В китайской философии и культуре Небо рассматривалось как источник императорской власти. Титул «Сын Неба» 天子 tiānzǐ появляется в надписях с середины Х века до н.э. — так именовали себя чжоуские ваны (правители династии Чжоу, 1045-221 гг. до н.э.). Правители Китая носили титул «Сын Неба» до 1912 года, когда в результате Синьхайской революции была свергнута императорская власть.

Гугун 故宫 - бывший императорский дворец в Пекине
Гугун 故宫 — бывший императорский дворец в Пекине. Здесь жили и вершили власть императоры династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1912). Вид со стороны парка Цзиншань

Считалось, что император поддерживает взаимодействие между тремя компонентами Великой триады 三才 sāncái — Небом, Землей и людьми, что нашло свое отражение в иероглифе 王 wáng — правитель. Древнекитайский философ Дун Чжуншу (190 или 179 до н.э. — 120 или 104 до н.э.) писал:

Тот, кто в древние времена изобрел письменность, нарисовал три горизонтальные черты и соединил их посередине вертикальной чертой, назвав этот иероглиф «царь». Три горизонтальные черты – это небо, земля и человечество, а вертикальная, проходящая посередине, объединяет принципы всех трех.

Получение государем небесного повеления ниспосылается согласно замыслам Неба. Поэтому его звание – «Сын Неба». Он должен взирать на Небо, как на отца, и служить Небу в соответствии с путем сыновней почтительности.

В качестве верховного жреца только император мог приносить жертвы Небу и Земле. Его жертвоприношения духам земли и зерна обеспечивали, как считалось, процветание всей Поднебесной. Также император являл собой образец сыновней почтительности 孝 xiào, принося жертвы в императорском Храме предков 太庙 tàimiào.

Круглый алтарь в Храме Неба 天坛 tiāntán в Пекине
Круглый алтарь в Храме Неба 天坛 tiāntán в Пекине. В эпохи Мин и Цин в день зимнего солнцестояния император совершал здесь церемонию жертвоприношения перед священной табличкой Неба

Жизнь императора как Сына Неба была четко регламентирована. Большую часть времени он проводил в своем дворце, скрытый от глаз подданных. Только приближенные имели право лицезреть императора.

Парк Ихэюань 颐和园 в Пекине
Парк Ихэюань 颐和园 в Пекине — жемчужина садово-паркового искусства Китая. При цинском императоре Цяньлуне (1711-1799, правил в 1735-1795 годах) он становится летней императорской резиденцией. Императрица Цыси (1835-1908, вдовствующая Великая императрица Китая с 1861 по 1908 год) перестроила разрушенный к тому времени парк в соответствии с легендами о садах богини Сиванму (西王母, Матушка-владычица Запада) на горе Куньлунь

Император также ассоциировался с драконом с пятью когтями. Это связано идеей, что драконам подвластны все стихии — небесная, земная, водная и подземная, они способны проникать везде. Таким образом, император, будучи Драконом, также способен объять все сущее и объединить его. Цветом императора был желтый, что в теории пяти первоэлементов 五行 wǔxíng символизирует центр и стихию земли/почвы 土 .

Император Цяньлун (1711-1799, правил в 1736-1795 годах)
Один из самых ярких китайских правителей — император Цяньлун (1711-1799, правил в 1736-1795 годах). О нем сложено множество легенд и историй

Высокий титул не защищал императоров от интриг и насилия. Многие из них умерли насильственной смертью в весьма молодом возрасте, а не своей естественной смертью в глубокой старости. Это объясняли концепцией Небесного мандата 天命 tiānmìng, в соответствии с которой Небо является источником легитимности императорской власти. Если император обладал силой/добродетелью «дэ» 德 , то Небо покровительствовало ему и посылало на Землю благие знамения. Если же император лишался «дэ», то Небо сначала предупреждало его посредством соответствующих знамений (неурожаи, эпидемии, наводнения и т.п.), а потом, если правитель не обращал внимание на эти знаки, руками народа свергало его. Аналогичным образом объяснялось и падение династий — утратой «дэ» последними правителями.

Тронный зал в Зале Сохранения Гармонии 保和殿 bǎohédiàn в Гугуне, Пекин
Тронный зал в Зале Сохранения Гармонии 保和殿 bǎohédiàn в Гугуне, Пекин

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.