Я очень люблю музеи деревянного зодчества. В них сохраняют постройки, которые в деревнях и селах встречаешь все реже и реже. Можно заглянуть внутрь жилых домов и храмов, амбаров и бань, увидеть, как жили наши предки. Один из самых интересных, хотя и небольшой по площади — Музей деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале. Он находится почти напротив Суздальского кремля, на противоположном берегу реки Каменки.
♦ По теме: Путеводитель по Суздалю
Дмитриевский Печерский монастырь
Место для музея было выбрано неслучайно. В XI веке монахи Киево-Печерского монастыря основали здесь Дмитриевский Печерский монастырь, ставший одним из древнейших на северо-востоке Руси. В 1764 году он был закрыт, Дмитриевская церковь обращена в приходскую. В 1773 году её разобрали за ветхостью и возвели новый каменный летний храм. В 1812 году к нему пристроили кирпичную колокольню. Поблизости от него стояла «теплая» Георгиевская церковь 1751 года постройки. В 1813 году вокруг церквей была построена ограда. Переулок рядом с ними назывался Томиловым.
В 1930-х годах храмовый ансамбль был разобран, кирпичи пошли на строительства городской бани, а из иконостаса сделали столы и табуреты для красноармейцев. Так что появление музея отчасти вернуло этой части города привычные вертикали и восстановило, пусть и в другом качестве, историческую справедливость.
Экспозиция Музея деревянного зодчества и крестьянского быта
В 1969 году сотрудник Владимирской реставрационной мастерской Валерий Михайлович Анисимов на месте бывшего Дмитриевского монастыря основал музей. Было обследовано более 60 населённых пунктов Владимирской области, выявлено 38 построек, из которых 11 рекомендовали к перевозке в музей, а остальные – к сохранению на месте.
Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта небольшой, я бы даже сказала, камерный, но очень ухоженный. Здесь нет размаха Семёнково или Кижей, но это не делает его менее интересным.
В суздальском музее почти всегда многолюдно, так что при осмотре надо постоянно отслеживать, где в данный момент свободно.
Начнем наше путешествие по музею. По правую руку находится Преображенская церковь 1756 года из села Козлятьево Кольчугинского района. Она имеет три яруса. Нижний — квадратный в плане храм с пристроенной к нему трапезной с крыльцом и гульбищем. Средний ярус — поставленные друг на друга восьмерики. Верхний ярус — луковичная главка. Храм и боковые приделы украшают 6 больших и 8 малых бочек.
Бочкообразные кровли и главки покрыты осиновым лемехом, имеющим серебристый цвет. По традициям того времени, церковь построена без единого гвоздя. Бревна соединены «без остатков» — «в лапу», т.е. стесаны снаружи.
Галерея-гульбище, окружающая церковь, в старину называлась также «нищевником»: здесь толпились нищие, которым прихожане раздавали милостыню. К сожалению, попасть внутрь храма мы не смогли, он был закрыт.
Преображенская церковь — летняя, неотапливаемая. Рядом с ней стоит зимняя теплая Воскресенская церковь из села Патакино Камешковского района, 1776 года постройки.
В отличие от Преображенской церкви Воскресенская — более приземная и массивная. Бревна соединены в ней как «без остатка», так и «с остатком» — с выпуском в углах.
Воскресенская церковь состоит из пяти частей, вытянутых по горизонтали — крыльца, колокольни с помещением под ней, трапезной, основного объема и алтаря. Такая планировка храма, очень популярная на Руси, называлась «кораблем», символизируя спасительный Ноев ковчег посреди океана житейских бурь.
Трапезная в церкви выполняла важную функцию. Здесь не только ожидали начала службы, но и устраивали сельские сходы, обсуждали насущные вопросы, вершили суды, оглашали земские приказы и прочее. Так что храм на селе выполнял далеко не только функции культового помещения.
Церковь выглядит одновременно нарядной и скромной, устремленной ввысь. Иконостас очень лаконичный. Храм освящен, в нём время от времени проводятся богослужения, поэтому входить сюда просят в подобающей одежде. При необходимости женщины могут взять платок в церковной лавке в трапезной.
Вправо от храмов уходит сельская улица с деревянным тротуаром. Здесь стоят два дома — крестьянина-середняка и зажиточного крестьянина. Чуть левее — колёсный колодец.
