Ярко сияют в небе над Суздалем огромные синие с золотыми звездами купола. Рядом виднеется высокая шатровая колокольня. Это — собор Рождества Богородицы и соборная колокольня, которые находятся на территории Суздальского кремля. Здесь расположена наиболее древняя часть Суздаля, его историческое ядро. Отсюда, обычно, начинают своё знакомство с городом.
История появления Суздальского кремля
Суздальский кремль стоит на высоком берегу реки Каменки. Согласно археологическим данным, мерянское поселение на этом месте существовало еще в первой половине X века и ранее. Историк В.Н.Татищев пишет, что в 982 году киевский князь Владимир «иде в Поле, и покорил землю Польскую, град Суздаль утвердил». Надеюсь, вы поняли, что речь идет вовсе не о Польше, а о Владимирском ополье — огромной «залесской» равнине с бескрайними полями.
Ученые до сих пор не могут придти к единому мнению, откуда пошло название «Суздаль» (Суждаль). По одной из версий, оно происходит от славянского слова «создати». По другой, — имеет скандинавское или финно-угорское происхождение. Еще по одной версии, название города происходит от племенного имени «Сужда».
Мерянское городище, стоящее на мысу в излучине реки Каменки, было укреплено земляным валом и рвами. В 1024 году здесь произошло восстание жрецов-волхвов, о котором сообщает «Повесть временных лет». Эта запись — первое достоверное письменное упоминание о Суздале. Вскоре Суздаль окончательно входит в состав Древнерусского государства. Мерянские земляные валы были срыты, рвы засыпаны.
В начале XI века Суздаль становится одним из центров Залесской земли. Это была далекая окраина Киевской Руси, которую выделяли в наследство младшим сыновьям киевских князей. На правом берегу реки Каменки было основано подворье Киево-Печерского монастыря — Дмитриевский монастырь. Сейчас на этом месте находится Музей деревянного зодчества и крестьянского быта.
К концу XI века Суздаль значительно усиливается и становится крупным административным, религиозным, торговым и ремесленным центром. На территории Суздальского кремля строятся дворы князя и епископа, собор, дома княжеской дружины и окружения епископа. Археологи обнаружили остатки богатых усадеб скандинавских дружинников, сгоревшие в 1096 году во время вторжения черниговского князя Олега Святославича в Ростово-Суздальское княжество.
Подавив междоусобицы, Владимир Мономах приказывает укрепить кремль. В излучине реки Каменки был возведен мощный земляной вал длиной около 1400 метров. С уязвимой восточной стороны перед ним был прокопан ров глубиной до 17 метров.
В наши дни Каменка подходит вплотную к Суздальскому кремлю только с северо-западной стороны, а с западной и юго-западной сторон отстоит довольно далеко. Это произошло из-за того, со временем река отступила от кремлевских валов. На месте прежнего русла сейчас раскинулся заливной луг с небольшим озерцом-старицей — Лебяжим прудом.
Внутри земляного вала, под толщей глины, находится деревянная конструкция — городня, придававшая дополнительную мощность всему сооружению. На валу был построен деревянный дубовый заборол — тын из заостренных сверху стояков. Обороноспособность стены усиливали деревянные башни, из которых две — Ильинская и Дмитриевская, были проезжими.
Внутри укрепленной территории при Владимире Мономахе был возведен Успенский собор — одно из первых каменных сооружений Северо-Восточной Руси. Это был большой шестистолпный храм из кирпича-плинфы. По своим размерам он практически не уступал существующему ныне Богородице-Рождественскому собору. Строили его, вероятно, мастера, приглашенные Владимиром Мономахом из Киева. К западу от Успенского собора располагался княжеский двор.
В 1107-1108 годах Мономах сажает на княжение в Ростово-Суздальскую землю своего младшего сына — Юрия, получившего впоследствии прозвище Долгорукого, то ли по причине жадности, то ли по причине жажды сесть в Киеве. В 1125 году Юрий Долгорукий переносит столицу княжества из Ростова в Суздаль. Поблизости, в Кидекше, он строит княжескую резиденцию.
Сын Юрия, Андрей Боголюбский, переносит свою резиденцию в Боголюбово, но Суздаль не утратил своего статуса. В 1222-1225 годах на месте Успенского собора был построен новый, белокаменный. В феврале 1238 года город был захвачен и сожжен батыевым войском, но довольно быстро оправился от него. Вокруг строятся новые монастыри, Суздаль растет и богатеет. В XIV веке он ненадолго входит в Суздальско-Нижегородское княжество, но с его падением в 1392 году, навсегда сходит с политической арены.
