Рюриково Городище в Великом Новгороде произвело на меня необычайно сильное впечатление. Это место таит в себе мощь прошлых эпох и отсылает к далеким событиям IX века, когда в Новгород был приглашен княжить Рюрик. В годы Великой Отечественной войны ему был нанесен серьезный урон, но даже в таком виде оно поражает воображение. Церковь Благовещения на Городище включена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Городище, как его называли прежде, необычайно красиво. Это живописный холм недалеко от истока Волхова из Ильмень-озера, на вершине которого сохранились руины древнего Благовещенского храма. Вдали виднеется церковь Спаса на Нередице XII века.
На противоположном берегу Волхова раскинулся славный Юрьев монастырь с величественным Георгиевским собором XII века.
- Подробнее: Юрьев монастырь в Великом Новгороде
Южнее Юрьева монастыря, на острове (ныне полуострове) у самого истока Волхова из Ильмень-озера, расположен Перынский скит с церковью Рождества Богородицы XIII века. Он стоит на месте древнего капища Перынь, где в языческие времена поклонялись громовержцу Перуну, покровителю князя и дружины.
Люди здесь жили издавна. Археологи обнаружили на Рюриковом Городище остатки неолитической стоянки III-II тыс. до н.э. и следы селения раннего железного века первой половины I тыс. н.э. Затем в этих краях поселились ильменские словене, основавшие укрепленное поселение Холм-город (скандинавское Holmgardr — «островной город», «поселения в островной местности»). Согласно летописным свидетельствам, местное славянское и финское население платило дань варягам, но позднее изгнало их и стало жить самостоятельно.
Однако вскоре начались междоусобицы, поэтому было принято решение пригласить нового правителя — Рюрика. Вопрос о происхождении Рюрика до сих пор остается дискуссионным. Многие авторитетные историки, среди которых А.Н.Кирпичников, Б.А.Рыбаков и другие, отождествляют его с «язвой христианства» Рёриком Ютландским (ум. в 882 году) — датским конунгом на службе у Каролингов. Впрочем, далеко не все исследователи согласны с этой гипотезой.
Вот как описывают ряд списков «Повести временных лет» (Ипатьевский, Хлебниковский, Радзивиловский, Московский Академический) драматические события того периода:
В год 6370 (862). И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренные жители в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.
И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Те же ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили город этот и сгинули, а мы тут сидим, родичи их, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
Однако в других списках «Повести временных лет» (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов, Софийская I-я летопись, Московский летописный свод кон. XV в., Воскресенская летопись, Тверской сборник, Никоновская летопись, Ермолинская летопись и др.), вместо Ладоги указан Новгород, а фразы про основание Ладоги и Новгорода отсутствуют:
… И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро…
В двух старейших пергаментных списках «Повести временных лет» — Лаврентьевском конца XIV века и сгоревшем Троицком начала XV века, текст поврежден и потому неясно, где именно правил Рюрик.
Таким образом, вопрос о том, какой город считать первой столицей Руси — Старую Ладогу или Новгород, остается в летописях не до конца проясненным. Археологические материалы в значительной степени подтверждают ладожскую версию. Официальной датой основания Старой Ладоги считается 753 год, дендрохронологические данные относят её появление к 750-м годам и ранее. Официальная дата основания Новгорода — 859 год (М.Н.Тихомиров), самые древние культурные слои датируются рубежом IX-X веков. Во времена Рюрика Новгорода еще не существовало, его резиденция находилась в Городище.
- По теме: Старая Ладога — древняя столица Руси
В источниках XV-XVI веков мы впервые встречаем упоминание старейшины ильменских словен Гостомысла (790-860). Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном средней дочери Гостомысла Умилы от некого варяжского князя. В Воскресенской летописи XVI века Гостомысл объявляется инициатором призвания варягов (пруссов) на Русь:
И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваеть житіе, и созва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: «советъ даю вамъ, да послете въ Прускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущих родовъ.
По преданию, он похоронен в кургане на Волотовом поле в 3 км от Великого Новгорода.
Возможно, местоположение Новгорода оказалось стратегически более выгодным, нежели Ладоги. Городище стояло на берегу Волхова, на окруженном заливными лугами и болотами высоком мысу. Отсюда было удобно контролировать торговые пути, идущие из стран Балтики в Византию — «из варяг в греки» и на мусульманский Восток — «из варяг в арабы». Поселение имело D-образную форму, что роднит его со многими западно-славянскими поселениями и укреплениями викингов. Первоначальная его площадь составляла около 1-1,2 га, в XII веке оно увеличилось до 4-7 га. Его окружал земляной вал около 8 метров в ширину и около 5 метров в высоту, с деревянными конструкциями внутри — городнями, а также ров, которые датируются 850-900 годами.
