Лефортовский дворец пережил периоды взлетов и падений. Его стены помнят Франца Лефорта и Петра Великого, Александра Меншикова и Петра II. Он сменил много функций, пока, наконец, здесь не обосновалось два архива: военно-исторический и фонодокументов. В наши дни это одно из самых закрытых мест Москвы. Попасть сюда можно лишь с экскурсией.*
* Организатор экскурсии: «Дворянские усадьбы. Podmoskovnye.ru»
Строительство дворца для Лефорта
9 марта 1697 года по приказу Петра в Немецкой слободе началось строительство дворца для Лефорта. Предполагалось, что это будет не просто дворец, но и центр рождения новой России.
Строительство дворца было поручено «каменных дел мастеру» Дмитрию Васильевичу Аксамитову. Он стал первым зданием в Москве, построенным в стиле «новой» архитектуры, хотя влияние более ранней, допетровской архитектуры еще очень чувствовалось. Здесь переплелись «московское барокко» и отдельные элементы стиля, который позже назовут «петровским барокко». Вдоль фасада на уровне второго этажа шли балюстрады. Венчали дворец высокие пирамидальные крыши с резными украшениями. Перед дворцом был выкопан декоративный пруд, разбит сад. К Яузе тянулись два канала. Чуть позже была построена декоративная терраса с двумя лестницами по сторонам.
12 февраля 1699 года, несмотря на незавершенность внутренней отделки, во дворце состоялось новоселье. Основные торжества проходили в Большой столовой палате — огромном помещении, построенном без сводов и опор, площадью 324 кв. м и высотой потолков 10 метров. Здесь впервые появились «в свете» русские женщины, жизнь которых прежде проходила весьма замкнуто.
К несчастью, Лефорту так и не довелось пожить в своем новом жилище. 2 марта (12 марта по новому стилю) 1699 года он скончался. По официальной версии, причиной смерти стали старые травмы. Вероятнее всего, причиной послужила злокачественная опухоль. Узнав о смерти, Петр I воскликнул: «Уж более я не буду иметь верного человека. Он один был мне верен. На кого теперь могу положиться?!»
Дворец отошел в ведение Посольского приказа и фактически превратился в московскую резиденцию Петра Великого. Здесь собирались военные советы, принимали иностранных послов, устраивали ассамблеи и карнавалы. В переоборудованном под театр большом зале давала представления труппа комедиантов.
Лефортовский дворец в XVIII — первой половине XIX века
После того, как в 1703 году был заложен Санкт-Петербург, Петр все больше времени проводил на берегах Невы. В 1707 году он подарил дворец своему «сердешному другу» Александру Даниловичу Меншикову, чей дворец в Семеновской слободе незадолго до этого сгорел, и вдобавок пожаловал ему 2 тысячи рублей на перестройку здания.
Работы возглавил российский архитектор итальянского происхождения Джованни Мария Фонтана (1670-1712?). Он пристроил к дворцу двухэтажные галереи-флигели, которые образовали большой прямоугольный двор по образу итальянских палаццо. По периметру галерей с внутренней стороны шла открытая аркада, заложенная в XIX веке. Со стороны улицы Коровий Брод (ныне 2-я Бауманская улица) была построена роскошная въездная арка. Объем здания тем самым увеличился более чем на 100 жилых помещений и большое число помещений хозяйственного назначения. Комнаты были отделаны в модном в начале XVIII века «китайском» стиле (шинуазри).
В 1727 году Меншиков попал в опалу и был сослан в Березов. Дворец отошел в казну и с этого времени стал именоваться «Лефортовским». Весной 1728 года Лефортовский дворец и расположенный неподалеку Головинский дворец (Екатерининский дворец, Екатерининские казармы, 1-й Краснокурсантский проезд, 3/5) становятся резиденцией малолетнего императора Петра II, который не любил Петербург и перенес столицу России обратно в Москву. Здесь он жил во время своей коронации, состоявшейся 6 (17) мая 1727 года. В Лефортовском дворце скончалась великая княжна Наталья Алексеевна, дочь царевича Алексея и внучка Петра Великого.
