Из-за режима самоизоляции все фотографии в статье взяты из интернета, при первой возможности современные виды района Ховрино и усадьбы Грачёвки проиллюстрирую своими фотографиями.
В наши дни Ховрино — унылый спальный район Москвы, застроенный типовыми многоэтажками. Бывший усадебный парк превратился в совсем небольшой городской уголок зелени, который со всех сторон зажат улицами и эстакадой Северо-Восточной хорды. Доступ в роскошный усадебный дом закрыт. Река Лихоборка, которая протекала когда-то в этих краях, забрана в трубу, а от нескольких прудов осталась лишь небольшая лужица. Долгое время рядом возвышался известный московский долгострой — Ховринская больница, прибежище разных групп неформалов и сталкеров. А до революции здесь все было иначе…
В XV веке это была тихая сельская местность. В те времена она принадлежала выходцу из рода сурожских купцов Григорию по прозвищу Ховра, что значит «неопрятный», «нечистоплотный». Со временем прозвище трансформировалось в фамилию Ховрин. По другой версии, род Ховриных вел свое происхождение от византийской императорской династии Комнин, которую переиначили на Комрин, позднее — Ховрин. О том, насколько богатым человеком был Григорий Ховра, свидетельствует тот факт, что около 1405 года он построил в Симонове монастыре каменный храм, что в Москве того времени было редкостью.
Существовавшую здесь деревню по фамилии владельцев стали называть Ховрино. Это было типичное загородное владение, куда его хозяин приезжал отдыхать и охотиться. В Писцовой книге 1584 года деревня Ховрино упоминается в качестве вотчины Семёна Фомича Третьякова-Ховрина. Площадь владения составляла чуть менее 400 гектаров. На рубеже XVI-XVII веков, когда этими землями владел его сын Василий Третьяков-Ховрин, была возведена деревянная церковь Великомученика Георгия, повысившая статус деревни до села. После его смерти владение перешло к его вдове Ульяне.
Ховрино пострадало в Смутное время, церковь была сожжена, после чего усадьба превратилась в пустошь. Однако к 1646 году церковь восстановили, а в 1682 году рядом построили вторую, освященную во имя иконы Божией Матери «Знамение». В середине XVII века владельцем Ховрина становится стольник Василий Борисович Шереметев (1622-1682), боярин царя Алексея Михайловича.
После его кончины в 1682 году Ховрино перешло в качестве приданного к его дочери Евфимии, которая была замужем за князем Яковом Алексеевичем Голицыным. В это время в имении был построен двор и конюшня. Детей в браке не было, и после смерти Евфимии в 1683 году владельцами Ховрина становятся её тетки, в замужестве — Пронская и Пожарская. Хозяйство в это время было поставлено на широкую ногу. В 1700 году, за неимением наследников, имение отошло в казну как выморочное.
Через несколько месяцев царь Петр Первый пожаловал Ховрино одному из своих ближайших сподвижников, генерал-фельдмаршалу графу Федору Алексеевичу Головину (1650-1706), которого приблизил к себе после смерти Лефорта. Он происходил из боярского рода Ховриных-Головиных и, таким образом, усадьба вернулась в родовое владение Ховриных. В 1704 году в Ховрино насчитывался 21 двор с 67 крестьянами, местность вокруг начинает обрастать деревеньками.
При его сыне Николае Федоровиче Головине (1695-1745) усадьба была обустроена в регулярном стиле: вдоль реки Лихоборки разбит регулярный липовый парк с прудами, высажен плодовый сад. Строится новый деревянный барский дом со служебными постройками. В 1740 году старую церковь снесли, а в 1741 году на старом погосте была построена новая каменная Знаменская церковь. Она была одновременно и домовой, и приходской.
После его смерти имение переходит к единственной законной наследнице — его дочери Наталье Николаевне, супруге принца Петра Фёдоровича Голштинского, а от нее — к её дочери Екатерине (в замужестве Барятинской), которая, к слову, была бабушкой генерал-фельдмаршала Александра Ивановича Барятинского (1815-1879), пленившего предводителя кавказских горцев Шамиля.
В 1811 году она продает усадьбу Петру Николаевичу Оболенскому (1760-1833), отцу декабриста Евгения Петровича Оболенского (1796-1865).
