В прошлом немцами в России называли иностранцев – от слова «немой», так как они говорили на непонятном для русских языке. Над ними насмехались за их непривычные одежды, другую манеру поведения, странный язык. Их боялись, нередко считая порождением дьявола. Но обойтись без них Россия не могла. Поскольку «немцы» были другого исповедания, долгое время им запрещалось жить рядом с православными, и они селились в отдельных «немецких» слободах.

С.Иванов. Немец
Сергей Иванов. Немец, 1910 год

Иностранцы на Руси и в Московском царстве

Иностранцы на Руси жили издревле. Варяги, которых отличали от первых выходцев из Скандинавии — руси, были наемниками на службе у русских князей и нередко вмешивались в княжеские междоусобицы. Примерно к XII-XIII векам их начинают именовать «немцами».

В XII веке в Новгороде появляются Готский и Немецкий дворы, просуществовавшие до XVI века. Это были центры ганзейской торговли, в которых жили иноземные купцы и хранились их товары. Существовали и свои церкви: Святого Петра в Немецком дворе и Святого Олафа в Готском дворе.

Немало связей было у Западной Европой с Владимиро-Суздальским княжеством. Об этом, в частности, свидетельствует поразительное сходство декоративных элементов древнерусских белокаменных храмов (аркатуры, порталы и т.п.) с европейскими соборами. Русские мастера, вероятно, ездили в Европу перенимать опыт, а европейцы приезжали работать в Россию.

По теме: Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси

В XV-XVI веках при дворе Ивана III и Василия III появляется немало выходцев романского происхождения из Южной Европы, как правило, итальянцы, которых нередко именовали «фрязин» или «фряг», от искаженного «франк». В историю русской архитектуры вписаны имена прекрасных итальянских архитекторов: Алевиз Фрязин (Старый), завершивший постройку стен Московского Кремля, Алевиз Новый, знаменитый своими храмами, например, Архангельским собором в Кремле, Троицким собором и Покровской церковью в Александрове и другими, Бон Фрязин, построивший три нижних яруса колокольни Ивана Великого в Московском Кремле, Петр Фрязин, строивший Нижегородский кремль, авторы Грановитой палаты в Московском Кремле Марко Руффо (Марк Фрязин) и Пьетро Антонио Солари и т.д. Аристотель Фьораванти не только построил Успенский собор в Московском Кремле, но также в качестве начальника артиллерии и военного инженера участвовал в походах на Новгород 1477-1478 годов, Казань в 1482 году и Тверь в 1485 году.

При дворах великих князей московских служили специалисты военного дел: передававшие европейский опыт оружейники, литейщики пушек, фортификаторы, сапёры. Также Россия нуждалась в иноземных инженерах и мастерах горного дела. Несмотря на наличие отечественных знахарей, при дворе предпочитали пользоваться услугами образованных европейских врачей и аптекарей.

Иностранцы селились в России компактными слободами, которые именовались «немецкими». В царствование великого князя Василия III Немецкая слобода в Москве располагалась в Наливках в Замоскворечье, между нынешними улицами Полянка и Якиманка. Здесь проживала набранная из иностранцев почетная стража великого князя. В 1571 году слобода была сожжена во время нападения на Москву крымского хана Девлета I Гирея.

Иван Грозный благоволил к иностранцам. В это время были установлены дипломатические связи между Россией и Англией, в Москве на Варварке появился Английский двор. В войске Ивана Грозного насчитывалось несколько тысяч иностранных наемников — немцев, литовцев, поляков, шведов, датчан, голландцев, а также греков, турок и «подвластных полякам» черкасов. Среди них были квалифицированные специалисты — инженеры военного дела, литейщики. В армии служили иностранные пушкари, кавалеристы и пехотинцы. Царскую семью лечили иностранные медики, главным образом, англичане. Привечали при дворе также разных иноземных астрологов и алхимиков. Иностранцам платили больше, и это вызывало естественную неприязнь к ним со стороны русских.

Александр Литовченко. Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею
Александр Литовченко. Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею, 1875 год

Для их проживания в Москве было отведено новое место — на правом береге Яузы близ её устья. По названию протекавшего здесь ручья Кукуй (приток реки Чечёра, правый приток Яузы) слобода получила название Кукуй, или Кукуйской. В 1580 году под предлогом, что иностранцы, якобы, спекулировали водкой, опричники Ивана Грозного разогнали её. Истинной же причиной была месть за переход короля Ливонии Магнуса на сторону короля польского Стефана Батория. Впрочем, это было лишь одно из поселений иностранцев близ Москвы. Другое было в районе Болвановки (нынешняя Нижняя Радищевская улица в районе Таганки). Возможно, еще одно поселение находилось близ Данилова монастыря, о чем свидетельствуют найденные там немецкие надгробные плиты.