30 ноября 1729 года во дворце состоялось обручение Петра II с Екатериной Долгорукой. Рассказывают, что во время церемонии обручения корона на карете невесты зацепилась за верх проездной арки и, упав на землю, разбилась, что было расценено как дурное предзнаменование. 19 января 1730 года, в день, на который была назначена церемония бракосочетания, малолетний русский царь скончался от оспы. С его смертью пресекся род Романовых по мужской линии. В этот же вечер в Лефортовском дворце члены Верховного тайного совета составили свои «кондиции», ограничивающие власть монарха в России. 25 февраля 1730 года императрица Анна Иоанновна надорвала их, тем самым став единоличной правительницей Российской империи.
В остальное время помещения дворца приспосабливались под различные нужды. Так, например, в 1734–1735 годах здесь шили обмундирование для воевавших в Польше русских войск. 29 мая 1737 года во время огромного Троицкого пожара, случившегося в Москве, Лефортовский дворец выгорел. Работы по восстановлению и перестройке дворца в 1739 году возглавил архитектор Федор Шанин под руководством Бартоломео Франческо Растрелли. Внешний вид дворца и его интерьеры были оформлены в стиле барокко.
Останавливалась здесь и императрица Елизавета Петровна после своей коронации 25 ноября 1741 года. Специально для этого события дворец, который к тому времени весьма обветшал, несколько подновили. Руководил работами петербургский архитектор Михаил Григорьевич Земцов.
В середине 1740 годах в Столовой палате были возведены стены, поделившие её на несколько комнат, и дополнительное перекрытие, в результате чего образовался третий этаж, получивший название «мезонин».
21 января 1754 года во дворце, в котором тогда квартировались чины Лейб-компании, случился пожар, выгорели кровли. Здание было восстановлено, однако навсегда потеряло свой парадный вид. Денег на его содержание не выделялось, и дворец начал разрушаться: осыпалась штукатурка, появились трещины, обрушились некоторые деревянные перекрытия.
Екатерина II, которая не любила Москву, тем не менее приняла решение отреставрировать дворец. Проведение ремонтных работ было поручено князю Петру Макулову. После этого в здании поселили служащих Дворцовой конторы и театральных актеров. В 1771-1772 годах, когда в Москве бушевала эпидемия чумы, дворец, имеющий замкнутую планировочную структуру, был превращен в лазарет. Впоследствии Екатерина не оставила идеи восстановить его, но после составления сметы расходов оставила эту затею: дешевле было построить новый. Кроме того, императрица опасалась, что в помещениях могли сохраниться остатки чумы.
Тем не менее, в 1774 году Лефортовский дворец был снова отремонтирован, после чего в нем поселили театральных служителей. Однако качество строительных работ было настолько низким, что разрушение продолжилось, и к 1790-м годам его состояние расценивалось как аварийное: местами сгнила и обвалилась кровля и потолки, на одной из галерей обрушился верх.
Император Павел I решил разместить в Лефортовском дворце свою свиту на время коронации. Для проведения восстановительных работ был приглашен архитектор Матвей Казаков. Он переделал фасады здания в стиле классицизма, заложил аркады галерей-флигелей и боковые проезды, а во дворе возвел для хозяйственных нужд две «циркумференции» – флигели в форме четверти круга. Их фасады были украшены плоскими арками, в упрощенном виде повторяющими декор заложенных галерей. Внутри двора появилась парадная полуциркульная площадь.
В начале XIX века Казаков задумал объединить в единый комплекс Лефортовский дворец и находившееся по его сторонам Слободской дворец и Марлинский дом, однако этот проект так и остался нереализованным. В 1806 году в Лефортовский дворец из Московского Кремля были перевезены документы упраздненной в 1797 году Военной конторы. К несчастью, они погибли в 1812 году.
Во время Отечественной войны 1812 года в Лефортовском дворце разместился госпиталь для раненых с Бородинского сражения.
