Мне казалось, что подобной картины я уже никогда не увижу — пустынная Москва, залитая солнечным светом, свежая зелень деревьев. Но вчера судьбы преподнесла мне такой подарок. И я спешу пригласить вас на маленькую экскурсию по одному из старых уголков Москвы.
♦ По теме: Подборка экскурсий по Москве: популярные, обзорные, необычные, литературные, гастрономические…
Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя — одно из знаковых мест столицы. И… с очень непростой историей. Некогда на его месте стоял Алексеевский монастырь, построенный в XVI веке. А сам он был основан еще раньше — в XIV веке, но в другом месте. Когда это место было выбрано для постройки грандиозного храма, монастырь снова был перенесен (в Красное село), а его постройки снесены в 1837 году. По преданию, настоятельница прокляла это место и пророчествовала, что «здесь будет вода».
Строительство Храма продолжалось с 1839 по 1883 года. Он был возведен«в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Не всем современникам пришлось по душе творение архитектора Константина Тона — довольно тяжелое, в имперском стиле, затмевающее собой Кремль. Но, как бы то ни было, Москва обрела новую доминанту.
5 декабря 1931 года Храм был разрушен, барельефы, украшающие его стены, предварительно перевезены в Донской монастырь. На его месте планировалось возвести грандиозный Дворец Советов. Но помешала война, строительство было приостановлено. А на этом месте был затем построен бассейн под открытым небом «Москва». Пророчество настоятельницы Алексеевского монастыря сбылось: на этом месте теперь плескалась вода.
Зимой над бассейном поднимался густой пар, от которого страдали все, но особенно экспонаты Пушкинского музея. Да и само место было подобно гигантской дыре в самом центре Москвы.
В 1994-97 годах к тысячелетию крещения Руси Храм был воссоздан. Теперь здесь проходят торжественные богослужения, отпевания высокопоставленных лиц. Постоянно идут сюда люди.
Вид Волхонки в сторону Бульварного кольца. Некогда эта улица была намного уже, но затем часть строений была снесена.
Музей изобразительных искусств имени Пушкина
Еще одно знаковое место на Волхонке — Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Идея создания музея принадлежала профессору Московского университета И.В.Цветаеву — отцу поэтессы Марины Цветаевой. Он мечтал возвести в Москве место, которое станет центром преподавания истории искусств, чтобы можно было приобщиться к оригиналам и копиям знаменитых творений европейских мастеров.
Здание было возведено на месте царского Конюшенного (позднее Колымажного) двора в 1898-1912 гг. Архитектор — Р.И.Клейн. В своем нынешнем виде здание занимает целый квартал.
Экспозиция музея постоянно увеличивается, требуются новые помещения. К сожалению, не обошлось без перекосов — существует проект «Музейного городка» по проекту британского архитектора Нормана Фостера, который значительно исказит существующие строения и предполагает снос ряда значимых строений.
Колымажный переулок
О существовании Колымажного двора напоминает название переулка: Колымажный. В рабочие дни он в несколько рядов заставлен машинами. Когда-то здесь были усадьбы самых знаменитых семей России, а в конце XIX века место стало застраиваться и доходными домами.
Церковь Антипия на Колымажном дворе
Самым древним строением в Колымажном переулке является церковь Антипия на Колымажном дворе. Каменное ядро церкви было построено предположительно в 1530-х годах. Церковь возможно также служила усыпальницей рода Скуратовых (к которому принадлежал Малюта Скуратов) — в XVII веке их усадьба примыкала к территории храма. Здание церкви неоднократно достраивалось, в 1739-41 гг появился Никольский придел, в 1798 году возведены северный придел Иоанна Предтечи и двухъярусная колокольня.
Вдали виднеются строения Генерального штаба Вооруженных сил РФ. Огромная башня украшена пятиконечной звездой. Много военных.
Малый Знаменский переулок
Малый Знаменский переулок (как и проходящий параллельно ему Большой Знаменский) имеет Г-образную форму. В рабочие дни здесь не проехать, проезжая часть плотно заставлена машинами. Здесь сохранились очень интересные здания. К сожалению, часть построек была снесена, и на их месте возведен огромный дом в «лужковском» стиле.
Усадьба Лопухиных
Еще одно интересное строение в Малом Знаменском переулке — городская усадьба Лопухиных. Сейчас здесь располагается музей Рериха. Несмотря на свой классический вид, основной объем здания был построен в XVII веке. Если подойти поближе, то можно увидеть белокаменные наличники. А в подвале (где сейчас находится магазин «Оазис») сохранились старинные своды. Здание обновлялось в 1774 году, когда был стесан декор XVII века, прорублены новые окна. На рубеже XVIII-XIX вв. появился портик из шести колонн под массивным фронтоном, украшающий главный фасад. Помимо интересной экспозиции, внутри сохранились интерьеры второй половины XVIII века.
Необычная картина — пустынный Малый Знаменский переулок. Слева — здание Музея изобразительных искусств. Справа — одно из помещений этого же музея. Впереди, уже на другой стороне Волхонки — музей художника Ильи Глазунова.
Усадьба Голицыных
В Малом Знаменском переулке располагается еще одна старинная усадьба — Голицыных. С 1929 по 2015 годы ее помещение занимал Институт философии Российской академии наук. Ансамбль усадьбы сложился во второй половине XVIII века. Однако одноэтажный каменный дом стоял здесь уже в первой половине XVIII века. В 1759-66 годах по проекту И.С.Мергасова, И.П Жеребцова и С.И.Чевакинского возводится второй этаж, реконструируется фасад, переделываются интерьеры.
Флигели, ограда и службы были построены в 1768-1770 годах при участии архитектора И.П Жеребцова. Здесь останавливалась императрица Екатерина Великая, дом стал главным зданием Пречистенского дворца. Здесь родилась дочь Екатерины и Григория Потемкина Елизавета Темкина (1775-?).
Сейчас здание реконструируется и затем войдет в состав Музея изобразительных искусств.
♦ По теме: Усадьба Голицыных на Волхонке: Пречистенский дворец, Московский эрмитаж, Институт философии, музей
В конце XVIII века дом вновь переделывается по проекту архитектора Р.Р.Казакова, перестраиваются флигели. В 1930 г. главный дом был надстроен еще двумя этажами. Внутри сохранились богатые интерьеры XVIII века.
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.