Тверской бульвар, дом 18. По этому адресу расположено одно из лучших творений архитектора Федора Осиповича (Франца-Альберта) Шехтеля – особняк Петра Петровича Смирнова (1868-1910). Удивительно, но в известной всем любителям столичной архитектуры издании «Памятники архитектуры Москвы» об этом доме не сказано ни слова. Это связано с тем, что в советские годы здесь располагалась прокуратура города Москвы, учреждение весьма закрытое.

* Организатор экскурсии: «Дворянские усадьбы. Podmoskovnye.ru»

Дом Смирнова на Тверском бульваре
Дом Смирнова на Тверском бульваре

История дома Смирнова на Тверском бульваре

Дом, расположенный на этом участке, впервые упоминается в московских архивах в 1759 году как принадлежащий ротмистру конной гвардии Василию Васильевичу Истлентьеву. Следующим владельцем стал московский губернский предводитель дворянства, действительный тайный советник, генерал-поручик Александр Григорьевич Петрово-Соловово (1736-1805). От него владение перешло к младшему из братьев Орловых, директору Академии наук графу Владимиру Григорьевичу Орлову (1743-1831). После его смерти дом неоднократно перепродавался. В разные годы его владельцами были коллежский советник Гавриил Петрович Апухтин, камер-юнкерша О.И.Гарчакова, камергер и коллежский советник П.А.Базилевский, почетный гражданин Николай Петрович Малютин. В результате, к началу XX века на участке сложился большой особняк в стиле ампир, с лабиринтом комнат на разных уровнях.

28 ноября 1900 года это домовладение за 299 тысяч рублей приобрел Петр Петрович Смирнов, директор и старший сын «водочного короля» Петра Арсеньевича Смирнова, основателя торгового дома «П.А.Смирнов в Москве».

Петр Петрович в молодости жил в Петербурге и занимался торговлей чаем из Китая. В 1893 году он по настоянию отца переехал в Москву и занялся семейным делом. На следующий год было учреждено «Товарищество водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных вин П.А.Смирнова».

Петр Петрович был женат на Евгении Ильиничне Морозовой, у них было трое детей: Татьяна, Арсений и Алексей. Жили они в родительском доме на Пятницкой улице, но вскоре он стал для них мал. Поэтому он приобрел большое домовладение на Тверском бульваре, в то время — одном из самых модных мест Москвы (впрочем, как и сейчас). В 1900 году у них родилась дочь Ольга, а через год — сын Анатолий.

В 1901 году Петр Петрович пригласил модного в то время архитектора Шехтеля для переделки всего комплекса зданий. Работы продолжались 5 лет. Шехтель сумел максимально использовать старые помещения и расширить объем за счет объединения флигелей с главным домом.

Дом Смирнова на Тверском бульваре
Окна Романского зала. Прежде на его месте располагалась ограда между главным домом и флигелем

Фасад, выходивший на Тверской бульвар, был отделан в модном тогда стиле модерн. Дворовые фасады были выдержаны в более строгом классическом стиле. Внутренние помещения были оформлены в стиле модерн и эклектики.

Дом Смирнова
Дом Смирнова

В доме было немало технических новшеств: собственная котельная и центральное паровое отопление, полная электрификация здания, встроенные светильники, принудительная вентиляция, оригинальная конструкция окон в зимнем саду, благодаря которой они не замерзали даже в самые сильные морозы и сохраняли тепло в помещении и многое другое.

На первом этаже располагались хозяйственные помещения. Сейчас из-за подъема культурного слоя почти на 70 сантиметров он стал полуподвальным. Второй этаж был представительским, здесь располагается анфилада парадных залов: Готический кабинет, Будуар (Малая гостиная), Романский зал, Аванзал, Рокайльная комната, Классический зал, Греческий зал, Египетский зал. Кроме того, в здании был зимний сад и зверинец. На третьем этаже находились жилые помещения хозяев и комнаты прислуги. В 1990-е годы был надстроен четвертый этаж, мансардный, который не виден со стороны Тверского бульвара.

В дом вело два входа. Западный парадный вход сейчас находится в части здания, принадлежащей Пенсионному фонду РФ. В прошлом он вел в парадные залы и предназначался для гостей. Другой вход (Северный парадный) был приватный.