В 1812 году французы разграбили и сожгли усадьбу, осквернили храм. Денег на восстановление у Оболенского не было, и в 1817 году он продает её Наталье Алексеевне Столыпиной (1786-1851), двоюродной бабушке Лермонтова (на тот момент будущему поэту было всего лишь три года). При Столыпиных был построен новый дом, речку Лихоборку перегородили новой плотиной.
Сын Столыпиной Павел проиграл Ховрино профессиональному игроку в карты, гвардии полковнику Луке Ильичу Жемчужникову (1783-1857). И снова переплетение судеб: их обоих хорошо знал А.С.Пушкин, кредитором которого был Жемчужников. В качестве уплаты долга Столыпина была вынуждена отписать половину усадьбы Луке Ильичу. После смерти Столыпиной он был её полновластным владельцем, после чего усадьба по наследству перешла к его сыну Петру Лукичу Жемчужникову (1839-1907).
В середине XIX века в Ховрине насчиталось 22 двора, проживало 153 человека. Через усадьбу прошла Николаевская железная дорога, разрезавшая её территорию на две части.
В 1859 году Ховрино приобретает московский промышленник, купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин, статский советник Евграф Владимирович Молчанов (1808-1869). Он с роскошью отделывает трехэтажный дом, пристраивает к нему флигели. При нем был обустроен усадебный парк: высаживают кедры, пихты, сосны, лиственницы, разбивают клумбы, возводит беседки, гроты и мостики, строят хозяйственные службы и водокачку.
Стоявшую на берегу пруда старую церковь разобрали, и в 1868 году по проекту известного московского архитектора Михаила Быковского на новом возвышенном месте начинают возведение нового храма. На его строительство Молчанов выделил 50 тысяч рублей. До окончания работ он не дожил, внутренней отделкой храма занималась уже его вдова Елизавета Осиповна Молчанова. Пол в храме был мозаичным, стены храма облицованы разноцветным мрамором, мраморным был и иконостас. В 1871 году храм был освящен. Как и прежде, домовая церковь одновременно выполняла функции приходской.
Близость Петербургского шоссе и Николаевской железной дороги способствовали дальнейшему развитию этой местности. После того, как Молчанов построил станцию Ховрино, сюда потянулись московские дачники. Состоятельные москвичи арендовали возведенные Молчановым рядом с усадьбой роскошные дачи, а люди победнее, в основном интеллигенция и служащие, снимали крестьянские избы. Крестьяне занимались также обслуживанием железной дороги и работали на фабрике в расположенном неподалеку сельце Михалково.
В 1879 году Елизавета Осиповна Молчанова продает усадьбу купцу С.Е.Панову, оставив себе участок в пять десятин с лесом и тремя дачами. Панов разбогател на строительстве железных дорог, но при этом экономил на всем, поставляя некачественные материалы. Источники того времени описывают его как беспринципного человека и самодура. С ховринскими крестьянами он обращался как помещик с крепостными, за что получил прозвище «дикий барин». Жалобы в полицию были безрезультатны: у Панова там были связи. Крестьяне не раз грозились поджечь усадьбу, и в 1884 году она, действительно, сгорела, владелец не пострадал. Однако после смерти Панова выяснилось, что свои капиталы тот завещал Обществу для попечения о детях лиц, ссылаемых в Сибирь.
В 1895 году Ховрино приобрел купец Митрофан Семёнович Грачёв (1840-1899) и дал усадьбе свое имя — Грачёвка. Это был один из богатейших людей того времени, получивший от отца фабрики и, по видимому, приумноживший состояние на акциях, московский купец Первой гильдии, председатель правления Общества колбасно-консервного производства. Грачев также был известным благотворителем: одно время занимал должность казначея Московского Совета детских приютов, перестроил церковь Троицы на Грязях у Покровских ворот, построил храм во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского в Петровском-Разумовском. В Москве семья владела особняком на Поварской улице (дом №7, ныне в нем размещается посольство Норвегии).
При Грачёве заросший к тому времени парк расчистили, обновили хозяйственные постройки.
