Недеяние 无为 wúwéi — одна из основополагающих даосских категорий. Недеяние вовсе не означает, что нужно лежать под деревом и ничего не делать; следует делать то, что дóлжно делать и не делать того, чего делать не нужно. Знаменитые китайские чэнъюи 画蛇添足 huà shé tiān zú («нарисовав змею, прибавить к ней ноги») и 拔苗助长 bá miáo zhù zhǎng («тянуть ростки, помогая расти») иллюстрируют суть недеяния.

Этот принцип распространяется не только на поведение человека, но и на управление государством: «Править на основе недеяния» 无为而治 wú wéi ér zhì. Так, в трактате «Дао-дэ-цзин» не раз говорится, что правитель должен править на основе недеяния.

Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и возвышать. Ещё хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает… (Дао-дэ-цзин, §17. Пер. Ян Хин-шуна)

太上,下知有之;其次,亲而誉之;其次,畏之;其次,侮之。

Примеры такого правления были весьма редки. Так, Конфуций восклицает:

Учитель сказал: «Если и был правитель, добившийся порядка (в Поднебесной), не делая ничего, то им был Шунь. Чем же он занимался? Он лишь сидел в почтительной позе лицом на юг». (Лунь-юй, 15.5. Пер. Л.С.Переломова)

子曰:“无为而治者,其舜也与?夫何为哉,恭己正南面而已矣。”

Обычно, когда говорят о правлении на основе недеяния, вспоминают ханьского императора Вэнь-ди 孝文帝 (202 — 157 до н.э., правил с 180 г. до н.э.). Но у него был предшественник — канцлер Цао Цань 曹参 (вариант чтения: Цао Шэнь, поскольку у иероглифа 参 несколько чтений).

Канцлер Цао Цань (Цао Шэнь)
Канцлер Цао Цань 曹参

После смерти основателя династии Хань Гао-цзу 高祖 (Лю Бан 刘邦, 256 или 247 — 195 до н.э., правил с 202 г. до н.э.) власть фактически находилась в руках его жены Люй Чжи 呂雉, более известной как Люй-хоу 呂后 (241 — 180 до н.э.), хотя формально престол перешел к их сыну, второму императору династии Хань Хуэй-ди 汉惠帝 (Лю Ин 刘盈, 210 — 188 до н.э., правил с 195 г. до н.э.). Её правление отличалось необузданной жестокостью и интригами; страной распоряжались ваны и сановники из рода Люй 呂, практически отстранив от власти род Лю 刘.

Тем не менее, несмотря на напряженную ситуацию при дворе, Сыма Цянь в своих «Исторических записках» называет это время благополучным для народа, который получил отдых после тирании династии Цинь (221 — 206 до н.э.), войн и четырехлетней (206 — 202 до н.э.) ожесточенной борьбы между основателем династии Западная Хань Лю Баном и чуским генералом Сян Юем 项羽 (232 — 202 до н. э.).

В 193 году до н.э. смертельно больной канцлер Сяо Хэ 萧何 рекомендовал после его кончины передать эту должность Цао Цаню 曹参 как наиболее достойному преемнику, несмотря на то, что между ними существовали глубокие противоречия. Это полностью совпадало и со словами, сказанными императором Гао-цзу незадолго до смерти: Цао Цань долгое время находился рядом с Сяо Хэ и глубоко изучил его мысли по поводу управления страной, поэтому он станет наилучшим выбором на должность канцлера.

Канцлер Сяо Хэ
Канцлер Сяо Хэ 萧何

Цао Цань 曹参, второе имя Цзин Бо 敬伯, в 209 году до н.э. вместе с Сяо Хэ присоединился к Лю Бану в борьбе против Цинь. От его рук погиб Ли Ю, сын Ли Сы, всесильного канцлера при Цинь Шихуане и Эрши Хуане. Вместе с Лю Баном он прошел не одно сражение, вместе с ним умиротворял Наньян (ныне — городской округ провинции Хэнань), в столице империи Цинь Сяньяне в 206 году до н.э. они принимали капитуляцию Цзы Ина 子婴 — третьего и последнего правителя Цинь, умиротворяли Гуаньчжун 关中 (ныне — центральная часть провинции Шэньси).

За свои заслуги Цао Цань получил должность генерала. Затем он стал канцлером и своего рода «засланным казачком» при генерале Хань Сине 韩信, который восстановил царство Ци и имел весьма высокие амбиции, разбил союз между Ци и Чу, угрожавший существованию молодой империи Хань. После этого он повел свою армию в Гайся 垓下 (ныне — в уезде Линби, провинция Аньхой), где вместе с Лю Баном и другими сподвижниками окончательно разгромил армию Сян Юя и привел прославленного генерала к печальному финалу.