Благоволивший к иностранцам Борис Годунов дал им полную свободу и права гражданства в Москве наравне со всеми московскими купцами. Однако, как и прежде, иноверческие церкви не должны были ничем выделяться от обычных срубов.

В Смутное время Немецкая слобода в Кукуе была разорена. Кто-то из «немцев» вовсе бежал из Москвы и из России, кто-то переселился в другие места города: на Поганые пруды (ныне Чистые пруды), Арбат, в район Сивцева Вражка и др.

В царствование царя Михаила Федоровича традиция приглашать в Россию иностранных специалистов продолжилась. Еще в конце XVI века был организован Панский приказ, который ведал делами иноземцев на русской службе. В 1623/24 году он был преобразован в Иноземский приказ. В задачи приказа входила раздача жалованья, а также разрешение споров. Земельные вопросы регулировались другим приказом — Земским. В 1680 году Иноземский приказ был частично слит с Рейтарским, ведавшим рейтарами — конным стрелками европейского образца.

Иностранцы в Москве имели ряд привилегий: сохраняли свои обычаи, веру и образ жизни, носили европейскую одежду, не платили торговые пошлины, могли «курить вина» и варить пиво. Естественно, это вызывало зависть и недовольство москвичей, которые были лишены многих подобных «радостей жизни». Духовенство видело в «немцах» угрозу православию. Поплатились «немцы» и за то, что датский принц Вальдемар-Христиан отказался принимать православие, вследствие чего не состоялось его венчание с великой княжной Ириной Михайловной. В качестве мести царь Михаил Фёдорович приказал разрушить лютеранские кирхи в Китай-городе и у Земляного вала.

В 1643 году служители церквей Николы в Столпах, Космы и Дамиана на Покровке и еще девяти приходских храмов подали челобитную на «немцев»:

… в их де приходех на своих дворех близко церквей поставили ропаты, и русских людей немцы у себя во дворех держат, и всякое осквернение русским людем от тех немец бывает, и те немцы, не дождався государева указу, покупают дворы в их приходех вновь, и вдовые немки, и держат у себя в домех всякие корчмы, и многие де прихожане, которые у них в приходех живут, хотят свои дворы продавать немцам, потому, что немцы покупают дворы и дворовые места дорогою ценою, перед русскими людми вдвое и болши, и от тех немец приходы их пустеют.

Новая Немецкая слобода

4 (14) октября 1652 года царь Алексей Михайлович подписал указ, согласно которому иностранцы, не принявшие православие, обязаны были переселиться за город, в Новую Немецкую слободу. Её организация была поручена главе Земского приказа окольничему Богдану Матвеевичу Хитрово (1615-1680). Земли были выделены на правом берегу Яузы, к востоку от Басманных слобод. Границы слободы проходили по Покровской дороге на севере, по реке Яузе на востоке и юге, по реке Чечёре на западе.

Карта Москвы и её окрестностей в XVII веке. Немецкая слобода отмечена крестом.
Карта Москвы и её окрестностей в XVII веке. Немецкая слобода отмечена крестом. Скриншот карты retromap.ru

Как и старую Немецкую слободу, Новую Немецкую слободу нередко называли Кукуй. Нередко можно было услышать: «Фрыга, шиш на кокуй». Находиться «немцам» в Москве после заката солнца не дозволялось.

Глава Новой Немецкой слободы назначался Иноземским приказом, её административным центром была съезжая изба. Первоначально население Немецкой слободы составляло около 1.200 человек, увеличившись в начале XVIII века до 2,5 тыс. человек. Немецкая слобода была застроена в регулярном стиле, улицы пересекались под прямыми углами. Дома были преимущественно деревянными, но часто покрашенными под кирпич. Центральная улица Слободы получила название Большой.