Дом крестьянина-середняка Волкова из села Илькино Меленсковского района был построен в XIX веке. Фасад дома украшен старинной глухой «корабельной» резьбой. Обратите внимание на декор лобовой доски над окнами, а также причелин, наличников и ставней: каждый элемент здесь неслучаен. Дом состоит из трех частей: сеней, клети и избы. Сбоку пристроен наполовину крытый хозяйственный двор. Внутри воссоздан интерьер крестьянского жилища той поры.
Среди экспонатов, представленных на хозяйственном дворе — снопы льна. Лен кормил и одевал людей, даже самые бедные крестьяне обязательно выращивали его.
Со двора через низкую дверь попадаешь в сени — помещение, которое предохраняло жилые помещения от холодного воздуха. Летом здесь можно было жить. В сенях хранили необходимые в повседневной жизни вещи, сушили целебные травы, из которых потом заваривали чай и делали лечебные отвары.
С одной стороны к сеням примыкает клеть — полужилое, полухозяйственное помещение, где обычно хранили продуктовые запасы и одежду. Здесь же в сундуках лежало приданное. В теплое время года клеть использовалась как спальня, сюда же летом приводили новобрачных в первую брачную ночь.
Важнейшая и самая теплая часть дома — изба. Здесь вся семья жила в холодное время года, поэтому организация пространства была продумана до мелочей. Хозяева спали на узкой двухспальной кровати (если таковая имелась), дети — на полатях под потолком и на лавках, старики — на печке.
Справа от входа находился коник — широкая лавка-ящик с откидной крышкой, рабочее место мужчины (большака). Внутри коника хранился рабочий инструмент. Женщинам садиться на коник не дозволялось, это считалось неприличным. От коника до «красного угла» шла «долгая», или бабья лавка, на которой сидели крестьянки за работой. Около неё подвешивали люльку.
Самое почетное место в доме — красный угол, где находилась божница с иконами. Здесь происходили все важнейшие события в жизни семьи. Гость, входящий в дом, сначала крестился на иконы, а уже потом здоровался с хозяином. Около красного угла сватали невесту, отсюда её увозили на венчание в церковь. Здесь же торжественно устанавливались первый и последний снопы. Перед красным углом стоит стол, на котором постоянно лежал каравай хлеба и стояла солонка с солью. В старину говаривали: «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».
Лавка напротив входа называется «красной», здесь занимали место самые почетные гости, а во время церемонии бракосочетания сидели жених и невеста.
Печь служила не только местом приготовления пищи, но и использовалась в качестве домашней больницы, лечившей не хуже русской бани. В печи мылись. В сильные холода около печи держали новорожденный скот и домашнюю птицу. Слово изба происходит от названия печь, которую именовали истба, истопка. Печь считалась местом мистическим.
Рядом с печью, в левом дальнем углу находится бабий кут, или бабий угол. Здесь хозяйка (большуха) готовила, стряпала. Почти обязательная принадлежность дома — самовар, олицетворение достатка, благополучия и уюта. Его передавали по наследству, дарили, передавали в качестве приданного.
Дом из деревни Лог Вязниковского района принадлежал зажиточному крестьянину Кузовкину. Он построен в середине XIX века и отличается богатыми резными украшениями. На первом этаже располагалась ткацкая мастерская, на втором этаже — жилые помещения. В отличие от других домов, этот стоит на кирпичном фундаменте.
К дому примыкает большой хозяйственный двор, где можно увидеть традиционные принадлежности крестьянина — соху, два железных плуга, лукошко для сеяния, косы, грабли, вилы, серпы, льномялки. В углу справа около дров — старинные ульи. Здесь же хранится морда — сплетенная из ивовых прутьев снасть для ловли рыбы.
Обращают на себя внимание расписные сани для выезда в город. Подобные мог позволить себе только зажиточный человек. Они запрягались парой или тройкой лошадей, под дугой вешался звонкий колокольчик. На таких расписных санях в день свадьбы везли в церковь жениха и невесту.