Шехтель, несмотря на занятость на других объектах, лично контролировал строительство и сдавал дом заказчику. В 1910-1913 годах, уже после смерти Петра Петровича Смирнова, он снова частично перестроил дом по желанию наследников в стиле неоклассицизма — модерн к тому времени уже вышел из моды.

Дом Смирнова строился как «семейное гнездо». Однако реальность оказалась намного трагичнее. После смерти Смирнова в 1910 году и из-за введения сухого закона и государственной монополии на водку, финансовое состояние семьи сильно пошатнулось. Вдова была вынуждена сдать часть помещений клубу Московского русского собрания. Одно время даже предполагалось устроить здесь синематограф.

В дни Октябрьской революции особняк оказался в центре кровавых событий. Дом заняли юнкера, которые обстреливали красноармейцев, штурмующих дом московского градоначальника. После революции Евгения Ильинична Смирнова, в надежде спасти свою жизнь и жизнь своих детей, вышла замуж за итальянца, делового партнера её покойного мужа, который был назначен послом в Японию. К несчастью, ей запретили взять с собой детей. Алексей и Анатолий пропали без вести и, скорее всего, погибли в годы Гражданской войны или вскоре после неё. Старшая дочь Татьяна смогла уехать к матери только в 1926 году. Сын Арсений скитался по Средней Азии и умер там в 1950-х годах.

Дом Смирнова, старое фото
Дом Смирнова, фото 1932-1939 годов

В опустевшем особняке в 1922 году разместился Революционный военный трибунал. Затем его сменила Прокуратура Москвы. Роскошно отделанные стены были закрыты безликими панелями. В Романском зале проходили судебные заседания.

Дом Смирнова, старое фото
Дом Смирнова, фото 1977-1979 годов

В 1990 году большую часть усадьбы занял Пенсионный фонд Российской Федерации. В другую часть в 1994 году была переведена из Англиканской церкви Св. Андрея фирма «Мелодия». В 2006 году начались реставрационные работы, в ходе которых были восстановлены парадные залы. Сейчас помещения сдаются под проведение различных торжеств и мероприятий. Кроме того, здесь регулярно проводятся экскурсии.

♦ По теме: Подборка экскурсий по Москве: популярные, обзорные, необычные, литературные, гастрономические…

Внешний вид и интерьеры дома Смирнова

А теперь познакомимся поближе с внешним обликом и залами дома Смирнова на Тверском бульваре. Внешне дом кажется ассиметричным. Однако если присмотреться к нему внимательнее, то под отделкой в стиле модерн можно разглядеть почти симметричную структуру классического московского особняка с главным домом в центре и примыкающими к нему с двух сторон флигелями. Прежде они соединялись решеткой. Шехтель на её месте возвел новые помещения. На первом этаже он сделал арку, ведущую во внутренний двор, а над ней устроил роскошный Романский зал с витражными окнами.

Дом Смирнова, Тверской бульвар
Фасад дома Смирнова со стороны Тверского бульвара
Дом Смирнова, Тверской бульвар
Окна Романского зала и флигель
Тройное окно Романского зала, дом Смирнова,
Тройное витражное окно Романского зала и картуш с вензелем Смирнова над ним

Стены дома украшены листьями и растительным орнаментом — часто встречающийся элемент у Шехтеля.

Оформление окон Романского зала, дом Смирнова,
Оформление окон Романского зала

В центре фасада, выходящего на Тверской бульвар, на уровне второго этажа находится легкий кованный балкон в форме ладьи — одна из лучших работ Шехтеля. Он чисто декоративный – если его опустить ниже, он мешал бы проходу людей.

Балкон-ладья, Особняк Смирнова
Балкон-ладья
Центральная часть фасада, дом Смирнова
Центральная часть фасада
Бывший флигель, дом Смирнова
Бывший флигель в эркером

Решетка в воротах арки старинная, выполнена по проекту Шехтеля.

Арка, дом Смирнова, Москва
Арка

Фасад со стороны двора отделан в строгом классическом стиле. Здесь мы увидим несколько пристроек: лестницу и большой зал — Египетский.

Лестница и Египетский зал со стороны двора, дом Смирнова, Москва
Лестница и Египетский зал со стороны двора

Здесь же можно увидеть полукруглое окно Парадной лестницы, которая расположена в части, ныне принадлежащей Пенсионному фонду Российской Федерации. К сожалению, мне не удалось её увидеть изнутри.

