Музей изобразительных искусств Китая (中国美术馆 Чжунго мэйшу гуань, National Art Museum of China) — место, которое непременно нужно посетить в Пекине. Он не так знаменит, как Национальный музей Китая, расположенный на площади Тяньаньмэнь. Однако если вы хотите познакомится с классическим и современным китайским искусством, увидеть очень необычные работы — вам сюда. Иностранцев и приезжих здесь немного, в стенах музея царит очень приятная атмосфера.

♦ По теме: Достопримечательности Пекина: краткий путеводитель

Музей изобразительных искусств Китая, Пекин
Музей изобразительных искусств Китая

История создания и экспозиция музея

Строительство музея продолжалось с 1958 по 1962 год. Первоначально его площадь составляла 30 тыс. кв.м. После реконструкции в 2004-2005 годах она увеличилась до 35.375 кв. м. В 21 зале, расположенных на трех этажах (всего в музее четыре этажа) выставлены различные работы: традиционная китайская живопись, масляная и акварельная живопись, литографии, скульптуры, карикатуры, фотографии и др. К каждой работе даны подробные пояснения, правда, не все дублируются на английском языке. На многих пояснительных табличках есть штрих-код, чтобы посмотреть подробности в мобильном телефоне.

В музее также есть кафе с европейской кухней (кофе, торты, пирожные). Цены гораздо выше среднепекинских.

Для меня экспозиция музея оказалась очень интересной. Я узнала о многих знаменитых китайских художниках и фотографах, почти незнакомых западному ценителю искусств. Поразила современная китайская живопись, которая при этом выдержана в традициях китайского классического искусства.

Для удобства я выложу фотографии лишь некоторых работ, а все остальные можно будет посмотреть в конце поста в слайд-шоу.

В первом зале были выставлены работы современного художника Ян Цаньцзюна 杨参军. Представленные на выставке посвящены истории Китая — одновременно величественной и кровавой. Именно это и пытался передать художник в своих работах.

Ян Цаньцзюнь. Портрет конфуцианца конца династии Мин Хуан Цзунъи
Ян Цаньцзюнь. Портрет конфуцианца конца династии Мин Хуан Цзунъи
Картины Ян Цаньцзюня
Картины Ян Цаньцзюня
Ян Цаньцзюнь, Страшные страницы истории
Ян Цаньцзюнь. Страшные страницы истории

Очень понравился современный китайский художник Фань Чжоу 樊洲. Работы, представленные на выставке, выполненные акварелью и тушью, наследуют традиции и дух классических китайских пейзажных работ. И при этом они невероятно современны.

Работы Фань Чжоу; тушь и акварель
Работы Фань Чжоу; тушь и акварель
Фань Чжоу. Пейзажи
Фань Чжоу. Пейзажи

В следующем зале представлена современная каллиграфия Ли Шэнхуна 李胜洪 — цитаты из классических произведений, парные надписи и др. Художник демонстрирует прекрасное владение разными стилями. К сожалению, далеко не все из написанного мне было понятно. А вот посетители китайцы внимательно читали почти каждую надпись.

♦ По теме: Современный музей каллиграфии в Москве (парк Сокольники)

Ли Шэнхун, каллиграфия
Ли Шэнхун, каллиграфия
Ли Шэнхун, каллиграфия
Ли Шэнхун, каллиграфия

Дольше всего я задержалась в зале с работами фотохудожника Сюй Дацина 徐大庆, представившего серию «Лебеди» 天鹅. В помещении тихо звучала мелодия из «Лебединого озера» Чайковского. Две абсолютно разные культуры, но в результате получился прекрасный синтез! Работы очень лаконичные, больше похожи на живописные полотна.

Сюй Дацин. Лебеди, фотография
Сюй Дацин. Лебеди, фотография
Сюй Дацин. Лебеди, фотография
Сюй Дацин. Лебеди, фотография
Сюй Дацин. Лебеди, фотография
Сюй Дацин. Лебеди, фотография
Сюй Дацин. Лебеди, фотография
Сюй Дацин. Лебеди, фотография
Сюй Дацин. Лебеди, фотография
Сюй Дацин. Лебеди, фотография
Сюй Дацин. Лебеди, фотография
Сюй Дацин. Лебеди, фотография

Перейдя в другой зал, я открыла для себя фотохудожника Лан Цзиншаня 郎静山 (1892-1995). Его считают отцом-основателем азиатской школы фотографии, он был членом Королевского фотографического общества Британии, в 1980 году Фотографическое общество Америки назвало его в числе 10 ведущих фотографов мира. Еще до наступления эры цифровой фотографии, Лан Цзиншань стал использовать фотомонтаж, совмещая несколько негативов и убирая ненужные детали. Благодаря этому его работы больше напоминают классические монохромные живописные полотна.

