Саньлунь (三论宗 Школа трех трактатов) — одна из школ, которая оказала значительное влияние не только на развитие китайской буддийской философии, но и во многом определила развитие буддизма в Корее и Японии. Понятие «школы» 宗 предполагает длительность существования и определенную преемственность учения. В силу этого для любой школы важно выстраивание линии передачи учения. Каждая китайская буддийская школа возводила свое основание к той или иной значимой фигуре, реальной или легендарной.
Официальная хронология школы саньлунь изложена в Цзинлиньской версии «Сань лунь сюань и» (三论玄义 «Сокровенный смысл трех шастр») Цзицзана. Согласно ей выстраивается такая линия: Нагарджуна — Арьядева — Рахулабхадра — Пингала — Сарамати — Кумараджива — Даошэн — Таньцзи — Даолан — Сэнцюань — Фалан — Цзицзан.
Нагарджуна (II в.) — легендарный основатель индийской буддийской школы мадхьямака, автор большого числа авторитетных сочинений. Он является автором двух из трех трактатов, на которых базировалось учение саньлунь: «Мула-мадхьямака-карик» («Карики о срединности») и «Двадаша-мукха-шастры» («Шастра двенадцати врат»). Арьядева (II-III вв.) — ученик Нагарджуны, автор третьего текста школы — «Шата-шастры» («Шастры в ста стихах»). Пингала вошел в историю буддизма как автор комментариев к «Мула-мадхьямаке-карикам», которые вместе с текстом самих карик были переведены на китайский язык Кумарадживой.
Кумараджива (344/350-413/409), как уже упоминалось, является одним из крупнейших китайских переводчиков. В историю школы он вошел в качестве переводчика трех трактатов, ставших базисными в школе саньлунь, а также других основополагающих буддийских сочинений. Если в историчности Кумарадживы и его влиянии на формирование школы саньлунь нет никаких сомнений, то последующая линия передачи учения, изложенная в «Сань лунь сюань и», выглядит не вполне достоверной. Так, благодаря трудам китайских исследователей Тан Юнтуна, Хань Тинцзе, Люй Чэна и др., вырисовывается несколько иная картина передачи учения. Прежде всего, этим авторам представляется сомнительной линия наследования учения после Кумарадживы, в V в. Все они сходятся во мнении, что официальная хронология, т.е. линия Даошэн — Таньцзи — Даолан — Сэнцюань является ошибочной.
Скорее всего, учение «трех трактатов» от Кумарадживы перешло к Сэнчжао (384-414). Так, Цзицзан называл его подлинным основателем саньлунь и неоднократно цитировал его в своих сочинениях. Сэнчжао — один из ведущих представителей направления «божэ сюэ» 般若学 («учение о мудрости-праджне»). Сочинения Сэнчжао вошли в сборник «Чжао лунь» («Рассуждения Сэнчжао»), частично переведенные на русский язык.
Благодаря стараниям Кумарадживы и Сэнчжао, мадхьямаковская доктрина «пустоты» («шуньи») получила большое распространение в северных областях Китая, на юге же эти идеи распространялись усилиями Сэнлана и его учителя Фаду. Лянский император У-ди (502-549), покровительствовавший буддизму, высоко ценил Сэнлана. В 512 году он направил к нему группу из 10 монахов изучать доктрину «шуньи». Среди них был Сэнцюань, который и стал продолжателем учения. Последний известен как автор трактата «Эр ди чжан» 二谛章 («Главы о двух истинах»), ныне утерянного. У него было четыре знаменитых ученика, в числе которых был Фалан, продолжатель учения саньлунь. Фалан (507-581) принял в 528 году монашество, и с этого времени стал изучать медитацию (чань 禅), устав (люй 律), учение «Сатьясиддхи-шастры» и «Абхидхармы». Впоследствии также под руководством Сэнцюаня изучал сочинения Нагарджуны и Арьядевы, Аватамсака-сутру и Маха-праджняпарамита-сутру. В 558 году он по высочайшему повелению прибыл в столицу и поселился в монастыре Синхуан-сы, где широко проповедовал свое учение. У него было 25 учеников, в том числе и Цзицзан, главный систематизатор учения саньлунь.
Опубликовано: Анашина М.В.Учение школы саньлунь. Автореф. М., 2005.
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.