Старая Ладога не перестает удивлять своими сокровищами. Одно из них — Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, где стоит собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, памятник архитектуры XII века, один из немногих сохранившихся на Руси храмов домонгольского времени. В стенах обители были заточены Евдокия Лопухина, Евдокия Ганнибал и жены декабристов, в лихие времена нашла приют благоверная княгиня Анна Кашинская.
[box style=»grey»] По теме: Достопримечательности Старой Ладоги[/box]История Свято-Успенского монастыря
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь расположен к северу от Староладожской крепости. Некогда это был центр Богородицкого конца. Южную границу Старой Ладоги маркирует Никольский мужской монастырь.
Там, где сейчас стоит Успенский собор, прежде протекал ручей Грубица, впоследствии засыпанный. На мысу, образованный им и Волховым, некогда располагалось древнее поселение, которое могло быть, по мнению исследователей, одним из центров Старой Ладоги. Затем здесь вырос монастырь Симеона Богоприимца. А позднее — Успенский женский монастырь.
Датой основания Свято-Успенского девичьего монастыря считается 1156 год, а первое летописное упоминание о нем относится к XV веку. В Смутное время монастырь был разграблен, однако его насельницы смогли довольно быстро восстановить обитель. В 1718 году опустошительный пожар уничтожил большую часть монастырских построек.
Новый период строительства начался в XIX веке. В 1823-25 годах в стиле позднего классицизма были построены Западные Святые врата. Крестовоздвиженская церковь, Больничный корпус и другие были построены в 1862 году по проекту архитектора А.М.Горностаева в псевдорусском стиле.
После революции монастырь был закрыт. Верующим его вернули лишь в начале 2000-х годов, в аварийном состоянии. 28 августа 2005 года в Успенском соборе состоялась первая Божественная Литургия. В настоящее время в монастыре возрождена монашеская жизнь.
Храм Успения Пресвятой Богородицы
Храм Успения Пресвятой Богородицы — главная архитектурная достопримечательность монастыря. Это четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный однокупольный храм. Барабан венчает купол со шлемовидной главой. Лестница в западной стене ведет на хоры.
Длина храма составляет 18 метров, ширина — 14 метров, высота — 19 метров. Во время богослужения здесь могло присутствовать несколько десятков верующих. Предполагают, что собор был усыпальницей для представителей рода Рюриковичей, на что указывает наличие глубоких полуциркульных ниш-аркосолий, предназначенных для погребения.
Среди исследователей нет однозначного мнения относительно заказчика и точного времени постройки храма. Вероятно, он стоит на месте более древней деревянной церкви. По одной из версий, его заказчиком мог быть князь Мстислав Великий (1076-1132) или его супруга, шведская принцесса Кристина. Согласно другой — их сын, князь Изяслав (ок.1097-1154), на что указывает княжеский замок, обнаруженный под сводами храма. Возможно, возведение собора было начато либо одновременно со Староладожской крепостью (1114-1116), либо сразу после него.
В 1611-1617 годах Успенский монастырь, как и вся Ладога, был разорен шведами. Однако уже в 1617 году, сразу после ухода неприятеля, Успенский собор был заново освящен.
Пристройки и переделки XVIII-XIX веков значительно исказили первоначальный облик храма. В 1762 году при игуменье Евпраксии с западной стороны храма была пристроена каменная колокольня, сменившая ветхую деревянную. В 1802 году к Благовещенскому приделу вместо прежней деревянной паперти была пристроена каменная. В 1829 году каменная колокольня была надстроена третьим ярусом, её высота составила 32 метра.
В 1831-1833 годах по проекту петербургского архитектора А.И.Мельникова был перестроен теплый Благовещенский придел. В результате этих перестроек собор, паперти и колокольня составили единый объем. В 1854-56 годах был переделан придел святой великомученицы Варвары, устроенный на хорах в северо-восточной части храма в начале XVIII века. На хорах в юго-восточной части храма появился новый придел во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1855-56 годах в прежде холодной Успенской церкви были устроены печи, она стала теплой. В это же время появился новый иконостас, уничтоженный после революции.
В ходе реставрационных работ 1958-1960 годов первоначальный объем Успенского собора был освобожден от позднейших пристроек. Было раскрыто около 50 кв. метров фресок XII века — около 13 тысяч фрагментов росписи на стенах, столбах и в откосах оконных проемов.
За время время, прошедшее с момента строительства, культурный слой поднялся на несколько метров, и теперь храм выглядит более приземистым, чем в древности. Успенский собор — первый среди подобных сооружений в Старой Ладоги. Все остальные храмы строились по его подобию.
Богослужения в Успенском соборе проводятся только в летний период. Между РПЦ и Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) постоянно ведутся споры относительно правильной эксплуатации собора.
Знаменитые женщины Свято-Успенского монастыря
В разные годы монастырь становился прибежищем или тюрьмой для многих женщин. Читая их биографии поражаешься тому, как подчас несправедлива и жестока бывает женская доля.
Анна Кашинская
В 1327 году, когда Тверь была разорена татарами, здесь нашла приют Анна Кашинская, в монашестве София, в схиме Анна, супруга тверского князя Михаила Ярославича Тверского. Трагически сложилась её судьба.