Жилые помещения, как и в более бедных домах, делились на три части: сени, клеть и избу. Поскольку дом был богатый, здесь было немало предметов городского быта: керосиновая лампа, часы-ходики, фотографии членов семьи, неизменная швейная машинка «Зингер». У стола стоят стулья — тоже «городской» предмет мебели, в избах попроще вместо них были лавки.
Обратите внимание на двуспальную постель, на месте которой в более простых домах стоял коник. Кровати появляются в крестьянских домах приблизительно с конца XIX века и являются свидетельством проникновения на село городской культуры.
В клети представлена ткацкая светелка. В прошлом мастерская для наемных ткачих располагалась на первом этаже. Готовая продукция отсюда поставлялась на фабрику в город Вязники или на рынок.
Следующий экспонат Музея деревянного зодчества и крестьянского быта — колёсный (ступальный) колодец середины XIX века из села Кольцова Селивановского района. Подобные колодцы были распространены в XVII-XVIII веках. Они предназначались для подъема воды с глубины от 40 до 70 метров. Человек входил внутрь колёса и раскручивал его, переступая с дощечки на дощечку, как «белка в колесе». Попеременно в колодец опускались две большие бадьи, примерно на 60 литров каждая. У колодца с утра собирались хозяйки, чтобы не только водицы студеной набрать для дома, но и поделиться последними новостями, посплетничать.
За колёсным колодцем находится дом из села Каменево Камешковского района. На лобовой доске на фасаде вырезана дата его постройки: 1861. Сейчас здесь расположена выставка «Русский лубок» и сувенирная лавка. Обязательно загляните сюда.
За ним расположен дом XIX века из деревни Васенино Гороховецкого района, украшенный глухой нарядной резьбой. Внутри него представлена экспозиция «Крестьянские дети».
Деревенские дети взрослели быстро. Считалось, что в двухлетнем возрасте малыш «входит в ум». Он учился обслуживать себя сам: есть ложкой, пить из чашки. Вскоре ему поручали простейшую работу. Но оставалось время и для игр. Мальчики и девочки носили одинаковую одежду — длинную рубаху, перепоясанную поясом, который считался оберегом.
С семи лет начиналась пора отрочества, дети приобретали трудовые навыки и знания. Действовали принципы «Делай, как я», «Поступай, как все». Пример и авторитет старшего поколения был непререкаем. Матери постепенно готовили своих дочерей к роли жены, хозяйки, матери. Мальчики воспитывались отцами, им прививали навыки, необходимые для будущего мужа, хозяина, отца семейства.
В 15-17 лет, а иногда и раньше, детство заканчивалось, начиналась взрослая жизнь. Детей женили и выдавали замуж, рождались новые поколения. Говорили: «У кого детей много, тот не забыт от Бога».
Сватали, стоя около красного угла. Здесь же, на «красной» лавке напротив входа сидели молодые на свадьбе.
Чуть в стороне находится богатый двухэтажный дом. Первый этаж — каменный, второй — деревянный. Он был построен во второй половине XVIII века и принадлежал суздальским мещанам и купцам Агаповым. Своего положения он не менял. В XIX веке здание было надстроено. В новых помещениях разместились жилые комнаты, нижнее помещение было отдано под кузницу. С конца XIX до середины XX века в нем размещался омшаник — помещение для зимовки ульев. В 1905-1906 годах здесь работала нелегальная типография, в 1912 году находилась мельница с паровым двигателем.
На первом этаже расположена «Чайная», а на втором — экспозиция «Суздальское купечество, портрет в интерьере». В двух комнатах представлена обстановка богатого купеческого провинциального особняка.
Из окон дома открывается вид на большой фруктовый сад и беседку посреди него.
А мы снова возвращаемся на основную территорию Музея деревянного зодчества и крестьянского быта. Здесь обратите внимание на рубленую «черную» баню из села Ново-Александрово Суздальского района 2-ой половины XIX века.
В самой дальней части музея расположены две ветряные шатровые мельницы конца XVIII века из села Мошок Судогодского района. Представляют собой восьмигранный сруб на четверике, внутри которого помещён рабочий механизм. Шатровая крыша с крыльями поворачивалась к ветру с помощью длинных жердей. Вращающиеся под действием ветра лопасти приводили в движение рабочий механизм.
Рядом с мельницами вспахано небольшое поле, где выращивают традиционные сельскохозяйственные культуры: ячмень, рожь, гречиху, картошку, пшеницу и др.