Немецкая слобода
Генрих Де Витт (1671-1716) или Шхонебек с учениками. Усадьба Ф.А.Головина и Немецкая слобода. 1704 год

В XIX веке эту улицу переименовали в Немецкую, а в 1922 году – в Бауманскую, в память об убитом на ней 18 октября 1905 года революционере Николае Эрнестовиче Баумане (1873-1905). По удивительному историческому совпадению, одним из активных деятелей XVII века, живших в Немецкой слободе, был генерал голштинского происхождения, «гранатных дел мастер» Николай Бауман (Миколай Бовман, Николас Бауман, Бодман, около 1620-?).

Бауманская улица, Москва
Бауманская улица, 54. Современное здание в старинном стиле

В 1684-1685 годах в Новой Немецкой слободе была построена кирха Святого Михаила, получившая название по лютеранской общине Святого Михаила, существовавшей в России еще со времен Ивана Грозного. Она трижды горела и, наконец, была перестроена на новом участке в 1764 году. Поскольку «иноземный» колокольный звон в Москве был под запретом, кирха первоначально не имела колокольни, её возвели лишь в 1803 году, и вскоре она стала одним из символов Немецкой слободы. В 1928 году в связи с расширением территории Центрального аэрогидродинамического государственного института (ныне ФГУП «ЦАГИ») кирху снесли. Теперь о её былом существовании напоминает лишь название Новокирочного переулка.

Лютеранская церковь Святого Михаила, фототипия 1883 года
Лютеранская церковь Святого Михаила, фототипия 1883 года

В 1626 году из общины Святого Михаила отделилась новая община под руководством пастора Якоба Нойенбурга. Первоначально церковь была построена на Чистых прудах, затем на реке Яуза, а в середине XVII века — в Немецкой слободе. В 1667 году на месте этой церкви была построена деревянная новая, а также дом пастора и школьное здание. В 1694 году в Немецкой слободе в присутствии царя Петра I была заложена каменная кирха Петра и Павла, получившая название «новой».  После московского пожара 1812 года её не стали восстанавливать на прежнем месте.

В 1818-1819 году была возведена новая кирха в Космодамианском переулке близ Покровки (ныне Старосадский переулок) в стиле ампир. Вскоре Петропавловский приход стал крупнейшим в Москве протестантским приходом. Поскольку община быстро росла, в 1862 году на месте старого храма возвели новый, в неоготическом стиле. Но и он скоро оказался мал, и в начале XX века по проекту архитектора В.А.Коссова было возведено новое здание. В наши дни в Кафедральном соборе Петра и Павла, принадлежащим Евангелическо-лютеранской церкви в России, проводятся не только богослужения, но и концерты, в том числе и органной музыки.

Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла
Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Старосадском переулке, построен в 1903-1905 годах

Но вернемся в XVII век. В то время в Немецкой слободе проживали в основном выходцы из Германии, Голландии, Англии, Шотландии и других стран, которые несли службу при царском дворе. Это был уголок Европы в самом сердце России. Несмотря на то, что Немецкая слобода находилась на удалении от Москвы, москвичи нередко приезжали сюда чтобы купить европейские товары и приобщиться к европейскому образу жизни.

… Ворота раскрылись, и Алексашка очутился на Кукуе, в Немецкой слободе. Колеса шуршали по песку. Приветливый свет из окошек небольших домов падал на низенькие ограды, на подстриженные деревца, на стеклянные шары, стоявшие на столбах среди песчаных дорожек. В огородах перед домиками белели и чудно пахли цветы. Кое-где на лавках и на крылечках сидели немцы в вязаных колпаках, держали длинные трубки.

«Мать честная, вот живут чисто», — подумал Алексашка, вертя головой сзади кареты. В глазах зарябили огоньки. Проехали мимо четырехугольного пруда, — по краям его стояли круглые деревца в зеленых кадках, и между ними горели плошки, освещая несколько лодок, где, задрав верхние юбки, чтобы не мять их, сидели женщины с голыми по локоть руками, с открытой грудью, в шляпах с перьями, смеялись и пели. Здесь же, под ветряной мельницей, у освещенной двери аустерии, или по-нашему — кабака, плясали, сцепившись парами, девки с мужиками.

Повсюду ходили мушкетеры, — в Кремле суровые и молчаливые, здесь — в расстегнутых кафтанах, без оружия, под руку друг с другом, распевали песни, хохотали — без злобы, мирно. Все было мирное здесь, приветливое: будто и не на земле, — глаза впору протереть…

Вдруг въехали на широкий двор, посреди его из круглого озерца била вода. В глубине виднелся выкрашенный под кирпич дом с прилепленными к нему белыми столбами. Карета остановилась…

— А.Толстой. Петр Первый

Естественно, молодой русский царь Петр Алексеевич не мог обойти это место своим вниманием. Его «другом сердешным» и проводником в незнакомый и манящий мир европейской культуры стал Франц Лефорт (1656-1699). В 1697 году по приказу Петра в Немецкой слободе началось строительство Лефортовского дворца. Предполагалось, что это будет не просто дворец, но центр рождения новой России.