На месте сгоревшего при Панове усадебного дома был построен новый, и с ним-то связана главная интрига. Дело в том, что особняк Грачёва, возведенный Георгием Кайзером по проекту архитектора Льва Кекушева, напоминает знаменитое здание Казино в Монте-Карло, построенное в 1878 году по проекту архитектора Шарля Гарнье и расширенное в 1880-81 годах. Впрочем, по своей стилистике грачёвский особняк напоминает и другие знаменитые постройки Гарнье, например, Парижскую оперу (оперу Гарнье), Гранд-отель де Пари в Монте-Карло и т.д.
Ниже — несколько старых фотографий с сайта pastvu.com работ Шарля Гарнье (кликабельно):
Это послужило основанием для легенды (которая, впрочем, не имеет никаких исторических оснований):
…По легенде, Грачёв в молодости был в услужении у богатого барина и, путешествуя с хозяином, побывал с ним в том казино и выиграл там в рулетку целое состояние. Часть этих денег Грачев якобы и потратил на покупку имения, где решил построить виллу на память о счастливом приключении.
— Е. Савинова. «Сельские усадьбы московских предпринимателей к.19 — н.20 в.»
Лев Кекушев творчески интерпретировал прототип, отойдя от стиля бозар, идеологом которого был Гарнье. Стилю бозар (beaux-arts), что в переводе с французского означает «изящные искусства», присуще продолжение классических традиций итальянского ренессанса и французского барокко, характерна четкая симметрия. Кекушев, наоборот, подчеркнул асимметрию и разноуровневость особняка.
Архитектор продумал каждый элемент интерьеров и внешнего оформления особняка. Ведущие к дому лестницы охраняют статуи львов, которые, как считалось, защищают хозяев от сглаза, зависти и прочей нечисти. Каждая из сторон здания имеет свой отличный от другой фасад. Единая крыша отсутствует, различаются по высоте и оформлению окна. Дом украшен кариатидами, ризалитами, чешуйчатыми куполами с люкарнами. К большому пруду на реке Лихоборка спускалась лестница. Между ней и особняком находился фонтан. До наших дней сохранилась изящная ограда, также выполненная Кекушевым.
Стиль усадьбы Грачёвка называют по-разному: французский ренессанс, модернистская эклектика, стиль Наполеона III и т.п.
В наши дни доступ в усадебный дом закрыт, однако в книге Нащокиной М.В. «Лев Кекушев. Архитектурное наследие Москвы» можно увидеть фотографии некоторых интерьеров Грачёвки (кликабельно):
Митрофан Семёнович не дожил до окончания строительства (а ведь люди предупреждали, что строить на пепелище — плохая примета). После его смерти в 1899 году хозяйкой усадьбы становится его вдова Варвара Николаевна. Грачёвка по-прежнему была популярным дачным местом, где проводила лето, в том числе, интеллигенция. Здесь бывали Петр Ильич Чайковский (который, правда, оставил весьма нелестный отзыв о этом месте), Алексей Николаевич Толстой, Владимир Алексеевич Гиляровский. Поэт Валерий Брюсов прожил здесь 10 лет, венчался с Иоанной Рунт в Знаменской церкви.
Говоря о Ховрине, нельзя не упомянуть художника-передвижника Карла (Кирилла) Викентьевича Лемоха (1841-1910). Хотя он родился в Москве, но жил в основном в Петербурге. Среди его учеников были дети императора Александра III, в том числе и будущий царь Николай II. Несмотря на то, что он вращался в среде высшей аристократии и мог запросто беседовать с императором Александром II, Карл Викентьевич всю жизнь сохранял удивительную скромность, тактичность и доброжелательность.
В 1873 году (или чуть ранее) он купил дачу в Ховрине и проводил там каждое лето. В своей мастерской Лемох устроил часть настоящей избы, чтобы максимально точно воспроизводить на своих картинах обстановку и освещение крестьянского дома. Его натурщиками были крестьяне из окрестных деревень, поэтому картины Лемоха настолько точны и правдивы.
О характере Карла Викентьевича свидетельствует такой эпизод:
Всех крестьян в деревне он знал и почти всем помогал деньгами или подарками. Вырыл для деревни колодец, чтобы не пили из грязного ручья, строил избы погорельцам, давал деньги на разные семейные нужды.
