Лян У-ди 梁武帝 (личное имя Сяо Янь 萧衍, 464-549, на престоле с 502 года) — основатель и первый император династии Лян (Южная Лян) периода Северных и Южных династий (420-589). Он вошел в историю как покровитель буддизма, его описывали как образованного, трудолюбивого, высокоморального, скромного и набожного человека.

Сяо Янь. император Лян У-ди
Сяо Янь, император Лян У 梁武皇帝. Музей Императорского Дворца (Тайбэй, Тайвань)

Император был прекрасным мастером верховой езды, метким лучником, а также знатоком астрологии и других оккультных наук, поэтом и музыкантом, каллиграфом и художником. Он отлично играл в вэйци, проявил себя как толковый военачальник и дипломат.

Лянский У-ди ввел систему государственных экзаменов на получение чиновничьих должностей, по его указу был написан знаменитый текст для начального обучения грамоте «Тысячесловие» («Текст в тысячу знаков») 千字文 qiānzìwén. Его кисти принадлежат тысячи цзюаней сочинений, значительная часть которых является комментариями к «Шести канонам» конфуцианства, лично руководил составлением текста «Всеобщая история» 通史 tōngshǐ в 600 цзюанях.

Он покровительствовал буддизму, строил буддийские монастыри. Император принял пять обетов упасака — буддиста-мирянина. Руководствуясь буддийскими принципами непричинения вреда живому, он запретил смертную казнь, а также упразднил принесение в жертву животных, заменив их на соответствующие фигурки из теста. У-ди придерживался вегетарианской диеты и требовал того же от своих приближенных. Его сочинение «Драгоценное моление лянского императора» 梁皇宝忏 liáng huáng bǎochàn, повествующее о кармическом воздаянии за грехи, до сих пор читается в китайских буддийских монастырях. При нем буддизм в Южной Лян достиг расцвета.

Одна из популярных чаньских историй рассказывает о беседе Первого патриарха школы чань Бодхидхармы 菩提达摩 с Лянским У-ди, которая состоялась в Цзиньлине 金陵 (Цзянькан 建康, ныне Нанкин) в седьмой год правления императора У-ди:

Когда патриарх Бодхидхарма прибыл на восток, его пригласил император Лян У-ди. Император спросил: «С тех пор, как Я взошел на престол, Я построил храмы и написал священные писания, а также обучил многих монахов. Какие заслуги Я приобрел?»

Патриарх Бодхидхарма ответил: «На самом деле никаких заслуг нет. Это всего лишь добрые деяния, а не подлинные заслуги. Они могут получить только маленькие плоды человеческих существ и небес».

Император спросил: «В таком случае, каковы подлинные заслуги?»

Патриарх ответил: «Если Вы обретете фундаментальную мудрость, чистую и спокойную, пустую и незамутненную, гармоничную и беспрепятственную, только тогда у Вас будут подлинные заслуги. Подлинных заслуг нельзя добиться при помощи мирских правил».

Император Лян У-ди снова спросил: «Могу ли Я спросить святого монаха, каково первое значение святой истины?»

Патриарх не ответил прямо, но сказал: «Царство Дхармы пусто и безмолвно. Нет ничего святого, о чем можно было бы говорить (无圣可言), тем более, нельзя ничего сказать о святой истине».

Император озадаченно спросил: «Если тот, кто сейчас стоит передо Мной, не святой человек, то кто это?»

Патриарх ответил: «Не знаю».

Вскоре Бодхидхарма покинул Цзиньлин и вернулся на северный берег реки Янцзы.

Вероятно, причиной того, что Бодхидхарма покинул Цзиньлин стало то, что патриарх разочаровался в У-ди, полагая, что тот понимает буддийское учение очень поверхностно.

Заслуги лянского императора У-ди действительно огромны. Однако его приверженность буддизму в конечном итоге обернулась против него самого.

По приказу Лянского императора У-ди, в 521 году к северо-востоку от Цзиньлина был построен огромный буддийский монастырь Тунтай-сы 同泰寺. Каждый день император здесь возжигал благовония и молился Будде, читал лекции посвященные Буддийской Дхарме. Он полагал, что таким образом он накапливает заслуги и избавляет народ от несчастий.

