В феврале 2020 года мы съездили на неделю в Санкт-Петербург, на машине. Когда приезжаешь впервые в новый для себя город, то хочется за короткое время увидеть как можно больше достопримечательностей. Поэтому ходишь по нему с утра до ночи, пока не свалишься от усталости. Совсем другое дело, когда в город приезжаешь далеко не в первый раз. Уже можно «смаковать» удовольствие и никуда не торопиться. Нынешняя поездка в Петербург была для меня именно такой. Я уже потеряла счёт, сколько раз была в Северной столице.

По теме: Пост признания в любви: мой Санкт-Петербург

Петропавловская крепость, Санкт-Петербург
Петропавловская крепость

16 февраля 2020 года. День 1: дорога из Москвы по М-11

Утром мы выехали из Москвы (вернее, из Подмосковья) в Петербург. Около 10 утра съехали с Малой «бетонки» А-107 на скоростную трассу М-11 и помчались с ветерком. Примерно через час были около Твери. Здесь скоростная пока прерывается, поэтому выехали на М-10. Выглянуло солнце. Погода была абсолютно весенняя, апрельская.

За Тверью снова ушли на скоростную М-11. Радует, что вдоль трассы ставят вышки сотовой связи и строят большие заправки с кафе. Прошлым летом мы ехали по скоростной до Великого Новгорода практически без связи, а в этом году связь была. Ещё не везде, но уже во многих местах.

По теме: Скоростная трасса М-11 Москва — Санкт-Петербург: плюсы и минусы

Трасса М-11
Трасса М-11 в тверской области

Больше всего снега было в Тверской области. Хотя какой это снег… Весна! Даром, что февраль. В лесу очень много упавших деревьев. Ощущение, что ураган прошел. Новгородская область встретила мокрым снегом и грязью от впереди идущих машин. Меньше всего снега оказалось в Ленинградской области. Прям конец апреля.

М-11, река мста
Впереди — река Мста

С М-11 на Московское шоссе съехали в 16:00, потом — на КАД и ЗСД. Путь от дома до Питера занял чуть больше шести часов, ограничение скорости 110-130 км/час если где-то и превышали, то не более чем на разрешенные 20 км/час. За дорогу отдали 100+690 рублей (по транспондеру). Заправились бензином один раз перед Тверью, после этого лампочка бензина зажглась уже на ЗСД.

Около 17:00 заселились в гостиницу «Арт Нуво Палас», расположенную на Васильевском острове (17-я линия Васильевского острова, 64, Василеостровский район, Санкт-Петербург). Мне она очень понравилась.

Отель "Арт Нуво Палас", Санкт-Петербург
Отель «Арт Нуво Палас»
Отель "Арт Нуво Палас"
Наш номер

В стоимость номера были включены завтраки и ужины. Ели в расположенной на первом этаже столовой быстрого питания сети «Пельмешъ».

Сеть столовых и ресторанов быстрого питания "Пельмешъ"
Сеть столовых и ресторанов быстрого питания «Пельмешъ»

17 февраля 2020 года. День 2: непогода, поездки по городу, Михайловский замок и Пороховые

В Питере непогода. Хотя для петербуржцев она привычна. Днём температура повысилась до +7°, задувал ветер, временами заливало, потом сквозь тучи проглядывало солнце. По Неве идёт лёд. Вода поднялась выше ординара на 110-130 см. Закрывают дамбу.

Санкт-Петербург
Из машины все выглядит не так уж страшно

Гулять по городу в такую погоду — удовольствие сомнительное: ветер выворачивал зонты. Поэтому мы катались на машине по улицам города.

По теме: Дороги и дорожное движение в Санкт-Петербурге: взгляд со стороны

Туристический трамвай, Санкт-Петербург
Туристический трамвай. В следующий раз обязательно прокатимся

Потом отправились в Михайловский замок.

Михайловский замок, Санкт-Петербург
Михайловский замок

Михайловский замок производит сильное впечатление. Я была там  давно. С тех пор отреставрировали новые залы. Помимо постоянной экспозиции посмотрели две временные: одну — посвященную освоению Арктики и Антарктики, вторую — Александру III.

Парадная лестница

Потом поехали в Пороховые. Это исторический район ближе к окраине Санкт-Петербурга. В 1715 году там, на удалении от города в целях безопасности, был создан Пороховой завод (в то время он назывался «Пороховая мельница»), главный поставщик различных сортов порохов для армии и флота. Моя бабушка была родом оттуда, её предки работали на этом заводе. Когда я была ещё ребенком, бабушка как-то привезла меня туда. Но уже в то время её дома не было, она показала мне только приблизительное место, где он стоял прежде. А вот церковь Илии Пророка стоит. И Охтинская плотина на месте.

Подробнее: Возвращение к корням: Пороховые в Санкт-Петербурге

Церковь Илии Пророка на Пороховых, Санкт-Петербург
Церковь Илии Пророка на Пороховых
Охтинская плотина, Пороховые, Санкт-Петербург
Охтинская плотина при Пороховом заводе — старейшее гидротехническое сооружение Санкт-Петербурга

Потом ещё покатались по Петербургу. Будет или нет наводнение? Вода пока прибывает.

