На границе Екатерининского и Александровского парков Царского Села расположен комплекс построек в китайском стиле. Они находятся на дороге, ведущей из Петербурга в Царское Село и, таким образом, обрамляют въезд в летнюю императорскую резиденцию.
♦ По теме: История и достопримечательности Екатерининского парка в Царском Селе
Стиль шинуазри в европейском искусстве
Для того чтобы понять, почему они здесь появились, углубимся немного в историю европейского искусства конца XVII – начала XVIII века. В конце XVII века в Европе появился китайский фарфор. Легкие, тончайшие изделия, покрытые искусными росписями, сразу же привлекли внимание знати. К тому же фарфоровая посуда более гигиеничная, нежели золотая и серебряная. Китай стал ассоциироваться с фарфором: неслучайно слово china (Китай) также переводится как «фарфор», «фарфоровые изделия».
♦ По теме: Названия Китая: Поднебесная, Срединная земля и другие
В 1708 году в Саксонии был открыт способ производства фарфора, а спустя два года, в 1710 году в Мейсене был открыт первый фарфоровый завод. Однако на первых порах мейсеновский фарфор копировал китайские изделия.
Вскоре появляется мода на «китайщину» — китайскую живопись, декоративно-прикладное искусство. В королевских резиденциях начинают возводить беседки, павильоны и дворцы, выполненные в китайском стиле.
Однако китайская философия, лежащая в основе китайского искусства (и всей китайской культуры в целом), осталась непонятой. Кроме того, в начале XVIII века было еще слишком мало серьезных исследований, посвященных Поднебесной. Художники, декораторы, архитекторы руководствовались, скорее, собственными представлениями и фантазиями о Китае. Так появился стиль, который получил название шинуазри (или шинуазери, от фр. Chinoiserie), являющийся частью ориентализма и рококо в целом.
Стиль шинуазри в России
В России шинуазри быстро завоевал популярность. Во многих дворцах создавались кабинеты, оформленные в китайском стиле, например, в Екатерининском дворце Царского Села, Большом дворце Петергофа, Меншиковском дворце Санкт-Петербурга и т.п. Большое количество построек в «китайском вкусе» было создано архитектором Антонио Ринальди (1709-1794). Он спроектировал Китайский Дворец в Ораниенбауме, строительство которого продолжалось с 1762 по 1768 годы.
Поэтому неудивительно, что и в Царском Селе мы найдем строения в стиле шинуазри. Предположительно, автором этого проекта был А.Ринальди, а непосредственными исполнителями были архитекторы Ч.Камерон и В.П.Неелов. Комплекс китайских сооружений включает:
- Большой и Малый Каприз,
- Китайскую деревню,
- Скрипучую беседку,
- Крестовый мост,
- Китайский театр,
- Китайские мостики,
- Драконов мост,
- Большой китайский мост.
Большой Каприз и Малый Каприз
Въезд в Царское Село оформлен двумя насыпями с арками – Большой Каприз и Малый Каприз, которые пересекает Подкапризовая дорога. Относительно их названия – «каприз», существуют две легенды. Одна гласит, что когда императрице Екатерине II представили огромную смету за строительство, она воскликнула: «Быть так, это мой каприз». По другой версии, поскольку здесь находился выезд из Царского Села, Екатерина, любившая неожиданности, в этом месте приказывала кучеру, в какую сторону ехать – в Екатерининский дворец или в Санкт-Петербург, говоря: «Мой каприз».
Капризы были возведены в 1770-1774 годах, руководил строительством архитектор В.И.Неелов. Китайские элементы (загнутые вверх углы крыш, росписи) сочетаются с европейскими (ионические розового мрамора колонны).
Китайская деревня
Китайская деревня расположена в Новом саду Александровского парка. Ее модель была создана архитектором А.Ринальди, непосредственными исполнителями были Ч.Камерон и В.И.Неелов. Первоначально в Китайской деревне насчитывалось 18 домов. Центральное здание имитировало китайский храм. Оно представляет собой восьмиугольный зал с куполом и построено по мотивам китайских пагод. Каждый дом украшен в восточном стиле, рядом были разбиты миниатюрные сады. В 1817 году архитектор В.П.Стасов перестроил деревню, дома были соединены попарно, в результате чего их число уменьшилось до 6.
Китайская деревня предназначалась для проживания придворных и знатных гостей. Здесь жили Г.Р.Державин, Н.М.Карамзин и др. В годы Великой Отечественной войны постройки Китайской деревни серьезно пострадали и затем долгое время находились в аварийном состоянии. Сейчас она отреставрирована на средства датской фирмы, комплекс сдан в аренду на 49 лет. Здесь снимают квартиры дипломаты и бизнесмены.
