В прошлом Русский Север украшали многочисленные деревянные церкви. В наши дни от них остались крупицы. Уходят в прошлое огромные северные дома и хозяйственные постройки. Как их сохранить? Ведь дерево — материал недолговечный: оно горит, гниет, разрушается с течением времени.

Можно перевезти эти строения в музеи деревянного зодчества. При этом разрывается связь памятника с окружающим ландшафтом, в котором он создавался и существовал на протяжении веков. Однако подчас это единственный шанс сохранить его. Возможно, если бы в свое время Успенская церковь в Кондопоге или Покровско-Власьевская церковь Лядинского погоста были бы перевезены в подобный музей, они не погибли бы в огне. Но что делать, если памятника уже нет, он безвозвратно утерян? Тогда единственной возможностью остается его воссоздание. Пускай это будет новодел, но благодаря обмерам, сделанными опытными архитекторами-реставраторами, — максимально точная копия.

***

Одно из таких мест, где можно увидеть воссозданные шедевры деревянного зодчества — строящийся этнопарк «Усадьба Богословка» в Невском лесопарке Всеволожского района Ленинградской области, который нередко называют Петербургскими Кижами.

Усадьба Богословка
Покровский погост в усадьбе «Богословка»

Усадьба «Богословка» родилась не на пустом месте. В XVII веке эта живописная местность в излучине Невы принадлежала Швеции и называлась Wallitula krog — «Валитовский трактир». В 1747 году императрица Елизавета Петровна подарила её своему духовнику — протоиерею Федору Яковлевичу Дубянскому (1691-1769), человеку высокообразованному и имевшему большое влияние при дворе. Он также был духовником Екатерины Алексеевны — будущей императрицы Екатерины II, помогал ей в те нелегкие времена, когда она впала в немилость при дворе. Его сын, Михаил Федорович Дубянский (1733-1776), принимал активное участие в дворцовом перевороте 1762 года, после которого Петр III был отстранен от власти и на престол взошла Екатерина.

Фёдор Яковлевич Дубянский
Фёдор Яковлевич Дубянский. Портрет работы Алексея Антропова, 1761 год

Федор Яковлевич построил здесь небольшую мызу и разбил парк. В конце XVIII века её стали называть Богославская, или Богословская. На Семитопографической карте окружности С.Петербурга и Карельского перешейка 1810 года она обозначена как «мыза Богуславская», а на карте Санкт-Петербургской губернии Ф.Ф.Шуберта 1834 года — «дача Дубянского». В 1828-1831 годах, когда усадьбой владел Александр Михайлович Дубянский, недалеко от впадения речки Чёрной в Неву по проекту академика Викентия Ивановича Беретти (1781-1842) был построен усадебный дом в стиле «деревянного ампира». Его отличительной особенностью были резные детали отделки.

Усадебный дом Зиновьевых с парадной лестницей и гротом
Усадебный дом Зиновьевых с парадной лестницей и гротом, фотография 1910 года

В 1843 году наследником усадьбы становится правнук Ф.Я.Дубянского, генерал-адьютант Николай Васильевич Зиновьев (1801-1882) — сын Варвары Михайловны Дубянской (1763-1803) и сенатора Василия Николаевича Зиновьева (1755-1827). Перед усадебным домом на обращенном в сторону Невы склоне была построена лестница с мраморными бюстами.

Николай Васильевич Зиновьев
Николай Васильевич Зиновьев. Неизвестный художник,1829 год

Последним владельцем усадьбы стал племянник Н.В.Зиновьева, статский советник Степан Степанович Зиновьев (1838-1918). При нем часть имения сдавалась в аренду дачникам, а другая, благодаря налаженному хозяйству, приносила немалый доход.

После Октябрьской революции усадьба Зиновьевых, занимавшая к тому времени около 1000 десятин, была национализирована. В доме Зиновьевых разместилось общежитие совхоза. В 1932 году усадебный парк был переименован в Невский лесопарк. В годы Великой Отечественной войны он оказался в зоне сплошного артобстрела и сильно пострадал, погибло около 90% деревьев. После войны парк был восстановлен, но в 1990-е годы пришел в запустение. От роскошного усадебного дома до нашего времени дошли остатки фундамента, а от парка сохранились лишь старинные аллеи и пруды на Чёрной речке.

В 1995 году «Ансамбль усадьбы Зиновьевых» был включен в Перечень историко-культурных объектов Федерального значения. Было принято решение создать здесь этнопарк утраченных памятников деревянного зодчества XVII-XIX веков.