В 202 году до н.э. Лю Бан был провозглашен императором Хань. Своему старшему сыну от наложницы Лю Фэю 刘肥 (? — 189 до н.э.) он даровал удел Ци 齐 и пожаловал ему титул правителя Ци 齐王, а Цао Цаня назначил канцлером в Ци. На второй год, за «семьдесят ранений, штурм крепостей и захват территорий, величайшие заслуги» император пожаловал ему титул Пинъян-хоу 平阳侯.

Основатель династии Хань Лю Бан, император Гао-цзу (Гао-ди)
Основатель династии Хань Лю Бан 刘邦, император Гао-цзу 汉高祖 (Гао-ди 高帝)

После стольких лет войн и прочих потрясений народ империи прибывал в отчаянном положении, государственные амбары были пусты. Вдобавок, внутри страны начались мятежи ванов и чжухоу, стремившихся получить самостоятельность, а на севере то и дело вторгались сюнну. Государство Хань находилось в крайне опасном положении. И только благодаря незаурядной личности Лю Бана и его талантливых приближенных удалось избежать катастрофы.

Большую роль в этом сыграл первый канцлер династии Хань — Сяо Хэ, который сохранил все архивы империи Цинь, пересмотрел циньское законодательство, избавив его от жестоких наказаний, и на их базе, а также на основе «Уложения из трех разделов» 约法三章 yuē fǎ sān zhāng (простейший свод законов, рассчитанный на то, чтобы его знало все население, созданный при Гао-цзу), создал «Кодекс в девяти главах» 九章律 jiǔzhānglǜ — свод законов империи Хань.

Цао Цань в то время по-прежнему пребывал на посту канцлера Ци и мучительно пытался решить неотложную задачу восстановления экономики Ци. Поэтому он постоянно искал мудрых советников, старых и молодых, которые бы помогли бы ему в этом деле, дали совет. Однако у каждого из них были свои представления о том, что следует предпринять, и вскоре у канцлера от всего этого разболелась голова. Однако решение до сих пор не было найдено.

И в это трудное время кто-то подсказал Цао Цаню, что в Цзяоси живет прозорливый старик по имени Гэ-гун 盖公, знаток учения Хуан-Лао (даосизма), имеющий талант к управлению государством. Цао Цань тут же отправил к Гэ-гуну посланника с богатыми дарами и просил того приехать к нему. Цао Цань лично встретил старика-даоса, поклонился ему и просил научить управлять страной и успокоить народ.

На это Гэ-гун ответил так: «Только нужно, чтобы наверху власти пребывали в спокойствии, не создавали конфликты, не беспокоили народ, тогда народ внизу будет жить, пребывая в естественности и придет к умиротворению. После того, как народ умиротворится, экономика неизбежно восстановится и начнет развиваться, управление страной естественно улучшится.»

Услышав этот ответ, Цао Цань понял, что это именно то, что ему нужно. Он поселил Гэ-гуна в своем доме, чтобы в случае необходимости советоваться с ним.

В течение девяти лет Цао Цань осуществлял в Ци управление на основе недеяния, а также привлекал талантливых чиновников. Экономика Ци, действительно, восстановилась и начала развиваться, а люди, почувствовав стабильность и уверенность в завтрашнем дне, перестали волноваться. Все славили Цао Цаня, говоря, что лучшего канцлера не найти.

Канцлер Цао Цань (вар. чтения: Цао Шэнь) 曹参
Канцлер Цао Цань 曹参

После смерти Сяо Хэ новым канцлером Хань был назначен Цао Цань. В управлении страной он по-прежнему исповедовал учение Хуан-Лао, как и раньше в Ци. Он оставил на своих должностях всех чиновников, которые прежде служили при Сяо Хэ, не вмешивался в их компетенцию, министры при дворе также сохранили свои места. Государство управлялось, как и прежде.

Более того, Цао Цань намеренно делал вид, что не занимается делами. Целыми днями он только пил вино и болтал. Несколько чиновников, которым такое поведение Цао Цаня показалось возмутительным, направили императору Хуэй-ди доклад.

Канцлер Цао Цань (вар. чтения: Цао Шэнь) 曹参
Канцлер Цао Цань 曹参

Император Хуэй-ди находился в тени Люй-хоу, узурпировавшей власть. Она жестоко расправилась с любимой наложницей Лю Бана Ци 戚姬 (戚夫人, ? — 194 до н.э.), отравила её сына Лю Жуи 刘如意 (205 — 194 до н.э.). Хуэй-ди ничего не мог поделать, поэтому целыми днями только пил вино, пытаясь разогнать печаль. Узнав о докладе, император со скучающим видом отреагировал: «Почему канцлер ведет себя точно так же, как и Я? Неужели только потому, что невозможно отбросить то, что я молод, и нет больше мощи Гао-цзу, канцлер не желает всем сердцем и всеми силами помогать Мне?»