18 февраля 2020 года. День 3: Кронштадт, памятник колюшке и Кронштадтский футшток

Погода продолжала нас «радовать»: порывистый ветер, дождь и прочие прелести питерской недозимы. Что делают в такую погоду нормальные люди? Сидят дома, завернувшись в плед, читают книжку или тупят в телефончик, пьют горячий чай или кофе. Или перебежками добираются из дома на работу и учебу. Но мы не они.

Вчера по Неве шел лёд, из-за угрозы наводнения закрыли дамбу. Ночью её открыли. Где лучше всего посмотреть на разгул стихии? Конечно же, в Кронштадте. Заодно прокатиться по дамбе.

На дамбе машин было немного. На информационных экранах светилось предупреждение о сильном боковом ветре.

Дамба, Санкт-Петербург
Дамба

Кронштадт словно вымер. О том, чтобы гулять по городу, и речи не было. Поэтому просто ездили на машине по знакомым улицам. В музеи не заходили. т.к. в тех, которые в этот день работали, мы уже были раньше.

Кронштадт
Пустынный Кронштадт

Потом поехали к футштоку — тому самому месту, по которому в нашей стране измеряют высоты. Здесь находится нулевая отметка над уровнем моря. Впрочем, сегодня вода стояла гораздо выше, под водой оказались даже мостки, ведущие к шкале. Радует, что до отметки катастрофического наводнения 1824 года ещё очень далеко.

Кронштадтский футшток
Уровень воды по футштоку находится на отметке 200 см, т.е. превышение над ординаром составляет около 90 см, если мы правильно нашли ноль
Мареограф, Кронштадт
Мареограф

Затем подошли к табличке, установленной на ограде Обводного канала напротив памятника блокадной колюшке. Я специально её сфотографировала, дабы навсегда положить конец спорам: каждый второй в моем посте на Дзене про памятник блокадной колюшке написал гневный комментарий, что нет такой рыбки, я путаю её с корюшкой.

Памятник блокадной колюшке в Кронштадте
Табличка памятника блокадной колюшке. Сам памятник находится напротив, он виднеется справа от таблички

Затем мы поехали к Петровскому парку.

Памятник Петру Первому в Кронштадте
Памятник Петру Первому в Петровском парке в Кронштадте

Я вышла на Петровскую пристань, откуда меня лишь по счастливой случайности не сдуло ветром и не смыло дождем. Здесь очень хорошо заметно, насколько высоко поднялась вода. А на военных кораблях идет рутинная каждодневная работа. Непогода морякам не страшна.

Петровская пристань, Средняя гавань и корабли Балтийского флота ВМФ России, Кронштадт
Петровская пристань, Средняя гавань и корабли Балтийского флота ВМФ России

Продрогнув окончательно, побежали греться в «Голландскую кухню» (ул. Коммунистическая, 1, Кронштадт). Вообще, целью сегодняшней поездки в Кронштадт был музей маячной службы в форту Константин. Но он оказался закрыт до 16:00. К счастью для таких, как мы: иначе бы замёрзли окончательно (впрочем, поездка в Кронштадт наградила меня насморком).

Подробнее: Упаси вас, Боже, ездить в Кронштадт в такую погоду!

Поэтому вернулись в Питер (немного странно звучит, ибо Кронштадт — часть Петербурга). Съездили в «Сплав». Заодно покатались ещё по городу, раз гулять ножками не получается.

Подробнее: По Санкт-Петербургу на машине: улицы города в серые февральские дни

Санкт-Петербург
А вот петербуржцам непогода не страшна

19 февраля 2020 года. День 4: Артиллерийский музей и не только

Сегодня мы решили отправиться в Артиллерийский музей. Туда стоит идти хотя бы ради потрясающей архитектуры. Если же вы вдобавок любите всякие пушки и другое вооружение — подавно.

Артиллерийский музей, Санкт-Петербург
Артиллерийский музей

Экспозиция музея впечатляющая. По словам экскурсовода, она насчитывает около 800 тысяч единиц хранения (для сравнения, в Эрмитаже — три миллиона единиц хранения). Больше всего мне понравилась экспозиция, посвященная артиллерии XVIII века. Пушки, гаубицы, мортиры того времени — настоящее произведение искусства. Экспозиции, посвященные XIX веку, не менее интересны. А вот XX век оставил меня равнодушной.

Экспозиция Артиллерийского музея
Артиллерийский музей, Санкт-Петербург

Сегодня в Петербург на 20-летие со дня смерти Анатолия Собчака приехал Путин. По этой причине в центре было полно полиции, сотрудников ДПС и прочих товарищей. Некоторые дороги были перекрыты. Поэтому мы сочли за лучшее убраться подальше с их маршрута.

Новая Голландия

Не перестаю восхищаться историческим центром Петербурга. Он огромный! Почти каждый дом можно разглядывать бесконечно, подмечая интересные архитектурные детали. Это то, чего мне так недостает в Москве, где очень небольшой исторический центр, который уничтожается на наших глазах.