***

Давайте познакомимся ближе с некоторыми достопримечательностями усадьбы «Богословка» — Покровским погостом. Своей славой «Петербуржских Кижей» он обязан многоглавой Покровской церкви из Вытегорского погоста.

Усадьба Богословка, Ленинградская область
Святые врата из Спасского погоста

Недалеко от Вытегры, города на севере Вологодской области, находится Вытегорский погост (село Анхимово). В 1708 году здесь была возведена деревянная 25-главая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она стала предшественницей 22-главой Преображенской церкви в Кижах, построенной шестью годами позже, в 1714 году.

Церковь Всех Святых и Покрова Пресвятой Богородицы; фотография Сергея Прокудина-Горского, 1909 год
Церковь Всех Святых и Покрова Пресвятой Богородицы; фотография Сергея Прокудина-Горского, 1909 год

Историко-художественную ценность Покровской церкви трудно переоценить: она, как и другой, кижский, храм, являясь, по существу, одним из достижений русского деревянного зодчества, вместе с тем представляет собой и типичное монументальное сооружение Обонежья петровской эпохи.

А.В.Ополовников. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С.85

Местная легенда рассказывает об истории появления Покровской церкви:

В царствование Петра I, в Вытегорском погосте, в деревне Крюковой, жил один очень богатый крестьянин, по прозванию Плотников, у которого и был один только сын-грамотей. В проезд Петра, когда он рассматривал здешнюю местность в видах соединения Волги с Балтийским морем, сын богача Плотникова подпал опале Государя и был, по Его повелению, казнен, за то будто бы, что когда приехал сюда сержант Петра, для заготовки лошадей, он (сын) читал какой-то указ Государя в шапке и рукавицах, чем оказал неуважение к Особе Государя и сверх того много нагрубил и сержанту. Сержант все это передал Государю и еще в преувеличенном виде. Петр, будучи не в духе, тотчас же дал приказ казнить виновного.

Старик Плотников, услышав такой строгий приговор, пал в ноги Государю и умолял пощадить сына, предлагая ему всё своё огромное богатство: но Петр остался непреклонен, и сын был тут же казнен.

Убитый горем и, не зная кому оставить своё богатство, Плотников еще до выезда Государя вздумал построить в память казненного сына над его могилою богатую церковь, и сразу обратился с просьбою – разрешить привести в исполнение задуманную им мысль. Петр на этот раз внял просьбе и Сам тут же начертил рисунок, по которому впоследствии и воздвигнута эта церковь

Еще одна легенда рассказывает, что в создании Покровской церкви принимал участие приглашенный Петром архитектор-голландец. Однако это выглядит маловероятным: многоглавые храмы на Руси строились издревле.

В основе объемно-пространственной структуры Покровской церкви в Вытегорском погосте, как и Преображенской церкви в Кижах, лежал двадцатистенок — восьмерик с четырьмя прирубами. В храме находился старинный четырёхрядный тябловый иконостас, потолок был сделан «Небом».

Покровская церковь близ Вытегры. План. Обмер.
Покровская церковь близ Вытегры. План. Обмер. Из книги: А.В.Ополовников. Сокровища Русского Севера. С.73
Покровская церковь близ Вытегры. Продольный разрез
Покровская церковь близ Вытегры. Продольный разрез. Обмер. Из книги: А.В.Ополовников. Сокровища Русского Севера. С.75

Оба выдающихся памятника русского деревянного зодчества — церкви в Вытегре и в Кижах — так прочно связаны узами генетического родства, что их можно считать кровными сестрами.

А.В.Ополовников. Сокровища Русского Севера. С.77

Тем не менее, Преображенская и Покровская церкви имеют существенные отличия. Так, в Покровской церкви не три, а только два последовательно уменьшающихся восьмерика; трапезная не прямоугольная, а со скошенными углами; три, а не один алтарный прируб, как в Преображенской церкви в Кижах.

Спасо-Кижский погост
Спасо-Кижский погост, слайд 1988 года

В 1708 году храм был поставлен без фундамента, из-за чего началось его оседание. Поэтому в 1793 году он был разобран и вновь собран на каменном фундаменте. Деревянный сруб был обшит тесом и выбелен мелом, которые, с одной стороны, имитировали каменную кладку, а с другой, — защищали бревна от попадания влаги. Кроме того, были сняты четыре главы на крещатой бочке. Еще одна реставрация была проведена в 1880 году, после которой храм лишился небольшой главки над крыльцом.

