Продолжу рассказ о нашем камчатском путешествии. Из Налычевской долины в Петропавловск-Камчатский можно выбраться несколькими путями: через Авачинский перевал, по труднопроходимой дороге (как я понимаю, где-то рядом с океаном), на вертолете и по тропе WWF через Пиначевский перевал. Мы выбрали последний — не самый сложный и не самый простой вариант, так, посерединке.

В Налычевской долине, Камчатка
В Налычевской долине

Эта тропа протяженностью 44 км идет через перевал высотой 1160 м и считается «детским» маршрутом. Правда, как мы заметили, если маршрут называют «детским», он окажется весьма и весьма непростым. Обычно его проходят за два дня, но мы решили, что гонки нам надоели, вообще мы приехали отдыхать, так что пойдем в три дня. Максим (гид) тут чуть не рухнул, схватился за голову и заявил, что никогда еще не имел дел с такой группой. Мы же в энный раз объяснили ему, что мы ни разу не спортсмены и вообще, его гонки нас малость достали. Пришлось Максиму смириться с горькой судьбой и повести нас в сторону Пиначевского перевала.

Указатель в Налычево, Камчатка
Указатель в Налычево

В первой половине дня мы вдоволь накупались в термальных источниках, осмотрели травертиновый щит, а после обеда отправились в путь. Сначала мы шли по натоптанной тропе долины. Все кругом было таким родным, светлым, приветливым! Уходить не хотелось. Вскоре начался лес из каменной березы. То тут, то там попадались огромные кучки — следы недавнего пребывания медведей. На кордоне нам шепнули, что на днях в Налычево пришло их несколько голов, в том числе медведица с медвежатами — как раз те, что мы видели накануне у горячих источников.  Признаться, на душе было малость неспокойно, лес стал казаться более зловещим. Этому способствовала и северная экспозиция склона.

Поднявшись немного, мы остановились на полянке и бросили прощальный взгляд на долину. Как же она хороша!

Налычевская долина, Камчатка
Прощай, Налычево!

И, снова взвалив на плечи рюкзаки, отправились в путь. Дорога постепенно поднималась вверх — тягун. Переходя по шаткому мостику через речку, я поскользнулась, нога провалилась сквозь деревяшки. Но, кажется, это было единственная неприятность, если не считать того, что солнце уже клонилось к закату, тени становились длиннее. Фотографировать было невозможно: кадры выходили темными и смазанными, да и пейзаж вокруг был довольно однообразным: влажный каменно-березовый лес да заросли шеломайника.

Заросли шеломайника, Камчатка
Заросли шеломайника

Шеломайник — одна из примет Камчатки. Так называют растение лабазник камчатский. Он вырастает огромных размеров, выше человеческого роста (подробнее о шеломайнике и других видах лабазника можно прочитать в нашей статье «Лабазник украсит участок и вылечит от многих болезней»). Тропа петляла между кустов, временами практически теряясь. Мы шли достаточно быстро — в темпе Максима. Да и медлить не очень-то и хотелось — по пути попадались свежие лежбища медведей.

Дорога к Пиначевскому перевалу

Затем неожиданно тропа повернула,  мы оказались у подножия вулканов. Прямо перед нами высился величественный Ааг, а чуть поодаль белела Корякская сопка. Красота необыкновенная. Начинался пояс ивовых стланников.

Дорога к Пиначевскому перевалу, Камчатка
Вулкан Ааг, Камчатка
Вулкан Ааг
Корякская сопка, Камчатка
Корякская сопка

Смеркалось, нужно было искать место для ночлега. Наш гид, видимо, решил малость поиздеваться над нами и заявил, что ближе к перевалу не знает подходящих участков, поэтому лучше остановиться здесь. Но едва мы встали, как на нас набросились радостные комары: ужин пришел!

Вечер в горах, Пиначевский перевал, Камчатка
Вечер в горах

Делать нечего — народ нацепил накомарники, обмазался всякими мазюкалками и принялся ставить палатки и готовить ужин. В это время из-за Пиначевского перевала показалась огромная туча, которая не предвещала ничего хорошего. Но затем она так же неожиданно рассеялась (видимо, не без вмешательства доброго духа вулканов).

Жупановский вулкан
Жупановский вулкан на закате
Вулкан Ааг, Камчатка
Облако на Ааге
Жупановский вулкан на закате
Пиначевский перевал на закате

На следующее утро мы, быстро собравшись, тронулись в путь. Ивовый стланник вскоре кончился, уступив место сначала кедровому стланнику, а затем и веселым альпийским лугам, покрытых цветами рододендрона. Мы в очередной раз чертыхнулись — именно здесь и надо было ночевать!