Впереди Суздаль ждало еще немало перипетий: страшный ущерб от польско-литовских интервентов в 1608-1610 годах, налет крымских татар в 1634 году, огромный пожар 1644 года, моровая язва 1654-55 годов, создание в 1766 году тюрьмы для «безумствующих колодников» в Спасо-Евфимиевом монастыре и многое другое. Но жизнь в городе не замерла, лишь постепенно замедлила свой бег. В XIX веке Суздаль превратился в тихий провинциальный город…
Архитектурно-музейный комплекс Суздальского кремля
То, что сейчас обычно называют Суздальским кремлем — это только его часть: Архиерейский двор, собор Рождества Богородицы, соборная колокольня и деревянная Никольская церковь из села Глотово. Это — «ядро», наиболее древняя часть кремля. Он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Суздальский Кремль и Богородице-Рождественский собор». Сам Суздальский кремль занимает гораздо большую территорию, ограниченную земляными валами X — начала XII века.
Вход в архитектурно-музейный комплекс Суздальского кремля находится в южной части Кремлевской улицы. Рядом расположена парковка для машин.
Первое, что мы увидим, пройдя на территорию — огромный корпус Архиерейских палат. Большие окна, разнообразные переходы и крылечки.
Собор Рождества Богородицы
Через небольшую арку пройдем во второй двор. Здесь сразу приковывает внимание величественный собор Рождества Богородицы, построенный в 1222-1225 годах при владимирском князе Георгии Всеволодовиче. Он стоит на месте старого мономахова Успенского собора, который к XIII веку уже изрядно обветшал и перестал удовлетворять эстетическим вкусам эпохи. Новый храм, «краснейшю первыя», задумывался как главный городской собор и княжеская усыпальница. К строительству Рождественского собора был причастен владимирский епископ Симон, крупный писатель и один из авторов Киево-Печерского патерика.
Нетрудно заметить, что Богородице-Рождественский собор состоит из нескольких разновременных частей. Нижняя часть, ограниченная сверху аркатурно-колончатым поясом, более темная, построена из белого камня. Верхняя — светлее, сделана из кирпича и побелена.
Первоначально собор Рождества Богородицы был целиком сооружен из бутового камня. Внутри, под белокаменной облицовкой из известняка и туфа, сохранилась старая плинфа от прежнего Успенского собора. В 1233 году ростовские или суздальские мастера епископа Кирилла расписали новый собор фресками, фрагменты которых дошли до наших дней.
В 1445 году казанские татары сожгли Суздаль, после чего верхняя часть собора обрушилась. В таком полуразрушенном виде он простоял более восьмидесяти лет, и только в 1528-1530 годах был, наконец, отремонтирован. Поврежденные стены были разобраны до арктурно-колончатого пояса и надстроены из кирпича. Ввысь вознеслись уже не три, а пять куполов, перестроенные в XVIII веке.
Нижняя, белокаменная часть собора богато декорирована. Здесь мы встретим аркатурно-колончатый пояс, женские маски, резные порталы, изображения львов. Все это укладывается в схему, типичную для белокаменного зодчества владимиро-суздальской земли. Можно лишь предполагать, был ли декорирован верх Рождественского собора так же богато, как Дмитриевский собор во Владимире или Георгиевский собор в Юрьев-Польском.
Внутреннее убранство собора поражает своим великолепием. Его облик сложился в целом при митрополите Иларионе (1631-1707/08, митрополит Суздальский и Юрьевский в 1682-1707 годах). По его распоряжению были ликвидированы древние хоры, убраны многочисленные надгробные камни над могилами епископов и князей, удален второй этаж притвора, расширены древние узкие окна.
После перестройки 1528-1530 годов Рождественский собор, вероятно, расписан не был. В 1577 году он пострадал от пожара. В 1635-1636 годах его, наконец, расписали, а затем не раз «возобновляли»: в 1775, 1818 и 1850 годах. Сейчас расчищены отдельные фрагменты древних фресок. Одна из важнейших находок, обнаруженных в 1938 году архитектором-реставратором А.Д.Варгановым — изображение двух старцев в верхней части южной апсиды, которое датируется 1233 годом.
Существующий ныне пятиярусный иконостас был создан в духе старых традиций по заказу митрополита Илариона. Снизу верх идут местный, празднично-страстной, деисусный, мученический и пророческий ряды. Иконы местного яруса «Спас Великий Архиерей» и «Апостолы Петр и Павел» написаны в 1681 году учеником иконописца Симона Ушакова, изографом Оружейной палаты Георгием Зиновьевым. Икона «Богоматерь на Престоле» написана Артемием Катунцем в 1688 году. В XVIII-XIX веках иконы были поновлены, в 1969-1973 и 1992-1994 годах отреставрированы. В 2005 году были проведены противоаварийные и консервационные работы.