В 1318 году её супруг был зверски замучен в Орде по наущению князя Юрия Московского — в то время шла ожесточенная борьба за первенство между Московским и Тверским княжествами. В 1326 году её сын Димитрий Грозные Очи отомстил за отца — в Орде убил Юрия Московского, за что был казнен ханом. В 1339 году в Орде были казнены второй её сын Александр Михайлович Тверской и внук Федор Александрович.
В 1367 году княгиня уехала в Кашин, где правил её младший сын, князь Василий Михайлович. Там она и скончалась на следующий год, перед смертью приняв схиму.
Но и после смерти страдания не закончились. В 1649 году на Поместном соборе Русской церкви, который проходил под председательством патриарха Никона, Анна Кашинская была канонизирована. Однако волею случая святая стала одним из символов раскольничества. И в 1677 году она была деканонизирована — неслыханный случай в истории Русской Православной Церкви.
Комиссия, созданная по распоряжению патриарха Иоакима (1621-1690, патриарх Московский с 1674 года), обнаружила многочисленные расхождения между житиями святой и летописями. Но, главное: на иконе Анна Кашинская была изображена крестящейся двоеперстно! В те времена, когда старообрядцы были преданы анафеме, это был сильный аргумент в пользу деканонизации. Были быстро найдены и другие доказательства несвятости святой.
Её мощи с двоеперстным перстосложением («правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи») закопали, могилу замуровали так, что от неё не осталось и следа. Церковь закрыли, приделы в её честь переименовали, а само её имя исключили из святцев. В 1678 году житие святой Анны было предано анамефе. Повторно она была канонизирована лишь в 1908 году с личного согласия императора Николая II.
Евдокия Лопухина
В 1718 году в Свято-Успенский монастырь сослали Евдокию Лопухину — опальную жену Петра I, в иночестве Елену. Позади было дело царевича Алексея. В этом же году казнили её брата, Абрама Федоровича Лопухина. Долгих 7 лет провела здесь опальная царица. Монастырь охранял военный караул, был запрещен вход прихожан и временно приостановлено пострижение в монахини. Вокруг обители возвели двойной тесовый палисад.
С того времени сохранились липы, посаженные Лопухиной. Сестрам, ухаживающим за ней, Евдокия-Елена пожаловала икону «Троеручница». А в Старой Ладоге с тех времен Еленой стали называть речку Ладожку, что впадает в Волхов, набережную — Еленинской, на посаде появился Еленинский переулок.
После смерти Петра Великого в 1725 году, по приказу императрицы Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургской крепости, где её держали как государственную преступницу и именовали не иначе, как «известная особа». Екатерина I справедливо опасалась, что у первой жены Петра имеется гораздо больше прав на престол, чем у Марты Скавронской.
Лишь с воцарением малолетнего императора Петра II в 1727 году Евдокия Лопухина была привезена в Москву, где была окружена почестями и умерла в 1731 году.
Евдокия Ганнибал
Еще одна знаменитая узница Успенского монастыря — Евдокия Ганнибал, первая жена Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина.
Евдокия Диопер, дочь грека, офицера галерного флота, была влюблена в флотского поручика Кайсарова. В 1731 году против воли её выдали замуж за «арапа Петра Великого». Молодые супруги уехали в Пернов, где Евдокия изменила нелюбимому мужу с кондуктором (воинское звание для чертежников и художников) Шишовым, учеником Ганнибала, и, возможно, даже пыталась отравить его. Дело раскрылось. Ганнибал самолично с особой жестокостью бил и допрашивал супругу, а затем её заточили в Госпитальный двор, где она провела в крайней нужде пять лет, добывая пропитание милостыней. В 1736 году Абрам Петрович решил вступить в брак с Христиной-Региной фон Шеберг. Начался долгий бракоразводный процесс.
В 1746 году Евдокия подала прошение в Консисторию, где признавала свою измену и просила развести её с мужем. Тяжба окончилась только в 1753 году. Евдокию Ганнибал признали виновной: «чтобы она впредь женою Ганнибала не называлась и в новое прелюбодеяние не впадала, под опасением наижесточайшаго наказания, а за прежнее свое согрешение принесла покаяние пред отцом духовным и строго исполняла эпитимию, какая ей будет наложена».
Её сослали в Староладожский Свято-Успенский монастырь, «дабы оная, пребывая в покаянии, приходила в церковь к повседневному молитвословию, келейнаго правила не оставляла и, по возможности, в монастырских послушаниях обращалась неленостно». В 1754 году она скончалась. Абрам Ганнибал отделался епитимьей и денежным штрафом. Его второй брак был признан законным.
В царствование Николая I в обители были заточены некоторые родственницы декабристов.
Елисавета Шахова
Иначе сложилась жизнь Елисаветы Никитичны Шаховой (1822-1899), наследницы древнего дворянского рода, прекрасной поэтессы. Она с детства мечтала о монашестве. Но путь её был тернист. В конце жизни она вернулась в Свято-Успенский монастырь, откуда в молодости была вынуждена уйти из-за конфликтов с начальством.
Адрес монастыря: 187412, Ленинградская обл., Волховский район, с. Старая Ладога, Успенский пер., Успенский монастырь.
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.