Великий Предел 太極 тай-цзи – одна из самых загадочных категорий китайской философии и культуры. Словосочетание 太極 тай-цзи можно трактовать как «источник, начало мира», что дало основание некоторым первым христианским миссионерам отождествлять его с Богом.
♦ По теме: Почему тай-цзи часто называют тай-чи?
Иероглифы, входящие в словосочетание 太極 тай-цзи, очень многозначны:
太 tài: 1) слишком, чересчур, чрезмерно 2) весьма, крайне, очень 3) великий; почтенный, почитаемый, уважаемый; высший, первый, старший; августейший, императорский; вежл. Ваш
極 (极) jí: 1) оконечность, конец, край; граница; дальний, крайний 2) геогр., мат., физ. полюс; полярный 3) крайность, высшая степень, предел 4) идеал, совершенство; верх 5) порождать, выводить и т.д.
Иероглиф 极 цзи можно встретить в значении «сторона», «предел» в таких словосочетаниях, как 四极 сы-цзи (четыре стороны света, 八极 ба-цзи (восемь стран света, весь мир, на краю света) и других.
Ссылки на Великий Предел встречаются во многих китайских философских текстах. Великий Предел – это то, что объединяет начала 陽 (阳) ян и 陰 (阴) инь. Начиная с эпохи Сун (960-1279), он становится таким же важным метафизическим термином, как и Дао 道.
♦ Подробнее: Основные категории китайской натурфилософии: инь-ян, у-син и ци
Одна из самых развернутых концепций Великого Предела представлена в толкованиях к «И-цзин» 易經 («Канон Перемен»). Процесс развертывания триграмм и гексаграмм из Великого Предела идентичен процессу рождения Вселенной, мира «десяти тысяч вещей». В трактате «Си цы чжуань» это объясняется так:
… в Переменах есть Великий Предел 太極. Он рождает двоицу образов 兩儀. Двоица образов рождает четыре символа 四象 [1]. Четыре символа рождают восемь триграмм 八卦. Восемь триграмм определяют счастье и несчастье 吉凶. Счастье и несчастье рождают великое деяние 大業. («Си-цы чжуань», верхний раздел, §11)
[1] Четыре символа: молодой ян, старый ян, молодая инь, старая инь.
Графически это можно выразить так:
Шире эту схему можно представить так:
В китайской философии Великий Предел нередко отождествляется с 太初 тай чу («Великое начало»), 太一тай-и («Великое Единое), 道 дао («Путь») и т.п. Философ-конфуцианец Ян Сюн 揚雄 (53 до н.э.-18 н.э.) называет его 太玄 тай сюань — «Великая тайна». Многие представители школы «Сюаню-сюэ» 玄学 («Учение о сокровенном»), например, Ван Би 王弼 (226-249), отождествляли его с 無 у (отсутствие/небытие).
В эпоху Сун философы-неоконфуцианцы Шао Юн и Чжоу Дуньи представили развернутые схемы Великого Предела, которые объясняли космогенез.
Шао Юн 邵雍 (1011-1077) полагал, что мироздание порождается последовательным разделением Великого Предела, который является Единым, и к нему же в конце концов возвращается. Он пишет:
Дао рождает Единое, Единое является Великим Пределом. Единое порождает два, двойка становится двумя [противоположными] образами. Два порождают четыре, четверка становится четырьмя символами. Четыре порождают восемь, восьмерка становится восемью триграммами. Восемь триграмм порождают шестьдесят четыре [гексаграммы], шестьдесят четыре вещи имеются, и посленебесные земные числа появляются.
Все сущее, без исключения, имеет корень в Едином. Десять тысяч [вещей] появляются из Единого и, исчерпав поднебесные числа, обратно возвращаются в Единое.
Великий Предел, порождающий Единое, неподвижен. Процесс космогенеза включает в себя две стадии: «прежнебесного» 前天 цянь-тянь, выраженного последовательностью триграмм Фу Си, и «посленебесного» 後天 хоу-тянь, выраженного последовательностью триграмм Вэнь-вана. В «преднебесном» состоянии «бестелесного», инь и ян находятся в нерасторжимой гармонии. В «посленебесном», с обретением телесности 體 ти, разделяются.
Подробная схема рождения мира из Беспредельного и Великого предела была разработана философом-неоконфуцианцем Чжоу Дуньи 周敦頤 (1017–1073). Она описана в трактате «Тай-цзи ту шо» 太極圖說 («Объяснение плана Великого Предела»). По преданию, некогда к нему попала одна из даосских диаграмм, на которой были изображены в графическом виде эзотерические принципы, овладев которыми, как считалось, можно стяжать бессмертие. На основе неё Чжоу Дуньи составил свою схему.
Самый верхний круг на схеме (белый, иногда изображается красным) — это нерасчлененное единство Беспредельного 無極 у-цзи и Великого Предела 太極 тай-цзи.