Во время московского пожара 1812 года дворец сильно обгорел. Его обитателями стали самые низы общества да стаи птиц. Москвичи обходили это место стороной, особенно в ночное время.
В 1826 году Николай I передал здание Московскому военному госпиталю. В нижних этажах разместились квартиры инвалидов, служивших в качестве госпитальной прислуги. Однако денег на восстановление дворца по-прежнему не было.
В 1838-1840 годах Лефортовский дворец был отреставрирован под руководством архитектора Тона для размещения в нем квартир для офицеров, чиновников и учителей 1-го и 2-го Московских кадетских корпусов. Реставрационные работы продолжились в 1848-1851 годах. В 1864 году кадетские корпуса были реорганизованы в военные гимназии. В 1865–1867 годах здание частично было передано в ведение Окружного инженерного управления Московского военного округа.
Государственный архив
Дальнейшая история дворца связана с размещением в нем архива. Еще в феврале 1819 года было создано Московское отделение архива Инспекторского департамента Военного министерства, позднее преобразованного в Московское отделение Общего архива Главного штаба. Размещался он в здании Правительствующего Сената в Московском Кремле. Однако вскоре стала ощущаться нехватка помещений, а к 1850-м годам вопрос о поиске новых помещений встал особенно остро.
В 1865 году было принято решение о размещении Московского отделения Общего архива Главного штаба в помещениях Лефортовского дворца. С этого времени этот архив нередко стали именовать «Лефортовским». Одновременно с ним здесь размещались несколько других организаций: Военно-гласное судопроизводство, классы Военно-фельдшерской школы, квартиры чиновников 2-й Московской инженерной дистанции, госпитального и других ведомств.
По мере роста архива, под хранилища выделялись все новые и новые помещения. В полуциркульных флигелях разместили квартиры для архивных служащих, которые обустроили внутреннюю территорию. Другие организации постепенно покидали дворец.
Размещение архива потребовало переустройства здания. Прежде всего, необходимо было укрепить продолжавшие гнить балки и полы, которые грозили обвалиться под тяжестью веса архивных документов. В качестве временной меры их стали укреплять деревянными подпорками. В 1913-1914 годах начались капитальные работы, однако Первая мировая война и последующие за ней революционные события помешали осуществлению полномасштабной реконструкции здания.
После Октябрьской революции все документы прежде разрозненных военных архивов были включены в Единый государственный архивный фонд. В советские годы он был преобразован в Военно-исторический архив РСФСР (с 1933 – Центральный военно-исторический архив СССР, с 1941 – Центральный государственный военно-исторический архив СССР, с 1992 – Российский государственный военно-исторический архив РГВИА). В декабре 1932 года в Лефортовском дворце также был размещен Центральный архив звуковых записей (ЦАЗЗ), в 1992 году переименованный в Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД).
Вновь возникла необходимость переустройства здания под нужды архивов. Как следовало из выводов Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б), здание срочно нуждалось в ремонте:
Помещение Центрального военно-исторического архива – здание бывшего Лефортовского дворца – построено свыше 200 лет тому назад и уже несколько десятков лет не имело ремонта. Крыша проржавела, во многих местах протекает, стены здания облуплены, потолок закопчен, пол во многих местах прогнил. Ни отопления, ни освещения в помещениях архива нет, поэтому архив имеет возможность работать только летом. Осенью и зимой вся работа по учету свертывается, так как в помещениях царит холод и мрак. В результате такого материального обеспечения архива – хранение документов безобразное, бумага быстро портится, изнашивается, документы гибнут.
Восстановительные работы начались только после окончания Великой Отечественной войны. В 1947 году Лефортовский дворец был взят под охрану как памятник архитектуры. Однако вплоть до 1970 годов на территории дворца находились квартиры работников архива и других организаций, а также лаборатории МВТУ имени Н.Э. Баумана, который расположен рядом в здании бывшего Слободского дворца.
С 1976 года началась научная реставрация этого памятника архитектуры, которая позволила выявить всю непростую историю старинного Лефортовского дворца, показать наслоения разных эпох.
