Во многих городах Китая есть парки, названные именем «отца китайской нации» Сунь Ятсена. Есть такой и в Пекине. Он расположен к юго-западу от Запретного города. Этот парк оценят как любители китайской истории, так и цветоводы.
♦ По теме: Достопримечательности Пекина: краткий путеводитель
История парка Чжуншань
В центральной части парка находится храмовый комплекс Алтарь Земли и Злаков (社稷坛 Шэцзитань), построенный в 1421 году при императоре Юнлэ (1360-1424, на престоле с 1402 года; собственное имя Чжу-ди). Он расположен напротив Императорского храма предков (太庙 Тай мяо) с юго-восточной стороны Гугуна. Здесь императоры династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) приносили жертвы богам земли и сельского хозяйства.
В 1914 году храмовый комплекс и территория вокруг него были преобразованы в Центральный парк, открытый для посещения. В 1928 году парк получил свое нынешнее название — Парк Сунь Ятсена (中山公园 Чжуншань гунъюань)*.
* Сунь Ятсен (диалектное чтение; 孙逸仙 Сунь Исянь, 12 ноября 1866 — 12 марта 1925) — китайский революционер, основатель партии Гоминьдан, временный президент Китайской республики. В Китае он больше известен под именем Сунь Чжуншань, по имени Накаяма 中山, которое он получил в Японии.
Прогулка по парку
В парк ведут несколько ворот — с южной, западной и восточной сторон. Войдем через Правые дворцовые врата (阙右门 Цюэюмэнь), которые находятся рядом с воротами Запретного города Умэнь 午门. Впереди — длинная аллея, в центре которой находится Беседка Сентенций (格言亭 Гэяньтин), известная также как Беседка Целительных слов (藥言亭 Яояньтин). Она представляет собой восьмиколонную ротонду в европейском стиле. Ее построили в 1915 году. На каждой колонне были высечены афоризмы мудрецов древности, однако в годы революции они были уничтожены.
К югу от нее находится северный вход в Алтарь Земли и Урожая (или Храм Земли и Злаков) 社稷坛 шэдитань.
На территории храмового комплекса находятся два павильона. Северный, меньший по размеру — Алебардовый дворец (戟殿 Цзидянь). Первоначально на этом месте располагался вход в Храм, который назывался Алебардовые врата (戟门 Цзимэнь). Здесь хранились 72 алебарды, которые в 1900 году были похищены Объединенной армией восьми стран.* В 1914 году ворота были перестроены в дворцовый павильон. Сейчас здесь располагается Зал заседаний Народного политического консультативного совета Китая.
* В 1900-1901 году объединенная армия Германии, Японии, России, Англии, Америки, Франции, Австрии и Италии вторглась в Китай.
Южнее находится Дворец Поклонения (拜殿 Байдянь), который также назывался Дворец Молитв (祭殿 Цзидянь) и Дворец Подношения даров (享殿 Сяндянь). Он был построен в начале эпохи Мин. После смерти Сунь Ятсена в 1925 году здесь был выставлен гроб с его телом и проходила церемония прощания. В 1928 году дворец получил название Зал Сунь Ятсена (中山堂 Чжуншаньтан), а внутри был устроен мемориальный музей.
Этот музей стоит посетить обязательно. Сунь Ятсен — одна из ключевых фигур китайской истории, его часто сравнивают с Конфуцием или Мэн-цзы. Он вошел в историю не только как главный идеолог Синьхайской революции 1911-1912 годов, свергнувшей монархию, но и как автор учения о трех народных принципах и конституции пяти властей.* В музее представлены личные вещи Сунь Ятсена, его рукописи, книги, документы его времени, каллиграфия.
* Три народных принципа: национализм, народовластие, народное благосостояние. Пять властей: законодательная, судебная, исполнительная, экзаменационная и контрольная (первые три соответствуют трем ветвям власти, принятых в западной политико-правовой теории; экзаменационная и контрольная власти издревле в том или ином виде существовали в Китае).
В музее представлены свитки с изречениями Сунь Ятсена. На одном из них написаны четыре иероглифа: 天下为公 Тянь ся вэй гун — «Поднебесная принадлежит всем».* Это характеристика общества Великого Единения 大同 Датун, которое, согласно конфуцианскому учению, существовало в древности в эпоху легендарных правителей Яо и Шуня, а также при династиях Ся (XXII-XVIII вв до н.э.), Шан-Инь (XVIII-XII вв до н.э.) и Западная Чжоу (XI-VIII вв до н.э.). По мнению Сунь Ятсена, в этих словах заложены идеи демократии и республиканской формы правления.
