До настоящего времени вопрос происхождения идеи дракона в Китае остается открытым: в природе, как известно, не существует такого существа. Поэтому с древности и до сегодняшнего дня ученые и исследователи выдвигали различные гипотезы происхождения представлений о драконе. Так, некоторые полагают, что дракон возник из стилизованных описаний таких реально существующих животных, как змеи, рыбы, крокодилы. Например, в Баньпо (пров. Шэньси, культура Яншао), фигурирует удлиненный змеиноподобный рыбий мотив. Однако далеко не всеми разделяется теория, что именно рыбы были прототипами дракона.
Согласно другой гипотезе (ее отстаивает китайский исследователь Хэ Син) первые драконы изображали Crocodiles porous, самую большую из живущих рептилий. В частности, в качестве доказательства используется тот факт, что крокодилы очень чутко чувствуют изменение атмосферного давления и приближение дождя. А дракон, как известно, повелевает водной стихией, прежде всего, дождями. В старых текстах также встречается упоминание о драконах, напоминающих крокодилов. Например, в «Истории [династии] Чжоу» упоминается некий воин, которому вменялось в обязанность убить драконов, наводнивших воды реки у его родной деревни; по виду эти драконы напоминали крокодилов.
Ряд исследователей полагают, что прототипами китайских драконов могли выступать такие ископаемые рептилии, как Tyrannosaurus Rex, Brontosaurus или Pterodactyl, которые имеют определенное сходство с драконами. Однако эта версия также опровергается: окаменелости не передают всего набора черт, присущих драконам, и поэтому вряд ли древние люди, глядя на них и используя их (окаменелости широко применялись, в частности, в китайской медицине), могли реконструировать облик доисторических гигантов, исчезнувших задолго до возникновения человечества.
Довольно распространенная версия, что дракон появился в результате соединения тотемов различных племен как результат их слияния. Форма свернувшейся в кольцо змеи или дракона играла важную роль в ранней китайской культуре. Легендарные прародители китайской нации Фуси (伏羲, согласно китайской историографии правил с 2852 по 2737 год до н.э.) и Нюйва (女媧, супруга и сестра Фуси) часто изображаются с переплетенными змеиными хвостами. Считается, что именно змея была тотемом легендарного Желтого Императора – Хуанди (黃帝, якобы правил с 2697 по 2597, или с 2698 по 2598 год до н.э.). По преданию, когда Хуанди покорял другие племена, он присоединял их тотем к своему собственному; это объясняет, почему дракон сочетает в себе черты различных животных.
Некоторые исследователи также указывают на определенное сходство китайских драконов и индийских нагов – драконообразных змиев, считающихся покровителями буддизма. Наги имеют человеческое лицо, змеиных хвост, и подобно драконам делились на небесных, божественных, земных и подземных.
Еще один взгляд на происхождение драконов – что концепция драконов была создана в период развития первобытного сельского хозяйства и отражает чаяния первых земледельцев Китая. Так, Чжоу Чунфа, археолог и вице-директор Управления культурного наследия провинции Хубэй полагает, что прототипом дракона была молния, и китайское произношение слова дракон – лун, напоминает естественный звук грома. По мере того, как на первое место выдвигалось земледелие и скотоводство, отодвинув на второй план охоту и рыболовство, люди обращались к божественным силам, моля их о хорошей погоде, чтобы вызрел урожай. И постепенно была создана образная фигура дракона как сельскохозяйственной божественной силы.
Что касается версии дракона как сочетания различных тотемов, то, по мнению Чжоу Чунфа, это кажется маловероятным, чтобы представители даже побежденных племен позволили бы смешивать свои священные тотемы с чужими. Первобытное сельское хозяйство зависело от дождей, и потому первобытные люди поклонялись многим существам, живущим в воде, например, карпам или крокодилам. И постепенно их черты были добавлены в образ дракона. Предки китайцев создавали региональные вариации драконов, наделяя их чертами определенных животных. Так, люди, жившие вдоль реки Ляохэ в северо-восточном Китае, добавили в образ дракона черты борова; в Центральном Китае появилась корова-дракон, в Шаньси – змея-дракон и т.д. постепенно сложился целостный образ дракона, переходящий из поколений в поколения и распространился по всему Китаю.
Таким образом, каково бы ни было реальное происхождение идеи дракона – как сочетание тотемов, образ ископаемых рептилий или выражение молнии, ясно одно – постепенно дракон превратился в один из главных символов китайской культуры.
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.