Окно Парадной лестницы, дом Смирнова, Москва
Окно Парадной лестницы

Во дворе расположены еще несколько корпусов, некогда принадлежавших Смирновым. Впоследствии они сдавались под различные конторы, в 1990-е годы здания были реконструированы и частично надстроены.

Здание во дворе дома Смирнова, дом Смирнова
Здание во дворе дома Смирнова
Арка во второй двор, дом Смирнова
Арка во второй двор

На схеме ниже представлены помещения второго этажа, открытые для посещения.

Дом Смирнова
Схема помещений второго этажа, открытых для посещения

Северный парадный вестибюль

Как я уже писала, в дом Смирнова ведут два входа — Западный парадный и более камерный, северный. Именно через второй вход, более скромный, сейчас заходят экскурсанты и гости «Дома Смирнова». К настоящему времени из-за роста культурного слоя первый этаж оказался почти на 70 сантиметров ниже уровня земли. Помещения первого этажа сохранили элементы отделки XVIII века, в частности, своды.

Своды XVIII века в холле I этажа, дом Смирнова
Своды XVIII века в холле I этажа

Пол в таких помещениях в прошлом нередко покрывали чугунными плитами. Реставраторы творчески обыграли это.

Оформление пола "под чугун" (современная работа), дом Смирнова
Оформление пола «под чугун» (современная работа)

Лестница

Из холла на второй этаж ведет лестница. Здесь мы увидим излюбленный элемент Шехтеля — лестницу-волну, символизирующую стремительность и зыбкость человеческого бытия. Однако пространство не дало развернуться архитектору в полной мере, как, например, в доме Рябушинского на Малой Никитской улице. Поэтому о волне напоминают лишь небольшие завитки-волюты у первых ступеней, наподобие того, как водный поток вырывается из теснины.

Лестница-волна, дом Смирнова
Лестница-волна

Лестничный холл отделан в классическом стиле. После первого пролета лестница раздваивается. Одна её часть ведет в сторону Готического кабинета и кухни, другая — к Романскому залу и Будуару (Малой гостиной). Эта часть сохранила отделку XVIII века.

Вид в сторону Романского зала, дом Смирнова
Вид из лестничного холла в сторону Романского зала
Лестничный холл, дом Смирнова
Лестничный холл
Лестничный холл, дом Смирнова
Лестничный холл
Лестница, дом Смирнова
Лестница
Лестничный холл, дом Смирнова
Декор стен в классическом стиле в лестничном холле
Зеркало во всю стену, дом Смирнова
Зеркало во всю стену напротив входа в Готический кабинет

Готический кабинет

Готический кабинет, комната хозяина дома, отделан в стиле венецианского модерна. Площадь помещения небольшая — всего 35 кв.м. Он производит впечатление замкнутого, тяжелого пространства — по моде того времени: достаточно темный цвет стен, накладные балки на потолке из мореного дуба. Паркет был воссоздан реставраторами по старым фотографиям. Мебель современная, как и во всем доме.

Готический кабинет, дом Смирнова
Обстановка Готического кабинета (современная)
Готический кабинет, дом Смирнова
Готический кабинет
Готический кабинет, дом Смирнова
Дубовый потолок в Готическом кабинете
Тверской бульвар, дом Смирнова
Вид из окна Готического кабинета на Тверской бульвар

Украшением Готического кабинета является прямоугольный эркер, откуда открывается красивый вид на Тверской бульвар.

Эркер в Готическом кабинете, дом Смирнова
Эркер в Готическом кабинете

Будуар, или Малая гостиная

Из Готического кабинета можно попасть в комнату хозяйки дома — Малую гостиную, или Будуар. Площадь помещения составляет 25 кв.м. Стены отделаны китайским шелком. Скошенные углы потолка, так называемый «ложный парусный свод», украшены лепниной с цветочными мотивами. Рисунок дверей повторяет орнамент на фасаде здания. Камин из розового мрамора, отделанный внутри плиткой «кабанчик» — декоративный, поскольку в особняке было паровое отопление.

