В Древнем Китае сосуды-дин 鼎 dǐng использовались для хранения и приготовления пищи, в церемониях жертвоприношения, а также для казни через сварение. Однако они играли в культуре гораздо более важную роль, нежели другие ритуальные сосуды. После того, как Юй Великий 大禹 (по преданию, родился около 2297 до н.э., умер в 2197 до н.э. или 2025 до н.э., на престоле с 2205 года до н.э.) избавил Поднебесную от потопа, из преподнесенной ему в качестве дани бронзы он отлил девять огромных сосудов-дин, по числу областей Древнего Китая.
По теме:
Согласно БКРС, иероглиф 鼎 имеет следующие значения:
- треножник (не совсем точно, поскольку сосуды-дин бывают двух видов: круглые с тремя ножками и прямоугольные с четырьмя ножками — М.А.);
- треножники-регалии императорской власти, императорская власть, престол;
- опора престола (государства); высшие сановники, ответственный, важный (деятель; пост); значительный; краеугольный; веский.
Одна из историй, которая раскрывает смысл сосудов-дин, относится к временам эпохи Весен и Осеней (Чунь-цю, 770-481 до н.э.), когда правитель царства Чу Чжуан-ван 楚庄王 (? — 591 до н.э.) боролся за титул гегемона 霸 bà.
Чуский Чжуан-ван взошел на престол в 613 году, унаследовав его от своего отца Му-вана 楚穆王. В то время ему еще не было 20 лет, т.е. он еще не достиг возраста совершеннолетия. Первые три года Чжуан-ван не уделял внимания государственным делам, предпочитая веселое времяпрепровождение. Министры постоянно уговаривали его одуматься, однако ничего из этого не выходило; Чжуан-ван даже издал указ, карающий смертью любого, кто осмелится увещевать его.
Один из сановников по имени У Цзюй 伍举 не выдержал, однако решил действовать окольным путем: он предложил Чжуан-вану отгадать загадку. У Цзюй спросил: «В Южных горах царства Чу живет одна большая птица. У нее гигантское тело, длинные разноцветные перья, она обладает огромной жизненной силой. Однако вот уже три года как она не летает и не кричит. Люди не знают, что это за птица. А как считаете Вы?»
Подумав немного, Чуский Чжуан-ван понял, о ком идет речь и ответил так: «Это не простая птица. Не летает — и пусть, но если полетит, то пронзит небеса; не кричит — и пусть, но если закричит, то поразит всех». Помогли увещевания и другого верного министра, Су Цуна 苏从, который был готов даже идти на смерть, но сделать все, чтобы Чжуан-ван вернулся к государственным делам.
Впоследствии из этой истории возник чэнъюй 一鸣惊人 yīmíng jīngrén — «впервые запев, поразил всех», т.е. внезапно поразить всех своими успехами; неожиданно проявить себя.
- По теме: Что такое чэнъюй
С этого времени Чуский Чжуан-ван занялся проблемами своей страны, приблизил к себе У Цзюя, Су Цуна и других верных министров, провел необходимые реформы. На шестой год правления он подчинил себе царство Сун, на восьмой год разбил жунов и подошел к городу Лои 洛邑 — столице царства Чжоу.
В эпоху Восточное Чжоу (770-256 до н.э.) потомки Вэнь-вана и У-вана фактически потеряли власть над Поднебесной. В их владении остался лишь небольшой удел Чжоу, в то время как остальная территория Китая была поделена между чжухоу, основавшими собственные независимые государства. Между ними постоянно вспыхивала борьба за гегемонию: сильнейший из князей получал от Чжоуского Сына Неба титул «гегемона» ба 霸 и контролировал остальные государства. Однако власть гегемонов не была наследственной, со смертью гегемона вновь обострялась борьба, принося неописуемые бедствия населению Китая. Естественно, что богатое и обширное царство Чу не осталось в стороне от этой борьбы: Му-ван и Чжуан-ван стремились стать гегемонами.