По всей видимости, на Городище располагались княжеский дворец и другие постройки, которые до нашего времени не дошли. При Рюрике это был политический и экономический центр древнерусского государства. В слоях IX-X веков археологи обнаружили многочисленные артефакты, значительная часть которых элитарного назначения: военное снаряжение и предметы облачения викингов, свинцовые княжеские печати, арабские, византийские и западноевропейские монеты, стеклянные и сердоликовые бусы, фибулы, бронзовые подвески с руническими надписями, железные гривны с молоточками Тора, весовые гирьки и части весов, различные амулеты, косточки экзотических фруктов и т.п.
В 882 году из Новгорода (Городища) в поход на юг отправился Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем. По дороге Олег захватил Смоленск и Любеч, а придя в Киев, убил правивших там Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства. С этого времени значительная часть пути «из варяг в греки» оказалась под контролем Руси.
В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.
В начале XI века князь Ярослав Мудрый перенес свою резиденцию из Городища к Торгу (Ярославово дворище). В последней трети XI века, когда роль князя снизилась, уступив место новгородскому посаднику, Городище снова становится княжеской резиденцией.
В 1103 году сын Владимира Мономаха — «вскормленный новгородцами» князь Мстислав Владимирович закладывает в Городище в честь рождения своего первенца Всеволода (в крещении Гавриила) Благовещенский собор, второй по величине после Софийского собора в новгородском Детинце. В этому времени относится первое летописное упоминание о Городище. Предположительно, автором храма был мастер Пётр, строивший также Георгиевский собор Юрьева монастыря и Николо-Дворищенский собор. В XIV веке Благовещенский собор был полностью перестроен.
В отличие от кафедрального Софийского собора, Благовещенский собор выполнял функцию придворного, княжеского храма, а находящийся почти напротив него на противоположном берегу Волхова Георгиевский собор — княжеской усыпальницы. Два величественных храма образовывали своеобразные торжественные врата при подходе к Новгороду с юга, со стороны Ильмень-озера.
В 1342 году Благовещенский собор был разобран. Рядом, частично перекрывая старый фундамент, на новом основании был возведен новый собор. Вероятно, причиной этого были существенные деформации постройки XII века. Казалось, от неё ничего не осталось. Однако в ходе реставрационных работ под полом были обнаружены фрагменты штукатурки с живописью старого собора, что свидетельствует о том, что его стены были расписаны полностью. Также были найдены разноцветные поливные керамические плитки, украшавшие пол первоначального храма.
В настоящее время перед западным фасадом храма можно увидеть раскрытые археологами остатки Благовещенского собора XII века.
Новый собор в значительной степени унаследовал основные черты старого. Благовещенский храм XIV века представляет собой четырехстолпную постройку с одним алтарным выступом и трехчастным членением фасадов лопатками. Размеры стен без апсиды составляет 15 на 15 метров. В ходе его перестройки в XVIII веке были утрачены верхняя часть кладки, своды и барабан. Благодаря работе археологов и реставраторов, мы можем увидеть уцелевшие после войны части собора XIV века и остатки храма XII века.
Интересная особенность Благовещенской церкви — два типа колонн: ближе к входу расположены круглые в плане, а ближе к алтарю — квадратные.
В августе 1941 года Великий Новгород был захвачен немецко-фашистскими войсками. Линия фронта стабилизировалась по рекам Волхов, Малый Волховец и по восточному берегу озера Ильмень. Осенью 1941 года Благовещенский собор, как и другие монастыри и храмы вдоль линии фронта, был уничтожен немецкой артиллерией. Пострадало и Рюриково Городище в целом.
В 1964-1972 годах руины храма были обследованы Л.Е.Красноречьевым, который предложил законсервировать их. Были отреставрированы уцелевшие апсида, порталы, окна, ниши и арки.
В 2016-2018 годах по проекту В.А.Попова были выполнены работы по консервации храма XIV века и музеефикации церкви XII века. Сейчас он закрыт от атмосферных осадков стеклянными перекрытиями, для посетителей проложены настилы. От идеи воссоздать храм полностью было решено отказаться: в противном случае он в значительной степени превратился бы в новодел.
Помимо Благовещенского собора, занимающего центральное положение, на территории Городища в разное время стояли и другие храмы: каменная церковь Архистратига Михаила, деревянные церкви Святителя Николая Чудотворца, святых бессребреников Косьмы и Дамиана, Аргамаков монастырь с Георгиевской церковью. Некоторые из них можно увидеть на иконе конца XVI века «Видение хутынского пономаря Тарасия». После шведского разорения они постепенно угасли и до нашего времени не дошли; подчас неизвестно даже их точное расположение.