За мельницами и амбаром виднеются еще два экспоната — овины-зерносушильни из села Никитино Селивановского района XIX века, но дорожка к ним не подходит. Они состоят из двух ярусов: в нижнем находилась примитивная печь, а в верхнем — площадка для снопов. В печи разводили огонь, теплый воздух от которого подсушивал снопы. Подобные постройки были очень пожароопасны, поэтому их строили на самой окраине деревни. Топить их старались в безветренную погоду или ночью. Утром цепями начинали молотить снопы, затем их веяли на ветру, отделяя зерно от соломы, сорных трав и пыли. После появления паровых молотилок в конце XIX века овины потеряли своё хозяйственное значение.
На стенде около мельниц показана схема рабочего механизма.
Следующий экспонат — амбар-лабаз XIX века из села Мошок Судогодского района. В прошлом в подобных строениях хранили зерно и другие продукты. Амбары крепко запирали на замок против непрошеных гостей. Отсюда идет словосочетание «амбарный замок», т.е. очень крепкий.
В правой половине амбара сейчас находится выставка замков и ключей. Дверь закрыта решеткой, рассмотреть экспонаты можно только издали.
В левой половине воссоздана мастерская сельского плотника. Среди экспонатов — топор, основной плотницкий инструмент, который в умелых руках заменял долото, стамеску, скобель и рубанок, также представленные в экспозиции. Вспомним, что все сооружения — жилые дома, церкви, хозяйственные постройки, — рубили топорами, без пил и прочего инструмента. Более того, умельцы могли с помощью топора вырубить изысканные орнаменты!
Мельницы, овины и амбар находятся в самой дальней стороне музея. Теперь мы движемся в обратную сторону, к выходу.
Почти у самого выхода расположен изба-двойня с мезонином из села Тынцы Камешковского района. Подобные строения получили распространение во второй половине XIX столетия. Она включает два сруба под одной крышей и предназначалась для проживания двух самостоятельных семей. Интересен мезонин — сочетание классической архитектуры и народной резьбы. Внешне дом напоминает городские каменные особняки. Внутри находятся служебные помещения администрации музея.
Рядом с избой-двойней расположен конный двор, где можно во всех подробностях рассмотреть элементы конской амуниции, телеги. За деревьями — детская площадка.
У самого выхода скромно приютилась часовня XIX века из деревни Бедрино Ковровского района. В отличие от церквей, в ней отсутствует алтарь, литургия не совершается. Но можно поставить свечку, помолиться перед иконой.
За пределами музея находятся еще два экспоната. Первый — старинные амбары на сваях на берегу реки Каменки.
Другой — Никольская церковь (церковь Николы) из села Глотово Юрьев-Польского района. Она была построена в 1766 году без единого гвоздя. Состоит из двух соединенных срубов — «клетей», окружённых крытой галереей с крыльцом. Это первый экспонат Музея деревянного зодчества, перевезенный сюда еще в 1960 году. Никольская церковь стоит у земляного вала Суздальского кремля, в некотором отдалении от музея. Её можно увидеть в фильме «Метель», снятому по одноименной повести А.С.Пушкина из цикла «Повести Белкина» («Мосфильм», 1964).
Мы обошли весь суздальский Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Как я уже писала в начале статьи, он очень небольшой, здесь немного экспонатов. Но каждый из них интересен. Это то место, которое обязательно надо посетить в Суздале.
Информация для путешественников и карта
- Адрес: Россия, Владимирская область, Суздальский район, Суздаль, Пушкарская улица, 27Б
- Время работы: ежедневно, 9:00–19:00 (летний режим)
В Музее деревянного зодчества и крестьянского быта проводятся различные мероприятия: устраивают «Масленичные потехи», отмечают праздник народных ремесел (на Троицу), день Огурца (в третью субботу июля). В эти дни бывает очень многолюдно, поэтому если вы предпочитаете спокойно насладиться памятниками старины, для посещения лучше выбрать другое время. И не забывайте про толпы китайцев 🙂
Источники:
- Любар Е.А., Максимова Н.В. Музей деревянного зодчества. Путеводитель. 2-е издание. Владимир, 2016.
- Информационные материалы Музея деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале.
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.