Вытегорский погост
Вид на церковь и колокольню Вытегорского погоста. Из альбома «Виды (по разным частям) водных судоходных путей II-го округа путей сообщения. 1865»

В 1898 году на средства местного мецената, купца первой гильдии и почетного потомственного гражданина Александра Федоровича Лопарева было проведено «обновление» внутреннего убранства храма. В результате, говоря словами архитектора-реставратора А.В.Ополовникова, «строгая и величественная в своей простоте» подлинная архитектура Покровской церкви была искажена до неузнаваемости.

После Октябрьской революции богослужения в Покровской церкви были прекращены. До 1948 года храм считался памятником архитектуры и находился в ведении районного краеведческого музея и отдела архитектуры Вологодского облисполкома. Верующие неоднократно просили передать им Покровскую церковь, и богослужения едва не возобновились, однако возникли препятствующие этому бюрократические проволочки. Бывший храм опустел.

В октябре 1963 года Покровская церковь сгорела.

Начальник Вытегорской милиции Волков говорит, что пожар возник в результате несчастного случая. Двое любителей выпивки проникли в церковь через окно и под хмельком случайно подожгли её. Жители Анхимово прямо говорят, что церковь фактически не охранялась. Дверь, правда, запиралась на замок, однако окна не были заделаны, и через них в церковь проникали все, кто хотел. Она захламлялась, стала проходным двором для любителей выпивки. Так, в 1961 году уже был предостерегающий случай, когда в церковь проникли хулиганы – поломали утварь, испортили иконы. Тем не менее, Анхимовский сельсовет не принял действенных мер.

Газета ”Вологодский комсомолец” от 15 ноября 1963 года

До нашего времени дошли лишь руины каменных храмов Вытегорского погоста: зимняя церковь Спаса Нерукотворного Образа 1780 года и церковь Всех Святых 1905 года постройки.

К счастью, сохранились детальные фотографии, обмеры и план реставрации Покровской церкви, выполненные советским архитектором и реставратором Александром Викторовичем Ополовниковым. В 2003-2008 годах по ним была построена Покровская церковь в Богословке, ход работ контролировала дочь архитектора Е.А.Ополовникова.

Покровская церковь в Богословке
Покровская церковь в Богословке

Работы по воссозданию Покровской церкви начались в декабре 2004 года. В пригороде Петрозаводска были сложены 18 венцов сруба, перевезенные затем в Невский лесопарк. В Петрозаводске также были изготовлены купола и лемех. В основание фундамента Покровской церкви в Богословке были заложены камни из фундамента сгоревшей Покровской церкви Вытегорского погоста.

Покровская церковь в Богословке
Покровская церковь в Богословке

Новый храм воссоздали в его первоначальных формах: 25-главым, без обшивки тесом. Размеры церкви впечатляют: длина составляет 32 метра, ширина — 30 метров, высота — 19 метров.

Покровская церковь в Богословке
Покровская церковь в Богословке

Главный алтарь, пристроенный к восточному прирубу, а также придельные алтари, пристроенные к северному и южному прирубам — пятигранные. Внешние стены алтарей затесаны «без остатка».

Покровская церковь в Богословке
Покровская церковь в Богословке
Покровская церковь в Богословке
Сруб Покровской церкви «без остатка»

14 октября 2008 года состоялось Великое освящение храма по архиерейскому чину, которое возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров).

Покровская церковь в Богословке
Купола
Покровская церковь в Богословке
Деталь крыльца

По имеющимся обмерам, фотографиям и рисункам реставраторы восстановили внутреннее убранство Покровской церкви. Конечно, в недавно построенном храме нет той «намоленности» и духа прошлых эпох, который присущ старым церквям. Но пройдет несколько десятилетий, и у Покровской церкви в Богословке появится своя собственная история.

Покровская церковь в Богословке
Внутреннее убранство Покровской церкви

Здесь хранится старинная святыня — напрестольное Евангелие, напечатанное по указу Петра I для Покровской церкви Вытегорского погоста в московской типографии в начале XVIII века.

Покровская церковь в Богословке
Иконостас
Покровская церковь в Богословке
Расписное «Небо»
Покровская церковь в Богословке
Внутреннее убранство Покровской церкви

Во избежание пожара, свечи ставят в песок.