Утро, Пиначевский перевал, Камчатка
Утро
Утро Жупановского вулкана
Я на дороге к Пиначевскому перевалу

Вскоре начался подъем на Пиначевский перевал, довольно крутой. И, странное дело, на земле отчетливо были видны отпечатки подков! Максимум пару дней назад здесь прошли на лошади. Как??? В голове у меня не укладывалось.

Чем выше мы поднимались, тем более величественными становились виды. Я то и дело останавливалась сфотографировать их и передохнуть (все-таки бегать по перевалам с пороком сердца не слишком весело).

И вот, наконец сам Пиначевский перевал. На гребне сложен огромный тур. По правую руку по ходу движения, на высоте, высились скалы причудливой формы — Хранители перевала. Естественно, я подошла к ним.

Хранители перевала

Но пора было двигаться дальше. Мы оглянулись назад — там было Налычево, высились три пика Жупановского вулкана, вдали поблескивал на солнце Тихий океан. А впереди в синей дымке лежало Пиначевское ущелье и Пиначевская долина.

Вид с Пиначевского перевала
Кедрач
Пиначевский перевал
Снежник на Пиначевском перевале

Мы начали спускаться. Вдоль тропы весело бежал ручеек, берущий начало где-то в снежниках. Вообще по эту сторону Пиначевского перевала природа была более пышной — как-никак, южная экспозиция склона.

Рододендрон, Пиначевский перевал, Камчатка
Вид в сторону Пиначевского перевала
Ручеек, Пиначевский перевал, Камчатка
Ручеек

Некоторое время спустя мы достигли небольшой стоянки, где остановились на обеденный отдых. Какое же это было наслаждение — растянуться под березками на коврике и просто лежать, глядя в небо! Увы, ничто не вечно под луной, и спустя два часа мы отправились дальше.

На привале, Камчатка
На привале
В траве, Камчатка,
В траве
Пиначевская долина
Иван-чай, Пиначевская долина, Камчатка
Иван-чай
Ручеек превратился в речку

Показались домики кордона Семенова. Обычно те, кто делают переход за два дня, останавливаются здесь на ночевку. Мы же просто ненадолго задержались тут. Лесник рассказал про очередного медведя, который на днях ходил вокруг.

Кордон Семенова, Пиначевская долина, Камчатка
Кордон Семенова
Горы у кордона Семенова, Пиначевская долина, Камчатка
Горы у кордона Семенова

А вскоре мы наткнулись и на самого медведя. Встреча, на самом деле, была комичной. Все уже порядком подустали, шли, глядя себе под ноги. И тут Зоя, шестнадцатилетняя девчонка (вот она, энергия молодости!), которая глазела по сторонам, воскликнула: «Медведь!» Прямо около дороги косолапый лакомился ягодами. Услышав возглас, он тут же бросился наутек  — мы даже не успели достать фотоаппараты.

Пиначевская долина
Горная река, Пиначевская долина, Камчатка
Горная река
Дерево, Камчатка
Дерево

Ближе к вечеру мы подошли еще к одной оборудованной стоянке и стали готовиться к ночевке. Погода портилась, было очевидно, что назавтра нас ждет непогода.

Утро в Пиначевской долине встретило нас проливным дождем. Вершины гор закрывали рваные облака. А поскольку мы были уже в лесной части, то вода капала и с неба, и с листьев деревьев. Пришлось идти в накидках, которые все норовили зацепиться за очередной шеломайник или кедрач.

Утро в Пиначево
Дерево-леший, Камчатка
Дерево-леший
Папоротники, Камчатка
Папоротники

Максим нас подгонял — в Пиначево за нами должна была придти машина. Но когда мы пришли в поселок, оказалось, что придется подождать. На берегу речки был оборудован навес, и мы все забились туда.

Река в Пиначево, Пиначевская долина, Камчатка
Река в Пиначево

Подошла машина. И знаете, какое это счастье — мокрым насквозь залезть в теплую машину и ехать на базу, предвкушая горячую баню!

О том, как сэкономить на авиабилете из Москвы и других городов России и стран СНГ, я написала подробный пост-инструкцию: «Как купить дешевые авиабилеты в Петропавловск-Камчатский».

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.