Монастырь Тунтай-сы, реконструкция
Монастырь Тунтай-сы, реконструкция

Когда император состарился, то оставил императорский престол и удалился в монастырь Тунтай-сы, где постригся в монахи. Новость быстро разнеслась по всей стране, заставив судачить о ней и верхи, и низы.

Однако государство ни одного дня не может обходиться без правителя. Если император стал монахом, то кто будет заниматься государственными делами? Пораскинув мозгами, министры решили идти в монастырь просить У-ди вернуться во дворец.

Лянский император У-ди не смог вынести нескончаемой вереницы министров, которые приходили уговаривать его, и потому ему не оставалось ничего другого, как вернуться во дворец. Однако он вспомнил, что после пострижения в монахи, если человек хочет вернуться в мир, то он должен внести в монастырскую казну деньги, чтобы выкупить себя. Он — правитель своей страны, и раз уж возвращается в мир, то как может не заплатить монастырю за свой уход?

Тогда Лянский У-ди снова вернулся в монастырь Тунтай-сы. Министры вновь пришли за ним, однако в этот раз император ответил, что ни за что не вернется. Министры в панике «схватились за уши и стали чесать щеки», находясь в крайнем замешательстве, пока, наконец, один из министров не предложил выкупить императора, который «пожертвовал собой», став монахом. Только так император может вернуться во дворец.

Министры собрали сто миллионов (сумма, вероятно, условная, в китайском тексте стоит 万万, то есть «сотни миллионов», миллиарды» — М.А.) и «выкупили» императора. Только тогда Лянский У-ди согласился вернуться во дворец. Однако прошло совсем немного времени, и императору вновь надоела жизнь во дворце. И он в третий раз ушел жить монахом в монастырь Тунтай-сы. Однако в этот раз, чтобы продемонстрировать искренность своих помыслов, он не только пожертвовал монастырю себя самого, но и территорию всей страны! Соответственно, чтобы выкупить императора, требовалась гораздо большая сумма!

К этому времени государственная казна была практически пустой. Министры пошли на всевозможные ухищрения и за месяц собрали двести миллионов, чтобы снова выкупить императора.

Никто не ожидал, что спокойный период продлится всего лишь год. Лянский У-ди снова сбежал в Тунтай-сы, «пожертвовав» себя монастырю. Министрам снова пришлось собирать сто миллионов, чтобы выкупить императора обратно.

Всего Лянский У-ди четыре раза уходил в монастырь, поэтому министрам пришлось потратить, в общей сложности, четыреста миллионов. Неудивительно, что государственная казна была пуста. Находясь в отчаянной ситуации, министрам и чиновникам оставалось лишь выжимать все соки из народа, чтобы хоть как-то наполнить казну. В результате народ, о благоденствии которого так заботился император, прозябал в неописуемой нищете.

Желание Лянского У-ди в поздние годы жизни стать монахом было столь велико, что он почти что забросил государственные дела. В 549 году генерал Хоу Цзин 侯景 из государства Восточная Вэй, воспользовавшись ситуацией, в союзе с командующим войсками в столице Сяо Чжэндэ 萧正德 (племянник У-ди — М.А.) подняли мятеж. Лянский У-ди был заключен под домашний арест и уморен голодом.

Возможно, причиной смерти императора У-ди явилось отравление, поскольку незадолго от смерти он чувствовал сильную горечь во рту и просил мед. Но никто к нему не подошел. Всего он прожил 85 лет. Генерал Хоу Цзин возвел на престол сына У-ди, Сяо Гана 萧纲 — Лян Цзянь Вэнь-ди 梁简文帝 (503-551, на престоле с 549) и стал при нем, фактически, главой государства. Династия Лян пала в 557 году.

История с уходом в монастырь Лянского императора У-ди вызывает много вопросов. Почему такой талантливый император в последние годы жизни повел себя столь неразумно, что обернулось бесчисленными несчастьями для народа и, в конечном итоге, стало началом конца основанной им династии Южная Лян? Было ли это связано с весьма преклонным возрастом императора, или же прав был Бодхидхарма, полагавший, что император не понял сути учения Будды?

Источники:

  1. 上下五千年。2。广州, 2015, 2021
  2. 萧衍 / baike.baidu.com
  3. 菩提达摩 / baike.baidu.com
  4. 同泰寺 / baike.baidu.com

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.