Конфуций (孔子 Кун-цзы, 孔夫子 Кун-фу-цзы, 551/552-479 до н.э.) — основатель конфуцианства. Вся китайская культура в своей основе является конфуцианской: конфуцианские нормы определяли (и в значительной степени продолжают определять) отношения между людьми; чиновники, чтобы получить должность, сдавали государственные экзамены, заключающиеся в знании конфуцианской классики и, тем самым, транслировали конфуцианскую культуру.
Подробнее о конфуцианстве:
♦ Конфуцианство — национальная идеология Китая
♦ Конфуций: жизнь и учение
Почитание Конфуция и посвященные ему храмы
Почитание Конфуция началось уже издревле. В эпоху Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) он был даже обожествлен, ему приносили жертвы и считали сыном Черного Дракона. С 555 года согласно указу императора началось строительство храмов Конфуция.
Самый большой в Китае Храм Конфуция расположен в городе Цюйфу (провинция Шаньдун), на родине Конфуция. В Пекине — второй по величине Храм Конфуция (孔庙 Кунмяо). Рядом с ним находится Императорская Академия (囯子监 Гоцзыцзянь). Они образуют единый комплекс, пронизанный духом учености. В отличие от находящегося неподалеку ламаистского храма Юнхэгун, здесь немного людей, не курятся благовония. Вся обстановка настраивает на торжественный, возвышенный лад.
♦ По теме: Достопримечательности Пекина: краткий путеводитель
Храм Конфуция
Строительство пекинского Храма Конфуция началось в 1302 году. При династиях Мин (1368—1644) и Цин (1644-1911) территория была расширена, в настоящее время она составляет около 20 тыс. кв.м. В царствование династий Юань (1271-1368), Мин и Цин в Храме совершали церемонии поклонения Конфуцию.
К Храму Конфуция и Императорской Академии ведет улица Гоцзыцзянь. Здесь много сувенирных лавок, обычная для Китая суета. За красной стеной — Храм Конфуция, дальше — Императорская Академия.
С двух сторон от стены стоят стелы, где на шести языках (маньчжурском, китайском, монгольском, уйгурском, ойратском и тибетском) высечена надпись: «Все чиновники и люди должны здесь сойти с коня». Далее до ворот нужно было идти пешком, выражая тем самым дань почтения Первому Учителю (как называли Конфуция в Китае).
Храмовый комплекс в соответствии с китайскими принципами строительства выстроен вдоль оси «юг-север».
Первые врата носят название «Врата Первого Учителя» (т.е. Конфуция, 先师门 Сяншимэнь). Сейчас здесь расположена билетная касса. Пройдя через них, посетитель оказывается во дворе, где растут старые кипарисы. В прежние времена здесь проходили церемонии жертвоприношения. С восточной стороны расположены Небесная Кухня, Павильон с Колодцем и Дом Мясника, с западной — Небесная Кладовая.
Здесь же расположены Три Павильона Каменных Табличек. Еще 11 — во втором дворе. Их устанавливали в честь важных военных и политических событий.
По четырем углам двора стоят группы каменных стел с именами студентов, успешно сдавших императорские экзамены. Всего здесь насчитывается 198 стел, на которых высечено 51624 имен с результатами экзаменов. 3 стелы относятся к эпохе Юань, 77 — к Мин, а 118 — к Цин.
Впереди — еще одни ворота, которые называются «Врата Великого Достижения», или «Врата Полного Совершенства» (大成门 Дачэнмэнь). Перед ними возвышается статуя Конфуция.
Слева в воротах установлены копии 10 каменных барабанов, созданных в эпохи правления императоров Сюаньвана (宣王, 828-782 до н.э., династия Западная Чжоу) и Цяньлуна (乾隆, 1736-1795, династия Цин).
Справа — 24 алебарды.
Во дворе растут старые кипарисы, возраст которых достигает нескольких столетий.
Почти сразу за вратами, с западной стороны, расположена Печь для сжигания жертв (Печь для сжигания шелка).
На территории Храма можно увидеть старый кипарис, огороженный забором. Рассказывают, что его более 700 лет назад посадил Сюй Хэн (许衡, 1209-1281), занимающий должность «совершающего возлияния жертвенного вина» 祭酒 (т.е. директора) в Императорской Академии. В эпоху Мин министр Янь Сун (严嵩, 1480-1567) совершал церемонию поклонения, во время которой сломанная сильным порывом ветра ветка сорвала с него черную сетчатую шляпу (отличительный знак чиновников его ранга). Человек он был не очень хороший, и потому люди посчитали, что этот кипарис может отличить добро от зла. И дали ему имя Чуцзяньбо 触奸柏, что значит «Кипарис, поражающий пороки», или Бяньцзяньбо 辨奸柏 «Кипарис, различающий пороки».
Во дворе построено 11 Павильонов Каменных Табличек.
С северной стороны двор замыкает огромный Зал Великого Достижения (大成殿 Дачэндянь; вариант перевода: Зал Полного Совершенства), где императоры совершали церемонию поклонения Конфуцию. Здание было построено в 1302 году, затем горело и было заново отстроено в 1411 году. В 1906 году оно было расширено. Двускатная крыша покрыта глазурованной черепицей желтого цвета. Желтый цвет символичен: это цвет центра, стихии Земли, императорской власти (подробнее о цвете можно прочитать в статье «Символика цвета в Китае»).
