небрежно брошены две рукавички. В конце XIX — начале XX века подобные предметы мебели можно было встретить в домах аристократов, купцов, интеллигенции, мещан. Было такое кресло и в кабинете императора Александра III.

Кресла "Дуга, топор и рукавицы" в экспозиции музея истории художественных промыслов Нижегородской области в Нижнем Новгороде
Кресла «Дуга, топор и рукавицы» в экспозиции музея истории художественных промыслов Нижегородской области в Нижнем Новгороде

Вторая половина XIX века ознаменовалась ростом интереса к национальным традициям. В это время архитекторы, художники, музыканты открывают для себя богатейшее русское наследие и творчески переосмысливают его. Допетровская Русь виделась в сказочно-былинном обличии, которое пытались воссоздать в предметах искусства: архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи, музыке и т.п. Абрамцево в Подмосковье, чуть позднее — Талашкино в Смоленской губернии, превратились в центры российской художественной жизни, способствующие расцвету русского стиля.

Кресло Шутова в экспозиции «Русский жилой интерьер XIX-начала ХХ веков»
Кресло Шутова в экспозиции «Русский жилой интерьер XIX-начала ХХ веков» в Павловском дворце, Санкт-Петербург

В 1870 году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге были представлены столярные изделия мастера Василия Петровича Шутова (1827-1887), среди которых особое внимание привлекли необычные кресла. Они были выполнены в «крестьянском» стиле: такое кресло вполне могло стоять в какой-нибудь избе и быть сделано из подручных материалов. На дуге-спинке была вырезана прибаутка всех ямщиков: «Тише едешь, дальше будешь». Два топора-подлокотника вонзились в доску сидения. На сиденье лежат оставленные кем-то рукавички. Надо ли говорить, это творение заслужено получило бронзовую медаль!

Кресло "Дуга, топор и рукавицы" в экспозиции музея истории художественных промыслов Нижегородской области в Нижнем Новгороде
Кресло «Дуга, топор и рукавицы» в экспозиции музея истории художественных промыслов Нижегородской области в Нижнем Новгороде

Василий Петрович Шутов родился в 1826 году. Семья была весьма обеспеченной, но его отец разорился и был вынужден отдать сына учиться в небольшую столярную мастерскую в Петербурге, где у мальчика обнаружился несомненный талант. После окончания учебы он поступил в художественную столярную мастерскую Исакова и одновременно продолжил обучение в биржевой школе рисования. На талантливого юношу обратил внимание член Академии Художеств князь Н.И.Дундуков. Чтобы молодой человек смог получить звание художника, он предложил изготовить свой бюст. За 18 сеансов работа была готова и получилась настолько великолепной, что Академия художеств единогласно присудила Шутову звание свободного художника.

Кресло "Дуга, топор и рукавицы", изготовитель Шутов В.П.
Кресло «Дуга, топор и рукавицы», изготовитель Шутов В.П. Принадлежало купцу Лопарёву А.Ф. Вытегорский краеведческий музей, Вытегра

В 1855 году Шутов открыл собственную столярную мастерскую и стал получать заказы. После Всероссийской выставки 1870 года его слава еще более упрочилась. В марте 1870 года Шутова пригласили преподавать деревянно-резное искусство в рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств. В 1876 году он получает приглашение в Центральное училище технического рисования барона A.Л.Штиглица.

Вариация кресла Шутова в Художественном музее в Череповце
Вариация кресла Шутова в Художественном музее в Череповце

Шутов получил заказ на изготовление более 50 копий знаменитого кресла, а также привилегию от Департамента торговли и мануфактуры, выданную на десять лет, в течении которых никто более не мог изготовлять подобные кресла. По окончании этого срока появились различные вариации этого знаменитого кресла, выполненные другими мастерами: с рукавичками и без, музыкальными инструментами, разными пословицами и т.п.

Кресла Шутова в Галичском краеведческом музее
Кресла Шутова в Галичском краеведческом музее

Вот такая история появления этих необычных кресел. Они, без сомнения, являются одним из самых запоминающихся произведений «русского стиля» и по праву вошли в историю мирового дизайна.

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.