Лан Цзиншань. Наставник, сидящий под сосной
Лан Цзиншань. Наставник, сидящий под сосной
Лан Цзиншань. Брошенная хижина
Лан Цзиншань. Брошенная хижина
Лан Цзиншань. Орхидеи
Лан Цзиншань. Орхидеи
Лан Цзиншань. Цветочные и розовые облака
Лан Цзиншань. Цветочные и розовые облака
Лан Цзиншань. Озера
Лан Цзиншань. Озера
Лан Цзиншань. Фотопортрет художника Ци Байши
Лан Цзиншань. Фотопортрет художника Ци Байши
Лан Цзиншань. Уединенный покой хижины
Лан Цзиншань. Уединенный покой хижины
Лан Цзиншань. Весна наступила
Лан Цзиншань. Весна наступила
Лан Цзиншань. Ночь, луна в облаках
Лан Цзиншань. Ночь, луна в облаках

Следующий зал — снова каллиграфия, художник Чэнь Чжишэн 陈志声: разные стили, цитаты из знаменитых текстов.

♦ По теме: Врата в каллиграфию: восемь принципов иероглифа юн 永 Ван Сичжи

Чэнь Чжишэн, каллиграфия
Чэнь Чжишэн, каллиграфия
Чэнь Чжишэн, каллиграфия
Чэнь Чжишэн, каллиграфия

Еще один интересный современный художник — Дай Шуньчжи 戴顺智.

Дай Шуньчжи. Начало весны
Дай Шуньчжи. Начало весны
Дай Шуньчжи. Горец
Дай Шуньчжи. Горец
Дай Шуньчжи. Горец
Дай Шуньчжи. Горец

Еще несколько современных художников:

Фань Ян. Архаты
Фань Ян. Архаты
Фань Ян. Обеденный перерыв на рабочей площадке
Фань Ян. Обеденный перерыв на рабочей площадке
Хань Цзинвэй. Облака плывут
Хань Цзинвэй. Облака плывут
Пейзажи Хань Цзинвэя
Пейзажи Хань Цзинвэя
Хань Цзинвэй. Восход и закат
Хань Цзинвэй. Восход и закат
Юань У. Богатая весна и горное жилище
Юань У. Богатая весна и горное жилище
Фань Ян. Старая турецкая деревня
Фань Ян. Старая турецкая деревня
Фань Ян. Собор в Европе
Фань Ян. Собор в Европе
Один из залов музея
Один из залов музея

Еще один художник, на работах которого следует остановиться несколько подробнее, это Ван Юэчжи 王悦之 (1894-1937). Он — один из первых китайских художников, кто работал в технике масляной живописи. Его работы выставлялись в Европе, Америке. В настоящее время собрание его картин хранится в Национальном музее искусств в Пекине.

Ван Юэчжи. Сян Юань
Ван Юэчжи. Сян Юань
Ван Юэчжи. Жизнь эмигрантов
Ван Юэчжи. Жизнь эмигрантов
Ван Юэчжи, серия "Пейзажи озера Сиху"
Ван Юэчжи, серия «Пейзажи озера Сиху»
Ван Юэчжи, серия "Пейзажи озера Сиху"
Ван Юэчжи, серия «Пейзажи озера Сиху»
Ван Юэчжи, серия "Пейзажи озера Сиху" (дамба Байди)
Ван Юэчжи, серия «Пейзажи озера Сиху» (дамба Байди)
Ван Юэчжи, пагода Баочу
Ван Юэчжи. Пагода Баочу
Ван Юэчжи. Местное население Тайваня
Ван Юэчжи. Местное население Тайваня
Ван Юэчжи. Женщина в кресле-качалке
Ван Юэчжи. Женщина в кресле-качалке
Ван Юэчжи, автопортрет
Ван Юэчжи. Автопортрет

Информация для посетителей

Сайт музея: http://www.namoc.org/; страница на английском языке: http://www.namoc.org/en/

Время работы: 9:00-17:00, вход до 16:00.

Вход бесплатный, при себе необходимо иметь паспорт. В день по бесплатному билету можно пройти только один раз.

Адрес: Музей изобразительных искусств Китая, 1 Wusi Dajie, East District, Beijing, China, 100010; 北京市东城区五四大街一号.

Проезд: станция метро Дунсы 东四 (линии 5,6), далее пешком на запад по улице Дунсы си 东四西大街. После посещения музея можно прогуляться по улице Ванфуцзин.

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.