Чем больше император думал над этим, тем больше поведение канцлера беспокоило его.

Спустя некоторое время, во время утренней аудиенции Хуэй-ди отозвал Цао Чжу 曹窋 — сына Цао Цаня и попросил того от имени императора выяснить, что происходит. Император сказал: «Гао-цзу умер совсем недавно, Я молод, государственные дела могут осуществляться только при поддержке канцлера. Однако вместо этого он целыми днями лишь пьет вино и ничего не делает. Как так можно управлять Поднебесной? Будет очень интересно узнать, что ответит канцлер!»

Цао Чжу, возвратившись домой, во всех подробностях передал отцу слова Хуэй-ди. Выслушав их, Цао Цань взбесился: «Что ты, малец, понимаешь в этом! Разве государственные дела находятся в том состоянии, о котором ты говоришь!» После этого он приказал слуге принести доски и всыпал Цао Чжу двести ударов, приговаривая: «Быстрее ступай во дворец и служи императору. Хорошо неси свои обязанности, этого достаточно. Зачем делать то, что тебе не нужно делать?»

Цао Чжу в полном недоумении принял наказание отца и очень обиделся. Позднее он отправился во дворец, где доложил обо всем случившемся Хуэй-ди.

Хуэй-ди был еще в большем недоумении и никак не мог понять, что происходит. На следующий день, после утренней аудиенции, он попросил Цао Цаня задержаться и обвинил его: «Ты почему наказал сына? Это была Моя идея поговорить ему с тобой, это Я велел ему убедить тебя!» Тогда Цао Цань сорвал с головы головной убор, упал на колени и стуча головой о пол стал просить о наказании. Хуэй-ди приказал ему подняться и снова спросил: «Какая у тебя идея, говори прямо!» Цао Цань смело ответил: «Ваше Величество, если спросить мудрецов и доблестных воинов, то как Вы думаете, кто выше — Вы или предшествующий правитель?» Хуэй-ди тотчас ответил: «Как Я посмею сравниться с предшествующим правителем?» Тогда Цао Цань снова спросил: «Как считает Ваше Величество, у кого выше добродетель и талант — у меня или у канцлера Сяо Хэ, кто из нас сильнее?» Хуэй-ди с улыбкой ответил: «Разумеется, ты не можешь сравниться с канцлером Сяо!» Цао Цань, усмехнувшись, покачал головой: «Ваше Величество говорит верно. Предшествующий правитель умиротворил Поднебесную, а канцлер Сяо установил законы, их правление было чрезвычайно эффективным. Разве мы сможем управлять страной и утвердить законы лучше, чем они? Ваше Величество продолжает дело отца и должен уважать установления предшественника. Если ничего не менять, чтобы не внести смуту, и править на основе недеяния, то Поднебесная будет пребывать в Великом спокойствии. Разве это не прекрасно?» Выслушав эти слова, Хуэй-ди понял мотивы Цао Цаня.

Ханьский император Хуэй-ди
Ло Цзинь 罗晋 в роли Ханьского императора Хуэй-ди, кадр из костюмированной дорамы «Тонкие расчеты красавиц» 美人心计 (Beauty’s Rival in Palace, 2010 год)

После того, как Цао Цань вернулся домой, он продолжил поступать по-старому. В государстве не делалось больших дел, Поднебесная пребывала в спокойствии. В 190 году до н.э. Цао Цань заболел и вскоре умер. После его смерти народ славил его. Также появился чэнъюй 萧规曹随 xiāo guī cáo suí — «Сяо устанавливает правила, а Цао им следует», что означает неуклонно идти по стопам предшественника, придерживаться старых порядков и работать по старинке.

В Китае говорят, что пребывание подле правителя подобно пребыванию подле тигра 伴君如伴虎 bàn jūn rú bàn hǔ. Канцлер Сяо Хэ, чтобы избежать подозрений Гао-цзу в государственной измене, был вынужден очернить себя в глазах народа, которому служил всю жизнь, и на склоне лет потерял свое доброе имя. Многие сподвижники Лю Бана, которые вместе с ним свергали Цинь и сражались против Сян Юя, впоследствии были обвинены в измене и казнены. Был ли у канцлера выбор в то время, когда власть находилась в руках властолюбивой и жестокой Люй-хоу? Учитывая, что в случае его казни расправились бы и со всей его семьей. Возможно, в той ситуации правление на основе недеяния было единственным возможным выходом.

Как бы то ни было, но при канцлере Цао Цане народ Поднебесной получил передышку после войн и потрясений, накапливая силы для будущих свершений.

Источники:

  • 史记。谋臣与明相。吉林,2021
  • 史记。武汉, 2020

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.