* «Кун-цзы ответил: … Когда шли по Великому Пути, Поднебесная принадлежала всем, [для управления] избирали мудрых и способных, учили верности, совершенствовались в дружелюбии. Поэтому родными человеку были не только его родственники, а детьми — не только его дети. Старцы имели призрение, зрелые люди — применение, юные — воспитание. Все бобыли, вдовы, сироты, одинокие, убогие и больные были присмотрены. Своя доля была у мужчины, свое прибежище — у женщины. Нетерпимым [считалось] тогда оставлять добро на земле, но и не должно было копить его у себя; нестерпимо было не дать силам выхода, но и не полагалось [работать] только для себя. По этой причине не возникали [злые] замыслы, не чинились кражи и грабежи, мятежи и смуты, а люди, выходя из дому, не запирали дверей. Это называлось великим единением.» (Ли-цзи, гл.9. Пер. И.С.Лисевича)
♦ Подробнее: Знаменитая каллиграфия Сунь Ятсена «Поднебесная принадлежит всем»
А вот и костюм Сунь Ятсена — френч, знаменитая «суньятсеновка» (中山装 Чжуншаньчжуан), в подобном щеголяли почти все китайцы в XX веке.
Еще один знаменитый афоризм Сунь Ятсена: «Знать трудно, действовать легко» (知难行易 чжи нань син и). Мудрецу Фу Юэ, жившему в эпоху Шан-Инь, приписывается фраза, ставшая затем пословицей: «Познавать не трудно, трудно осуществить на практике». По мнению Сунь Ятсена, самым трудным как раз является познание, это высший вид деятельности. А практическая деятельность часто совершается «на автомате».
Перед Залом Сунь Ятсена расположен древний Алтарь Земли и Злаков. (社稷坛 Шэцзитань). Здесь императоры совершали церемонии жертвоприношения божеству земли и божеству пяти злаков*. Считалось, что подобные церемонии гарантируют благополучное созревание урожая (ср. с церемониями в Храме Неба).
* Пять злаков: пять основных сельскохозяйственных культур — рис, просо, ячмень, пшеница, бобы.
На территории храмового комплекса также расположены несколько парковых построек и павильонов.
Особо мне понравился Сад приятных ароматов (蕙芳园 Хуэйфанъюань). Чтобы попасть в него, нужно пройти через бамбуковую рощу.
За рощей скрываются садовые павильоны, где проходила выставка орхидей. Здесь интересны не только сорта орхидей, но и дизайн помещений.
Здесь много профессиональных фотографов.
Между галереями и павильонами часто остаются небольшие пространства площадью в несколько квадратных метров. В них часто устраивают маленькие сады с камнями и растениями.
В галереях, которые окружают сад, часто прорезают окна разных форм. На стекла наносят рисунки растений.
Китай — страна южная. И подобные галереи выполняют важную функцию: зимой они укрывают от непогоды, а летом — от зноя. Кроме того, галереи визуально разделяют пространство.
У южных, главных ворот в храмовый комплекс — лев и львица, охраняющие вход.
Вокруг храмового комплекса — большой парк, где много цветов и живописных уголков. Повсюду растут старые кипарисы.
В одном из павильонов проводится выставка современной мебели.
Обращает на себя внимание Восьмиколонный Павильон Орхидей (兰亭八柱亭 Ланьтин бачжутин). Первоначально он находился в парке Юаньминъюань. В 1910 году был перенесен в новый летний императорский дворец Ихэюань, а затем уже — в парк Сунь Ятсена.
Есть в парке и небольшие рукотворные холмы, куда ведут каменистые дорожки.
В южной части парка — система рукотворных озер и проток.
Еще одно интересное строение, которое обязательно стоит посетить — Оранжерея (唐花坞 Танхуа’у). Она состоит из трех залов, где представлены разные комнатные растения.
Южная часть парка очень живописна. По берегам озер устроены цветники.
За территорией парка виднеются величественные Врата Небесного Спокойствия (天安门 Тяньаньмэнь), символ Китая.
Еще одно интересное сооружение в парке — белокаменная Арка защиты мира, крытая синей черепицей (保卫和平坊 Баовэй хэпин фан). Первоначально она была посвящена памяти барона фон Кеттелера, убитого во время Боксерского восстания.* После поражения Германии в Первой мировой войне надпись на воротах была изменена на «Торжество закона», а затем — на «Защиту мира», написанную китайским писателем, историком и политическим деятелем Го Можо (郭沫若, 1892-1978). Перед аркой находится фонтан.
* Боксерское восстание, восстание ихэтуаней (义和团 «отряды справедливости и гармонии») — в 1899-1901 восстание против иностранного вмешательства в политику, экономику и религию. Было подавлено Объединенной армией восьми держав.
За аркой, с северной стороны — памятник Сунь Ятсену.
В парке еще немало интересных мест и красивых павильонов.
Северная часть парка примыкает к каналу вокруг Гугуна. Здесь есть небольшая лодочная станция.
Информация для посетителей и карта
Как добраться: на метро 天安门西 Tian’anmen West, линия 1.
Время работы: 6:00-22:00 (июнь-август); 6:00-21:00 (апрель-май, сентябрь-октябрь); 6:30-20:00 (ноябрь-март). Касса закрывается за 1 час до времени окончания работы парка.
Стоимость билета: парк — 3 юаня; полный билет (с посещением Оранжереи и Сада приятных ароматов) — 5 юаней; Зал Сунь Ятсена — 2 юаня.
В свои прошлые посещения Пекина я проигнорировала этот парк. И как выяснилось, зря. В отличие от Гугуна здесь сравнительно немного людей. Очень интересная экспозиция музея Сунь Ятсена. А для любителей цветов здесь настоящий рай!
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.