С двух сторон от иконостаса расположены раки с сенью XVIII века. В одной из них покоится Святой Иоанн, епископ Суздальский, XIV век. В другой — Святой Феодор, епископ Суздальский, X век. В соборе также похоронены сын Юрия Долгорукого Святослав, князья Бельские, Шуйские, святые митрополит Иларион (1631-1707/08) и архиепископ Арсений Элассонский (1550-1625).
Одно из сокровищ собора — Золотые врата, которые первоначально украшали двери всех трех порталов. Они были созданы около 1230 года в технике «огневого золочения» по черненой меди. Створки дверей разделены на клейма-тябла, на которых контуром прочерчены покрытые золотом рисунки. Южные врата изображают деяния архангела Михаила и ангелов, западные — события из жизни Христа и Богородицы.
Соборная колокольня и Архиерейские палаты
В XV веке рядом с Богородице-Рождественским собором были построены каменные Архиерейские палаты. В XVI-XVII веках построили Благовещенскую трапезную церковь, колокольню и домовую церковь. В конце XVII — начале XVIII века митрополит Иларион объединил в единый ансамбль все существующие здания и заново отстроенный корпус с Крестовой палатой.
Соборная колокольня находится с южной стороны собора Рождества Богородицы. Она была построена по приказу митрополита Серапиона в 1633 году. До постройки в 1819 году Преподобенской колокольни Ризоположенского монастыря она была самой высокой точкой Суздаля.
В конце XVII века при митрополите Иларионе на колокольне установили часы с боем, которые отбивали каждый час и четверть часа. Вместо латинских цифр на них буквы кириллицы. Обратите внимание, что вторая буква алфавита — буки, там отсутствует. Разгадка весьма интересна: буки значит «Бог», который неисчислим.
Переход от Архиерейских палат к колокольне и галерея, построенные при митрополите Иларионе, сгорели в 1719 году. Из-за отсутствия средств они были разобраны, на их месте возведена каменная стена. В 1960-1970 годах они были восстановлены по проекту архитектора-реставратора Алексея Дмитриевича Варганова.
В Архиерейских палатах сейчас размещается музей. Вход находится напротив западного входа в Богородице-Рождественский собор.
Около ступеней обратите внимание на весьма необычную картину матери с младенцем.
Первая экспозиция музея — Детский музейный центр «Суздаль 100 лет назад». Здесь можно увидеть Суздаль более чем 100-летней давности и детские забавы того времени.
Во второй комнате представлена реконструкция классной комнаты. Доска, стол учителя, парты — все, как было в дореволюционной школе.
Одно из самых необычных помещений в Архиерейских палатах — Крестовая палата. Она поистине огромна: её площадь составляет 338 квадратных метров, высота потолка — 9 метров. Зал перекрыт бесстолпным сводом, что является редкостью для такого большого помещения той поры. Интерьер палаты воссоздан в соответствии с описью 1788 года.
Зал замощен дубовыми плитками. На стенах висят иконы, парсуны «духовных и царских особ», «ландкарты». Дневной свет льется из высоких окон с частой обрешеткой, характерной для начала XVIII века, в темное время суток палата освещалась тремя паникадилами.
Первоначально отопление в палате было калориферным. В XVIII веке оно было дополнено печным. Печи были украшены изразцами «на голландский манер».
В центре Крестовой палаты стоит длинный стол, покрытый красным сукном. На нем лежат духовные книги XVII-XVIII веков, стоят подсвечники, чернильницы с перьями, песочница, ларцы для бумаг и печатей. Во главе стола, на возвышении — большое кресло архиерея, вокруг стола — стулья с высокими резными спинками. Здесь проходили самые важные, торжественные мероприятия.
Из Крестовой палаты попадаешь в небольшое помещение. Здесь находится экспозиция, посвященная древнейшей истории Суздаля. В центре — макет Суздаля рубежа XII-XIII веков.
Отсюда по длинной галерее попадаешь в колокольню.
В высоком помещении находится Иорданская сень, уникальный памятник декоративно-прикладного искусства. Она была создана суздальскими мастерами по заказу митрополита Илариона в конце XVII века. Её ежегодно собирали на праздники Богоявления (Крещения), Преполовения Пятидесятницы и Происхождения честных древ животворящего Креста Господня. В остальное время года она хранилась в пристройке Рождественского собора.
Иорданская сень изготовлена из 260 деталей, вырубленных и обтесанных топором из сосновых бревен. Высота шатра составляет 8,5 метров. Детали крепятся в пазах с помощью железных крюков, без гвоздей. Роспись выполнена темперными красками в конце XVII века.