У подножия Зала Полного Совершенства установлен барельеф с двумя драконами, играющими с жемчужиной. Этот барельеф имеет важное символическое значение. Дракон — это символ императорской власти. И его нахождение здесь указывает на высокий статус храма. Кроме того, это отсылает к старой идее, популярной в эпоху Хань, согласно которой Конфуций был сыном Черного Дракона и основателем новой, скрытой Черной династии (черный цвет в китайской культуре символизирует мудрость, тайну, преображение). Жемчужина, с которой играют драконы, символизирует мудрость.
Над входом в Зал Полного Совершенства висит табличка:
Зал в настоящее время превращен в музей. В центре зала — алтарь, посвященный Конфуцию. Пол в зале покрыт кирпичом золотого цвета. Потолок украшен драконьим орнаментом. Все это также свидетельствует о высочайшем статусе храма.
По обеим сторонам от алтаря установлены мемориальные таблички «Четырех Мудрецов и двенадцати философов» (四配十二哲 сы пэй шиэр чжэ). «Четыре Мудреца» — это четыре канонизированных последователя Конфуция (Янь Юань, Цзы Сы, Цзэн-цзы и Мэн-цзы), «двенадцать философов» — ближайшие ученики Конфуция. Таким образом, во время церемонии они также поминались и становились сопричастными ей. В настоящее время в зале экспонируются древние ритуальные предметы: барабаны, колокола и другие музыкальные инструменты, курительницы, погребальные урны, керамические ритуальные животные и др.
К западу от Зала Полного Совершенства расположены каменные стелы с выбитым на них текстом Тринадцатиканония (十三经 Шисаньцзин).*
* Тринадцатиканоние в своем нынешнем составе было сформировано в XII-XIII вв. Вплоть до начала XX века оно было основой традиционной китайской философии, науки, образования. Его знание было обязательным при сдаче государственных экзаменов для получения чиновничьей должности.
В Храме Конфуция также находятся несколько музеев, экспозиция которых рассказывает о жизни Первого Учителя и культуре его времени, а также демонстрируются изделия декоративно-прикладного искусства.
Императорская Академия
К западу к Храму Конфуция примыкает Императорская Академия (国子监 Гоцзыцзянь, досл. «Академия сыновей государства»), в которую можно пройти через ворота Чицзинмэнь (持敬门, Врата почитания). Она была основана в 1306 году. Здесь готовили чиновников, до XVIII века раз в 3 года проводили государственные экзамены на соискание высшей ученой степени цзиньши 进士 (при императоре Цяньлуне экзамены были перенесены в Зал Сохраненной Гармонии в Запретном городе). Пекинская Императорская Академия была самым престижным учебным заведением Китая.
С 1949 по 2003 года в этих стенах находилась Столичная библиотека и Пекинская детская библиотека. В настоящее время здесь располагается Музей китайского образования, проводятся различные конференции. Его площадь составляет 28 тыс. кв.м.
Как и все китайские храмы и жилые постройки, помещения Академии вытянуты по оси «юг — север», на которой располагаются главные павильоны Пиюн, Илуньтан и Цзинъитин.
С улицы Гоцзицзяньцзе в Академию можно попасть через врата Цзисяньмэнь (集贤门, Врата собрания мудрецов). Далее нужно пройти через Глазурованную Мемориальную арку (琉璃牌坊 Люли пайфан), сооруженную в 1783 году, в царствование императора Цяньлуна.
Над боковыми проходами можно увидеть барельефы с уже знакомым сюжетом: драконами с жемчужиной.
За воротами, на постаменте — еще один керамический дракон.
Следующая постройка, центральная в Академии — павильон Биюн 辟雍 1784 года постройки, где император читал лекции будущим чиновникам. Павильон окружен каналом.
По обе стороны от Биюна расположены Шесть залов (六堂 лютан), насчитывающие 33 помещения — учебные комнаты Академии. К северу от Биюна находится Зал основ морали (彝伦堂 Илуньтан). Первоначально здесь император читал лекции студентам, впоследствии располагалось книгохранилище Академии.
Перед ним — еще одна статуя Конфуция.
За павильоном Илуньтан — ограда с воротами, за которыми скрывается еще одно здание: Павильон Почитания Единого (敬一亭 Цзинъитин) 1528 года постройки. Это было рабочее место директора Императорской Академии.
В Академии, как и в Храме Конфуция, удивительная атмосфера. Здесь все кажется очень достойным и величественным.
Напротив Храма Конфуция и Императорской Академии — различные учреждения и учебные заведения.
Как добраться до храма Конфуция в Пекине, храм Конфуция и Императорская Академия на карте
Станция метро Юнхэгун 雍和宫 Lama Temple (линии 2 и 5), далее на юг по улице Юнхэгун дацзе 雍和宫大街, повернуть на запад на улицу Гоцзыцзянь цзе 国子监街. По правой стороне сначала будут лавки, затем Храм Конфуция, после него — Императорская Академия. Посещение комплекса удобно совместить с визитом в ламаистский монастырь Юнхэгун.
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.