Сегодня наш разговор будет о ламаистском храме Юнхэгун 雍和宫, который находится почти в самом центре Пекина, рядом с Храмом Конфуция и Императорской Академией. Когда подходишь к монастырю, обращаешь на желтую черепицу его крыш — знак императорской власти. С чем это связано? Как ламаистский храм появился в Пекине?
♦ По теме: Достопримечательности Пекина: краткий путеводитель
История монастыря Юнхэгун
Строительство комплекса началось в 1694 году, в царствование императора Канси 康熙 (1654-1722, на престоле с 1661). На первых порах здесь жили дворцовые евнухи. Затем он стал резиденцией принца Иньчжэня 胤禛 (1678-1735). В 1722 году он взошел на престол и стал править под девизом* «Юнчжэн» 雍正 — «Гармония и справедливость».
* В Китае, а также странах, где получила распространение китайская культура (Вьетнам, Корея, Япония), при избрании на престол император принимал т.н. девиз правления, выражающий определенный благой принцип. Девиз правления обычно состоит из двух иероглифов. Императоры часто известны именно под своим девизом правления. Так, Канси («Процветающее и лучезарное») — девиз правления цинского императора Сюанье 玄燁. Девизы использовались как средство летосчисления: (например, «Первый год правления под девизом Канси»). При неблагоприятных обстоятельствах девиз правления мог быть изменен. Девизы правления в Китае существовали с 140 г. до н.э. по 1912 год, когда была свергнута монархия.
В царствование Юнчжэна половина зданий была передана под ламаистский монастырь, а другая стала императорским дворцом, который назвали Юнхэгун 雍和宮, что значит «Дворец Гармонии и Мира». Кроме того, название можно перевести как «Юн[чжэн], ставший правителем».
После смерти Юнчжэна здесь был помещен гроб с его телом. Взошедший на престол император Цяньлун 乾隆 (1711-1799, на престоле в 1736-1795) присвоил храму императорский статус, бирюзовая черепица была заменена на желтую. С этих пор раз в год императоры проводили здесь церемонию поминовения предков.
В 1744 году весь комплекс был передан ламаистскому монастырю. Цяньлун, присоединивший к Китаю новые территории — Тибет (1750—1751), Джунгарию (1755—1757) и Кашгарию (1757—1759), создавая крупный ламаистский храм в столице, преследовал политические цели: монастырь становился резиденцией Панчен-Ламы (второго, наряду с Далай-Ламой, соправителя Тибета).
В годы Культурной революции (1966-1976) лишь вмешательство премьер-министра КНР Чжоу Эньлая 周恩来 (1898-1976) спасло монастырь Юнхэгун от разрушения. В 1981 году он был снова открыт.
Основные постройки монастыря Юнхэгун
Монастырь построен в традиционном китайском стиле и вытянут на 480 метров по оси «юг — север». Главный вход находится с южной стороны, где располагается арка Пайлоу 牌楼. Рядом с ней находится билетная касса и магазины.
За ней начинается 170-метровая аллея, получившая название Дорога императора (辇道 няньдао). Она завершается Вратами Безмятежного Спокойствия (昭泰门 Чжаотаймэнь, вариант перевода: Врата Ясного Мира).
Далее вы попадаете во двор перед Залом Небесных Царей (天王殿 Тяньвандянь, Зал Девараджи). Зал Небесных Царей присутствует во всех китайских буддийских монастырях.
Перед храмом стоят курильницы, над которыми поднимается ароматный дым. Кроме того, в этом дворе еще четыре строения: Колокольная (с востока) и Барабанная (с запада) башни, Западный и Восточный павильоны табличек, где изложена история монастыря. У входа сидят два традиционных сторожа — бронзовые Лев и Львица.
Зал Небесных Царей прежде служил входом в монастырь, и поэтому у него существует и другое название — Врата Гармонии, или Врата Мира и Согласия (雍和门 Юнхэмэнь). В центре зала установлена статуя улыбающегося пузатого будды Майтрейи (弥勒 Милэ), окруженного сандаловыми пагодами с маленькими статуэтками будд (символ долголетия). Вдоль западной и восточной стен находятся по две фигуры Небесных Царей — покровителей сторон света, охранителей буддизма. С обратной стороны Зала Небесных Царей находится сандаловая статуя бодхисаттвы Сканды (韋馱菩薩, Вэйто пуса), одного из защитников буддизма.
К сожалению, в залах и павильонах монастыря фотографировать запрещено.
Пройдя через Зал Небесных Царей (залы, стоящие по центральной оси, имеют проход), вы оказываетесь в следующем дворе, центральном в монастыре. Здесь есть несколько интересных объектов. Прежде всего, это 4-метровая бронзовая курильница (铜香炉 тунсянлу), отлитая в 1742 году.
Дальше возвышается Павильон императорской стелы (四体碑文亭 Сыти пайвэнь тин, досл. Павильон с четырьмя эпиграфиями), в центре которого императором Цяньлуном в 1792 году были высечены «слова ламы» (喇嘛说 лама шо) на маньчжурском, китайском, тибетском и монгольском языках.
В монастыре много людей. Кто-то молится (в основном китайцы), кто-то смотрит достопримечательности (в основном, иностранные туристы), кто-то отдыхает.
За Павильоном императорской стелы, перед Залом Гармонии и Мира установлена бронзовая скульптура эпохи Мин — Гора Сумеру (须弥山 Сюймишань), символизирующая буддийское Троемирие (рай, земной мир, ад). В Зале Гармонии и Мира (雍和宫殿 Юнхэгундянь), втором важнейшем храме монастыря, установлены статуи будд Трех времен: слева направо — Дипанкара (Будда прошлого), Шакьямуни (Будда настоящего), Майтрея (Будда будущего). Перед статуей Шакьямуни склонились фигуры двух его учеников — Ананды и Махакашьяпы. Вдоль стен стоят статуи 18 архатов.
Далее следует Зал вечного благословения (永佑殿 Юнъюдянь). Здесь некогда жил принц Юнчжэнь, а после смерти стоял гроб с его телом. Его тематика связана с медициной и долголетием. Здесь установлены сандаловые статуи трех будд (слева направо): Симхананда (Рычащий как лев Будда, который проповедует буддизм и грозит злым духам), Амитаюс (Будда Долголетия) и Бхайшаджьягуру (Будда медицины, покровитель медицины и лекарств).
За Залом Вечного Благословения — Зал Колеса Закона (法轮殿 Фалуньдянь), который украшен пятью позолоченными пагодами. Здесь проводят службы, читают священные книги. В центре зала находится 6-метровая золоченая статуя Цонкапы (1357—1419), основателя тибетской школы Гелуг-па.
Следующий зал — Павильон Десяти тысяч радостей (万福阁 Ваньфугэ), или Башня Великого Будды. Здесь находится 26-метровая сандаловая статуя Будды Майтрейи. Причем она на 8 метров вкопана в землю, а над землей возвышается на 18 метров.
И еще немного фотографий монастыря:
Информация по посещению монастыря Юнхэгун и карта
Как проехать: станция метро 雍和宫 Lama Temple (линии 2 и 5), выход В. Поездку в Юнхэгун целесообразно совместить с посещением Храма Конфуция и Императорской академией, расположенной напротив.
Стоимость билета: 25 юаней. К билету прилагается CD. Есть льготные билеты для школьников, пенсионеров. Военнослужащие, дети ростом до 120 см — бесплатно.
Время работы: с 1 ноября по 31 марта — с 9:00 до 16:00, с 1 апреля по 31 октября — с 9:00 до 16:30.
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.