Следующий круг на схеме изображает движение ян, который, достигнув предела, превращается в покой инь. Схематически это представлено двумя триграммами в форме полукруга: 離 Ли ☲ (огонь, солнце, ян) и 坎 Кань ☵ (вода, луна, инь).
Инь и ян порождают пять первоэлементов 五行 у-син. Маленький белый кружок внизу до конца не дешифрован. У-син порождает 乾 Цянь ☰ («Небо») и 坤 Кунь ☷ («Земля»), которые, в свою очередь, порождают «десять тысяч вещей» 萬物 вань-у.
Беспредельное (у-цзи) и Великий Предел (тай-цзи). Великий Предел движется и порождает ян. Движение, достигнув предела, превращается в покой, покой порождает инь. Покой достигает предела, и вновь становится движением. Движение и покой попеременно становятся источниками друг друга. Инь и ян разделяются, и две формы (т.е. инь и ян) устанавливаются.
Превращение ян и единение инь порождают Воду, Огонь, Дерево, Металл и Землю. Пять стихий гармонично устанавливаются, четыре сезона следуют своим чередом.
Пять элементов – это единое инь и ян, инь и ян – один Великий Предел. Великий Предел коренится в Беспредельном. Пять элементов порождаются, каждый обладает своей собственной природой.
Подлинность беспредельного – это эссенция двух форм и пяти элементов, отсюда возникает непостижимое единство. Путь Цянь становится мужским, Путь Кунь становится женским. Две стихии взаимодействуют и порождают мириады вещей. Мириады вещей рождаются и изменяются бесконечно.
Один только человек получает их в высшем совершенстве, и потому он самый мудрый из всех существ. Его телесность формируется, дух развивает знания…
Для Чжоу Дуньи Беспредельное У-цзи — начало всех начал, а Великий Предел Тай-цзи — переход к миру «десяти тысяч вещей».
Даос Чэнь Туань 陳摶 (871-989), предложил другую схему Великого Предела, которая базировалась на диаграмме, приписываемой буддийскому монаху Цзунми 宗密 (780-841). Она представляет Великий Предел в форме круга с двумя «запятыми», символизирующими взаимное движение начал инь и ян, которые последовательно проходят через рост, упадок и переход в свои противоположности; точки противоположного цвета означают внедренность инь и ян друг в друга. Эта диаграмма впоследствии широко распространилась, символизируя единство противоположностей.
Философ-неоконфуцианец Чжу Си 朱熹 (1130-1200) добавил к диаграмме Чэнь Туаня соответствующие триграммы и гексаграммы «преднебесного» порядка Фу Си.
Чжу Си связал идею Великого Предела со своей концепцией принципа 理 ли и пневмы/частиц 氣 ци. Принцип-ли он понимает как «основу, рождающую предмет». Пневма/частицы-ци — материал, из которого образуются вещи. Каждая вещь существует благодаря соединению 理 ли и 氣 ци. Принцип-ли существует еще до вещей, делая предмет таким, какой он есть. Например, ли повозки или лодки существует до конкретной повозки или лодки.
Принцип-ли, охватывающий все предметы, Чжу Си называет Великим Пределом Тай-цзи. Великий Предел — совокупность всех принципов-ли Вселенной. Это принцип-ли всех принципов-ли. Каждая вещь несет в себе не только индивидуальный принцип-ли, но и Великий Предел. Чтобы объяснить это, Чжу Си приводит такую аналогию:
Великий Предел один, он присутствует во всех конкретных вещах. Каждая получает его во всей полноте и нераздельности. Он подобен Луне, которая одна. Отражаясь в реках и озерах, она рассеивается и видна повсюду, однако нельзя сказать, что Луна разделяется. («Чжу-цзы юй лэй», гл.94)
Будучи конфуцианцем, Чжу Си не мог не связать Великий Предел с моральными принципами:
Великий Предел — самые хорошие и самые совершенные истины … в нём содержатся десятки тысяч принципов, из которых самые важные — человеколюбие, справедливость, правила поведения и мудрость. («Чжу-цзы юй лэй», гл.94)
Философ Лай Чжидэ 来知德 (1525-1604) в своем сочинении «Чжоу и цзи чжу» 周易集注 («„Чжоуские Перемены“ с собранием комментариев») связал Великий Предел с магическим крестом 河图 хэ-ту («План из реки [Хуанхэ]»). Хэ-ту представляет собой одну из древних нумерологических «преднебесных» классификационных схем. По преданию, эти письмена находились на спине Коня-Дракона, обитавшего в реке Хуанхэ, и были переданы в дар легендарному первопредку китайцев Фу Си (правил с 2852 по 2737 год до н.э.).
Лай Чжидэ наложил на нее двухцветную спираль, которая символизирует Великий Предел. Пустота в центре означает «коренное тело» 本體 бэнь ти Великого Предела.
***
В этой статье перечислены только некоторые китайские мыслители, которые внесли свой вклад в разработку темы Великого Предела. Великий Предел, как и Дао, стал одной из основных категорий китайской философии и культуры. Нередко эти два понятия отождествляются.
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.