Продолжая нашу тему об индоевропейцах и индоариях, сегодня мы поговорим о Ведах – древнейших священных текстах Индии.

Веды и другие тексты, входящие в Ведийский корпус

В узком смысле под Ведами понимают четыре сборника-самхиты: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа, представляющие собой священные гимны, жреческие и магические формулы (мантры). В широком смысле Веды также включают в себя примыкающие к самхитам экзегетические тексты (истолкования) – брахманы (истолкования обрядов), араньяки (книги лесных отшельников) и упанишады (эзотерические сочинения, выражающие суть Вед, осмысляющие «сокровенное знание»). Кроме того, в ведийский корпус включаются сутры (букв. «нить»; краткие руководства) по следующим дисциплинам, именуемым веданга: фонетика, грамматика, этимология, просодия, ритуаловедение и астрономия.

Итак, в самхиты входят четыре сборника:
— Ригведа,
— Самаведа,
— Яджурведа,
— Атхарваведа.

Ригведа представляет собой самое древнее собрание гимнов. Согласно традиции, всего было пять редакций Ригведы, но до настоящего времени дошла лишь одна. Она содержит 1017 основных и 11 дополнительных гимнов (всего 1028) и разделена на 10 мандал (кругов, циклов). Самые древние из них – мандалы II-VIII. В Ригведе прославляются индоарийские боги, важнейшим из которых является Агни (Священный Огонь), а также Индра (царь-громовержец), Сома (священный опьяняющий напиток, амброзия), Митра и Варуна (отвечающие за мировой порядок), Сурья, Савитар, Пушан (солярные божества) и др.

В Ригведе содержится множество параллелей с более поздней иранской Авестой, находятся соответствия с балтийской и славянской мифологией. Представление о слове (вач) как высшей творческой силе напоминает греческую, германскую, кельтскую религиозную поэзию. Все это позволяет реконструировать общие праиндоевропейские сюжеты.

Манускрипт Ригведы на деванагари, начало XIX века
Манускрипт Ригведы на деванагари, начало XIX века

Самаведа – «веда напевов», содержит гимны Ригведы, снабженные пояснениями, всего 1549 мантр, из которых 78 являются неригведийского происхождения. Самаведа существует в двух, не содержащих существенных различий редакциях.

Яджурведа – «веда мантических формул для жертвоприношения», существует в двух версиях:
— «Черная Яджурведа», в четырех редакциях, содержит также истолкование обряда;
— «Белая Яджурведа», в двух редакциях, только мантические формулы.
В Яджурведе одним из центральных божеств становится Праджапати, «владыка созданий», трансформировавшийся со временем в создателя мира Брахму.

Атхарваведа – «веда атхарвана», также называется «Брахмаведа». Она содержит гимны, заговоры черной и белой магии. Дошла в двух, значительно различающихся редакциях. Хотя она довольно древняя, тем не менее сложилась позднее трех предшествующих вед, о чем свидетельствует обозначение вед как «трайи» — «тройственного знания».

Все эти тексты относятся к классу «шрути» — «услышанное». По преданию, это вечно существующее сакральное знание, которое было открыто мудрецам-риши. Шрути играет в Индии примерно ту же роль, что и Священное писание в христианстве. Считалось, что эти тексты могут изучать только представители трех высших варн (жрецы-брахманы, воины-кшатрии, земледельцы и ремесленники-вайшьи). Представителям же четвертой варны, слугам-шудрам, под страхом смерти запрещалось изучать Веды.

Веды записаны на т.н. ведийском языке, который знаменитый древнеиндийский лингвист Панини, живший в V в. до н.э., не относил к собственно санскриту, хотя и считал родственным (подробнее о санскрите можно почесть в статье «Санскрит: язык, письменность, история изучения»).

Этимология слова «веды»

Санскритское слово véda означает «священное знание». Оно является производным от глагола vid-, который, в свою очередь, происходит от праиндоевропейского корня u̯eid- — «ведать», «видеть» или «знать». Существительное véda связано с праиндоевропейским корнем *u̯eidos. Слова, производные от него, можно найти во многих индоевропейских языках:

— греч. (ϝ)εἶδος (аспект, форма), ἰδέα (идея);
— рус. ведать, разведать, отведать, заведовать и т.п.;
— англ. wit (ум, остроумие), witness (свидетель), wisdom (мудрость), vision (видение, зрение);
— нем. wissen (знать, знание);
— норв. viten (знание);
— шведск. veta (знать);
— польск. wiedza (знание);
— белорус. веды (знания);
— лат. video (я вижу);
— чешск. vím (я знаю) или vidím (я вижу);
— голландск. weten (знать).

В самхитах слово «веды» встречается весьма редко. Так, в Ригведе оно встречается лишь один раз, в гимне VIII.19.5:

«… смертный, который дровами, который возлиянием, который священным знанием почтил Агни».

В Самаведе слово «веды» не употребляется вовсе. В двух редакциях Яджурведы встречается один-два раза. И лишь в Атхарваведе, имеющей более позднее происхождение и сложившейся на территории Индии – 10 раз, в значении «священный текст». В ведийском корпусе (брахманической литературе) слово «веды» встречается уже довольно часто. Ряд исследователей полагают, что оно связано с мантической формулой «кто так знает», означающей ментальное действие при совершении ритуала. «Веды» — это целостное, недискурсивное, нерациональное, священное знание.