Будуар, или Малая гостиная, дом Смирнова
Будуар, или Малая гостиная
Декоративный камин в Будуаре, дом Смирнова
Декоративный камин в Будуаре
Будуар, или Малая гостиная, дом Смирнова
Будуар, или Малая гостиная
Будуар, или Малая гостиная, дом Смирнова
Будуар, или Малая гостиная
Рисунок на двери в Будуаре, дом Смирнова
Рисунок на двери в Будуаре
Рисунок на шелке в Будуаре, дом Смирнова
Рисунок на шелке в Будуаре
Лепнина потолка в Будуаре, дом Смирнова
Лепнина потолка в Будуаре

Романский зал

Романский зал, или Романская гостиная — самое роскошное помещение в особняке и одно из лучших творений Шехтеля. Его площадь составляет 90 кв.м. Он оформлен в бежево-зелено-коричневых тонах. Здесь мы увидим сочетание нескольких стилей — собственно романского, русского и модерна. Стены, оконные рамы и подоконники сделаны из мореного дуба. Потолок в зале украшен кельтским орнаментом. Под ним идет зеленый карниз с изображением сказочных животных. Концы консолей выполнены в виде человеческих голов.

Романский зал, дом Смирнова
Романский зал

Высокое трехчастное окно — витраж с рисунком, изображающим виноградные лозы. Благодаря этому в помещении создается таинственный полумрак.

Окно-витраж в Романском зале, дом Смирнова
Окно-витраж в Романском зале

Противоположная от окна стена оформлена колоннами в романском стиле, над которыми расположены три фальш-окна. Полукруглая арка над ними украшена пятью медальонами с изображением сказочных зверей.

Романский зал, дом Смирнова
Романский зал

Люстра в Романском зале трофейная. Её привез из Германии в 1945 году военный прокурор Москвы. Она выполнена в югендстиле — немецком модерне и великолепно подошла к интерьеру Романского зала, в то время — залу судебных заседаний.

Немецкий трофейный светильник в Романском зале, дом Смирнова
Немецкий трофейный светильник в Романском зале

Главной доминантой зала является большой камин. Массивный гипсовый барельеф изображает средневековую битву. Он покоится на двух колоннах, украшенных фигурами из песчаника — львами в основании и фавнами в капителях. Внутри камин выложен плиткой «кабанчик».

Камин в Романском зале, дом Смирнова
Камин в Романском зале
Барельеф с изображением битвы на камине в Романском зале, дом Смирнова
Барельеф с изображением битвы на камине в Романском зале
Капитель колонны камина в Романском зале, дом Смирнова
Капитель колонны камина в Романском зале
Лев в основании колонны камина в Романском зале, дом Смирнова
Лев в основании колонны камина в Романском зале

Из Романского зала в Аванзал ведет широкий дверной проем, украшенный сверху белокаменным барельефом с изображением битвы дракона и собаки.

Дверной проем между Романским залом и Аванзалом, дом Смирнова
Дверной проем между Романским залом и Аванзалом
Битва дракона и собаки, дом Смирнова
Битва дракона и собаки

Весь зал наполнен мистикой. Архитектор Дмитрий Журавлев, принимавший участие в реставрации особняка Смирнова, предложил такую их трактовку:

Интерьеры дома насыщены мистикой, не случайно тема путешествия по архитектурным эпохам вызвала у кого-то ассоциацию с картинами прожитой жизни, проходящими перед взором умирающего. Я долго смотрел на этот камин: внизу расположены львы, символы власти. На их спинах стоят колонны, увенчанные изображениями дьяволов. Еще выше фриз со сражающимися рыцарями. Однажды я понял, что в нем не так: нет победителей, нет врагов и нет «наших». То есть это могли бы быть, например, западные и восточные воины, а здесь просто какие-то рыцари, обыкновенное «рубилово». Стало быть, получается пирамида из власти, на которой покоится зло, и людей, убивающих друг друга без всякого смысла. А дракон и собака – известный масонский символ противостояния мира реального и мистического, их битвы за человека. — Александр Можаев. Место в истории. «Московское наследие». http://www.archnadzor.ru/2007/05/30/mesto-v-istorii/

Аванзал

Романскому залу предшествует Аванзал, в котором расположена небольшая лестница, соединяющая разные уровни особняка. Аванзал сравнительно небольшой — 40 кв. м. В прошлом, когда гости пользовались Западной лестницей в качестве парадной, он предшествовал Романскому залу.

Аванзал, дом Смирнова
Аванзал
Деревянная лестница в Аванзале, дом Смирнова
Деревянная лестница в Аванзале
Вид на Аванзал, дом Смирнова
Вид на Аванзал со стороны Рокайльной гостиной

Рокайльная комната, или Розовая гостиная

Рокайльная, или Розовая гостиная занимает площадь 40 кв.м. Потолок этой светлой комнаты украшен пышной лепниной в стиле рококо с изображением девушек — излюбленный декор стиля модерн. Уникальность этой комнаты заключается в том, что здесь Шехтель использует точечное освещение, которое станет особо популярным век спустя, в наши дни.