Китайская Скрипучая беседка
Напротив Китайской деревни, на берегу Верхних прудов Екатерининского парка расположена Китайская Скрипучая беседка, построенная в 1778-1786 годах по проекту архитектора Ю.М.Фельтена. Своим названием она обязана флюгеру в виде китайского знамени, который при движении издавал скрип.
Беседка состоит из центрального овального купольного зала, к которому с запада и востока примыкают два почти квадратных в плане помещения, где расположены два входа. Стены центрального зала отделаны искусственным мрамором. Входы украшают золоченые барельефы драконов (правда, у китайских драконов крыльев нет – подробнее о китайских драконах вы можете прочитать в статье «Описание китайских драконов»). Двери декорированы росписями и орнаментальной резьбой. Декоративные иероглифы также имеют отдаленное отношение к китайским иероглифам. Кровлю украшают фигурки драконов и флюгер.
Скрипучая беседка пострадала в годы войны и была восстановлена совсем недавно, к 300-летию Царского Села.
Крестовый мост на Крестовом канале
Крестовый мост был построен по распоряжению императрицы Екатерины Великой: «Построить в селе Царском в Новом саду через канал и к Капризу, каменную Китайскую беседку на арках, на четыре всхода». Строительство продолжалось с 1776 по 1779 годы, руководили работами архитектор В.И.Неелов и его сын, И.В.Неелов.
Китайский театр
Чуть поодаль находится Китайский театр, который в екатерининские времена назывался Каменная опера. Он был построен в 1778-1779 годах по проекту А.Ринальди, руководил работами И.В.Неелов, который внес в первоначальный проект некоторые изменения.
Кровля с высоко загнутыми углами была выполнена в китайском духе. Интерьеры были отделаны в китайском стиле и отличались пышностью. Императорскую и великокняжеские ложи украшали подлинные произведения китайского искусства: фарфор, лаковые панно, мебель. Занавес оранжевого шелка был расписан в китайском стиле.
В 1908-1909 годах был проведен капитальный ремонт здания. 15 сентября 1941 года Китайский театр почти полностью выгорел и с тех пор до настоящего времени не восстановлен.
Китайские мостики
В Александровском парке расположены два китайских мостика, которые ведут к Китайской деревне. Они построены в 1781 году по проекту Ч.Камерона и первоначально были деревянными, декорированными «на китайский вкус». В 1786 году их заменили на металлические, изготовленные на Сестрорецких оружейных заводах по проекту архитектора К.Шпекле.
Драконов мост
Драконов мост расположен недалеко от Китайского театра. Он был создан в 1785 году по проекту Ч.Камерона. Мост украшают четыре фигуры драконов – «чудовищные фигуры», как их называли в екатерининское время. Ныне существующие драконы были отлиты из чугуна в 1860-е годы.
Большой Китайский мост
Большой китайский мост находится у центральных ворот Александровского парка, напротив парадного плаца Екатерининского дворца. Его автором был архитектор Ч.Камерон. Мост украшен вазами, между которых закреплены железные ветви красных кораллов. На постаментах установлены четыре фигуры китайцев с фонарями. В 1860-е годы обветшавшие фигуры были заменены. Они погибли в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время мост полностью восстановлен.
Итак, мы с вами увидели царскосельские постройки, выполненные в китайском стиле. Они, скорее, являются фантазиями на тему Китая. Но в то же время их присутствие в летней императорской резиденции символично: во второй половине XVIII века, при династии Цин (1644-1911) Китай находился на пике своего могущества. Китайская политическая система, которая казалась европейцам разумной и логичной, была образцом для подражания. Китай в их представлениях был «Страной мудрецов», олицетворением идеала Просвещенной монархии.
Большое внимание Китаю уделял Вольтер. В таких его произведениях как «Опыт о нравах и духе народов», «Китайский катехизис», а также «Философском словаре» и пьесе «Китайский сирота», мы найдем немало интересных суждений мыслителя о китайской истории, политической системе, философии и религии, нравах и обычаях Поднебесной. Особо Вольтера интересовало учение Конфуция, главным принципом которого он считал естественную мораль, соответствующую идеям Просвещения XVIII века.
Екатерина Великая, которая переписывалась с Вольтером, безусловно, была знакома с «китайскими» идеями Вольтера. Кроме того, в XVIII веке Китай становится объектом пристального изучения русских ученых и религиозных деятелей, туда снаряжаются экспедиции, активно переводятся на русский язык труды европейских исследователей. И, возможно, всем этим и можно объяснить центральное положение китайских построек в Царском Селе.
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.