Первоначальный облик Лефортовского дворца, реконструкция
Первоначальный облик Лефортовского дворца, реконструкция

В результате многочисленных перестроек XVIII-XIX веков, Лефортовский дворец изменился до неузнаваемости. О его первоначальном облике можно судить лишь по небольшим фрагментам, оставленными реставраторами на фасадах здания. В наши дни в нем размещается военно-исторический архив и архив фонодокументов, попасть сюда можно только с редкой экскурсией.

Подробнее: Лефортовский дворец в Немецкой слободе: непростая история первого дворца петровской эпохи

Фасад Лефортовского дворца со стороны 2-й Бауманской улицы
Фасад Лефортовского дворца со стороны 2-й Бауманской улицы
Фасад Лефортовского дворца со стороны внутреннего двора
Фасад Лефортовского дворца со стороны внутреннего двора
Фасад Лефортовского дворца со стороны Яузы
Фасад Лефортовского дворца со стороны Яузы
Флигели Лефортовского дворца со стороны Яузы
Флигели Лефортовского дворца со стороны Яузы

Другому строению той поры — «Дому Анны Монс» (Старокирочный переулок, 6 / Бауманская улица, 53, стр. 8) повезло гораздо меньше. Палаты были построены в конце XVII века, но история здания прослеживается только с 1706 года, когда их владельцем стал личный лекарь царя Петра I Захарий Ван-дер-Гульст Младший. Народное предание связывает эти палаты с любовницей Петра Анной Монс, однако точных свидетельств того, что они могли принадлежать ей, не обнаружено.

За этими зданиями скрыт дом Анны Монс
За этими зданиями скрыт дом Анны Монс

«Дом Анны Монс» находится в аварийном состоянии и продолжает разрушаться, несмотря на протесты общественности.

"Дом Анны Монс"
«Дом Анны Монс». Источник: alex_i1.livejournal.com, m24.ru

В XVIII веке Немецкая слобода начала терять свою обособленность, здесь появляются дворцы знати. В начале XVIII века на Вознесенской улице была построена усадьба князя И.Ф.Ромодановского, которая при Н.А.Демидове была перестроена архитекторами Д.В.Ухтомским и В.И.Баженовым. В 1825 году Н.Н.Демидов пожертвовал её Московскому Дому трудолюбия, переименованному в 1847 году в Елизаветинский институт благородных девиц (ул. Радио, дом 10А, строение 1).

Елизаветинский институт, 1900-1906 годы
Елизаветинский институт, 1900-1906 годы. Источник: pastvu.com

В 1749 году рядом с Лефортовским дворцом канцлер Алексей Бестужев-Рюмин возвел свой дворец, который при канцлере Александре Безбородко был перестроен архитекторами Джакомо Кваренги, Матвеем Казаковым и, возможно, при участии Николая Львова. При императоре Павле, ставшим новым владельцем, он был снова перестроен и получил название Слободского дворца. Ныне в нем размещается Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (2-я Бауманская ул., дом 5, строение 1).

Вид Лефортовского дворца и Императорского Московского технического училища (Слободской дворец), 1888 год.
Вид Лефортовского дворца и Императорского Московского технического училища (Слободской дворец), 1888 год. Источник: pastvu.com

До наших дней дошли и некоторые другие дома и усадьбы бывшей Немецкой слободы, как роскошные, так и весьма скромные.

Главный дом усадьбы Карабановых XVIII века (Бауманская ул., 36 строение 2)
Главный дом усадьбы Карабановых XVIII века (Бауманская ул., 36 строение 2)
Дом дореволюционной постройки, Москва
Дом дореволюционной постройки, который, по видимому, доживает свои последние дни (Бауманская ул.,39)

В 1799 году в Немецкой слободе родился Александр Сергеевич Пушкин. Однако с точным местом рождения поэта не все ясно. В метрической книге церкви Богоявления в Елохове за 8 (19) июня 1799 года имеется, среди прочих, такая запись:

Мая 27. Во дворе колежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Моёра (т.е. майора — М.А.) Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещён июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина.