Пишет Лемох с девочки этюд и спрашивает свою натурщицу, что в ее доме едят и пьют ли молоко. Девочка отвечает, что молока не пьют, так как нет коровы. Кирилл Викентьевич идет на воскресную ярмарку в ближайшее село, выбирает корову, платит за нее, велит отвести корову в деревню и передать ее матери девочки, с которой вел разговор.
Получилась трогательная картина: продавец передает корову крестьянке, а та не берет ее, так как не покупала и у мужа денег нет. Недоразумение, наконец, выяснилось, крестьянка узнает, что корову прислал добрый Лемох, и, счастливая, со слезами на глазах, отводит корову в хлев.
— Я.Д. Минченков. «Воспоминания о передвижниках»
В ноябре 1900 года по инициативе местного священника о. Василия Руднева и бывшей владелицы имения Е.И.Молчановой, на деньги К.В.Лемоха в Ховрине была открыта земская школа, проект которой безвозмездно составил архитектор Г.А. Кайзер.
В 1918 году усадьбу национализировали, её владельцев выгнали. В стенах Грачёвки разместился рабфак Петровской академии. В 1928 году был открыт туберкулезный диспансер, который незадолго до начала Великой Отечественной войны преобразовали в кумысолечебницу. Часть парка вырубили. Рядом вырос поселок Новое Ховрино.
Линия фронта подошла довольно близко к Ховрино, о чем напоминают сохранившиеся до сих пор окопы и траншеи близ железнодорожной станции, которые рыли защитники Москвы осенью 1941 года. В усадьбе разместился госпиталь, где, в частности, проходили лечение панфиловцы. Рядом с главным домом над братской могилой, где похоронены солдаты и офицеры 8-й гвардейской Панфиловской дивизии (316-й), погибшие в декабре 1941 года на Крюковском направлении, был установлен обелиск «Героям-панфиловцам». Недалеко от него находится Монумент советским воинам – защитникам Москвы.
Еще в 1890 году небольшой участок усадьбы Ховрино, который Е.И.Молчанова при продаже имения Панову оставила себе, был пожертвован губернскому земству для учреждения детского приюта, получившего имя Александра II. Выделяемых земством и частными жертвователями денег на содержание приюта не хватало, и в 1900 году его перевели в село Покровское Подольского уезда.
На месте приюта была оборудована земская больница для хронических и неизлечимо больных. В 1914 году она разместилась в новом корпусе, оснащённым современным на то время оборудованием. Во время Первой Мировой войны здесь размещался госпиталь, а с 1919 года — санаторий. В 1920-х годах на его базе был открыт Московский губернский физиотерапевтический институт, преобразованный незадолго перед Великой Отечественной войной в лечебницу. В 1947 году она была переведена в бывший усадебный дом под названием Московская областная физиотерапевтическая больница.
На землях Ховрина был организован небольшой колхоз «Возрождение», который после войны переименовали в «Путь к коммунизму» и позднее укрупнили. После того, как в 1960 году Ховрино вошло в состав Москвы, в этом районе началось массовое жилищное строительство. Речку Лихоборку забрали в трубу, пруды осушили. Колхоз перевели в Подмосковье.
Обезображенная в советские годы Знаменская церковь в 1991 году была возвращена верующим и восстановлена к 2005 году. В усадебный дом, где ныне размещается центр восстановительной медицины, попасть в наши дни практически невозможно. Сильно заросший усадебный парк открыт для посещения. Существует проект его реконструкции с возвращением к историческому облику.
В 1980 году на берегу бывшего пруда началось строительство огромного корпуса Ховринской больницы. В 1985 году, когда уже начали завозить медтехнику, строительство было заморожено, по официальной версии — не выдержали грунты. Это были перестроечные времена, и, возможно, банально не хватило денег. В 2018 году здание было снесено. Сейчас на этом месте расчищена площадка для строительства домов по программе реновации.
Несколько лет назад вдоль парка прошла эстакада Северо-Восточной хорды — продолжение скоростной трассы М-11, соединяющей Москву с Санкт-Петербургом. Весьма оживленны Фестивальная и Клинская улицы. Сравнительно недалеко от Грачёвки расположены парк Дружбы, Северный Речной вокзал и канал имени Москвы.
За онлайн-экскурсию по Грачёвке благодарю замечательного московского гида Ирину Вишнякову, открывшую для меня эту усадьбу и побудившую углубиться в её историю и района Ховрино в целом.
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.