Чтобы продемонстрировать мощь своей армии, Чуский Чжуан-ван в пригороде Лои устроил смотр войск, который очень напугал чжоуского Сына Неба Дин-вана 定王 (годы правления: 606-586 до н.э.). Поэтому он отправил своего министра Вансунь Маня 王孙满 на переговоры с Чуским Чжуан-ваном.
Чуский Чжуан-ван справедливо полагал, что династия Чжоу слаба, а царство Чу сильное, и он сможет безо всяких усилий сравнять Лои с землей. Поэтому он высокомерно спросил Вансунь Маня: «Девять сосудов-дин, насколько они велики? Насколько они тяжелы?»
Девять сосудов-дин символизировали авторитет и могущество Чжоуского дома. Вансунь Мань прекрасно понял скрытый в словах Чжуан-вана смысл и ответил: «Чтобы объединить Поднебесную, важна гуманность, а не размер и вес сосудов-дин». Чуский Чжуан-ван тогда прямо сказал: «В обладании девятью сосудами-дин нет ничего невозможного. В нашем царстве Чу имеется достаточно бронзы. Стоит лишь собрать сломанные бронзовые мечи с крюками, и их хватит на то, чтобы отлить девять сосудов-дин и объединить Поднебесную!»
Вансунь Мань, теребя бородку, не спеша молвил: «Сосуды-дин, которые Юй Великий некогда выплавил из той бронзы, что ему преподнесли девять областей, как раз и есть эти девять сосудов-дин. И только они символизируют единство Поднебесной. Однако основа единства Поднебесной заключается в добродетельном правлении Юя Великого. Сяский Цзе 夏桀 осуществлял тираническое правление, а шанский Тан 商汤 осуществлял добродетельное правление, поэтому девять сосудов-дин перешли в руки иньцев; иньский Чжоу 殷纣 осуществлял тираническое правление, а чжоуские Вэнь-ван 文王 и У-ван 武王 осуществляли добродетельное правление, поэтому девять сосудов-дин перешли в руки чжоусцев. Только тогда, когда есть общее стремление людей, пусть даже у них и нет девяти сосудов-дин, государство будет стабильным; если же сердца народа отвернулись, то пусть даже и имеются девять сосудов-дин, но рано или поздно их отнимут!» Чуский Чжуан-ван, услышав ответ, ничего не сказал и отвел войска от Лои.
В историю эти события вошли под названием 问鼎中原 wèndǐng zhōngyuán — «Спрашивать Центральные равнины (т.е. Китай) о сосудах-дин», что означает стремление захватить власть. Этот чэнъюй впервые упоминается в трактате «Цзо чжуань» 左传 («Комментарии Цзо» к летописи Чунь-цю) в главе 宣公三年, написанном Цзо Цюмином 左丘明 около IV в. до н.э.
В 597 году до н.э. Чуский Чжуан-ван в битве при Би 邲 разгромил давнего соперника царства Чу — царство Цзинь, что открыло ему путь для дальнейшего захвата власти в Поднебесной. Вскоре он подчинил себе Лу, Сун, Чжэн, Чэнь и другие государства Китая, вследствие чего значительно расширил территорию царства Чу. В конце концов, Чуский Чжуан-ван стал гегемоном.
Всего в эпоху Весен и Осеней насчитывалось пять гегемонов 五霸 wǔbà. В разных источниках их список несколько различается, однако в большинстве из них Чуский Чжуан-ван упоминается. Согласно «Историческим запискам» Сыма Цяня, пятью гегемонами были Циский Хуань-гун 齐桓公, Цзиньский Вэнь-гун 晋文公, Циньский Му-гун 秦穆公, Сунский Сян-гун 宋襄公 и Чуский Чжуан-ван 楚庄王.
Источники:
- 史记。天子与诸侯。吉林,2020
- 楚庄王 / baike.baidu.com
- 问鼎中原 / baike.baidu.com
- 鼎 /bkrs.info
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.