В наши дни железобетонный забор с колючей проволокой закрывает от обзора старинный фасад Лефортовского дворца со стороны Лефортовской набережной и Яузы. Увидеть Лефортовский дворец изнутри – тем более непростая задача. Тем не менее, архив фонодокументов время от времени проводит в нём экскурсии, на которых можно познакомиться с историей дворца и уникальным архивом.
Фотографии Лефортовского дворца и Государственного архива фонодокументов
Фасад Лефортовского дворца со стороны 2-й Бауманской улицы выполнен в классическом стиле. За прошедшее время культурный слой заметно вырос (в среднем, в Москве скорость роста культурного слоя в отдельных районах может достигать 1 метра за 100 лет), поэтому дворец выглядит более приземистым, чем он был в прошлом.
Арка въездных ворот закрыта, но через неё можно разглядеть фасад Лефортовского дворца со стороны двора. Чтобы попасть во внутрь, нужно пройти через КПП — территория строго охраняется.
И вот, наконец мы во внутреннем дворе. Сейчас он весь засажен деревьями, за которыми угадываются постройки. Стены дворца выглядят пестрыми — это реставраторы специально выделили фрагменты разного времени.
В прошлом на территории Лефортовского дворца размещались квартиры сотрудников архива и членов их семей. Среди проживающих здесь были и вполне известные люди.
Глядя на пестрый фасад, многие интересуются: почему же реставраторы оставили дворец в его нынешнем виде, почему нельзя было восстановить его таким, каким он выглядел в какое-то определенное время? Разгадка проста: в работе над Лефортовским дворцом принимали участие самые знаменитые архитекторы. Невозможно вычеркнуть какой-то период истории. Поэтому при реставрации решили просто раскрыть фрагменты более старых элементов и подчеркнуть их цветом.
Не менее интересен фасад дворца со стороны Яузы, некогда бывший главным. Во времена Лефорта отсюда за Яузу простирался огромный парк, полный модных «затей». Парк на другом берегу реки сохранился до настоящего времени.
Вернемся вновь во внутренний двор.
К сожалению, интерьеры Лефортовского дворца не сохранились. Зато нам удалось познакомиться с уникальной экспозицией Российского государственного архива фонодокументов. Но это — уже совсем другая история.
Легенды Лефортовского дворца
Немало легенд окружает Лефортовский дворец. Прежде всего, из-за личности самого Лефорта, которого ревнители традиций считали чуть ли не антихристом. Досталось ему и за недельную попойку на новоселье, и за освящение дворца «во имя бога увеселений Вакха» «патриархом всея Яузы и Кукуя» Никитой Зотовым. Говаривали, что его скорая смерть была наказанием за богохульство. А его могила на Введенском кладбище была омыта слезами царя.
Рассказывают, что во дворце собирались члены Нептунова общества («мирового правительства» тех времен), в которое входили Петр, Меншиков, Лефорт и Яков Брюс и другие участники, обладающие глубокими познаниями в магии и алхимии. А еще, где-то во дворце хранится сундук с золотом, спрятанный Меншиковым перед арестом. То, что в Лефортовском дворце умер император Петр II, находился чумной карантин, его перестраивали «масоны» Баженов и Казаков, собирался всякий сброд после пожара 1812 года, только усилили подозрения обывателей.
И в Лефортовском туннеле рядом творится всякая чертовщина, многочисленные ДТП случаются словно сами собой, без видимых причин.
В общем, нехорошее место.
Информация для посетителей и карта
Попасть на территорию Лефортовского дворца и Государственного архива фонодокументов можно только с экскурсией. Прием посетителей осуществляется по предварительной записи по тел. 8 (499) 267-80-56.
- Сайт Российского государственного военно-исторического архива: http://ргвиа.рф/
- Сайт Российского государственного архива фонодокументов: http://ргафд.рф/
- Адрес Лефортовского дворца: Москва, 2-я Бауманская улица, 3
При написании статьи были использованы материалы с сайта Российского государственного военно-исторического архива.
* Организатор экскурсии: «Дворянские усадьбы. Podmoskovnye.ru».
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.