История знает немало примеров людей, которые, несмотря ни на какие невзгоды, смогли остаться верными своей стране и своему народу. Одна из них — это китайская история о Су У 苏武 (140? — 60 гг. до н.э.), который был послом империи Великая Хань у сюнну.

Су У пасет овец
Су У пасет овец, современная картина

В 100 году до н.э. сюнну, которые на протяжении долгого времени представляли серьезную военную угрозу для Китая, отправили посла в Великую Хань чтобы вести переговоры о мире, а также в знак своих добрых намерений отпустили находящегося в плену ханьского посла. В знак ответной благодарности ханьский император У-ди (царствовал в 141 — 87 годах до н.э.) вручил верительный жезл посла начальнику дворцовой стражи Су У и отправил его к сюнну. Вместе с ним было отправлено большое посольство, среди членов которого были Чжан Шэн 张胜 и Чан Хуэй 常惠. Они благополучно прибыли к сюнну, вручили шаньюю (главе сюнну) богатые дары, присланные ханьским двором и уже были готовы отправиться обратно в Великую Хань. Но…

За некоторое время до описываемых событий ханьский посланник Вэй Люй 卫律 (2 в. до н.э. — 70-е гг. до н.э.) сдался сюнну и поступил на службу к шаньюю. Подчиненный Вэй Люя Юй Чан 虞常 был очень разочарован этим поступком и решил отомстить Вэй Люю. Юй Чан был в дружеских отношениях с Чжан Шэном. Вдвоем они решили убить перебежчика Вэй Люя и взять в заложники мать шаньюя, а затем сбежать обратно на Великие равнины (т.е. в Великую Хань).

Однако их заговор оказался раскрыт, Юй Чана схватили, после чего шаньюй поручил Вэй Люю провести дознание и найти сообщников покушения.

Изначально Су У ничего не знал об этом деле. После того, как Чжан Шэн рассказал ему о случившемся, Су У посчитал, что поскольку уже все произошло, сюнну обязательно проведут дознание в отношении него самого, в результате чего ханьский двор потеряет лицо. Поэтому он выхватил нож и попытался убить себя. К счастью, Чжан Шэн и Чан Хуэй вовремя остановили его.

После того, как шаньюй прочитал отчет Вэй Люя, он пришел в ярость и решил убить Су У. Однако его министры полагали, что будет лучше принудить Су У сдаться в плен.

Су У, услышав предложение Вэй Люя сдаться сюнну, воскликнул: «Я посол Великой Хань. Потеряв свою совесть, я, тем самым, потеряю лицо и не смогу с этим жить». После этого он выхватил нож и полоснул себя им по горлу, после чего потерял сознание. Вэй Люй, увидев, что Су У тяжело ранен, тотчас же стал звать на помощь.

Поступок Су У восхитил шаньюя, и он еще более желал принудить его сдаться в плен. Когда Су У выздоровел, шаньюй приказал бросить Су У в земляную яму и оставить там его без еды и воды, полагая, что тот, наконец, покорится.

Су У пасет овец
Картина Цяо Юйчуань (современная эпоха)

Была зима, падал снег. Су У терпел в земляной яме голод и холод. Чтобы утолить жажду, он руками зачерпывал снег и ел его, чтобы утолить голод, жевал кожаные ремни и овчину. Так прошло несколько дней.

Видя, что Су У все еще жив, сюнну посчитали его божественным человеком. Тогда шаньюй решил отправить его в пустынный безлюдный Бэйхай (озеро Байкал) пасти овец. На прощание он сказал: «Когда баран родит ягненка, я отпущу тебя домой». Но разве баран может родить ягненка? Это означало, что Су У останется там навсегда.