Владение И.В.Скворцова располагалось на Большой улице (ныне — Бауманская ул., 40).

Дом, в котором родился Пушкин
Дом, в котором родился Пушкин, т.н. 2-й адрес места рождения. Источник: pastvu.com

Сейчас на его месте находится школьное здание, структурное подразделение школы №345 им. А.С.Пушкина. Перед входом установлен бюст юного Пушкина, а у входа в школу висит мемориальная доска, сообщающая, что в доме, который стоял здесь прежде, родился А.С.Пушкин.

Школьное здание и бюст Пушкина (Бауманская ул., 40)
Школьное здание и бюст Пушкина (Бауманская ул., 40)

Однако позднее выяснилось, что этот дом Скворцов продал за полтора месяца до рождения поэта. Вероятно, Пушкин родился в другом владении Скворцова — в доме, который стоял на углу Малой Почтовой (Хапиловской улицы) и Госпитального переулка. Сейчас по этому адресу (Малая Почтовая ул.,4) находятся невзрачные здания советского времени.

Христиан Вильгельм Фабер дю Фор. В окрестностях Лефортовской слободы, Москва, 11 октября 1812 года
Христиан Вильгельм Фабер дю Фор. В окрестностях Лефортовской слободы, Москва, 11 октября 1812 года

В московском пожаре 1812 года Немецкая слобода выгорела почти полностью. После Отечественной войны её территорию заселили купцы и мещане. Её европейский облик постепенно исчезал.

Немецкая улица, 1907 год
Немецкая улица, 1907 год. Источник: pastvu.com

В наши дни бывшая Немецкая слобода застроена домами разного времени, что придает её облику некоторую хаотичность. Некоторые исторические здания, как, например, дом Анны Монс или дом Щербакова — Смирновых 1770-х годов постройки, находятся в аварийном состоянии и могут быть утрачены.

Разновременные постройки на Бауманской улице, Москва
Разновременные постройки на Бауманской улице

Легенды Немецкой слободы

С этим районом связано немало городских легенд, многие из которых, возможно, являются эхом нелюбви москвичей к Немецкой слободе. Рассказывают, что еще в конце XVII века здесь объявился призрак Чёртушки, который пугал жителей Белокаменной и сбил молодого Петра с пути праведного.

Ореол таинственности окружает Лефортовский дворец. Прежде всего, из-за личности самого Лефорта, которого ревнители традиций считали чуть ли не антихристом. Досталось ему и за недельную попойку на новоселье, и за освящение дворца «во имя бога увеселений Вакха» «патриархом всея Яузы и Кукуя» Никитой Зотовым. Говаривали, что его скорая смерть после новоселья была наказанием за богохульство.

Рассказывают, что в Лефортовом дворце и Сухаревой башне собирались члены Нептунова общества — «мирового правительства» тех времен, в которое входили Петр, Меншиков, Лефорт, Яков Брюс и другие участники, обладающие глубокими познаниями в магии и алхимии. А еще, где-то во дворце хранится сундук с золотом, спрятанный Меншиковым перед арестом.

Неспроста ведь, что в Лефортовском дворце умер император Петр II и находился чумной карантин, а потом он горел и разрушался. И Екатерина Великая неслучайно пригласила «масонов» — архитекторов Баженова и Казакова восстанавливать дворец, дабы подтвердить существование Нептунова общества и найти золото Меншикова. Закрытость дворца в наши дни еще больше усиливает покров тайны.

Находящийся рядом Лефортовский туннель за большое число ДТП, которые нередко возникают по необъяснимым причинам, окрестили «туннелем смерти». Правда, думаю, дело тут не в мистике, а в протяженности и монотонности туннеля, из-за чего внимание водителей притупляется.

Немало легенд окружает находящееся неподалеку от Немецкой слободы Введенское кладбище, на котором хоронили жертв эпидемии чумы 1771 года, а потом — иноверцев.

Сверхъестественными причинами объясняют и обрушение Басманного рынка, которое произошло 23 февраля 2006 года, после чего начался пожар. Тогда погибли 68 человек — граждане России, Грузии, Азербайджана, Таджикистана и Узбекистана, ещё 33 человека получили травмы различной степени тяжести. В прошлом на этом месте располагалась братская могила, в которой были похоронены жертвы чумы 1771 года, в 1905 году был убит Н.Бауман, рядом находилась Лефортовская полицейская часть.

Одним словом, нехорошее место…

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.