Меня всегда интересовала тема формирования национального характера. Долгие годы академической работы в востоковедении, а также многочисленные путешествия дали прекрасный материал для сравнения. Чем русские отличаются от китайцев и европейцев, почему мы, русские, такие, какие есть?

Где-то по дороге из Вологды в Вытегру
Где-то по дороге из Вологды в Вытегру

Чем дальше, тем больше я убеждена, что на формирование национального характера влияют природная среда и соответствующий ей способ хозяйствования, а также этническое окружение с их «тараканами». История — во многом производное от географии (только не рассматривайте эту фразу слишком прямолинейно). Кстати, об этом в свое время много писал Ключевский:

Крестьянские поселки по Волге и во многих других местах Европейской России доселе своей примитивностью, отсутствием простейших житейских удобств производят, особенно на путешественника с Запада, впечатление временных, случайных стоянок кочевников, не нынче-завтра собирающихся бросить свои едва насиженные места, чтобы передвинуться на новые. В этом сказались продолжительная переселенческая бродячесть прежних времен и хронические пожары — обстоятельства, которые из поколения в поколение воспитывали пренебрежительное равнодушие к домашнему благоустройству, к удобствам в житейской обстановке.

— «Курс русской истории», лекция IV

Русские по своей природе — жуткие терпилы. Я бы даже сказала, мазохисты. Долготерпение — в нашей природе. С примесью пофигизма по отношению к окружающей действительности: в любой момент либо царь и его бояре, либо война и лихие люди, либо природа с её засухами, наводнениями, снежным летом и т.п. могут уничтожить все, что было нажито непосильным трудом. «Рваный» ритм жизни крестьянина — перенапряжение всех сил в страду и расслабление зимой, перешел и на последующие поколения. Из необходимой для выживания в тяжелых климатических условиях и скудных урожаев общинности, коллективизма выросло недоверие к тем, кто отличается от основной массы.

На Север, Дон или в Сибирь бежали лишь самые отчаянные и смелые. А остальные тянули свою лямку. «Господь терпел, и нам велел». Когда европейцы, борясь за свои права, выйдут на митинги или устроят забастовку, русские будут терпеть и страдать: «лишь бы не было войны», «кабы не было хуже».

Отсюда — желание женщин сберечь семью с мужем-алкоголиком, от которого нормальная баба давно бы сбежала, забыв все как страшный сон. Бесприютность русских городов и наплевательское отношение к собственному историческому наследию. Пьянки-гулянки до бессознательного состояния, как в последний раз. Невообразимое богатство тех, кто дорвался до кормушки — после нас хоть потоп. Недоверие к любым чужакам — начиная от ненавистного Запада и кончая «зажравшимися москвичами», большинство из которых — вчерашние провинциалы, которые нашли в себе силы хотя бы попытаться изменить жизнь к лучшему.

♦ По теме: Разруха в головах, или почему разрушаются исторические памятники

Долготерпение русских не бесконечно. Рано или поздно оно выливается в беспощадный бунт, сметающий все на своем пути, и правых, и неправых. Как мгновенно и очень больно разжимается пружина, которую долго сжимали. Это постоянное качание из крайности в крайность и отрицание предшествующего периода. То, что прежде было святым, втаптывается в грязь, а новые святыни, вознесенные на недосягаемый пьедестал, через какое-то время будут сброшены и растоптаны.

Русская духовность — это миф, призванный скрасить мрачную действительность. Отсюда — предания про Святую Русь: там, на Небе, нас ждет рай. А здесь надо терпеть и страдать. Потому что так было во все времена.

Если вкратце, то как-то так.

PS. Но попробуйте усомниться в особой «русской духовности» — загрызут!

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.