Су У пасет овец
Картина Пу Инь (современная эпоха)

На первых порах в суровом Бэйхае у Су У не было никакой еды, и чтобы прокормиться, он был вынужден выкапывать дикие травы и коренья. Его единственным товарищем в этом пустынном краю был верительный жезл посла. Каждый день Су У, опираясь о жезл, смотрел на юг, в сторону Великих равнин, с надеждой, что однажды он вновь встретится с императором У-ди.

Но года сменяли друг друга, и надежды Су У таяли. Кисточки на верительном жезле постепенно истрепались и оторвались. Но Су У по-прежнему дорожил им как драгоценностью. Изредка его навещали сюнну и ханьцы, доносившие вести из Великой Хань. Узнав о смерти императора У-ди, Су У, обратившись лицом в сторону Чанъаня, в течении нескольких месяцев плакал, его рвало кровью.

В 85 году до н.э. великий шаньюй умер, после чего среди сюнну в очередной раз случились беспорядки. Новый шаньюй не имел такого влияния, как прежний, и поэтому решил наладить дружеские отношения с Хань. Ханьский император Чжао-ди (правил в 87 — 74 годах до н.э.) отправил посла к сюнну с требованием отпустить Су У, но шаньюй солгал, что Су У уже умер. Посол поверил в это, и больше не поднимал этот вопрос.

Су У пасет овец
Картина Шангуан Чжоу (эпоха Цин)

Спустя несколько лет к сюнну прибыл новый ханьский посол. Чан Хуэй, который жил среди сюнну, смог подкупить одного сюнну и выяснил, что Су У по-прежнему жив. После этого он встретился с ханьским послом и передал ему всю имеющуюся информацию. Тогда посол обратился к шаньюю со словами: «Если сюнну искренне хотят наладить отношения, то они не должны обманывать Великую Хань. Наш император не так давно в императорском парке подстрелил орла, к ноге которого была привязана шелковая лента с надписью ″Су У в Бэйхае пасет овец″. Су У все еще жив, почему же ты говоришь, что он мертв?»

Суеверный шаньюй испугался, решив, что честность Су У так растрогала птиц, что даже орел согласился передать весть о нем, и тотчас же распорядился отпустить Су У. Это случилось в 81 году до н.э.

Всего Су У был послом 40 лет, из которых 19 лет пробыл в плену у сюнну, пройдя там через лишения и испытания. В тот день, когда он вернулся в Чанъань, люди высыпали на улицы, чтобы встретить героя. Перед ними предстал седовласый старик с белой бородой, опиравшийся на полностью истрепавшийся верительный жезл посла, который твердой поступью вошел в город. Все говорили, что Су У — великий муж с сильной волей и кристальной честностью.

Су У пасет овец
Картина Жэнь И (эпоха Цин)

После своего возвращения Су У вновь был назначен на государственную службу, но оказался жертвой интриг. Он был отправлен в отставку, последние годы жизни прожил в скромности и умер в возрасте более 80-ти лет.

В «Истории династии Хань» 汉书 Су У восхваляется как посол, не опозоривший своего императора. О жизни Су У сложено немало стихов, песен, рассказов, сняты фильмы и поставлены спектакли. Чэнъюй «Су У пасет овец» 苏武牧羊 sū wǔ mù yáng означает честного, твердого, стойкого человека, который до конца остается верен своей стране.

Образ Су У отражает китайскую культурную традицию верности нации и императору, патриотизма, честности и непоколебимости в богатстве и знатности, бедности и скромности. В деревне Лунмэнь 龙门村 (город Угун 武功, уезд Угун 武功, к западу от города Сяньян, провинция Шэньси) расположен Мемориальный зал Су У с могилой Су У в центре.

Мемориальный зал Су У в Угуне
Мемориальный зал Су У 武功苏武纪念馆

Источники:

  • 中华上下五千年,4 — 秦汉。 — 南昌,2022
  • 中华上下五千年,2 — 汉,三国,金,南北, 隋。— 广州,2021
  • baike.baidu.com/item/苏武

© Сайт "Дорогами Срединного Пути", 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.