Покровская церковь в Богословке
Свечи перед иконой Богородицы
Покровская церковь в Богословке
Внутреннее убранство Покровской церкви

Рядом с Покровской церковью возвышается колокольня. Её прообразом стала утраченная колокольня 1670-х годов из Нижне-Уфтюгского погоста Вологодской губернии (ныне — Нюксенское сельское поселение, Нюксенский район Вологодской области).

Покровская церковь в Богословке
Покровская церковь и колокольня

Колокольня была воссоздана по обмерам архитектора В.В.Суслова, выполненными в 1884 году. Каждые четверть часа колокола на ней отбивают мелодию «Боже, царя храни».

Обмеры колокольни из Нижне-Уфтюгского погоста, Усадьба Богословка, Ленинградская область
Обмеры колокольни из Нижне-Уфтюгского погоста, выполненные В.В. Сусловым. Опубликованы на 18 листе первого выпуска “Памятников древнего русского зодчества”
Усадьба Богословка, Ленинградская область, Воссозданная колокольня из Нижне-Уфтюгского погоста
Воссозданная колокольня из Нижне-Уфтюгского погоста
Усадьба Богословка, Ленинградская область, Воссозданная колокольня из Нижне-Уфтюгского погоста
Воссозданная колокольня из Нижне-Уфтюгского погоста
Усадьба Богословка, Ленинградская область, Воссозданная колокольня из Нижне-Уфтюгского погоста
Воссозданная колокольня из Нижне-Уфтюгского погоста
Усадьба Богословка, Ленинградская область, Воссозданная колокольня из Нижне-Уфтюгского погоста
Воссозданная колокольня из Нижне-Уфтюгского погоста
Усадьба Богословка, Ленинградская область, Воссозданная колокольня из Нижне-Уфтюгского погоста
Колокола

Рядом со Святыми вратами, почти у входа в усадьбу, стоит небольшая часовня Спаса Нерукотворного. Это копия часовни конца XVIII — начала XIX веков из деревни Кириллово Каргопольского уезда. Воссоздана по обмерам и плану реконструкции Андрея Борисовича Боде.

Усадьба Богословка, Ленинградская область
Часовня Спаса Нерукотворного
Усадьба Богословка, Ленинградская область
Часовня Спаса Нерукотворного
Усадьба Богословка, Ленинградская область
Часовня Спаса Нерукотворного
Усадьба Богословка, Ленинградская область
Часовня Спаса Нерукотворного

На территории усадьбы Богословка также находится копия жилого дома крестьянина Е.А.Костина 1817 года из деревни Верховье Великогубской волости (ныне — Медвежьегорский район Республики Карелия). Дом воссоздан по обмерам 1940 и 1995 годов, а также фотографиям 1926, 1940, 1990-х годов. Здесь размещается музей Покровской церкви.

Усадьба Богословка, Ленинградская область, Дом Е.А.Костина
Дом Е.А.Костина
Дом Е.А.Костина, усадьба Богословка
Планы 1-го и 2-го этажей дома Е.А.Костина из Великой Губы
Усадьба Богословка, Ленинградская область
Хозяйственный двор и кузня
Усадьба Богословка, Ленинградская область
Хозяйственный двор
Усадьба Богословка, Ленинградская область
Ворота в хозяйственный двор
Усадьба Богословка, Ленинградская область, Дом Е.А.Костина
Дом Е.А.Костина
Усадьба Богословка, Ленинградская область, Дом Е.А.Костина
Дом Е.А.Костина
Усадьба Богословка, Ленинградская область, Дом Е.А.Костина
Дом Е.А.Костина
Усадьба Богословка, Ленинградская область
Спасская часовня и дом Костина

Неподалеку от дома Костина находится мастерская. Правда, она показалась мне несколько запущенной.

Усадьба Богословка, Ленинградская область
Мастерская
Усадьба Богословка, Ленинградская область
Так создают маковки церквей

Еще одна достопримечательность этнопарка — ограда Покровского погоста, которая является копией ограды погоста села Лядины Каргопольского уезда Олонецкой губернии (ныне — Каргопольский район Архангельской области). Святые врата — копия из Спасского погоста XVIII века из села Верхнее Гурье Каргопольского уезда Олонецкой губернии (ныне — Прионежский район Республики Карелия). Воссозданы по проекту Бориса Дмитриевича Лурье.