Городище долгое время оставалось важным центром Новгородской республики. После новгородского восстания 1136 года, положившего конец двоевластию князя и бояр, здесь находилась резиденция подконтрольного новгородскому посаднику князя. В Городище прошло детство Александра Невского, останавливались Дмитрий Донской, Василий Тёмный, Иван III и Иван Грозный, находили убежище политические противники князя, гостили иноземные посольства на пути в Москву. В 1477-78 годах, во время осады Новгорода, в Городище располагалось ставка Ивана III.
В XVI веке Городище утратило свое государственное значение. Сначала здесь был один из дворов новгородского купца Семена Стоянова, затем – сад Иверского монастыря. Петр I подарил Городище А.Д.Меншикову, а после его опалы оно отошло в казну.
В 1798 году началось сооружение канала между реками Волхов и Мста, ставшего частью Вышневолоцкой водной системы. Идея строительства принадлежала бывшему новгородскому губернатору Якову Ефимовичу Сиверсу (1731-1808). По указу императора Александра I от 1804 года, «в память любви к отечеству графа Сиверса, попечением которого начат этот канал» он был наречен Сиверсовым. Однако в ходе строительства в первоначальный проект пришлось внести изменения, из-за чего русло канала, вместо его вхождения в Малый Волховец, было прокопано до Волхова. В результате, от Рюрикова Городища оказалась отрезана мысовая часть, перемешались и были утрачены древние культурные слои.
В начале XIX века Городище в память о родоначальнике Российского государства стали называть Рюриковым. В это же время здесь была построена деревня Городище, жители которой занимались преимущественно огородничеством и рыболовством. Она была почти полностью уничтожена в годы Великой Отечественной войны, и сейчас от неё остался лишь один дом.
В 2012 году к югу от церкви Благовещения в честь 1150-летия российской государственности был установлен Княжий камень — огромный 40-тонный валун, привезенный из Батецкого района Новгородской области. На нем высечена цитата из Радзивиловской летописи, относящаяся к 862 году и повествующая о строительстве Рюриком Новгорода около Ильмень-озера.
Информация для путешественников
- Адрес: Россия, Великий Новгород, Городище, д.2
- Время работы: ежедневно, круглосуточно
- Сайт: novgorodmuseum.ru
Литература
Источники:
- Летопись по Воскресенскому списку // Полное собрание русских летописей. — СПб.: Тип. Э. Праца, 1856. — T. VII. — С. 268.
- Повесть временных лет. Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб.: Наука, 1997. — Т. 1: XI — XII века. Перевод О. В. Творогова. Электронная версия: https://diletant.media/articles/37304919/, дата обращения: 20.07.2019
- Повесть временных лет. Прозаический перевод на современный русский язык. Публикуется в переводе Д.С.Лихачева. Электронная версия: http://www.hrono.info/dokum/1000dok/povest1.php, дата обращения: 20.07.2019
- Повесть временных лет. Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова. Электронная версия: https://studfiles.net/preview/4199237/, дата обращения: 20.07.2019
Исследования:
- Вилкул Т.Л. Ладога или Новгород? / О Волховской экспедиции Рюрика и статье Татьяны Вилкул «Ладога или Новгород?». Электронная версия: https://nestoriana.wordpress.com/2013/01/04/%D0%BE-%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D1%80%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B8-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82/, дата обращения: 21.07.2019
- Кирпичников А.Н. Ладога и Ладожская земля VIII—XIII вв. В кн.: Историко-археологическое изучение Древней Руси: Итоги и основные проблемы. Славяно-русские древности. Выпуск I. Л., 1988. Стр. 38-79. Электронная версия: http://www.rusarch.ru/kirpichnikov8.htm, дата обращения: 21.07.2019
- Носов Е.Н. Новгород и новгородская округа IX—X вв. в свете новейших археологических данных (к вопросу о возникновении Новгорода) // Новгородский исторический сборник. Вып. 2(12), 1984 г., с. 3-38. Электронная версия: http://www.russiancity.ru/hbooks/h035.htm, дата обращения: 20.07.2019
- Порфиридов Н.Г. Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры XI — XV вв. М.-Л., 1947. Электронная версия: http://www.rusarch.ru/porfiridov1.htm, дата обращения: 21.07.2019
- Пчелов Е.В. Рюрик. Электронная версия: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9F/pchelov-evgenij-vladimirovich/ryurik/3, дата обращения: 22.07.2019
- Чернов А.Ю. Рюрик по комментарию к Повести временных лет (2012) и новейшим данным. Электронная весия: https://nestoriana.wordpress.com/2018/10/25/rerik/, дата обращения: 21.07.2019
- Ядрышников В.А. Рюриково Городище. Церковь Благовещения. Новгородский музей-заповедник, 2012
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.