Потолок в Рокайльной комнате, дом Смирнова
Потолок в Рокайльной комнате
Потолок в Рокайльной комнате, дом Смирнова
Потолок в Рокайльной комнате, фрагмент
Анфилада парадных залов, дом Смирнова
Анфилада парадных залов, вид из Рокайльной комнаты

Классический зал

Классический зал — второй по величине в парадной анфиладе дома Смирнова, его площадь составляет 70 кв.м. Он оформлен в стиле позднего ренессанса, его основная тема — водная стихия. Стены выкрашены темно-зеленой краской. Потолок декорирован барельефами на морскую тематику: тритоны, нимфы, сирены. В углах можно увидеть вензели Смирнова. Потолок в центре зала в начале XX века был, вероятно, расписан. Поскольку фотографий росписей не сохранилось, реставраторы оставили его белым. В зале расположен камин зеленого мрамора, над которым находится зеркало в массивной раме.

Классическая гостиная, дом Смирнова
Классическая гостиная
Классический зал, дом Смирнова
Классический зал
Камин в Классическом зале, дом Смирнова
Камин в Классическом зале
Потолок Классического зала, дом Смирнова
Потолок Классического зала
Фрагмент потолка в Классическом зале, дом Смирнова
Фрагмент потолка в Классическом зале
Фрагмент потолка в Классическом зале, дом Смирнова
Вензель Смирнова в потолке Классического зала

Окна Классического зала выходят на декоративный балкон. Хотя на него ведет дверь, уровень его пола находится почти вровень с подоконниками и потому попасть на него практически невозможно.

дом Смирнова, Классический зал
Вид из окна на декоративный балкон

Греческий зал

Некогда Греческий зал открывал анфиладу парадных залов. О том времени напоминает замурованный вход, ведущий на Западную парадную лестницу. Его площадь составляет 65 кв.м. Колонны искусственного мрамора делят Греческий зал на две части.

Греческий зал, дом Смирнова
Греческий зал

По периметру зала под потолком тянется фриз в классическом стиле, изображающий состязания на колесницах.

Греческий зал, дом Смирнова
Греческий зал
Греческий зал, фриз, дом Смирнова
Греческий зал, фриз
Греческий зал, фрагмент, дом Смирнова
Греческий зал, фрагмент

Египетский зал

Рядом с парадной анфиладой расположен Египетский зал, окна которого выходят во внутренний двор. Это самое большое помещение в особняке, его площадь составляет 220 кв.м. Первоначально он использовался в качестве зала для приемов и танцев. Две египетские колоны делят Египетский зал на две части — основную и коридор. До шехтелевской реконструкции это помещение было флигелем.

Зал выкрашен в бежево-золотые цвета. В центре потолка расположен большой свод, в котором изображен Ра — древнеегипетский бог Солнца. Светильник в центре несколько опущен, скрывая расположенную над ним вентиляцию.

После 1910 года Египетский зал был сдан в аренду для различных мероприятий и увеселений.

Египетский зал, дом Смирнова
Египетский зал
Египетский зал, дом Смирнова
Египетский зал
Декор стен Египетского зала, дом Смирнова
Декор стен Египетского зала
Свод Египетского зала, дом Смирнова
Свод Египетского зала
Роспись свода Египетского зала, дом Смирнова
Роспись свода Египетского зала
Декор стен Египетского зала, дом Смирнова
Декор стен Египетского зала
Декор стен в Египетском зале, дом Смирнова
Музыкант. Декор стен в Египетском зале
Рисунки в египетском стиле, дом Смирнова
Рисунки в египетском стиле

Мы с вами осмотрели только небольшую часть дома Смирнова — его парадные залы. Остальные в настоящее время закрыты для посещения. На мой взгляд, из-за постоянного использования помещений разными людьми и организациями, они потеряли свой лоск и несколько обветшали.

Информация для посетителей и карта

Попасть в дом Смирнова можно с экскурсией. Если постараться, можно попытаться увидеть Западную парадную лестницу, расположенную в части, принадлежащей Пенсионному фонду РФ.

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.