Усадьба Богословка, Ленинградская область
Святые врата Спасского погоста
Усадьба Богословка, Ленинградская область
Покровский погост в усадьбе «Богословка»
Усадьба Богословка, Ленинградская область
Ограда Покровского погоста
Усадьба Богословка, Ленинградская область, Покровский погост
Покровский погост
Усадьба Богословка, Ленинградская область
Покровский погост

Работы в усадьбе «Богословка» продолжаются. Планируется, что после завершения всех работ он будет включать в себя следующие постройки:

  • Усадебно-парковый комплекс Зиновьевых: восстановление построек усадьбы Зиновьевых.
  • Погост Церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы:
    • Покровская церковь 1708 года из Вытегорского погоста.
    • Колокольня из Нижне-Уфтюгского погоста.
    • Святые врата и ограда: совмещённая реконструкция двух оград конца XVIII века: Лядинского и Спасского погостов.
    • Дом Костина (1871 год) из деревни Верховье в Заонежье.
    • Церковный (приходской) дом: копия дома Манькина (1889 год), находящегося в деревне Каскесручей Петрозаводского уезда Олонецкой губернии (ныне Прионежский район Республики Карелия).
    • Поклонный крест.
  • Паломнический центр (с трапезной и гостиницей на 60 мест).
  • Культурно-просветительский центр: реконструкция Каргопольской крепости (1664–1665 годы) с восстановлением двух внутрикрепостных построек — Спасской церкви и воеводского дома.
  • Русский этнографический парк:
    • Русское селение, которое будет включать в себя постройки типов крестьянских усадеб западной и восточной частей Ленинградской области. Общее число дворов — 8-10.
    • Карело-вепсское селение: постройки, отражающие типологию, характерную для Тихвинского района и Межозерья. Будет состоять из 4-5 дворов.
    • Историческое селение: не менее четырёх построек XVI-XVII веков.
  • Причал для круизного флота.
Усадьба Богословка, Ленинградская область
Покровский погост

***

В заключение я хотела бы добавить несколько своих мыслей о необходимости подобных этнопарков. В начале статьи я уже писала, что дерево — материал недолговечный. Почти каждый месяц в нашей стране в результате пожаров и обрушений гибнут памятники деревянного зодчества. Некоторые — по вине или злому умыслу человека, как, например, уже упоминавшаяся Успенская церковь в Кондопоге. Другие же исчезают просто потому, что пустеют деревни, уходят люди. Храмы и старинные дома в них обречены на умирание. Некоторые гибнут от стихийных бедствий.

Да, Покровский погост в усадьбе «Богословка» — это новодел. Но сколько процентов старых бревен сохранилось в восстановленной Преображенской церкви в Кижах или других экспонатах этнографических музеев? Не так много. Поэтому подобные музеи с воссозданными заново постройками имеют право на существование. Есть весьма удачные примеры: туристическая деревня Верхние Мандроги в Подпорожском районе Ленинградской области, духовно-просветительский центр «Северная Фиваида» в Сортавальском районе Республики Карелия и другие. Их существование не отменяет того факта, что старину нужно беречь, сохранять великое наследие Русского Севера. Иначе будущие поколения смогут увидеть старинные дома и храмы только в подобных этнопарках.

Информация для путешественников

  • Адрес: Россия, Ленинградская область, 193149, а/я 20, Всеволожский район, Усадьба «Богословка», Покровский погост.
  • Проезд на общественном транспорте: метро Ломоносовская, далее автобус №476 или маршрутное такси №476-М (в сторону пос. им. Свердлова) до парка «Богословка». Остановка автобуса напротив комплекса Покровского погоста.
  • Время работы Покровского погоста: ежедневно с 10 до 17 часов, в дни богослужений: с 9 до 17 часов, вечерние службы – до их окончания. Выходные и праздничные дни: с 10 до 19 часов. С 1 июня по 30 сентября комплекс Покровского погоста работает: ежедневно с 10 до 18 часов, вечерние службы – до их окончания. Выходные и праздничные дни: с 10 до 19 часов.
  • Телефоны: 8 (911) 906-3030 – Покровская церковь, 8 (911) 229-3030 – экскурсионное бюро, 8 (812) 386-3301 – Покровский фонд
  • Сайт: bogoslovka.ru
  • Электронный адрес: info@bogoslovka.ru – Покровский фонд

Покровский погост в усадьбе «Богословка» является церковной территорией, поэтому одежда должна быть соответствующей. У входа в Покровскую церковь женщины могут взять платок и юбку. Фотографировать разрешено за пожертвование.

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.