Река Мойка, Санкт-Петербург
Река Мойка и Поцелуев мост

Вечер мы провели в ресторане «Идiотъ» (Набережная реки Мойки, 82). Он оформлен в стилистике второй половины XIX века. Весьма недешевый, но кухня превосходна и очень приятная атмосфера.

Ресторан "Идiотъ", Санкт-Петербург
Ресторан «Идiотъ»

Вечером погуляли-покатались по городу и отправились в нашу гостиницу на Васильевский остров (говорят, петербуржцы очень не любят, когда его называют Васькой).

Мойка, Санкт-Петербург
Мойка

20 февраля 2020 года. День 5: кирха в Зеленогорске, Финский залив, Новая Голландия и Военно-морской музей

Этот день у нас выдался на редкость насыщенным, хотя начинался он с нежелания двигаться вообще. Но раз не хочется ходить, можно куда-нибудь поехать! И мы поехали в Зеленогорск. Там я очень хотела посмотреть лютеранскую кирху Преображения Господня, построенную в 1908 году по проекту известного финского архитектора Йозефа Стенбека. На Карельском перешейке сохранились и другие его кирхи, например, в Приморске и Мельникове.

Кирха Преображения Господня в Зеленогорске

Кирха была открыта. Внутри играл орган. Милая женщина из прихода рассказала нам немного об истории кирхи.

Внутреннее убранство кирхи

Затем мы поехали по Приморскому шоссе в Питер. В Комарово в двух местах сделали остановку. Зима в этом году не удалась, но на Финском заливе какое-то подобие торосов было. Для меня море — это всегда что-то волшебное. «На небе только и разговоров, что о море…» (с)

Подробнее: Финский залив в Комарово зимой

Финский залив, Комарово
Берег Финского залива в Комарово
Лед на Балтике
Берег
Финский залив, Комарово
Песок, вода и лед
Ручей

К этому времени мы успели проголодаться и решили поехать в Новую Голландию, в ресторан «Кузня». Он весьма понтовый, но иногда так хочется шикануть, особенно когда кругом холодно и мокро. Тут я почувствовала себя модным хипстером, который каждый шаг постит в свой Инстаграмчик.

Подробнее: В Новой Голландии я почувствовала себя хипстером

Бутылка в Новой Голландии
Говорят: «Не лезь в бутылку». Но мы залезли. Внутри оказалось очень концептуально
Кузня, Новая Голландия, Санкт-Петербург
«Кузня»
Пруд

После обеда и прогулки по Новой Голландии мы отправились в расположенный рядом Центральный военно-морской музей имени Петра Великого. Там мне надо было сфотографировать несколько моделей кораблей для будущих статей; в этом музее я уже была раньше.

Военно-морской музей, Санкт-Петербург
Военно-морской музей

21 февраля 2020 года. День 6: Выборг и Кронштадт

В пятницу решили съездить в давно полюбившийся нам Выборг: хотели купить домой знаменитые выборгские крендели. А заодно передать привет прекрасному городу.

В Выборг ехали по трассе «Скандинавия». По дороге ничего особо интересного, разве что бесконечные ремонты. Выборг встретил нас пронизывающим ветром и холодом. Первым делом отправились в Дом бюргера за кренделями и выборгским пивом. Потом проездили по городу, я сфотографировала некоторые нужные мне для будущих статей здания и виды.

Дом бюргера, Выборг
Дом бюргера

Грустно смотреть на город. В Выборге архитектура европейская и потому разруха в нем чувствуется особенно сильно. Что-то, конечно, приводят в порядок. Но пока одно здание реставрируют, два других разрушаются.

Руины Старого Кафедрального собора и Часовая башня, Выборг
Руины Старого Кафедрального собора и Часовая башня

Из Выборга в сторону Питера поехали по небольшой дороге, проходящей между Приморским шоссе и трассой «Скандинавия». На Приморское шоссе выскочили уже у Черной речки в Молодежном. Я люблю такие дороги: по пути встречаются красивые пейзажи и интересные места. И машин очень мало.

Карельский перешеек
Дорога из Выборга
Поле

По дороге в гостиницу решили заехать в Кронштадт: хотелось ещё раз полюбоваться дамбой и морем. А заодно посидеть в «Голландской кухне» (люблю я это место, так что извините за невольную рекламу ресторана).

Ресторан "Голландская кухня" в Кронштадте
Ресторан «Голландская кухня» в Кронштадте

Так завершился последний день нынешнего пребывания в Питере. Назавтра нас ждала дорога в Москву.

М-11
М-11 — связующая нить между Москвой и Петербургом

PS. Особой экскурсионной программы у нас в этот раз не было. Хотелось просто побывать в любимых местах и подышать воздухом Балтики. Это была типичная «медленная поездка» в свое удовольствие. Правда, питерская погода с её ветром, дожде-снегом и сыростью постоянно испытывала нас на прочность, поэтому некоторые планы пришлось менять на ходу. Домой вернулись с насморком 🙂

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.