В соседнем помещении хранится еще одна реликвия Суздаля — большое рукописное Евангелие XVII века. По преданию, его пожаловала в Рождественский собор царевна Софья Алексеевна, сестра Петра Великого. Вес серебряного позолоченого оклада — около 12 кг. Он создан выдающимся мастером Оружейной палаты, лучшим гравером своего времени Афанасием Трухменским. На верхней крышке помещены многофигурные композиции, изображающие Деисуса, Бога Отца, апостолов, символов евангелистов.
Это самая большая русская рукописная книга. Её размер вместе с окладом составляет 105 см в длину и 79 см в ширину. Текст дополнен пышным растительным орнаментом, рисунками с изображениями Христа, евангелистов и другими библейскими сюжетами. На специальном электронном мониторе можно «полистать» страницы этой уникальной «Царь-книги».
В трёх залах помещения Благовещенской церкви Архиерейских палат размещается экспозиция древнерусской живописи — 56 икон XV–XVII веков из храмов и монастырей владимирской земли. В девяти залах представлены по хронологическому принципу страницы истории Суздаля: расцвет Суздальской земли в XII – начале XIII века, монголо-татарское нашествие, образование Суздальско-Нижегородского княжества, разорение города в Смутное время, подъём экономики Суздаля в XVII–XVIII веках, постепенное превращение его в рядовой уездный город в XIX веке, Суздаль сегодня.
Церковь Николы из села Глотово
Еще одна интересная постройка Суздальского кремля — Никольская церковь из села Глотово Юрьев-Польского района, сооруженная в 1766 году. Сюда она была перевезена в 1960 году, став первым экспонатом Музея деревянного зодчества, который находится почти напротив, на противоположном берегу реки Каменки. Это прекрасный образец храма древнейшего «клетского» типа, восходящего к рядовой избе. С востока к нему примыкает апсида алтаря, с запада — трапезная. Объем храма и трапезной поднят на подклете. С трех сторон здание окружает галерея-гульбище. Островерхие крыши, увенчанные маленькой головкой, придают церкви стройность и, одновременно, монументальность.
Земляной вал
Наше знакомство с Суздальским кремлем было бы неполным без прогулки по земляному валу. Отсюда открываются живописные виды на ансамбль Рождественского собора, соборной колокольни, Архиерейский палат и Никольской церкви.
На противоположном берегу реки Каменки раскинулся заповедный Ильинский луг, на котором, по одной из суздальских легенд, произошла битва между Евпатием Коловратом и ордынцами. Обязательно прогуляйтесь и по другим участкам земляного вала — виды с каждого из них незабываемы.
Суздальский кремль в кино
В Суздальском кремле неоднократно проходили съемки художественных фильмов. Здесь и в Спасо-Евфимиевом монастыре снимался фильм Павла Лунгина «Царь» («Студия Павла Лунгина», 2009). Сейчас разборные декорации к фильму перенесены в музей живой истории «Щурово городище» (Суздаль, ул. Коровники, д.14).
Никольская церковь запечатлена в фильме «Метель», снятому по одноименной повести А.С.Пушкина из цикла «Повести Белкина». («Мосфильм», 1964).
И, конечно, все вспомнят замечательный фильм «Женитьба Бальзаминова» («Мосфильм», 1964), многие эпизоды которого снимались в Суздале, в том числе, и на фоне Суздальского кремля.
Другие постройки Суздальского кремля
Как я уже писала, Суздальский кремль занимает довольно большую территорию, ограниченную земляными валами. Его площадь составляет около 14 га, по которой проходят Кремлевская улица, улица Алексея Лебедева и улица Варганова. Здесь находится немало интересных памятников архитектуры, в том числе, церкви: Успенская (вторая половина XVII — начало XVIII века), Христорождественская (XVIII век), Никольская (1720-1739 годы); пожарная каланча, здание городской управы начала XIX века, бывший тюремный корпус XIX века и др. С севера и востока к кремлю примыкает территория Суздальского посада.
Информация для путешественников и карта
Время работы архитектурно-музейного комплекса Суздальского кремля:
- территория Суздальского кремля: ежедневно с 9:00 до 19:00, по субботам до 20:00
- Рождественский собор: ежедневно с 10:00 до 18:00, по субботам до 19:00
- выставки: понедельник, среда, четверг, пятница и воскресенье с 10:00 до 18:00, суббота с 10:00 до 19:00, вторник и последняя пятница месяца — выходные дни.
Стоимость билетов: 350 рублей, для пенсионеров и школьников — скидки.
Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Кремлевская, д.12.
Литература:
- Воронин Н.Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польский. Книга-спутник по древнейшим городам владимирской земли. М., 1967
- «Суздаль». Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. 2015
- Информационные материалы музеев Суздальского кремля
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.