Общаясь с китайцами, меня на первых порах очень удивляли их настойчивые просьбы высказать свое мнение, указать на ошибки и критиковать. В отношении меня они тоже не делали поблажек, подчас весьма жёстко и прямолинейно указывая на мои ошибки и промахи.
Однако чем больше я погружалась в изучение китайского философского наследия, тем лучше понимала основания этой традиции, вырастающие из учения Конфуция и конфуцианства в целом. Воспринимать критику, а также критиковать человека и указывать ему на ошибки, чтобы он исправился — в этом и заключается правильное поведение благородного мужа 君子 jūnzǐ. Дозволялось увещевать вышестоящего, включая правителя, указывать ему на ошибки. Лесть, подхалимство, цветистые слова характеризуют маленького человека 小人 xiǎorén — антипода благородного мужа.
Разумеется, далеко не все и не всегда следовали этому правилу. Китайская история знает немало людей, которые поднимались на вершины власти благодаря своим отрицательным качествам. Это, однако, всегда осуждалось конфуцианством. Видя несправедливое правление, чиновник, если не имел возможности изменить существующее положение, мог подать в отставку и жить в уединении. Это считалось жестом выражения несогласия и нежелание сотрудничать с маленькими людьми (даже если они занимали высокие посты).
В качестве примера, иллюстрирующего стремление к критике, приведу одну из историй о Янь-цзы 宴子 (Янь Ин 晏婴, 578-500 до н.э.) — мыслителя, государственного деятеля и дипломата царства Ци периода Чунь-цю (771-475 до н.э.).
Отправить в отставку Гао Ляо
В эпоху Чунь-цю у министра царства Ци Янь-цзы был подчиненный по имени Гао Ляо. Он никогда не совершал никаких ошибок, однако был отправлен Янь-цзы в отставку.
Люди, находящиеся рядом с Янь-цзы, не могли понять его поступок. Тогда Янь-цзы ответил: «Я — человек, имеющий массу недостатков, поэтому нуждаюсь в человеке, который будет указывать мне на мои ошибки и исправлять мои промахи. Это подобно тому, как кривую древесину необходимо привести в соответствие с нормой, обрубить топором, обстругать рубанком, и только тогда получится сделать посуду, которой можно пользоваться. Однако Гао Ляо за три года, которые он провел рядом со мной, никогда не указывал мне на мои ошибки и не исправлял мои промахи. Какую это имеет пользу для меня? Поэтому я отправил его в отставку.»
В трактате «Наставления молодым людям» 弟子规 dì zǐ guī (эпоха Цин, 1644-1911), который отражает базовые принципы правильного поведения человека в обществе, сформированные в Китае, об этом говорится так:
闻誉恐,闻过欣。直谅士,渐相亲。
Wén yù kǒng, wén guò xīn. Zhí liàng shì, jiàn xiāngqīn.
Услышав, как восхваляют [тебя], бойся; услышав, как критикуют [тебя], радуйся. С прямым и искренним человеком постепенно взаимно сблизитесь.
При этом в нужный момент достойного человека можно и нужно подбодрить, расхвалить его перед другими, и тогда он будет ещё больше стараться. Об этом я рассказывала в статье «Встречая гостя, перевернуть обувь». С другой стороны, критика не должна быть чрезмерной, это может привести к весьма печальным последствиям.
© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.