Датировка Ригведы и ведийской литературы

В науке до сих пор одним из сложнейших вопросов остается датировка гимнов Ригведы (и связанный с ним вопрос о прародине индоариев и индоеропейцев в целом). Дело в том, что гимны долгое время существовали в изустной традиции и первые записи относятся лишь к V-III вв. до н.э. Ряд особенностей текста позволяют считать, что сложение отдельных гимнов происходило в XV-X вв. до н.э., еще до прихода ариев в Индию. Так, описывается кочевая культура, которая использовала колесницы с запряженными в них лошадьми, бронзовое оружие. Как показывают лингвистические исследования, в середине II тыс. до н.э. ариийские племена находились в Малой и Передней Азии, о чем свидетельствуют слова арийского происхождения на клинописных надписях из Эль-Амарны, Боказкля, Миттани, Нузи, Алалаха и др. В записях, датируемых XV-XIV вв. до н.э. встречается арийская коневодческая терминология, имена царей и знати, числительные, имена божеств. Эти открытия позволили выдвинуть гипотезу о «митаннийских ариях», родственных индоариям. Ряд ученых полагают, что индоиранцы также связаны с Андроновской культурой, представляющей собой конгломерат родственных культур бронзового века на Южном Урале, в Западной Сибири и западной части Средней Азии (II тыс. до н.э.).

Археологические культуры, связанные с миграциями индийской ветви индоиранских народов
Археологические культуры, связанные с миграциями индийской ветви индоиранских народов. Андроновская культура выделена красным цветом, маргианская — оранжевым, язская — жёлтым, гандхарская (Swat) — малиновым, культура кладбища H — фиолетовым, культура охряной расписной керамики (Copper Hoard) — темно-синим, культура серой расписной керамики выделена светло-голубым цветом. Encyclopedia of Indo-European culture, 1997

Некоторые имена божеств, встречающиеся в Ригведе, существуют и в других индоевропейских религиях:
— Дьяус-Питар похож на древнегреческого Зевса, латинского Юпитера (от deus-pater) и германского Тюра (Tyr);
— Митра (Mitra) – на персидского Митру (Mithra);
— Ушас – на греческую Эос и латинскую Аврору;
— Варуна – на древнегреческого Урана и хеттского Аруну.
— Агни по звучанию и смыслу напоминает латинское «ignis» и русское «огонь».

Вероятно, что собрание гимнов Ригведы как единого целого произошло уже на территории современных Индии и Пакистана, в Пенджабе (или Уттар-Прадеше), бассейне Инда и его притоков. Об этом свидетельствует описание рек, которые текут с севера на юг, относительно далеких, но все же достижимых гор: священную сому, произрастающую в горах, покупали у заезжих торговцев. Однако в отличие от поздних Вед в ней нет упоминания о тиграх и рисе. Также в Ригведе можно найти довольно много фактов, свидетельствующих о смешении арийской и местной культур – имена царей, слова, заимствованные из дравидийской и аустроазиатской лексики.

Спорный момент – река Сарасвати, которая неоднократно упоминается в Ригведе. Дело в том, что историческая Сарасвати начала пересыхать еще в IV тыс. до н.э. и окончательно исчезла к середине II тыс. до н.э., до арийского вторжения в Индию (что подтверждено большим количеством источников как на самом Индостане, так и за его пределами). Она описывается как полноводная река, стекающая с гор и впадающая в Индийский океан. Вполне возможно, что под ней подразумевалась другая река — сезонная, питаемая муссоными дождями Гхаггар-Хакра. Кроме того, у иранцев существовала река Харахваити (звук «с» переходит в «х»). Известно также, что индоарии принесли с собой ряд гидронимов. Кроме того, вдоль пересохшего русла Сарасвати обнаружено более 414 археологических памятников, больше, чем вдоль Инда, которые датируются IV-III тыс. до н.э. Вполне возможно, что индоарии могли познакомиться с древними преданиями о той реке.

География Ригведы, с указанием названий рек
География Ригведы, с указанием названий рек; также показаны распространение Сватской культуры и Культуры кладбища H. Автор: Dbachmann

Что касается описания полярных явлений – высоко стоящей Полярной звезды, северного сияния и др., что послужило обоснованием «арктической теории» Бала Гангадхара Тилака (1856-1920), то подобные сюжеты встречаются и у других, неиндоевропейских народов Евразии и, таким образом, можно «полярный цикл» объяснить заимствованием. Кроме того, теория Тилака опровергается рядом лингвистических и археологических исследований.

Более поздние слои памятника свидетельствуют о продвижении ариев на восток – в междуречье Ганги и Джамны.

Вероятнее всего, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа, а также примыкающие к ним брахманы, араньяки и старшие упанишады сложились до середины I тыс. до н.э. Остальные упанишады появились позднее, вплоть до нового времени.

* * *

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью говорить, что ведийский корпус сложился уже на территории Индии, однако  самые древние гимны Ригведы появились ранее, во время миграции индоариев на восток, но никак не связаны с северными районами Евразии. К сожалению, современные приверженцы идеи «славянских вед» мало представляют себе, что же из себя на самом деле представляют Веды, как и когда они складывались. Я надеюсь, что в этой небольшой статье, которая конечно же не претендует на полноту изложения материала, мне удалось показать, что же такое Веды и ведийская литература на самом деле.

Литература:

Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. М., 1983.
Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.
Индийская философия. Энциклопедия. М., 2009.

Фотографии и схемы — из Википедии.

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.